|
||||||||||||||
Исторический экскурс катехизической деятельности Русской православной церквиПротоиерей Александр Реморов, помощник управляющего Новосибирской епархией. Исторический экскурс катехизической деятельности Русской Православной Церкви. Доклад на семинаре «Катехизация в приходе» проходившему в рамках XIV Новосибирских Рождественских Образовательных Чтений 13 января 2011 года. Господь заповедал Своим апостолам, ученикам и последователям быть Ему свидетелями «даже до края земли» (Деян. 1:8). Он сказал «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20). От времен апостольских это свидетельство является неотъемлемой частью жизни Единой, Святой, Соборной Апостольской Церкви и находит путь к сердцам людей. Говоря об исторических формах и методах православной миссии, вспомним слова отца Макария Глухарев. Он писал, что «хотя внешние выражения», в которых открывается дух Евангелия, могут принимать изменения, но самый дух истинной Церкви Христовой всегда один и тот же – любовь к Богу и человекам во Христе Иисусе. «Внешние выражения» – это исторические формы миссии. Методы же православной миссии определяется духом любви Христовой. Формы миссионерской деятельности могут меняться, но всегда и везде действовать православный миссионер может только в Евангельском духе. Имея великую ревность о сеянии Слова Божия среди многочисленных народов и племен России, а потом и Сибири, православные миссионеры совершали свой подвиг в духе евангельской кротости. И не ревность они считали самым важным качеством настоящего миссионера, а всегдашнюю благорасположенность к самым разным людям. Это качество алтайские миссионеры называли: «миссионерская приветливость». Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1994 г. в своем определении «О православной миссии в современно мире» так сказал о катихизической деятельности Русской Православной Церкви за время её исторического существования. «Верная заветам Господа и святых апостолов, Русская Православная Церковь издревле свидетельствовала о Христе, возвестив слово Евангельской Истины многим народам Земли. При этом вся история распространения христианства нашей Церковью отличалась большой разнородностью и своего рода вселенским характером, не укладывающимся в рамки одного этноса. Условия миссионерского служения Русской Церкви никогда не были легкими, однако она смогла просветить Светом Христовым многие миллионы людей не только на своей первоначальной канонической территории – Киевской, Новгородской и Московской Руси – но и на бескрайних просторах пространства трех частей света, до Китая, Японии и Америки». В своем определении «О жизни и трудах Русской Православной Церкви» Поместный собор 2009 года так сказал о катихизации: «Миссия, равно как и духовное, нравственное воспитание личности должны сейчас встать в центр нашей деятельности. В обществе, где многие называют себя православными, но не живут церковной жизнью, пастыри и чада церковные призваны приложить все силы для того, чтобы люди знали основы веры православной, участвовали в Таинствах и богослужении, руководствовались в личной и общественной жизни нравственными нормами Евангелия Христова». В связи с возрождением катихической деятельности и православного миссионерства в России большое значение приобретает обращение к историческому опыту и традициям Русской Православной Церкви в деле апостольского служения Церкви. Благодатный опыт предшествующих поколений православных благовестников, несомненно, поможет в нашем миссионерском делании. Архимандрит Макарий Глухарев, основатель Алтайской Духовной Миссии, которая на Иркутском миссионерском съезде 1910 года была признана наиболее успешной из числа действующих внутри России миссий, которая именовалась образцом и руководителем других сибирских миссий, выражая в одном из своих писем пламенное желание видеть Церковь Русскую «в сугубом качестве Церкви Апостольской» писал так: «Созерцая подобный небесам образ первой Церкви Христовой, начертанный в книге Деяний Апостольских, мы видим, что она вся была Апостольской, что дружина действователей не ограничивалась ни числом двенадцати, ни числом семидесяти Апостолов, но возрастала с удивительною быстротою; что все верный или действовали непосредственно, как Апостолы, или содействовали и помогали Апостолам; что между тем, как свято Петр, скованный двумя цепями, находился в темнице, из которой потом изведен чудотворною десницею Ангела, Церковь прилежно молилась о нем Богу; что все принимали живейшее участие в деле Иисуса Христа, которое было своим для каждого, и между тем как один приобретали Ему новых учеников, другие принимали на себя обязанность пещись о бедных между новыми братьями, что не только всё вещественное было у верных общее, но и сердце одно, единого ищущее и единого любящее, и душа одна, исполненная одних чувствований и помышлений, одних склонностей и отвращений, одни радостей и печалей, происходивших от живого сознания во всех и в каждом общего всем назначения. Как чада света, по самому свойству света, который неминуемо сообщает себя всему тому, в чем противления не находит или в чем побеждает противление, они светили Христовым светом в своей окружности, находились ли среди братий и в церкви, назидая и утешая друг друга и меняясь друг с другом разными благотворениями, или действовали на внешних, или действователями служили. Но, как Господь Иисус Христос вовеки Един и Тот же и обещался не разлучаться со Своими до скончания века, то первая Церковь Его есть образец, которому Христианская Церковь должна подражать во всяком веке. И хотя внешние выражения, в которых открывается дух Евангелия, могут принимать изменения, но самый дух истинный Церкви Христовой всегда один и тот же – любовь к Богу и человекам во Христе Иисусе. Чем изобильнее и явственнее сей дух чистой любви Божией в Христианской Церкви, тем более жизни и света Христова в Церкви, тем более в ней ревности, усердия и способности к распространению благодатного Царства Христова на земле, тем в ней имя Церкви Апостольской плодоноснее». Из этого письма видно, что в понимании равноапостольных миссионеров Русской Православной Церкви Церковь Апостольская – это Церковь, растущая за счет новых своих членов. Господь через Святое Крещение ежедневно прилагает спасаемых к Церкви. (См.: Деян. 2:47). Когда мы читаем или поем Символ Веры, тем самым исповедую свою веру во Едину, Святую Соборную и Апостольскую Церковь, то, к сожалению, как-то не чувствует этого миссионерского аспекта. Миссионеры же повседневно ощущали апостольство, то есть посланничество в мир Церкви Христовой, ревновали об апостольском достоинстве и имени Церкви, и потому не только их слово, но и вся жизнь являлась «благовестием Хрмстовым». Церковь Русскую они воспринимали как единосущную то, которая родилась в День Пятидесятницы и образ которой запечатлелся в книге Деяний Апостольских. Такие мысли преподобного Макария (Глухарева) полностью сообразуются с традициями проповеди Христова учения на территории России, начиная со святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Эту святую традицию славянских равноапостолов и учителей сохранили все русские миссионеры: святитель Стефан Пермский, митрополит Тобольский и Сибирский0 святитель Филофей (Лещинский), в схиме – Феодор (1650-1727), святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский и Коломенский (1797-1879), архимандрит Макарий Глухарев (1792-1847), протоиерей Василий Вербицкий, митрополит Алтайский Макарий (Невский) (1835-1926), митрополит Кировоградский Нестор (Анисимов) (1884-1961), а также десятки приснопамятных их сподвижников и преемников. И ещё – тысячи безвестных нам по именам подвижников веры и благочестия, которые на деле исполнили заповедь Христову: «Шедше, научите вся языки, крестящее их во имя Отца и Сына и Святого Духа, учащее их блюсти вся, елика заповедах вам» (Мф. 28:19-20). Суть это традиции в том, что все виды миссионерской деятельности: проповедь, Богослужение и обучение (школьное) совершаются на языке того народа, которому проповедуется Слово Божие. Святитель Иннокентий (Вениаминов) в своем Наставлении священнику, назначенному для обращения иноверных и руководствования обращенных в христианскую веру, подтверждая Кирилла и Мефодия, писал: «Чтобы вернее и полезнее было своим прихожанам, ты должен в непродолжительном времени узнать язык их. Старайся узнавать обстоятельно веру, обряды, наклонности, характер и весь быт твоих прихожан, особенно для того, чтобы тем вернее и удобнее действовать на них». В этом отношении католики отстали от нас почти на тысячу лет – они только на Втором Ватиканском соборе постановили проповедовать на языке того народа, которому проповедуешь. Но когда они пошли с этой проповедью в нехристианские страны, там уже была сформировывавшаяся культура. А вся культура народов, населяющих нашу страну, была сформирована и освящена Словом Божиим. Евангельский дух проповеди проявляется всюду и, в первую очередь, в Богослужении. Ведь наши послы (язычники!) в Византии были на Богослужении в храме Святой Софии. И потом, они, освященный Духом Святым, как Корнилий сотник, говорили, что не знают, где они находились – на небе или на земле! И традиционно Богослужение является самой совершенной формой катихизации. В нашей епархии в 1974 году был митрополит Токийский и всей Японии Феодосий. Он сам был не из православной семьи, а из языческой. Он рассказывал, как пришел в церковь. Зашел в храм, услышал богослужение – понравилось еще раз пришел, еще раз… Затем крестился, прошел все степени священства и стал главой Японской Православной автономной Церкви! Вот какое благодатное действие Богослужения на приходящего – даже просто зашедшего в храм – человека. Сейчас, когда каждый приход в России должен быть миссионерским, двери каждого храма, должны быть открыты. И в каждом храме должна безраздельно царить атмосфера миссионерской приветливости. Если в наших храмах не будет такой атмосферы, а напортив, будет дух самоизоляции, чванства и нетерпимости ко всякому входящему, то наши миссионерские планы, проекты и начинания будут сведены на нет этой грубостью и неприветливостью. Если же этой важнейшей проблеме уделять специальное внимание, то храмы наши привлекут в послушание Христу очень много людей. Не господствовать над людьми учат святые миссионеры, а всемерно служить делу их спасения. «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10:45). Это тоже методическое указание православному миссионеру. Как и Апостол Павел, апостолы Алтая были всем для всех, «чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22). С миссионерской приветливостью у алтайских благовестников сопряжена была и миссионерская отзывчивость на нужде тех, к кому они обращали Евангельское слово. Поэтому практическая помощь нуждающимся будет красноречивой церковной проповедью даже без слов. У алтайских миссионеров можно учиться стремлению всех окружающих церковных людей привлекать к миссионерской деятельности. Каждому человеку отец Макарий Глухаерв находил место в миссионерском служении. Он говорил: «Если не можешь быть ловцом человеков, то лови рыбу для питания ловцов человеков». Активно привлекали алтайские миссионеры женщин и девочек к участию в клиросном послушании. Сейчас нам привычно видеть на клиросе женщин и детей, а в середине XIX века это было удивительной новостью. Богослужения в миссионерских приходах бывали очень непродолжительными. Миссионеры постепенно приучали новокрщенных к длительным церковным службам. Иногда, сами прочитав заранее часы, перед литургией они вместе с молящимися читали Трисвятое и другие известные алтайцам молитвы на алтайском языке. Алтайская Миссия занималась книгоиздательством, и миссионеры сами формировали круг чтения своих пасомых. И особенно важным приемом для усвоения новокрещенными правил веры и жизни христианской был обычай пения стихов из «Лепты». Было два сборника – «Лепта первая», содержавшая стихи отца Макария Глухарева, и «Лепта вторая», собранная Владыкой Макраием (Невским). «Лепты» распевались и по домам, и на улицах алтайских селений. Обычай этот распространился по городам Алтая и у русских жителей и крепко держался до второй половины прошлого столетия. Очень большое внимание алтайские миссионеры уделяли небогослужебным чтениям и собеседованиям. Сначала миссионеры читали душеполезные книги новокрщенным алтайцам по их юртам. Затем стали их собирать вместе для чтения под открытым небом, если было лето, или в каком-либо помещении, если была зима. Впоследствии этот обычай распространился по многим городам Томской епархии. В «Томских епархиальных ведомостях» сохранилось множество материалов о том, где и когда проходили внебогослужебные чтения. В Томске это дело развилось до такого уровня, что желающие могли прийти к Владыке Макарию (Невскому) и буквально заказать в свой дом такое чтение. Прихожанин собирал соседей и в его доме священник проводил чтение. В епархиальном помещении эти чтения сопровождались концертом архиерейского хора. Расписание чтений публиковалось в «Томских епархиальных ведомостях». Таким способом производилась целенаправленная просветительская церковная работа. Священник Гавриил Отыгашев, имеющий десятки лет миссионерского стажа, писал: «Отвечая на вопрос, что нужно для успешного обращения язычников, скажу, что единственными действительными средствами могут служить частые поездки к язычникам с проповедью Слова Божия, открытие школ и распространение среди инородцев грамотности». В отношении частых поездок к инородцам – а тогда этот термин не было обидным – можно привести пример из Записок протоиерей Василия Вербицкого за 18973 год: «От Саракпана в 10 верстах улус Улыкычинский, состоявший из 13 юрт. Здесь мы остановились на ночлег. Вечером собрали всех к себе и предложили проповедь о Спасители и загробной жизни, горестной для некрещеного человека. Проповедь была выслушана с большим усердием, нежели в прежние годы, и Господу угодно было, вознаградить нас за прежнее 11-летнее бесплодное проповедание этому сравнительно многочисленному улусу – 9 юрт согласились на принятия христианства и обучаемы были истинам веры и правилам жизни христианской до глубокой ночи 4 июня. Сегодня, конечно, отрадно было мне идти к реке Улы-Кычи, предшествуя, сонму до сорока человек оглашенных. Но каково было мне в течении 11 лет, взад и вперед, по гористой и грязной дороге, приезжать из-за одного этого улуса 550 верст и ежегодно без всякого успеха?!» Новообращенных алтайцев отец Василий Вербицкий крестил всегда в реках, начиная с ранней весны и кончая глубокой осенью. Сколь же часто освящалась вода в реках Горного Алтая! Обычай же благословлять оглашенных алтайцев носить нательный крест являлся распространенным в Алтайской миссии. Иногда алтайцы соглашались принять христианство, но откладывали своё крещение. Но как лица оглашенные они учились молитвам и носили крест. Описывая свои миссионерские путешествия, отец Василий говорит о переправах через горные реки, часто встречающиеся на пути проповедника. «Мы при свете луны, с верою и упованием на Того, Ему же работают источнницы бездны, пустились через бурную реку. Действительно, она прибыла. Недалеко от берега вода доходила до седла, а на середине реки кони наши плыли и были уносимы вниз по течению реки. Невольно пришли нам на память беды в реках (2 Кор. И, 26), упоминаемые Святым Апостолом Павлом: мы были в опасности потонуть, но – Господь сохранил нас». «Верхом объехал я все аилы крещеных инородцев, расположенные к югу от моего жилища по рекам: Кондоме, Межеку, Какше, Чумышу. // Наслаждения красотами природы смягчают неприятности трудного путешествия, каковы: невольное купание в реках, тягостные выходы из воды на крутые и размытые берега, и падения, к которым мы уже так привыкли, что почитаем как делом обыкновенным». «Реки взломало. Огромные льдины с шумом несутся по реке Кондоме уже четвертый день. По мере прибывания реки Калтана сообщение с аилами Усть-Калтанским и Подкорчиаком прекразается, а между тем нужда надлежит быть в этих аилах. Мы отправились. // Дети инородцев аилов Усть-Калтанского и Подкорчианского лежали в горячке». Как уже видно из этих примеров, миссионеров в их трудах подстерегало множество трудностей. Вот ещё высказывания протоиерея Василия Вербицкого, которые характеризуют эту сторону жизни проповедников Слова Божия. В статье, посвященной памяти протоиерей Стафана Ландышева, он пишет: «Да и все алтайские миссионеры имеют замечательную способность седеть и дружиться с ревматизмом. Ибо то же самое случалось и случается с каждым из них. Нередко приходится ночевать после целодневной верховой езды на горе или на болоте, без дров и воды, следовательно, без возможности обогреться и укрепиться чаем, который в дороге единственная пища вместе с неразлучными сухарями. А ночевье в берестяной юрте кочевого алтайца чрезвычайно нечистой, где развешенное мясо издохшего коня или убитого зверя бывает в полном соответствии с посудою, которою никогда не моют, и с продымленными кожаными мешками, в которых молока сквашивается до ступени спиртуозности; где на 6-8 квадратных аршин помещаются и люди, и животные (телята, ягнята, собаки и кошки), где при 30-40 градусов мороза нет ни печи, ни камина, и дым от разложенного посреди юрты огня (особенно при ветре) выедает глаза, – все это уже так обыкновенно, что миссионеры почти вовсе не упоминают об этом в своих Записках. Таково место отдыха после трудного верхового переезда 100-700 верст по горам и бомам. Здесь чайник миссионера, стоя на огне рядом с винокуренным котлом хозяина, замазанным обыкновенно конским пометом с глиной, составляет единственное некое утешение и укрепление изнемогшему; это их храм и кафедра, где миссионеры должны проповедовать Евангелие полунагим слушателям, вниманием коих до единого на потребу иногда должно доводить – начиная с трубки, с огнива и т.п. Или: миссионер говорит бедняку о небе, а тот думает о хлебе и после проповеди заводит речь о том, что у него на самом деле нет хлеба». Правильный настрой миссионера (по научному – методы православной миссии) раскрывается в удивительной молитве, сказанной епископом Томским Владимиром (Петровым) при его расставании с сибирской паствой. (До назначения на Томскую кафедру он с 1865 по 1883 год был Начальником Алтайской Миссии; скончался в сане архиепископа Казанского в 1897 году). «Господи, Господи! Положивый душу Свою за спасение всех человек! Яко Господин жатвы Твоея, изведи многих деятелей на жатву Твою! Изведенным же даждь дух молитвы, дух любви Твоея, дух смирения, терпения и размума. Даждь им благовествовати силою многою во исполнение Евангелия Твоего. Да укрепится и возрастет желание возжелающих впомоществовати нам делами любви благотворящей, да умножатся подобные пособники наши. Благодеющим нам воздаждь Твоими благоволениями: живым подаждь здравие и благоденствие, усопших со святыми твоими в вечных селениях упокой. Ненавидящих и обидящих нас прости, Владыко Человеколюбче, просвети их сердца, вразуми их умы. Всем же нам, кровию Твоею искупленным, ведущим и ещё не ведущим Тя, даруй свет разума святого Евангелия Твоего. Ускори призвати и соединити всех во едино стадо Твое здесь на земле и прибытии с Тобою во веки неразлучны в свете Отца Твоего и Бога нашего, Ему же с Тобою и Святым Духом слава и держава во веки. Аминь». Благовестнические труда и подвиги выдающихся Российских миссионеров, просветительная деятельность миссионерских монастырей и миссионерских училищ и школ, книгопечатание на языках коренных народов, прежде не имевших своей письменности, обширнейшая благотворительная деятельность миссий, особенно Сибирских – всё это свидетельствует о высоком апостольском достоинстве Русской Православной Церкви. Миссионерские школы на Алтае – это большая тема. Здесь столько поучительного, что недостанет целого доклада, чтобы рассказать об этом. Миссионеры придавали первостепенное значение школе, обо в ней закладывались основы православного просвещения народа. И, наконец, следует сказать о крещальной практике миссионеров. Как тщательно они готовили людей ко Крещенеию! Как заботливо учили изображать на себе крестное знамение и произносить священные слова: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!». Сейчас, при минимальной катехизации, мы, к сожалению, даже этому не уделяем должного внимания. А алтайские миссионеры, как в Древней Церкви, перед крещением спрашивали у оглашенных исповедание веры!
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 3410 |