Опубликовано 03.05.2011 в рубрике  Новости Митрополии
 

Современная православная архитектура как продолжение исторических традиций православного зодчества.


Доклад прочитанный епархиальным архитектором Ириной Ивановной Руденко 24 марта 2011 г. в Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии на международной научно-практической конференции «Традиции и инновации в современном социокультурном пространстве».
 
РАЗДЕЛ 1

Тема доклада носит прикладной характер и рассматривается применительно к
архитектурно-планировочным решениям. как один из возможно приемлемых методов проектирования православных храмов современного периода.
Подобный подход к проектированию обусловлен глубокой связью внутреннего и наружного облика здания православного храма, где каждый объем имеет смысловую направленность.
Можно также отметить последовательно неизменный взгляд Православной Церкви на храмостроение. Многие видят здесь консерватизм. Но объяснить подобное отношение можно необходимостью сохранять принципиальную основу. Хотя, даже при такой ,казалось бы, жесткой направленности всегда есть выбор большого количества вариантов и решений. Также нельзя полностью исключить развития новых форм.

Общее преставление о компоновке православного храма можно составить опираясь на СП 31-103-99 « Здания, сооружения и комплексы православных Храмов». В качестве небольшого введения ниже представлены основные положения, которые заложены в основу принятия того или иного архитектурно-планировочного решения.
Для более полного представления о православном храмостроительстве и его исторических корнях можно воспользоваться МДС 31-9.2003 Православные храмы. Том 2. Православные храмы и комплексы. Пособие по проектированию и строительству к СП 31-103-99.
«Первый храм Единому Богу был возведен сохранившими истинную веру людьми по указанию Самого Бога. Возведение ветхозаветного храма было актом не человеческой мысли и ее архитектурного воплощения, а исполнением воли Самого Бога, который дал Моисею и Соломону подробные указания и пояснения о планировке и размерах храма, конструктивных решениях, строительных и отделочных материалах, элементах убранства и способах их изготовления. Это так называемая Скиния и в дальнейшем Иерусалимский храм, имевший трехчастную структуру (притвор - святилище - Святая Святых) и некоторые элементы убранства, которые присутствуют и в современных православных храмах.
Первая Евхаристия была совершена Иисусом Христом не в храме, а в частном доме, в специально устроенной комнате - Сионской горнице. Из истории христианства известно, что первые молитвенные собрания христиан происходили в частных домах, подземных катакомбах, приспособленных сооружениях иного назначения.
В VI - IX вв., когда окончательно оформились основы веры и богослужение, раннехристианская базилика трансформировалась в храм крестово-купольного типа. Его композиция с центральным куполом, символизирующем небо, над кубическим объемом, символизирующем землю, воплощала основную мысль христианского вероучения о единении небесного (духовного) и земного (материального), ставшем возможным благодаря пришествию и крестной жертве Христа. Эта идеально найденная композиция стала каноничной для восточной (Православной) Церкви».
«С символикой богослужебного чина непосредственно связана символика храмовой архитектуры, которая формировалась одновременно со сложением чина Литургии в Византии в период VI - IX вв. Тогда был выработан крестово-купольный тип храма, идеально соответствующий богослужебному чину и создававший архитектурными формами зрительные образы того, что провозглашалось словом и священнодействиями богослужения. Вместе с принятием христианства и всей полноты догматического вероучения Православной Церкви Русь в IX веке восприняла от Византии и символическое толкование храма.
По учению Церкви весь видимый материальный мир является символическим отражением мира невидимого, духовного. Так, солнце и камень являются образами Христа, а золото - образом истины и т.д. Согласно церковной теории соотношения образа с первообразом, архитектурные образы и символы храма при исполнении в рамках канонической традиции могут отражать первообразы небесного бытия и приобщать к ним. Символика храма объясняет верующим сущность храма как начала будущего Царства Небесного, ставит перед ними образ этого Царства, пользуясь видимыми архитектурными формами и средствами живописной декорации для того, чтобы сделать доступным нашим чувствам образ невидимого, небесного, божественного.
Если первообраз - Царство Небесное - это область истины, правды и красоты, то подобные характеристики должны прилагаться и к архитектуре храма, претендующей на отображение небесного первообраза.
В Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе) символический образ Царства Небесного «Святого Иерусалима» передан в следующих определениях:
«... он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот... с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот» (Откр. 21.12 - 13);
«... город расположен четвероугольником … длина и широта и высота его равны» (Откр. 21.16);
«... стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу» (Откр. 21.18);
«... престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы его будут служить Ему» (Откр. 22.3).
В земных образах храмов эти характеристики выражаются следующим образом:
квадратная форма плана и кубическая форма объема;
трехмастные членения с каждой стороны;
центричность планировочной структуры, иерархия ее элементов с престолом посредине;
драгоценное убранство (золото, камни), белизна.
Все эти характеристики присутствуют в древнерусском храме.
Храм есть также образ вселенской Церкви, ее основных принципов и устройства. В «Символе веры» Церковь именуется «Единой, Святой, Соборной и Апостольской». Некоторым образом эти черты Церкви могут быть отражены в храмовой архитектуре. Так, например, образ единства Церкви, возглавляемой Христом, зримо воплощают одноглавые кубические объемы древнерусских храмов. Святость Церкви образно выражается белизной стен храмов и сиянием золотых куполов, наподобие нимбов на иконах святых. Соборность и апостольская преемственность выражается, как и в иерархическом устройстве самой Церкви, центричностью композиции, иерархической упорядоченностью частей храма, подчиненной центральному подкупольному пространству.
В святоотеческих толкованиях храм уподобляется также образу Бога. Так, триединству Бога соответствует трехмастная структура храма; неотмирность Бога и Церкви выражается в формах храма, отличных от форм жилых и иных сооружений земного назначения.
Непостижимый Бог являет Себя в мире в таких именах, которые имеют отражения в архитектуре храма. Так, Бог именуется как Красота, Любовь, Единство, Свет, Истина, Добро. В храмовой архитектуре эти имена выражаются в пропорциональном соответствии целого и частей, симметричности композиции, цельности формы, ясности композиции, тектоничности сооружения, узнаваемости формы.»

«Интерьер крестово-купольного храма представляет собой целостную систему иерархически упорядоченных пространств, развивающихся от боковых нефов, где размещается основная часть молящихся, к центральному подкупольному пространству с амвоном в центре и дальше вверх, к куполу, на котором находится наполненное светом изображение Главы Церкви - Христа Вседержителя. Такая гармоничная пространственная система наглядно представляет символическую сущность храма как начала будущего Царства Божия.
В планировочном отношении алтарь являет образ Рая, духовного мира, нисходящего на землю к людям. Средняя часть храма является символом неба и земли, вселенной, обновленных примирением с духовным миром. Притвор является символом мира неоправданного, греховного.

В средней части храма стоят верные, которые при восприятии божественной Благодати, изливаемой в Таинствах, становятся искупленными, освященными, причастниками Царства Божия. Если в алтаре помещается божественное начало, то в средней части храма - начало человеческое, входящее в теснейшее общение с Богом. И если алтарь получил значение верховного неба «неба небесе», где пребывает один только Бог с небесными чинами, то средняя часть храма означает частицу будущего обновленного мира, новое небо и новую землю в собственном смысле.
Различные зоны средней части храма также получают толкование Святых Отцов. Так, верхняя зона означает видимое небо, причем светильники изображают звезды, паникадила - круги планет. Нижняя зона означает землю.
Иконостас, отделяющий алтарь от средней части храма, выражает мысль о самой тесной и неразрывной связи, существующей между миром чувственным и духовным посредством молитвенной помощи изображенных там на иконах небожителей, в том числе достигших еще на земле состояния святости, то есть обожения, к которому иные только стремятся.
Древнерусский храм завершается главой «луковичной» формы. Если плоский византийский купол над храмом напоминает небесный свод над землей, а готический шпиль католических храмов выражает стремление ввысь, к небесам, то русская луковичная глава напоминает огненный язык, символизируя идею молитвенного горения, необходимого каждому христианину для единения с Богом».


РАЗДЕЛ 2.

«Древняя Русь, приняв Крещение в 987 г., получила из Византии навыки храмостроительства, которые претерпели, однако, некоторые изменения, связанные как с местными условиями строительства, так и с особенностями русского восприятия христианской веры: «сочетание покаяния с надеждой на спасение» - по выражению митрополита Вениамина (Федченкова). Древнерусский крестово-купольный храм XII - XV вв., как правило, небольшой по размеру, прекрасных пропорций, небогато декорированный снаружи, но внутри сплошь покрытый дивными фресками, погружающими молящихся в созерцание небожителей.

Для русской храмостроительной практики изначально была характерна работа «по образцу» с обращением к тем образцовым сооружениям храмов, которые были приняты церковным сознанием как канонические, т.е. соответствующие догматическому учению Церкви. Первые каменные церкви на Руси были возведены греческими мастерами и представляли собой типичные византийские крестово-купольные храмы. Основные характеристики архитектурной композиции византийских и древнерусских крестово-купольных храмов следующие:
- осевая, симметричная, статичная композиция и гармоничная структура с иерархией соподчинения частей;
- двух(трех)-частная структура плана: алтарь - храм - (притвор);
- кубическая форма средней части храма с купольным покрытием центральной ячейки;
- прием контрастного перехода от небольшого, затемненного пространства притвора к высокому и светлому объему храма с кульминацией композиции в куполе;
- тектоничная система опирания барабана главы посредством «парусов» и арок на четыре столба в центре здания, откуда расходятся в стороны четыре сводчатые рукава;
- венчание храма одной или пятью главами полукруглого очертания;
- световая организация пространства храма с преобладанием освещения сверху;
- лаконизм, строгая простота внешнего оформления и богатство внутреннего убранства храма;
- соответствие наружных членений, декора внутренней структуре здания;
- округлые, арочные формы в интерьере и на фасадах;
- трехчастность в членениях стен и оконных проемов;
- декорация каменной кладки стен нишами, щелевидными окнами без мелкой пластики;
- вертикальная направленность членений фасадов.

В дальнейшей истории русского храмостроительства эти характеристики типичного храма частично видоизменялись методами коррекции, синтеза с элементами, проникающими под влиянием западно-европейской архитектуры, или инновациями, диктуемыми новыми конструктивными решениями, строительными материалами или изменениями в церковном сознании в духе новейшего времени.

Архитектура первых русских храмов, построенных византийцами, не имеет прямых аналогий с греческими храмами ввиду иных условий строительства и иных традиций, что определило своеобразный облик соборов, архитектура которых предопределила появление русской национальной традиции, получившей в дальнейшем блестящее развитие. Крупные многоглавые соборы времен великого княжения Владимира и Ярослава выражали своим статичным монументальным обликом соборность и величие объединенной Руси. Таковы соборы св. Софии в Киеве, Новгороде и Полоцке.

С XII в. размеры храмов - монастырских, княжеских и посадских значительно уменьшаются, растет многообразие вариантов их архитектурных решений. В основном строятся трехнефные четырехстолпные храмы с одним куполом на высоком барабане, часто с притворами по трем сторонам.
Для целого ряда храмов характерна динамичная «башенная» композиция с полукружиями закомар, уступами возвышающихся к главе храма. Их фасады обогащены пластическими деталями, создающими впечатление экспрессивной устремленности ввысь. Такова, например, церковь во имя Архангела Михаила в Смоленске.

Архитектура владимиро-суздальских храмов отличается ясностью и утонченностью форм, декоративным богатством белокаменной резьбы в аркатуре, перспективных порталах, барельефах, украшающих верхние части стен. Синтезировав в себе черты храмовой архитектуры Киевской Руси и романского стиля, а также зодчества ряда христианских стран, она обрела свой самобытный характер, отвечающий национальным особенностям и высокой духовности русского православного народа.

Другим центром развития самобытного церковного зодчества становится новгородская земля. Приходские храмы, возводимые на средства горожан, имеют небольшие размеры, сомасштабные жилой застройке, характеризуются интимной простотой. Это, как правило, четырехстолпные, трехапсидные, одноглавые храмы с позакомарным покрытием, отличающиеся пластичностью форм. Таков и последний княжеский храм Новгорода - церковь в честь Спаса Преображения на Нередице (1198). Архитектурная композиция многих новгородских храмов строится на геометризации формы без трехчастности, где господствует массив обнаженной стены с четким рисунком деталей. В XIV в. размеры новгородских храмов увеличиваются, основным типом становится четырехстолпный одноапсидный одноглавый храм с восьмискатным покрытием.

Для храмовой архитектуры Пскова типичными являются построенные по заказам горожан небольшие четырехстолпные церкви с одной главой на повышенных подпружных арках, которые со временем обрастали со всех сторон приделами, галереями, крыльцами, звонницами, создавая живописный, но гармонично уравновешенный ансамбль. Типичным декоративным убранством барабанов глав псковских храмов является скромная «каменная кайма» в виде чередующихся полос треугольных и прямоугольных впадин, увенчанных арочным пояском. В связи с применением западной манеры звона - раскачиванием колокола, а не его языка, широкое распространение в псковских храмах в XV - XVI вв. приобрели звонницы, имеющие вид стены с прорезанными в верхней части проемами для подвески колоколов.
Небольшие по размеру храмы раннего периода московского княжества воплотили в своем облике лучшие черты предшествующего периода развития русской храмовой архитектуры: центричность и динамизм композиции, устремленность форм храма ввысь, а также чисто московские приемы в виде ряда кокошников у основания главы храма и горизонтальный пояс резного белокаменного орнамента вместо аркатурного фриза, как, например, в Успенском соборе на Городке в Звенигороде.
Возросшее значение Москвы в середине XV в. и выдвижение идеи «Москва - третий Рим» определили необходимость строительства в Кремле нового общественно-религиозного центра, для чего московский князь Иоанн III приглашает в Москву лучших зодчих как из «первого Рима» - Италии, так и из псковско-новгородской земли.
Болонский архитектор Фьораванти, взяв за образец владимирский Успенский собор при строительстве Успенского собора Кремля, существенно перерабатывает его крестово-купольную структуру в направлении большей цельности объема, характерной для рационалистического мышления эпохи Возрождения.

Венецианский зодчий Алевиз Новый строит новый Архангельский собор в традициях русской архитектуры, однако с декоративным убранством фасадов в духе итальянского Ренессанса: раковинами и круглыми окнами в закомарах, капителями на лопатках, филенками и ярусными членениями на пряслах стен. К XVI в. русские зодчие, усвоив знания западной строительной техники, как раньше византийской, обратились к решению задачи создания своей самобытной храмовой архитектуры, в том числе с применением шатровых покрытий и богатством объемной композиции.

Шатровые храмы являлись одной из распространенных, привычных и любимых форм в деревянном зодчестве. Высокий четырех- или восьмигранный сруб церкви увенчивался обычно высокой шатровой кровлей с одной главой наверху. Этот тип постепенно усложняется, к храму пристраиваются приделы, покрытые чаще всего так называемой «бочкой» или шатром меньшего размера. Иногда шатровый храм опоясывается крытой галереей внизу у подклета или на высоте второго этажа.
Многие шатровые каменные храмы, возведенные в XVI в., посвящаются определенным событиям. Их объемно-планировочное решение зачастую подчинено мемориальной задаче, иногда в ущерб основному назначению храма - богослужебному. Таковы церковь Вознесения в Коломенском и Покровский собор на Красной площади.

XVII в. знаменуется определенным обмирщением храмового зодчества. Оно выражается в стремлении к разукрашенности, обилии декоративных средств, характерных для гражданского зодчества, включении деталей западноевропейского происхождения, отказе от традиционной крестово-купольной структуры храмов.
Строившиеся в большом количестве посадские приходские храмы были, как правило, сравнительно небольшие, бесстолпные, пятиглавые с горкой декоративных кокошников наверху, дополненные трапезной, высокой шатровой колокольней, галереями, крыльцами и другими пристройками, придававшими всей композиции чрезвычайно живописный вид, характерный для традиций псковского зодчества. Яркими примерами могут служить такие московские храмы, как церковь Рождества Богородицы в Путинках, церкви Святой Троицы в Никитниках и Останкине.

В конце XVII - начале XVIII в. возводятся храмы, архитектура которых близка современной им барочной архитектуре Западной Европы. Такова, например, центричная, ярусная церковь типа «восьмерик на четверике» и «под колоколы» в честь Покрова Богородицы в Филях. Во многих храмах конца XVII в. наблюдается решительный отказ от канонической традиции древнерусского зодчества, обилие декора, близость с архитектурой светских сооружений.

Процесс секуляризации церковной жизни сказался на всех видах церковного искусства: архитектуре, живописи, церковном пении и т.д. Воспользовавшись мыслями В.Н. Мартынова, анализирующего причины трансформации древнерусского церковного пения, можно то же самое сказать и о процессах, происходивших в церковной архитектуре:

«Когда существующее в средневековье единство жизни, молитвы и творчества, могущее создавать храмы небесной красоты, было нарушено, то неизбежно начался процесс деградации церковного искусства. Секуляризация жизни, резко обозначившаяся в XVII в. и окончательно оформившаяся в связи с Петровскими реформами, отразилась в архитектуре русских храмов в увлечении декоративными приемами внешней выразительности, привнесении элементов архитектуры светских сооружений. В результате Петровских реформ, направленных против определенных форм жизни, и повлекших за собой разрушение как форм молитвы, так и традиционных архитектурных форм, составляющих единое целое, существование храмовой архитектуры как иконы Небесного Града стало просто невозможным. Присутствующее в древнерусском храме целомудрие Красоты Небесного Царства сменилось следованию изменяющимся вкусам эстетствующего сознания художников. Храмостроительство, как служение Богу, превратилось в область художественного формотворчества, средство самовыражения зодчего. Послушание перестало быть способностью слышать Небо и превратилось в исполнительную послушность, сводимую к проблеме подчинения своей воли чужой воле, в частности заказчика храма или следованию традиционной форме. Утрата аскетической традиции привела к тому, что древнерусское Храмостроительство как система прекратила существование и была полностью предана забвению.

Миросозерцание Нового времени строилось на понимании, что небо - это та же земля, только находящаяся в другой части единого пространства. Процесс десакрализации древнерусской храмостроительной системы был лишь частным случаем общего процесса расцерковления, или десакрализации, в земной истории. Возникает расцерковленная культура, оторванная от принципов Церкви и обусловленная принципами мира. При воцарении секулярной культуры даже внутри Церкви понимание храмовой архитектуры было сведено на землю и она начала восприниматься как некая область строительного искусства. Однако исчезновение древнерусской архитектурной традиции из храмостроительной практики прошло совершенно незамеченным, так как к этому моменту церковное сознание перестало ощущать разницу между канонической храмовой архитектурой и архитектурой как искусством. Архитектурное формотворчество заступило место следования канонической традиции и тем самым сделало незаметным ее исчезновение. С точки зрения апологетов архитектуры Нового времени древнерусское храмовое зодчество должно рассматриваться в качестве первоначального периода прогрессирующей истории храмостроительства. Таким образом, переход от крестово-купольного четырех(шести)-столпного храма к бесстолпному и смена центричной иерархически упорядоченной структуры динамичной композицией ярусного храма типа «восьмерик на четверике» был воспринят как смена устаревшего, отжившего новым, прогрессивным. Забвение древнерусских традиций произошло чрезвычайно быстро. Если в конце XVII в. традиционные типы храмов создавались сотнями, то уже к середине XVIII в. они были видоизменены на западный лад».

В царствование Екатерины II по ее указу закрывается множество монастырей и храмов. В столичной храмовой архитектуре стиль барокко уступает место классицизму, заимствующему ордерные системы античного мира. Композиция собора Александро-Невского монастыря в Петербурге в виде трехнефного здания базиликального типа, увенчанного огромным куполом на высоком барабане, с дорическим портиком и двумя башнями-колокольнями на западном фасаде - типична для храмов Западной Европы того времени.
Начиная с 20-х годов XIX в., классицизм начинает вытесняться подражаниями историческим архитектурным стилям, в том числе византийскому. В храмовой архитектуре широко используются мотивы английской и французской готики, а также формы русского зодчества конца XVII в.

Этапы развития архитектуры русского православного храма

I Х - ХVII
Архитектура деревянных храмов
Клетской, шатровый, ярусный, кубоватый тип храма.

Структура плана храма: алтарь - храм - трапезная - колокольня - паперть - крыльцо

ХI - ХII
Архитектура Киевской Руси
Работа греческих мастеров в канонах византийской архитектуры с преобразованием, коррекцией «образцов» к местным условиям. Статичность, монументальность храма

XII - XIII
Архитектура юго-западных княжеств
Работа в традициях зодчества Киевской Руси. Динамичные четырехстолпные, одноглавые княжеские храмы

XII - XIII
Архитектура северо-восточных княжеств
Работа по образцу храмов Киевской Руси с использованием элементов романской архитектуры (аркатура, барельеф, перспективный портал)

ХI - ХV
Архитектура Новгорода
Самобытная архитектура, простота, геометритизация формы без троечастности и оси симметрии, массив побеленной стены с четким рисунком деталей

XI - ХV
Архитектура Пскова
Живописные, свободно-нерегулярные композиции с характерными звонницами и пристройками. В декоре простые кирпичные выкладки, готицизмы в порталах

ХIV - ХV
Московская Русь
Архитектура раннемосковского княжества
Использование традиций владимиро-суздальской архитектуры. Завершение горкой кокошников, независимость наружных членений от внутренней структуры

ХV - ХVI
Архитектуры Москвы - III -го Рима
Работа по образцу древних монументальных храмов с использованием приемов архитектуры ренессанса

ХVI - ХVII
Арх. централизованного московского гос-ва
Разработка специфических «национальных» приемов: шатровое, многоглавое завершение, богатство объемной композиции, уподобление храма Небесному Граду

Сер. ХVII
Архитектура «узорочья»
Увлечение декоративностью отделки фасадов, сочетание краснокирпичной стены с белокаменными деталями, появление трапезной части и шатровой колокольни

2-я пол. XVII
Архитектура «нарышкинского барокко»
Живописность архитектурных форм, использование элементов украинской архитектуры, в т.ч. типа здания «восьмерик на четверике», прислоненный декор

XVIII
Российская империя
Архитектура «петровского барокко»
Следование западноевропейским образцам эпохи барокко. Сочетание интенсивно окрашенной плоскости стены с побеленными элементами

Кон. ХVIII - XIX
Архитектура классицизма
Использование ордерной системы античного мира

Сер. XIX
Архитектура эклектики, «русско-византийская»
Использование мотивов архитектуры различных эпох. Механическое использование элементов византийской и древнерусской архитектуры во внешнем оформлении

Кон. XIX
Архитектура «русского» стиля
Повторение мотивов архитектуры Х VII века

Рубеж ХIХ - ХХ
Архитектура «неорусского» стиля
Возрождение достижений древнерусской архитектуры в новом качестве через стилизацию традиционных форм


РАЗДЕЛ 3

Может показаться, что обилие типов храмовых построек привело к тому, что церковным канонам с течением времени постепенно перестали придавать большое значение. Но это не так. Несмотря на различие типов, устройство внутреннего пространства православного храма следует единому правилу.
При строительстве обязательно учитывают, что храм делится на три части – алтарь, собственно храм и притвор (нартекс), подобно тому, как Иерусалимский храм делился на Святое Святых, святилище и открытый двор.

Алтарь – это одноэтажная отделенная иконостасом главная часть храма, предназначенная для священнослужителей, в которой находится престол: место совершения таинства евхаристии. Пол алтарного помещения возвышается над полом основной части храма. Алтарь символизирует небесную сферу, Рай.
Алтарь располагается в апсиде. Уровень пола алтаря, как правило, выше уровня пола в самом храме. В центре алтаря находится престол, имеющий вид каменной прямоугольной призмы. Престол в православной традиции понимается как место невидимого присутствия самого Бога, на котором совершается бескровное жертвоприношение. Над престолом возводится род балдахина (киворий) на четырех тонких опорах. В дополнительных боковых пастофориях-абсидах располагается жертвенник (слева), где приготовляются литургические жертвенные дары, и диаконник (справа), выполняющий роль сосудохранительницы.

Храм или место для молящихся - это одноэтажная часть здания по оси восток-запад, предназначенная для молитвенного собрания верующих.От алтаря храм отделен алтарной преградой, или иконостасом, который полностью закрывает алтарь. Выход клира из алтаря в храм осуществляется через царские врата, устроенные в центре иконостаса. Часть храма перед иконостасом – солея предназначена для выходов священнослужителей во время богослужений. Пол солеи соответствует отметки пола алтаря. В середине солеи находится полукруглый выступ – амвон, а по бокам – клиросы. С амвона производится чтение Евангелия, проповедей и причащение во время литургии. Клиросы предназначены для расположения церковного клира (певчих хора и чтецов). Основное помещение храма (место для молящихся и солея) символизирует обновленный, безгрешный мир, нижняя часть которого (пол и четверик) означает земную, а верхняя часть (покрытие и шатер) небесную область бытия.

Притвор – это помещение за храмом (нартекс), предназначавшийся изначально для тех, кто еще не получил права входить в храм, не будучи причисленными к «верным». Притвор символизирует грешную землю. В средневековых княжеских и царских храмах во втором ярусе над нартексом располагались хоры, где присутствовала во время богослужения княжеская или царская семья. В XVII в. притвор был преобразован в более пространное помещение, получившее название трапезной..

Здание храма увенчано куполом с крестом. Православный храм ориентирован алтарем на восток. Вокруг здания храма предусмотрен проход для совершения крестного хода. Вся территория храмового комплекса ограждается.

Сама форма здания храма символизирует образ «Небесного града Иерусалима», а венчание здания храма крестами символизирует спасение человека, благодаря искупительной крестной жертве Христа. Ориентация алтаря на восток указывает, что восток-область Рая. Приподнятость православного храма над землей и алтаря над основной частью храма представляют ступени духовного восхождения от земного к небесному.

Деление здания на алтарь и собственно храм обозначает, что алтарь - это область небесного, где пребывает Бог, а храм – область земного пребывания людей. Луковичная форма глав символизирует образ горящей свечи и души, пламенеющей любовью к Богу.
Колокольный звон является неотъемлемой частью православного Богослужения. В колокола звонят до и после службы в Храме и, сопровождая крестный ход.

Согласно древним церковным установлениям, строительство нового храма не возможно без благословения от церковного иерарха (епископа). В самом начале строительства должно совершить особый ритуал: в том месте, где будет возведен алтарь, священник крестообразно полагает камни — в знак того, что основанием храма служит «незыблемый камень» — Христос. Посреди этих камней возжигается лампада, наполненная елеем, как знак милости Божей, которая никогда не покинет новый храм.. Вновь построенный храм по православным канонам посвящался Христу, Богоматери, одному из христианских праздников или одному из святых.

В качестве примеров в докладе рассматриваются построенные в Новосибирской области православные храмы, которые можно считать реализованы в традициях древнерусской архитектуры.

Для здания православного храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы в районном центре Чулым основные объемные решения выбраны на основе белокаменных храмовых построек 14-16 веков, характерных для владимиро-суздальского архитектурного стиля этого периода. При проектировании храма была сделана попытка проследить особенности этой архитектуры и во внешнем облике здания. Для владимиро-суздальской храмовой архитектуры характерен более лаконичный стиль, основанный на строгой организации объемно-планировочного решения с незначительным по сравнению с московским стилем этого периода каменным украшением фасадов здания. К фасадным украшениям здания храма можно отнести стилизованные под закомары архитектурные формы в верхней части здания. Фасад зданий рассчитан на покрытие штукатурным цементным раствором и покраску фасадными красками в белый цвет.

Проектом соблюдены церковные требования к архитектурной композиции. В основу объемно-планировочного решения заложен традиционный для храмовых зданий принцип симметрии относительно продольной оси. А так же традиционное деление храмового пространства на алтарь, храм и притвор.

Основная площадь храма, рассчитанная на 300 человек одновременного пребывания, расположена на первом этаже. Здесь находится алтарь, главная часть храмового пространства для проведения богослужений, притвор, в котором располагается лестничный марш, связывающий первый этаж с цокольным этажом и хорами.

Общее композиционное решение здания храма отвечает исторически сложившемуся объемно-планировочному решению. В плане здание храма имеет крестообразную форму. В основании планировочного решения лежит квадрат, внутренние размеры которого 8,0м х 8,0м. Полезная площадь расширена за счет небольших приделов с южной и северной стороны.

Первый этаж здания православного храма имеет два выхода наружу через холодный тамбур, что соответствует противопожарным нормам во время эвакуации из здания. Один выход расположен на главном фасаде, второй наружный выход на боковом фасаде.

Входная часть здания храма включает холодный тамбур, узел управления, церковную лавку и притвор. В цокольном этаже расположены узел управления и служебные, технические, складские помещения, предусмотрена возможность размещения мастерской и комнаты приема пищи, оборудованной кухонной электрической плитой. Цокольный этаж имеет в целях обеспечения пожарной безопасности наружный выход. Через второй этаж (хоры) осуществляется выход на колокольню.

Условно к этому же стилю можно отнести православный храм в честь Святой Троицы в районном центре Ордыское.

Следующий пример здания православного храма в районном центре Чистоозерное в честь Успения Пресвятой Богородицы, которое также решено в традициях древнерусской архитектуры. Основные объемные решения выбраны на основе храмовых построек московского стиля 14-16 веков. Этому стилю наряду со строгим следованием канонам архитектуры русских православных храмов соответствует характерный праздничный наряд, который можно назвать каменным кружевом. Фасад зданий богато украшен рельефом, выложенным из кирпича, имеет два характерных цвета: красный- цвет кирпича и белый- покраска или штукатурка выступающих элементов рельефной кладки.

В основу построения и плана и объемного решения положен принцип симметрии относительно продольной оси. Объем здания составляют следующие части: колокольня, притвор, основной объем храма, алтарная часть. Центральная часть храма, являющаяся основным храмовым объемом или местом для молящихся. В высотном отношении храм к объему колокольни является доминантой. Это объясняется общим объемно-планировочным решением. Размеры площади центральной части составляют 89,96 м2 и определяют общие габариты церкви. В центральной части храма имеется выход непосредственно наружу через холодный тамбур, что обеспечивает наличие необходимой эвакуации. Колокольня здания храма, расположенная над входной частью. Входная часть имеет технические и служебные помещения, а также лестничный марш, связывающий первый и второй этаж храма. Все служебные помещения, как то : бухгалтерия, воскресная школа, кабинет настоятеля, вынесены на второй этаж. На втором этаже расположен также выход на хоры. Церковный магазин и служебное помещение для отдыха размещены в притворной части первого этажа.

Здание по вертикали разделено на две части, связь между которыми обеспечивается одним лестничным маршем, что укладывается в пожарные нормы и правила при данной загрузке. Выход на хоры (отм. 4,950) и колокольню (отм. 6,670) обеспечивается через второй этаж. Все входы в здание имеют тамбурные зоны. По общей компоновке храм можно отнести к так называемому корабельному типу храмовых строений, которые еще в древние времена на Руси получили свое развитие от деревянного зодчества


Условно к этому же стилю можно отнести православный храм в честь Первоверховных Апостолов Петра и Павла в поселке Кудряши и часовню Святого Князя Владимира построенную на территории судмедэкспертизы в городе Новосибирске.

Список литературы

1. СП 31-103-99 Здания сооружения и комплексы православных Храмов.

2. Православные Храмы Том 2. Пособие по проектированию и строительству

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 5    
  Версия для печати        Просмотров: 9485


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  


Архив епархиальных новостей

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Декабрь 2024 (9)
Ноябрь 2024 (22)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031