|
||||||||||||||
Война без победителей, или Реквием по загубленным душамК Дню защитника Отечества: «Эстафета памяти» Что мы, сибиряки, знаем о событиях Гражданской войны на территории Сибири? А мы, коченёвцы, – об этой братоубийственной бойне на землях Коченёвского района? Будем честны: практически ничего. На тему Гражданской войны в школьном курсе «История Сибири» отводится один час. Это незнание имеет свои причины. Лишь совсем недавно, после перестроечных событий 90-х прошлого столетия, появилась возможность свободно осмыслить трагические события Гражданской войны, которая по жестокости превзошла все предыдущие войны, в которых участвовала Россия. В качестве такого адекватного осмысления можно привести слова В. В. Путина, сказанные 14 сентября 2007 года перед участниками Валдайского клуба в Сочи: «Владимир Ильич Ленин-Ульянов как-то сказал: «Мне вообще на Россию наплевать, нам важно добиться мировой социалистической революции…» Россию втянули в такую систему ценностей помимо её воли, потому что народ России вообще этого не ожидал, его просто надули, он ожидал совершенно другого. Он ожидал мира – народам, земли – крестьянам. Помните лозунги коммунистов? Не дали никакой земли, да и мира не возникло. Гражданская война началась». Ошеломительные цифры приводит в своей статье «На такой войне не может быть победителей» доктор исторических наук Владимир Лавров. Он настаивает «…Следует смотреть глубже, чем в эпоху партийности исторической науки, когда с воодушевлением твердили, что Гражданскую войну выиграли красные и проиграли белые. Потери страны от самой войны (12-15 млн погибших), связанных с нею голода 1921-22 годов (5-8 млн по современным оценкам, а по официальным данным 1930 года – 15 млн) и исхода россиян в эмиграцию (2 млн) составили примерно 20 млн человек, треть мужчин страны. …И это победа? Чья и ради чего? Чтобы попытаться построить коммунизм к 1980 году, а в результате оставить страну у разбитого корыта? Проговорим горькую правду: Россия проиграла войну, ведь у самой бесчеловечной войны – гражданской – не может быть победителей». Возвращаясь памятью к этому малоизвестному пласту истории, совместная с районным советом ветеранов церковно-историческая экспедиция «Эстафета памяти», которую поддерживает районная администрация, после напутственного молебна стартует 21 февраля от храма Архистратига Михаила. Конечный пункт лыжного перехода: станция Дупленская, где находятся две братские могилы времён Гражданской войны. Настоятель Храма Архистратига Михаила отец Тимофей Морев проведёт на них Чин поминовения. У всех участников экспедиции, а среди них участники молодёжного клуба прихода, члены районного совета ветеранов и совета районного отделения ветеранов воинской службы Вооружённых Сил РФ, старшеклассники школ райцентра вместе с преподавателями физической культуры, есть понимание главного: наша коченёвская земля была обильно полита кровью не противостоявших белых и красных, это кровь православных русских людей. Немного истории девяностолетней давности. Осенью 1919 года, а это был суровый ноябрь, наступление красных возобновилось. Дивизии наступали вдоль Сибирского тракта и Транссибирской железнодорожной магистрали, а также по Барабинской степи. А белые, отступая, не упускали возможности нанести удар. Адмирал Колчак бросил против преследователей последний резерв – Егерскую дивизию генерал-майора Волкова из состава 2-й армии белых. Белое командование хотело тем самым обеспечить возможность своим эшелонам, застрявшим между станцией Татарской и г. Ново-Николаевск, продвинуться на восток. 6 декабря передовые части 27-й дивизии красных с боем заняли ст. Убинскую, а 30-я дивизия успешно развивала наступление вдоль Сибирского тракта, где у Коченёво и Камышенки они вступили в бой с дивизией белых, которая контратаковала и временно потеснила красных. 9 декабря 27-я дивизия заняла ст. Чулым, 11 декабря её бригада заняла после ожесточённого боя ст. Дупленскую. А другая бригада в районе сёл Поварёнка-Шагалово захватила до 300 пленных и 7 пулемётов. Сильнейший бой с участием бронепоезда белых разгорелся на ст. Коченёво. Здесь они потеряли только пленными до 200 человек. Можно сказать, это был перелом, потому что теперь перед Ново-Николаевском оборонялись только отдельные колчаковские части, которых настигали красные преследователи. Основной поток белой армии протекал через город, не задерживаясь надолго и не пытаясь его защитить. 12 декабря 1919 года на ближних подступах к городу в селе Прокудское состоялось совещание оперативной группы красных войск с целью выработки плана боевых действий. В ночь на 14 декабря красные вошли в город, к вечеру он был взят. Деморализующее влияние на ослабление обороны белого войска оказало и то, что к западу от города до станции Чулымская почти сплошной лентой стояли эшелоны с ранеными, больными, обмороженными, беженцами, учреждениями, имуществом. Паровозы замерзали, вагоны и теплушки не отапливались. Крепкий мороз и сыпной тиф косили людей. На Транссибирской магистрали замёрзли двести эшелонов с беженцами, жёнами и семьями белых офицеров. (По материалам книги И. В. Ладыгина, А. Ю. Замира «Ново-Николаевск в военном мундире 1904-1920 гг.») Православные знают: молятся не о костях, а о душах. Но нельзя не представлять после прочитанного, что эти 140 километров просто усыпаны костьми погибших в боях и загубленных обстоятельствами людей. Сколько безымянных и братских могил на этом пути обороны белых и наступления красных? В том числе и на земле нашего Коченёвского района. На нынешний момент приходу Храма Архистратига Михаила известны три из них (одна в с. Новомихайловское и две – на ст. Дупленской), и, вспоминая события зимы 1919 года, было решено совершить намеченный на 21 февраля 2011-го лыжный переход, чтобы провести на них торжественную церковную службу поминовения: своеобразный реквием по загубленным русским душам. Недаром в дни возгорания всероссийской Гражданской войны, иностранной военной интервенции и одновременно в дни Светлой Пасхи прозвучало слово Патриарха Тихона в Александро-Невской Лавре в Петрограде, с которым он обратился к верующим: «Великая Россия, удивляющая весь мир своими подвигами, теперь лежит беспомощная и терпит унижения… Конечно, нужны и преобразования, нужны и реформы. Но главное не в этом. Главное – это возрождение души нашей, об этом надо позаботиться прежде всего… Господь попустил переносить великое страдание, поношение и обиды, попустил потерять много из того, что мы имели раньше. Но была бы только вера православная, только бы её не утратил русский народ. Всё возвратится ему, всё будет у него и восстанет он… Пока будет вера, будет стоять и государство наше». …Теперь потомки хорошо понимают, что Гражданская война – страшный результат яростного столкновения мировоззрений. А «поле битвы – сердца людей».
Образование и Православие / Ольга Жигалова, "Коченевские Вести" 17 февраля 2011 #7 (9760) |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 6 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 4025 |