|
||||||||||||||
Слово Высокопреосвященнейшего ТИХОНА, Архиепископа Новосибирского и Бердского, на открытии XIV Новосибирских Рождественских Образовательных ЧтенийXIV Новосибирские Рождественские Образовательные Чтения «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи — общая задача государства и Церкви» СЛОВО Высокопреосвященнейшего ТИХОНА, Архиепископа Новосибирского и Бердского, на открытии XIV Новосибирских Рождественских Образовательных Чтений
Уважаемые участники Рождественских Чтений, братья и сестры! С Новым Годом и Рождеством Христовым! Сегодня мы уже в 14-й раз проводим Рождественские Образовательные Чтения в г. Новосибирске. Эти Чтения изначально призваны служить объединению усилий светских и церковных педагогов, руководителей системы образования и православных священнослужителей, работников культуры и здравоохранения, кто старается препятствовать проникновению в молодежную среду губительных пороков. Рождественские Образовательные Чтения проводятся ради того, чтобы все люди доброй воли, болеющие о подрастающем поколении, могли объединить свои усилия ради спасения детей России. Прошедший год останется памятным для нас как Год учителя, а также как год, когда в школах России началось преподавание предмета «Основы православной культуры», проходящее в рамках апробации нового комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Желая поддержать подвижнический труд российского учителя, Русская Православная Церковь совместно с государством уже несколько лет проводит Всероссийский конкурс «За нравственный подвиг учителя», и мы благодарим педагогов Новосибирской области, которые активно участвуют в этом конкурсе. Преподавание основ религиозной культуры является принципиально важным шагом на пути возрождения традиционного духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в нашей стране. Изучение исторических основ православной культуры — содействует воспитанию честных, свободных и ответственных граждан России. Изучение нравственных основ православной культуры России — это усвоение учащими и учащимися тех добродетелей, которыми славилась Святая Русь — добросовестность, трудолюбие, почитание родителей, милосердие, жертвенное служение своему народу и Отечеству, что является фундаментом патриотического воспитания. Недаром наше российское гражданское законодательство гласит, что Православие имеет особую роль в истории России, в становлении ее духовности и культуры. Почему Православие? Потому что именно оно послужило становлению древнерусского государства, даровало Руси письменность, книги, школы, высокое искусство, благотворительность, воспитало бесстрашных воинов. И на протяжении десяти веков Православие же служило единству и независимости нашего Отечества. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» отмечается, что «школа есть посредник, который передает новым поколениям нравственные ценности, накопленные прежними веками. В этом деле школа и Церковь призваны к сотрудничеству… Возгревание в юных сердцах устремленности к истине, подлинного нравственного чувства, любви к ближним, к своему Отечеству, его истории и культуре должно стать задачей общеобразовательной школы не в меньшей, а может быть и в большей мере, чем преподавание знаний». Правящая партия нашей страны носит наименование «Единая Россия». Ее идеология – это поиск национальной идеи, способной объединить российское общество. В настоящее время насилие и разделение в обществе имеют место и об этом говорят недавние события. Правительство видит выход в повышении уровня культуры, духовности и нравственности населения и с этим в первую очередь связываются реформы системы образования. Советский моральный кодекс срабатывал только благодаря подавлению государством всех демократических свобод. Современная школа, к сожалению, в основном выбирает для «духовного» воспитания детей «Светскую этику» - в принципе тот же Моральный кодекс атеиста – и через такой предмет, сразу можно предположить, воспитание в школе будет равно нулю. Новое время требует новых подходов к правилам общественной жизни. Учебник «Основы православной культуры» составлен с учетом Конституции России и является светским учебником, составлен с гражданских позиций, как повествующий о исторической и нравственной основе тысячелетнего Российского общества. Вдумайтесь в слова академика Д.С. Лихачева: Нравственная основа – это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную творческую. Без нравственной основы не действуют законы экономики и государства, не выполняются указы, невозможно прекратить коррупцию, взяточничество, жульничество. Воспитывает же людей – религия. Культура – это то, что пред Богом оправдывает существование нации. Для России, несмотря на многоконфессиональность, культурообразующая религия – это Православие. Культура формирует модель поведения человека. В настоящее время популярная культура демонизируется и пороки нынешнего общества – результат воспитания этой культурой, поскольку общество не знает основ традиционной культуры. Сальвадор Дали говорил: сначала научись рисовать, а потом экспериментируй. Культура – образ духовной жизни, а нравственность – правила духовной жизни человека. Духовность связана с душой, внутренним миром человека. Душа человека накапливает добро или зло и растет в этом и развивается. Поэтому воспитатели должны дать эти понятия о добре и зле молодому человеку, но прежде усвоить это сами, определив критерии этих понятий. Мы, жители России, независимо от вероисповедания и национальности, должны знать основу, платформу гражданского патриотического чувства – историю и культуру своей страны. Не зная прошлого, мы не сможем идти в будущее. Нынешние российские политологи, социологи, философы, писатели по-разному смотрят на Россию. Одни хотят видеть свою Родину большой и дружной семьей, а другие хотят видеть в «этой стране» (как они выражаются) — только рынок, который «все урегулирует». Но разве не понятно, что, пренебрегая своим культурно-историческим наследием и духовно-нравственными заповедями предков, невозможно достичь гражданской консолидации, невозможно сохранить независимость России? Поэтому создание условий для полноценного духовно-нравственного воспитания школьников является задачей государственной значимости — «задачей номер один для всех нас», как сказал в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев. В школе делается многое для воспитания нового человека. Происходит и техническое переоснащение школы. Но школа по-прежнему является оплотом атеизма, от которого наша страна давно отказалась. Не слышно голоса школы против пошлости и разврата, пьянства и наркомании, жестокости, бездуховности и криминала. Да и сами учителя подвергаются насилию и жестокости от своих учеников и их родителей. Уже давно замечено благотворное влияние преподавания «Основ православной культуры» в трудных школах, среди групп риска, в исправительных колониях, среди военнослужащих. Вот цитата из письма заместителя директора Федеральной Службы Исполнения наказаний Минюста России А.М. Величко: «Проводимая священнослужителями работа позитивно сказывается на состоянии дисциплины среди осужденных. По итогам работы за 9 месяцев 2010 года количество злостных нарушений среди осужденных сократилось на 75%»! (Речь идет о создании тюремных приходов в Воронеже). Как видите, нам разрешают исправлять ошибки школьного и семейного воспитания. Вопрос: почему молодой человек должен узнать о совести, чести и правах другого человека в тюрьме, а не сидя за школьной партой? Не только школа, но и тюрьма отделены от Церкви. Для решения общей задачи воспитания детей и молодежи необходимо нам самим, тем кто берет на себя функции воспитателя российской молодежи твердо определиться: а что хотим мы? Сделать вид, что мы сотрудничаем, а все силы приложить, чтобы не допустить священника до учащихся и даже до родителей учеников? Но вред через это мы наносим только общему делу воспитания школьников. Священник все равно к ним придет, но только в колонию или наркодиспансер. Одна бездуховная школа с духовными пороками молодежи не справится, даже уповая на всю мощь государства и технического прогресса. Систематическое преподавание школьникам основ религиозной культуры является залогом целостного и правдивого восприятия российскими школьниками Отечественной истории и великой русской культуры. Проникнувшись любовью к Родине, выпускники российской школы будут стремиться к тому, чтобы у нашей славной российской истории было достойное продолжение. Недавно на встрече с сотрудниками Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Святейший Патриарх Кирилл сказал, что в области церковно-государственных отношений в России на сегодня не осталось ни одного принципиального вопроса, который содержал бы в себе некий конфликт между Церковью и государством. Было три таких вопроса: участие духовенства в вооруженных силах, возвращение Церкви незаконно отнятого имущества и присутствие религиозно ориентированных дисциплин в школе. Все эти вопросы решены, остались технические вопросы по реализации этих договоренностей. На уровне законодательства Церковь наконец получила свободу своей миссии. Сейчас остается непонимание между Церковью и некоторыми общественными кругами о месте Церкви в общественной жизни. Поскольку духовно-нравственная атмосфера школы зависит не только от учителей, но и от общества в целом, то мы приглашаем на Рождественские Чтения представителей органов власти, науки, культуры, медицины, социальных работников и всех, кто готов трудиться ради нравственного оздоровления детей и молодежи. Новый закон об образовании, который в настоящее время проходит всенародное обсуждение, отражает государственное признание образовательной и просветительной деятельности Церкви и открывает новые перспективы сотрудничества школы и Церкви в деле воспитания подрастающего поколения граждан России. Всем работникам сферы образования, учителям г. Новосибирска и Новосибирской области и вам, дорогие участники Рождественских Чтений, желаю мира, здоровья и благополучия! С Рождеством Христовым! Давайте все вместе пожелаем нашей молодежи доброго духовного здоровья!
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 4237 |