|
||||||||||||||
В Новосибирском государственном художественном музее проходит выставка «Православная Россия: события и образы»Православная Россия глазами художников В Новосибирском государственном художественном музее проходит выставка «Православная Россия: события и образы» из Музея истории религии, г. Санкт-Петербург. Эта выставка, несомненно, интересна верующим, но на ней с удовольствием побывает каждый, кто не равнодушен к истории нашей Родины. Ведь с Православием связана жизнь, быт, история и культура, а также устное народное и художественное словесное творчество нашего народа. На выставке побывала наш корреспондент Н. Соколова. В экспозиции более ста различных памятников искусства и православной культуры: иконы, картины, скульптура и богослужебная утварь. Каждый экспонат снабжен текстом, рассказывающим о его истории, авторе герое произведения либо поясняющим сюжет картины. Коллекция произведений иконописи в музее города на Неве самая большая в стране - более пяти тысяч икон, написанных в XV-XX веках. Знакомясь с выставкой, мы видим, что известнейшие русские художники прошлого работали в области церковной живописи. Можно сказать больше: она существовала как вид традиционной исторической живописи. Здесь много произведение профессиональных художников, выполненных в академической манере. Но есть и другие. Со времен Древней Руси сохранились центры иконописи в Мстере, Палехе, Холуе. На выставке представлены иконы мстерских и строгановских мастеров. Их работы отличаются тщательностью рисунка и каллиграфии, богатством и изысканностью цветовых решений. Обращают на себя внимание иконы святого преподобного Серафима Саровского, собрание миниатюрных икон Божией Матери, образы XIX века «Не рыдай мене, Мати» с текстом из Евангелия, святого апостола Андрея Первозванного, написанная в 1907 году и многие другие. Очень широко было распространено в иконописи XIX века направление примитивизма, и на выставке можно увидеть такие иконы, выполненные народными мастерами. В этой манере выполнено много назидательных картин на сюжеты из Евангелия и Ветхого Завета. В экспозиции также много экспонатов, связанных с историей старообрядчества. Коллекция поздней иконописи Музея истории религии, как уже упоминалось, является одной из лучшей в стране. На выставке, как утверждают искусствоведы, проиллюстрированы практически все стили церковной живописи в Синодальный период (XVIII- начало XX веков). В одном из залов представлены картины известных художников на темы православной жизни в России. Их можно воспринять как обширную иллюстрацию истории не только Православия, но и нашей страны за последнее тысячелетие. Вот, например, художник М.Л. Маймон изображает посещение императором Александром I преподобного Серафима Саровского. Как гласит из текста, Александр I часто бывал в монастырях и у известных в те времена подвижников Православия. Существует легенда о его отречении от власти и жизни после своей мнимой смерти простым смертным под именем Феодора Кузьмича. Она особенно популярна в Томске, где он якобы прожил долгие годы. Другая картина, известного художника А.В. Маковского «Крестный ход на Флора и Лавра», написанная в 1923-1924 годах, живописует священство и народ во время крестного хода и купание лошадей в реке. Раннехристианские мученики Флор и Лавр на Руси были известны как покровители этих животных. А вот полотно другого русского художника - В.А. Плотникова - «В скиту», где изображена колокольня в деревне Тихвин Бор, что на речке Выге. Там селились старообрядцы Выговской поморской пустыни. Оказывается, живописец каждый год путешествовал по России, особенно по русскому Северу, чтобы увековечить памятники истории и привозил этнографическому отделу Русского музея предметы народного и церковного быта, а также наброски и фотографии монастырей, православных подвижников, сюжеты из народной жизни. На картине художника А.Л. Эйснера «Предвестник смуты» запечатлен эпизод посещения царем Иоанном Грозным после разгрома вольного Новгорода в феврале 1570 года Пскова. Предание гласит, что здесь Иоанн IV встретился с местным юродивым Николаем и тот предложил грозному самодержцу кусок сырого мяса. На картине мы видим этот момент: царь отказывается от скоромного угощения в Великий пост - «я христианин», - на что Николай отвечает ему: « Ты делаешь хуже - питаешься кровью и плотью человеческой, забываешь не только пост, но и Бога». После этого, как известно, Иоанн Грозный спешно покинул Псков, не разрушив его. Экспозиция построена так, что можно проследить всю историю христианства, начиная от Рождения Иисуса Христа. Вся Его жизнь в сценах из Евангелия и распятие на Голгофе предстают нашему взору. Неизвестный художник написал как бы большой портрет Иосифа Обручника из рода Давида. Каждая икона, каждая картина связаны с событиями Священной истории и вызывают живое чувство верующих. Знакомясь с экспозицией, можно представить, как построена церковь, понять назначение различных ритуальных предметов, историю их возникновения. Например, внимательному зрителю откроется значение дискоса, хлеба и вина на Тайной вечере, даже если он и не читал Евангелия. Это особенно ценно, если учесть, что выставка светская и проходит в художественном музее. Было бы хорошо, если бы здесь побывали школьники, которым вскоре предстоит изучать Основы православной культуры. Полезна она, несомненно, и будущим преподавателям этого предмета. Выставка помогает осмыслить жизнь народа, историю Отечества, подвиги ее героев, отечественную русскую литературу, начиная с древних времен, в свете Православия. Выставка «Православная Россия: события и образы» будет работать до середины сентября.
Образование и Православие / Г. ПЫРХ |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 4845 |