|
||||||||||||||
«Алло! На проводе – православный телефон доверия»11 октября 2010 года, по благословению архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона, протоиерей Борис Свинин – руководитель епархиального Отдела по церковной благотворительности и социальному служению, возглавил молебен новосибирского духовенства перед началом работы Епархиальной телефонной службы социальной помощи «Содействие». А вечером того же дня были приняты первые звонки по епархиальному телефону доверия. С тех пор ежедневно, кроме субботы и воскресенья, с 18 до 21 часа десять новосибирских священников по очереди дежурят у телефона и по мере своих сил пытаются отвечать на вопросы новосибирцев. Сразу после того, как Владыка назначил меня духовником организуемой Епархиальной Консультационной службы «Содействие», пришлось услышать много предположений и суждений по поводу этого начинания. Все эти предположения и суждения можно обобщить в виде трех заявлений: 1. Да, епархиальный телефон доверия – это полезное и необходимое дело. Народ наш нуждается в воцерковлении, большинство людей не знает основных истин православной веры и часто имеет извращенное понятие о духовной жизни. Поэтому будет очень хорошо, если священники станут отвечать на вопросы новосибирцев по телефону. 2. Стоит ли все это затевать? Чаще всего по телефону к священнику будут обращаться психически нездоровые люди и любители отгадывать кроссворды. Священнику придется думать о том, как называется высший орган церковной власти из пяти букв, вторая из которых «о», или вспоминать имя императора, пытавшегося реанимировать язычество в Римской империи.
Прошло уже два месяца, как по епархиальному телефону доверия был задан первый вопрос священнику. Всего с 11 октября по 4 декабря к нам обратилось 430 человек. Можно подвести некоторые итоги и ответить на вышеприведенные заявления. Начнем с третьего тезиса. Должен заметить, что совершенно согласен с утверждением о полезности посещения приходской библиотеки и любой другой библиотеки. Но сложность положения заключается в том, что многие новосибирцы, в том числе даже те, кто бывает в храмах, не подозревают о существовании приходских библиотек. Поэтому очень обрадовало, когда на одном из дежурств меня спросили, как ознакомиться с толкованием на Евангелие, и я отослал вопрошающего в библиотеку Вознесенского кафедрального собора. Действительно, церковные догматы выработаны Соборами, и святые отцы оставили нам великую сокровищницу опыта своей духовной жизни. Но каждое новое поколение воспринимает это великое наследие по-своему. Поэтому у человека, только стоящего возле церковных врат или уже сделавшего первые шаги в жизни церковной, всегда возникают вопросы, требующие разрешения. В истории Церкви есть множество примеров того, как ученик спрашивал, а опытный духовный учитель отвечал. И многие из этих вопросов и ответов дошли до нас. Например, ответы на вопросы учеников преподобных Варсонофия Великого и Иоанна. В XIX веке люди, имеющие нужду в духовном попечении и наставлении, задавали вопросы известным подвижникам и получали от последних письменные ответы. До нас дошло множество томов писем оптинских старцев, святителя Феофана Затворника, адресованных разным лицам, задававшим им вопросы. Разумеется, священники, дежурящие по вечерам у епархиального телефона доверия, не мнят себя старцами и не сравнивают себя ни со святителем Феофаном, ни с преподобными Варсонофием и Иоанном. Но и вопросы, нам задаваемые, еще не достигли той духовной высоты, которая содержалась в вопрошаниях, обращенных к этим святым отцам. Пока нас спрашивают об элементарных вещах. Но наличие таких вопросов у новосибирцев – явление симптоматичное. Народ, получающий познания и жизненные ориентиры от средств массовой информации и, прежде всего, с экранов телевизоров, часто не знает самого простого, касающегося жизни во Христе и в Церкви. Что касается второго опасения, то должен заметить, что любители кроссвордов к нам не обращались. Люди же, в состоянии психического здоровья которых мы могли бы сомневаться, звонили редко, но и им священники из нашей службы пытались ответить. Двухмесячный опыт работы епархиальной телефонной службы социальной помощи «Содействие» показывает верность первого тезиса о необходимости этого начинания. Как правильно молиться и читать Священное Писание, каков порядок венчания, как готовиться к исповеди, где находится ближайший храм, каким образом можно пригласить священника к больному, какую помощь может оказать Церковь лицам, употребляющим наркотики, и алкоголикам, как помочь родственникам, попавшим в секту, как записаться в приходскую школу, кто может быть восприемником при крещении, возможна ли исповедь по телефону или Интернету, когда и какой церковный праздник будет в ближайшее время, каковы особенности Рождественского поста – вот далеко не полный перечень того, что интересует людей. Иногда звонившие высказывали свои пожелания. Одна женщина считает, что необходимо ввести систему православного религиозного образования во всех детских домах, школах и ПТУ. Звонившие просили восстановить православные телевизионные программы на общедоступных каналах телевидения, а не только на кабельном. Высказывалось пожелание провести встречу со священником в одном из учебных заведений Новосибирска. Очень хотелось бы, чтобы те, кто нам звонил и задавал свои вопросы, не ограничивались только таким телефонным общением со священником. Пусть каждый придет в свой храм, станет постоянным прихожанином. Было бы хорошо, если бы в каждом приходе имелось место для общения с батюшкой. Пусть для начала час–полтора в неделю. Но чтобы время этого приема священником прихожан было четко обозначено и неукоснительно соблюдалось.
Образование и Православие /
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 3 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 5971 |