Публикации журнала "Живоносный Источник"

Опубликовано 12.01.2011 в рубрике  Новости Митрополии, Публикации ЖИ
 

Академик Владимир Буданов: Православие выбрало меня


Живоносный источник • № 1 (2) 2010 год


Владимир Иванович Буданов — известный в России и за рубежом геолог, доктор геолого-минералогических наук, академик Российской Академии естественных наук (РАЕН) и член-корреспондент АН Республики Таджикистан. Он закончил в 1956 году геологический факультет МГУ, 17 лет проработал на Памире в экспедициях геологической службы, затем 21 год — в Институте геологии АН Таджикистана, а проблематикой Памира занимается до сих пор, хотя последние 15 лет работает в Сибири.


 

Он является автором более 200 научных работ по геологии Памира, участвовал в составлении геологических карт Памира, Таджикистана, Казахстана и Средней Азии. Но Владимир Иванович — не просто ученый. Вместе со своими друзьями он построил в Искитимском районе у деревни Старососедово часовню. А в последнее время он занимается также иконописью. О науке и вере, о часовне и иконах – наше интервью с этим удивительным человеком.

— Владимир Иванович, расскажите, откуда Ваши предки и как сложилась Ваша жизнь?

—  Моя мать – украинка из черниговской деревни Попова Гора. Мой отец и все наши предки жили в деревнях Дмитровка и Пальная в степной части Самарской области. После женитьбы в далеком 1922 году мои родители оказались в Сибири, в деревне недалеко от озера Чаны. После отца направили в сельхозакадемию в Одессе, но там начался голод и бандитизм, он не получил образования, но стал мукомолом Божьей милостью. А я родился в г. Мелекессе Ульяновской области. Там, а позже в Куйбышеве и деревнях Самарской области, прошло мое детство.

Мать занималась семьей. Нас было шестеро детей, а потом и восемь внуков, так что семья всегда была очень многочисленной. Отец с утра до ночи был на работе, сначала восстанавливал мельницы, потом занимался наведением порядка на глухих железнодорожных станциях, а в Мелекессе руководил артелями инвалидов войны, которые просто героически кормили и обеспечивали наш родной город.

Я окончил школу, потом геологический факультет Московского университета и был направлен на работу в Таджикистан, там со мной жили 20 лет

Академик Владимир Буданов

Владимир Буданов.

мои родители, там проработал я почти 40 лет на Памире и в Южном Тянь-Шане. В Таджикистане еще до распада СССР началась гражданская война, но все это время мы прожили в Душанбе, и только в 1994 году я был вынужден покинуть Таджикистан, так как геологическая работа там стала практически невозможной. С тех пор уже 15 лет я работаю в Сибири.

—  Вы геолог. Почему Вы выбрали эту профессию?

—  Это длинная история. Первые мысли о геологии появились у меня, когда сразу же после Победы в Отечественной войне нас, 10-15-летних мальчишек и девчонок послали в пионерлагерь в Жигулях на Волге. Замечательное было время! Во время одного из путешествий по Жигулям, на речном пляже я нашел кристалл кварца, божественный в своем совершенстве. Хранил его, он и возбудил во мне первые мысли о геологии. После этого прочёл книги Владимира Арсеньева о тайге, роман Георгия Тушкана о приключениях на Памире, рассказы Ивана Ефремова о геологах и романы «На краю Ойкумены» и «Путешествие Баурджеда» о жизни древних греков и египтян. Позже читал книги замечательной географической серии, в частности книгу академика Владимира Обручева «Мои путешествия по Сибири». В сущности, довольно дерзко написал ему письмо о том, что хочу стать геологом, и вдруг получил от него доброе письмо с советами по чтению и рекомендацией поступить в университет. Так я и сделал, выполнил все советы моего благодетеля и что же? Оказался там, о чем читал и мечтал: сначала в якутской тайге, потом долго работал на Памире, три года проработал в египетской пустыне, а много позже снова оказался в Институте геологии, в Академгородке.

Часовня, построенная В. И. Будановым и его друзьями.

—  Почему Вы выбрали православие?

—  Это скорее православие выбрало меня, ведь за 40 лет работы в мусульманских странах я чувствовал себя православным и не обратился в ислам, хотя специально изучал труднодоступный в те времена Коран. К тому же, в материнском роду у нас были священники, а в отцовском роду мои деды-прадеды до пятого колена были тесно связаны с Церковью, были деревенскими блаженными, пели в церковных хорах и даже регентствовали.

Безусловно, я сравнивал вероучения, беря пример со своего тезоименитого святого — Равноапостольного князя Владимира, и выбрал православие как наиболее благодатную религию — в других меня не устраивала жестокость или отрешённость и безразличие. Но сильнее всего это решение было продиктовано неописуемыми земными страданиями нашего Спасителя и чистотой Пресвятой Богородицы.

Первыми примерами христианской жизни я обязан родителям, хотя отец и был коммунистом, но не из тех, кто теперь подвержен поруганию, а тех, что фактически «сгорели» на своей работе. Он начинал церковным служкой, пел в хоре, но в результате чехословацкого мятежа и репрессий вынужден был бежать из родной деревни и дальше мальчишкой участвовать в гражданской войне. Моя мать дала мне первую заповедь: «Никому, никогда, ни по какому поводу не завидуй, обходись тем, что есть». Дед мой Роман сказал как-то: «Перекрестись, Владимир!» Я ответил ему, что не могу, так как являюсь пионерским руководителем. «Тогда читай Библию и жития святых!» — «А это, дедушка, я с радостью». Каково же было мое удивление, когда на первой же наугад открытой странице жития я нашел повествование о Святом князе Александре Невском, любимом нашем герое!

Первую Библию я приобрёл всеми правдами и неправдами в 1957 году, читал и хранил ее 50 лет, а потом передал в семью сына, которая вся глубоко воцерковленная. Все мои дети (сын и дочь), моя покойная первая жена и семеро внуков православные. Сам я до крещения и после него являюсь носителем всяческих грехов, но никогда не хулил Бога…

Академик Владимир Буданов

Крещение В. И. Буданова

Я крестился в уединенной часовне в салаирских лесах, на таежной заимке, принял Крещение в возрасте 74 лет от благочинного Юго-Восточного округа нашей епархии священника Игоря Затолокина. Так мне казалось правильным – принять Святое Крещение именно в этих лесах в окружении моих дорогих товарищей и от священника, который окормляет эти удалённые места и людей, проживающих и трудящихся здесь.

—  Правда ли, что Вы построили эту часовню своими руками?

Академик Владимир Буданов

В. И. Буданов, А. П. Колупахин, иерей Павел Плотников.

На лесной заимке.

—  Правда, правда, но конечно не только своими, со мной трудились мои друзья. Сначала появилась идея: «где хутор, там и часовня», потом сделали сруб. Дальше стали выбирать место и выбрали его на плоском возвышении над нашей заимкой. Установили фундамент на четырех связках стальных труб, выровняли уровень, сложили венцы, выложили стропила и кровлю, а потом смонтировали барабан с главой и крестом, позже сделали крыльцо, ограду и посадили в ограде кедры и ель. Изготовили большую икону — печатную копию Николы Липенского новгородского письма 1294 года, написали иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы (Петровской), а позже расписали свод символами Евангелистов, все это под наблюдением и с бескорыстной помощью известного православного ученого и иконописца В.А. Баранова.

На все получили благословение нашего духовного пастыря отца Игоря, он же по благословению Архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона освятил иконы, крест и купол часовни, а также все дома и хозяйственные помещения заимки. Отец Паисий, игумен рязанского Иоанно-Богословского монастыря, наш дорогой гость, также участвовал в освящении закладки одного из домов. В нашей часовне уже крестилось от отца Игоря множество людей — как детей, юношей, так и взрослых. Все гости, а это охотники, геологи, биологи, егеря, лесники, служилый люд, профессура научных институтов и университетов, жители Старососедова и окрестных деревень, других областей нашей страны и зарубежные гости обязательно посещают нашу часовню и молятся в ней…

—  А что такое Салаир?

—  Салаир — это меридиональный кряж, проходящий между Новосибирской и Кемеровской областями, первые возвышенности его разделяют Искитимский и Маслянинский районы. Холмы и лога здесь поросли смешанным лесом (сосна, берёза, осина, редко — лиственница), конечно, в последнее время основательно вырубленным, особенно это касается хвойных пород. В уединённой долине располагается наша заимка в окружении все ещё хорошего леса. На арендованной земле развели небольшое хозяйство, естественно, затратного типа, держим кроликов, птицу, лаек чистой западно-сибирской линии, медведя, барсуков и других животных для натаскивания собак. Заимка напоминает небольшой хутор, для которого и понадобилась, как раньше у всех православных людей, часовня.

—  Вы геолог, а есть ли у Вас, кроме специальных работ, художественные произведения?

—  Есть книга стихов «Салаирская рапсодия», в которой воспета наша маленькая лесная страна, наша заимка и её замечательные люди, мои дорогие товарищи. Есть книга прозы «Египет: в стороне от туристских дорог», в которой описана работа советских геологов вместе с египетскими геологами в Египте, а также красоты его городов, египетских пустынь, Красного моря, египетских, христианских (коптских) и исламских древностей. Недавно вышла книга моих воспоминаний о работе на Памире «Восхождение к подножию Солнца». И есть ещё не опубликованный дневник, который я вел с 1989 года «Хроника апокалипсиса нашего времени», в котором нашли место мои заметки о времени распада СССР и о последовавшей за ним гражданской войне в Таджикистане.

Иерей Игорь Затолокин у часовни

Иерей Игорь Затолокин у часовни.

Остается надеяться, что с Божией помощью будущее станет временем возрождения нашей Родины, так чтобы Апокалипсис не оказался только временем разрушения, но стал бы и временем формирования «нового неба и новой земли», по словам апостола Иоанна Богослова.

—  Некоторое время назад Вы начали писать ещё и иконы, не могли бы Вы поделиться своими соображениями об иконописании?

—  Для меня икона — это духовная радость, удивление, поклонение, она славит величие Божие… Икона — непременный святой атрибут нашей Церкви, нашего дома, нашего государства. Икона является не просто художественным изображением, но является первообразом Спасителя, Богородицы, святых всего христианства и земли нашей. Она пишется по православному канону, у неё даже перспектива не земная, а так называемая обратная, расширяющая земной мир до обители нашего Господа Иисуса Христа. Русская икона не имеет аналогов сейчас в мире и во всех временах — настолько она богодухновенна, прекрасна, чудесна божественным своим рисунком и колоритом. Но главное в иконах — это их святость. Многие иконы являются чудотворными, многие иконы ограждают в веках нашу Родину от нападений врагов и природных напастей и катаклизмов. Икона является непременным спутником и хранителем каждого православного человека, где бы он ни находился.

Мой учитель, новосибирский иконописец В. А. Баранов, является сторонником предельно простых иконных ликов, которые важны по своему первообразу и имени, по святости, больше всего он ценит иконы домонгольского периода, некоторые поздние иконы (Рублева, Дионисия, других школ). Я воспринял от него точно такое же отношение. Я прошел у него курс первоначального обучения, написал 12 первых своих икон (Спасителя, Богородицы Петровской, Равноапостольной Ольги, святых мучениц — Юлии, Лидии, Фотинии, и др.) и раздал их по родным, друзьям и храмам. Затем начал большую икону «Никола со святыми на полях». Теперь она находится в нашей часовне.

Архимандрит Зинон, известный иконописец, считал, что обучаться иконописанию надо 15 лет, я на это смотрю реально так: может, и не доживем, но учиться будем…

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 13    
  Версия для печати        Просмотров: 7032

Ключевые слова: Живоносный Источник №1 (2) 2010, Владимир БУДАНОВ

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  


Архив епархиальных новостей

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Декабрь 2024 (9)
Ноябрь 2024 (22)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031