|
||||||||||||||
Галина ПЫРХ: Симфония мирского и духовногоНеобходимость взаимодействия Русской Православной Церкви и государственной власти в духовно-нравственном воспитании людей, особенно подрастающего поколения, для многих уже не подлежит сомнению. Да, конечно, молодежь, представляющая собой будущее России, должна быть образована, ей необходимо дать возможность получения каких-либо профессиональных навыков, считает архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон. Но главное, чтобы это были добрые люди, патриоты своего Отечества. Сотрудничество Новосибирской епархии Русской Православной Церкви с мэрией Новосибирска очень широко и разнообразно. Каждый год архиепископ Тихон и мэр города Владимир Филиппович Городецкий подписывают программу совместных действий. И, что немаловажно, намеченные мероприятия не остаются только на бумаге, а целенаправленно претворяются в жизнь. Епархия участвует во многих мероприятиях, которые проводит, в частности, Управление образования мэрии.
Введение ОПК: первые ответы на многие вопросы Начиная с 2006 года, учителя из Новосибирска и области принимают участие во Всероссийском конкурсе «За нравственный подвиг учителя», проводимом совместно Министерством образования и науки Российской Федерации и Русской Православной Церковью, и всегда входят в десятку призеров. Ежегодно священники приглашаются на собрания деятелей образования. Кроме того, в течение всего года вместе с местными отделами образования они проводят педагогические конференции в городе и районах области – особенно там, где проходят маршруты Миссионерского поезда «За духовное возрождение России» и корабля-церкви «Святой апостол Андрей Первозванный». 2010 год, как известно, был объявлен Годом учителя; нынешней весной во многих регионах страны в школах началась апробация комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики». За последнее время сотрудники епархиальных Отдела по религиозному образованию и Духовно-просветительского центра по многу раз выезжали в школы, чтобы объяснить педагогам, что является сутью нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Ни для кого не секрет, что контингент школьных учителей, как правило, состоит из уже немолодых людей, которые до сих пор не могут освободиться от старых атеистических догм. И им приходится неоднократно разъяснять значение такого нового предмета как «Православная культура России». – Зачастую преподаватели воспринимают его как идеологический предмет, – говорит архиепископ Тихон, – но это не обучение религии, а обучение тысячелетней духовной культуре, знания о которой были выкорчеваны из сознания нашего народа. Но всюду мы видим следы этой культуры: это и наш язык, и архитектура, и живопись, и музыка – за что ни возьмись, все имеет тысячелетние корни. Конечно, то, что наш народ был от этой культуры удален, принесло определенный вред, и традиции российского воспитания нужно возвращать в школу. Этому и служит предмет «Основы православной культуры России». Так как введение в школах ОПК является инициативой президента, –продолжает Владыка, – значит, государство заинтересовано в том, чтобы в нашей стране жили люди, воспитанные именно в российских традициях. В Мошковском районе «Православную культуру России» избрали 100 процентов школьников Но в целом по области этот модуль из шести предложенных в комплексном учебном курсе выбрали только 18 процентов школ. Мы говорим «школ», хотя по Указу министра образования России выбор должны были проводить дети и их родители с помощью учреждений образования и совместно с религиозными организациями, но, насколько я знаю, ни один деятель ни одной из религий не был приглашен для участия в процессе выбора модуля. Поэтому можно сказать, что опрос проводился неправомерно. Сейчас мы пытаемся это положение поправить. Когда начинаем вместе с администрацией проверять эти цифры, они оказываются другими. 9 июня Владыка принял участие в семинаре-совещании, который проводил в НИПКиПРО помощник министра образования РФ. На нем присутствовали также представители образовательных систем из Красноярского края и Томской области, где цифры приблизительно такие же. Главный вывод, который после выступления докладчиков сделали участники семинара, заключался в том, что в новом предмете сегодня заинтересованы и ученики, и их родители, и сами учителя. – Они убедились, что при введении предмета «Основы православной культуры России» обстановка в школах улучшается, дети становятся более общительными, дружелюбными, у них появляются мировоззренческие вопросы, а это очень важно в выборе жизненного пути, жизненной позиции, – поделился своими впечатлениями от общения с преподавателями – участниками семинара архиепископ Тихон. – Я думаю, что, чем больше мы будем говорить о добре, о духовной культуре, тем больше будет пользы всему обществу.
Патриотизм несовместим с коррупцией Что такое патриотизм? «Толковый словарь русского языка» Ожегова определяет это понятие как «преданность и любовь к своему отечеству, своему народу» (см. издание 1997 г., с. 496). В «Википедии», свободной интернет–энциклопедии, дается более широкое определение: «Патриотизм (греч. πατριώτης – соотечественник, πατρίς – отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять ее характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма – веками и тысячелетиями закрепленное существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии. <…> Патриотизм – особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству» (http://ru.wikipedia.org). Церковь в лице ее иерархов всегда приветствовала проявление патриотизма. Приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II говорил: «Мне кажется, что чувство любви к собственному народу столь же естественно для человека, как и чувство любви к Богу. Его можно исказить, и человечество на протяжении своей истории не раз искажало чувство, вложенное Богом. Но оно есть». Архиепископ Тихон также считает, что было бы замечательно, если бы ребенок уже со школьной скамьи имел понятие о великом слове «патриотизм». – Человек должен быть патриотом, – утверждает Владыка. – Мы говорим о том, что необходима борьба с коррупцией, с теми, кто, допустим, расхищает природные богатства – вырубает леса, безжалостно опустошает недра... Или возьмем такой пример: один человек обогащается, а другие не могут найти работу, не получают самых необходимых жизненных благ, не могут удовлетворить свои самые скромные материальные потребности... Так вот, я думаю, что если мы воспитаем человека патриотом, многие из этих проблем отпадут сами собой. Потому что патриот – это тот, кто любит свой народ, свою страну, кто не допустит хищнического потребления сырьевых ресурсов, а станет думать о будущих поколениях. Он не сможет один богатеть, несмотря на страдания окружающих его людей. Патриот понимает, что страна – это как одна большая семья, здесь все наши родственники – отцы, матери, братья, сестры, – и он не может быть счастливым, если вокруг него много неблагополучных людей – нищих, больных и т.д. Потому что славянское слово «счастье» означает «часть от общего благополучия». И задача патриотического воспитания заключается также в том, чтобы научить людей зажиточных, имеющих какие–то средства, жертвовать их на улучшение социальных условий других. Сегодня человек богатый и здоровый, а завтра он может стать нищим инвалидом. Поэтому должны развиваться социальная система, медицина, хосписы, чтобы никто не боялся одинокой, несчастной старости.
Все современные проблемы – следствие неблагополучия семьи Вот уже многие годы идут разговоры о том, что семья как социальный институт вскоре прекратит свое существование. Все громче слышны голоса «реформаторов», предлагающих пересмотреть Семейный кодекс РФ, «сориентировать его на создание правовых условий для строительства разнообразных траекторий совместной жизни по выбору человека» (Алина Радченко «Пять серьезных родительских ошибок», «Независимая газета» от 18.08.2010 г.). Вместе с тем, впервые после Великой Отечественной войны смертность в нашей стране превысила рождаемость в 1992 году. С 1993 года сохраняется устойчивое сокращение численности населения, аналогичное ситуации, когда государство находится в состоянии войны. Одновременно с этим развиваются процессы прогрессирующего старения населения. Впервые число россиян старше 60 лет превысило количество несовершеннолетних до 15 лет в 1999 году. И до сих пор продолжает превышать (см. Интерактивный счетчик населения России). Ожидается, что после 2010 года пойдет новая демографическая волна, когда начнут вступать в брак и обзаводиться детьми те мужчины и женщины, которые родились уже в 1990-е годы, то есть в то время, когда в России была зафиксирована самая низкая рождаемость за всю историю страны. В результате появится самое малочисленное поколение, которое вступает в репродуктивный возраст. Доля женщин в возрасте от 20 до 29 лет к началу 2025 года сократится почти в два раза. Если эти женщины будут рожать детей с той же интенсивностью, что и сейчас, то на каждый процент сокращения численности их самих сократится и число рождений в стране. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, семей с тремя и более детьми в России менее 6 процентов. А для положительного воспроизводства населения нужно, чтобы каждая семья имела по три ребенка. Согласно Кратким итогам пилотного обследования «Семья и рождаемость» среднее желаемое число детей, то есть то количество детей, которых респонденты хотели бы иметь при наличии всех благоприятных условий, не превышает трех детей. Желаемое число детей в среднем несколько выше лишь у более религиозных респондентов (которые чаще бывают на богослужении). При этом заметно ниже ожидаемое число детей, то есть то количество детей, которых респонденты готовы иметь: оно даже не достигает двух (см. http://ru.wikipedia.org). – Сегодня можно сказать, что семьи у нас в стране нет, – говорит архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон. – Потому что количество браков почти равно количеству разводов. А с экранов телевизоров мы слышим уже разговоры не о семьях – о «партнерстве», и такое отношение к браку, конечно же, ударяет по самой стране, по ее благополучию. Потому что страна может быть благополучной тогда, когда есть крепкая семья. Но зачастую семьи нет не потому, что человек плохо к ней относится, просто нет денег, чтобы ее содержать, нет работы… И эта задача уже не для Церкви, тут должна быть определенная политика государства. Церковь, конечно, может говорить о святости семьи, о крепости супружеского союза, об ответственности брака. Но здесь громадная доля ответственности ложится и на государство, потому что если будет пропаганда вольности, разнузданности, сытой развратной жизни, то что тут сможет сделать Церковь? Она может влиять на общество только в сотрудничестве с государством. Одна, не имея ни средств массовой информации, ни людей, ни денежных средств, она ничего не сможет сделать. Поэтому государство, власть должны обращать внимание на вечные истины; да, мы хотим быть богатыми и процветающими, но за счет новых технологий, техники, а не за счет других людей. Необходим союз Церкви и государства, и мы знаем из истории, что такие симфонии были. Как надо рассматривать человека? Церковь рассматривает его как святыню, и другой человек должен быть для нас таким же великим, как Бог. В христианстве две главные заповеди: любовь к Богу и любовь к человеку. А если человек – объект потребления, объект коммерции, что мы сейчас и видим, то, конечно, не будет нормальной жизни и нормальных людей. Пропаганда общества потребления наносит вред, прежде всего, семейным отношениям. Потому что все хотят удовольствий, а ответственности никто не хочет. И эти современные проблемы – огромное количество абортов, дети–сироты – это следствие неблагополучия семьи. Не надо убивать своих нерожденных детей, если все в семье благополучно, не надо применять какие–то решительные меры к алиментщикам... Надо просто воспитывать людей отзывчивыми, ответственными, верными, человеколюбивыми, и тогда эти вопросы отпадут сами собой. Сегодня же мы видим обратный процесс. По данным, приведенным в докладе «Кто защитит права детей–сирот в России?», опубликованном на сайте www.rusadvocat.com 24 ноября прошлого года, в первом полугодии 2009 года 5 258 детей были оставлены матерями при рождении, 50 793 несовершеннолетних остались без попечения родителей. Если эти темпы сохранились до конца года, то число новых сирот возросло до 112 тысяч. Для сравнения: на 1 января 2009 года в целом по России число детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляло 681 301 ребенок, в том числе в условиях институционализации (система учреждений для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) – 151 771 ребенок (на учете в региональных банках данных), что составляет 22 процента от общей численности всех российских детей («Медицинская газета» от 28.01.2010). По другим данным, в российских детских домах находятся ныне более 750 000 детей. Это при том, что здесь не учтено еще и число беспризорников, коих только по официальной статистике насчитывается 730 тысяч. Независимые же эксперты называют другие цифры: от одного до пяти миллионов детей, лишившихся родителей либо сбежавших из дома и постоянно или временно бродяжничающих. Иными словами, сегодня каждый пятый российский ребенок либо вовсе лишен семьи, либо лишен возможности полноценного проживания в ней. Эксперты приводят статистику – лишь в пяти процентах случаев причиной беспризорности российских детей становится потеря родителей. В оставшихся 95 процентах случаев родители беспризорников живы. Для таких детей существует термин «социальные сироты». Для справки: после Великой Отечественной войны в стране было 680 тысяч сирот, а беспризорных – значительно меньше, чем сегодня. Что в такой ситуации может сделать Церковь? При Новосибирской епархии создан Отдел по духовному окормлению детей, оставшихся без опеки родителей и детей-инвалидов, руководителем которого является игумен Филипп (Новиков). Им ведется большая работа по духовному окормлению воспитанников детдомов. В скором времени будет открыта «Материнская обитель» для матерей-одиночек – бывших детдомовцев. Но Церковь не может обеспечить всех детей-сирот жильем, работой – это задачи государственной власти. Архиепископ Тихон говорит: – Я считаю, что, конечно, многие социальные проблемы государство должно решать через Церковь, так и делается в цивилизованных странах. Это оно должно строить и содержать хосписы, детские приюты, а с другой – Церковь должна приходить туда с милосердием, добрым словом, теплыми руками, чтобы помочь людям лучше относиться друг к другу. Если этого союза не будет, то, думаю, врозь мы получим только отрицательный результат. Плата за удовольствия Еще одной важнейшей и пока, увы, неразрешимой проблемой в нашей стране является информационная война, которую объявили своим согражданам некоторые электронные СМИ. Несмотря на все призывы к введению цензуры на телевидении на показ разного рода безнравственной и прочей разрушительно действующей на духовное здоровье граждан информации, воз остается и ныне там. Законопроект «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», принятый Госдумой во втором чтении в июне этого года, вызвал весьма неоднозначную реакцию как у светской, так и православной общественности. На епархиальном сайте «Образование и Православие» 25 июня было опубликовано «Заключение о Проекте № 155209–5 ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» Новосибирского регионального отделения Общероссийского общественного движения «Всероссийское родительское собрание». Родители озабочены тем, что, по их мнению, «с принятием этого закона не будет достигнута поставленная цель по обеспечению информационной безопасности детей, т.е. защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. А наоборот, принятие закона в предложенном варианте будет способствовать растлению детей, так как узаконивает распространение продукции порнографического характера и не только порнографического» (www.orthedu.ru/roditeli). Где же выход? Как оградить наших детей от негативного воздействия телевидения на их неокрепшие душу и психику? – Прежде всего, думаю, что с помощью воспитания и образования надо прививать иммунитет к ненужной информации, – утверждает Управляющий Новосибирской епархией. – Помню, когда в одной школе мы беседовали с учителями, я сказал: «Не учите детей включать телевизор – учите выключать. Ребенок должен чувствовать ответственность: ему надо еще уроки выучить, подышать воздухом, помочь маме, приготовиться к завтрашнему дню». В ответ одна из учителей мне заявила: «Вы хотите, чтобы наши дети были отсталыми? Они должны получать информацию!» Но любой информации должна быть мера. Даже если чистой родниковой воды выпить два ведра, будет плохо. Так же и с информацией: ребенок, во-первых, должен разбираться, что ему нужно, а что нет, во- вторых, он должен знать, что, если сидеть больше двух часов у телевизора, вырабатывается зависимость, а это уже болезнь, так называемый телеидиотизм – еще бывает компьютерный идиотизм. Это все детям надо объяснять и в школе, и дома. Мы же говорим: не подходи к плите, ударит током, можешь обжечься кипятком – так же и здесь. Существует опасность зависимости и от наркотиков, и от алкоголя, и от табакокурения, но есть люди, которые этому не привержены – значит, их так воспитывали, вовремя об этой опасности рассказали, а не тогда, когда человек уже получил болезнь. При этом, по мнению Владыки, люди «с той стороны» экрана, радио, газеты тоже должны быть гражданами, патриотами, иметь чувство ответственности, следовать законам профессиональной этики. А не считать, что они могут зарабатывать деньги, морально уродуя всю страну, особенно молодежь… – Мы не говорим о свободе слова, – подчеркивает архиепископ Тихон, – речь идет о зависимости от средств массовой информации. Они должны понимать свою ответственность за тот материал, который представляют, потому что сегодня выходит так, что они ни за что не отвечают, а страдает вся страна. Это же неправильно! Можно говорить о свободе доброго слова, но не о свободе бесстыдства и не о свободе хамства. Пошлое слово разлагает страну, и, значит, мы имеем полное право, как жители этой страны, как общественность, потребовать, чтобы люди «с той стороны» телевизора или радио были ответственны за свои деяния. Навязчивая пропаганда потребительского отношения к жизни, а также отсутствие у молодых людей и утрата старшим поколением нравственных идеалов в немалой степени способствуют развитию всевозможных пороков, невиданному всплеску наркомании, алкоголизма, сектантства. Эксперты бьют тревогу: за последние 10 лет число наркозависимых граждан в России выросло на 60 процентов. По данным Минздравсоцразвития РФ, в сентябре 2009 года в России на учете стояли 550 тысяч наркоманов (тех, кто сам обратился за помощью), а фактически в России 2–2,5 млн наркоманов. Зарегистрировано более 140 тысяч детей и подростков, страдающих наркологическими расстройствами. От общего числа наркоманов в России, по статистике, 20 процентов – это школьники, 60 процентов – молодежь в возрасте 16–30 лет, 20 процентов – люди более старшего возраста. Средний возраст приобщения к наркотикам составляет 15–17 лет, но в последнее время резко увеличился процент употребления наркотиков детьми 9–13 лет. Зафиксированы даже такие вопиющие случаи, как приобщение к наркотикам детей 6–7 лет родителями-наркоманами. Как заявил в феврале 2010 года заместитель директора ФСКН России Олег Сафонов, по данным ООН, наша страна занимает третье место в мире по числу наркозависимых – после Ирана и Афганистана (РИА Новости). Что же касается деятельности на территории России огромного количества сект самых разных направлений – от мормонов и «Радостеи» до «Свидетелей Иеговы» и культа Григория Грабового, то во многих случаях причиной интереса к какому–либо из этих учений является подсознательное стремление человека заполнить в душе зияющую пустоту, возникшую на месте нормального религиозного чувства, найти идеальный образец, которому можно было бы поклоняться. – Но проблема в том, что в поисках духовного пути эти люди приходят в секты, которые создают какие-то мошенники, а не в религиозные организации, веками существующие на нашей земле – Православную Церковь, старообрядческие, мусульманские, буддистские, – говорит архиепископ Тихон. – И, не зная о том, что эти секты не являются культурообразующими, они приобретают в них псевдодуховность, псевдорелигиозность. Это уводит их из общества, отсекает от него, люди становятся последователями своих лидеров и получают такую зависимость от них, что не могут ни нормально жить, ни что-то созидать. Любая современная секта – это коммерческая организация по выкачиванию денег. После того, как человек отдал ей всего себя, он становится не нужен, и секта ищет новых адептов. Наркотики, секты – все это является следствием потери духовной культуры, – отмечает Владыка. – Некоторые учителя, к сожалению, не понимают того, что подобные пороки искореняются только воспитанием. Они не понимают, что потребление наркотиков идет от стремления молодого человека получать лишь удовольствия в этой жизни. Я беседовал с некоторыми старшеклассниками, которые оканчивали школу с твердым убеждением, что целью и смыслом жизни являются большие деньги, ничегонеделание и получение удовольствий. Но редко можно получить настоящее удовольствие от чего–либо, в основном они ложные. И люди, имеющие паразитическое представление о жизни, в их поисках подсаживаются на иглу, начинают пить, воровать. Вот поэтому в школы и вводятся основы тех религий, которые являются традиционными и культурообразующими для России. И если этот предмет в школах будет правильно преподаваться, от многих порождений бескультурья и бездуховности мы сумеем уйти.
«Научите другие народы любви к русской культуре» У активных, патриотично настроенных людей сознание неблагополучия в собственной стране вызывает желание действовать, а насаждаемая в обществе вот уже двадцать лет чуждая нам модель западного образа жизни и западных ценностей толкает их порой на путь агрессивной защиты православной русской культуры и русского менталитета. С одной стороны, это понятно. Как говорил в одном из своих выступлений Патриарх Алексий II, «патриотизм – это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своем народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом – это не только комфорт, это еще и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» – это то же самое, что бездомный человек». Но чувство патриотизма, по мысли Святейшего Патриарха, в то же время «ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле созвучен Православию. Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. Или, как это звучит в православном вероучении словами Серафима Саровского, спасись сам, стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся. То же самое патриотизм. Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением. Я думаю, что сегодня у нас основная задача патриотов: созидание собственной страны». Тем не менее, для определенной части российского общества между понятиями «патриотизм» и «национализм» стоит знак равенства. И созидание собственной страны означает созидание России только для русских. Московское бюро по правам человека в своей рассылке от 6–го апреля сообщало, что только за январь – март 2010 года в России было зафиксировано 45 нападений на почве ксенофобии, в результате 12 человек погибли и сорок три пострадали. Среди объектов нападений были киргизы, корейцы, русские, абхазы, черкесы, узбеки, таджики, уроженцы Африки, вьетнамцы, китайцы, арабы, азербайджанцы, буряты, немцы, тувинцы, евреи и даже один мексиканец. За аналогичный период прошлого года был зафиксирован 21 погибший и еще 65 пострадавших, в 2008 году – 49 погибших, 80 пострадавших (http://kavkasia.net/Russia). Среди православных верующих также немало таких, кто, вопреки мнению церковных иерархов, воспринимает лозунг «Православие или смерть» слишком буквально. Квинтэссенцией подобных взглядов стала песня одной известной русской певицы, в которой есть строки: «Всех порвем на части, Господа хваля!» Архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон в этой связи отмечает: – Каждая нация в свое время ассоциировалась с определенной религией. Мы должны брать от них лучшее, то, что воспитывает человека. Но если мы начнем сравнивать сами религии, – какая из них лучше, какая хуже, – то, конечно, придем к печальному результату. Национализм – это, так сказать, племенное развитие человека, когда он считает, что вон то племя плохое, а наше хорошее. Когда же люди духовно воспитаны, они учатся понимать другие религии, другие национальности, уважать их традиции, обычаи. Ошибка нынешнего воспитания заключается в том, что националистами в России, якобы, являются только русские, а представители прочих народов – «бедные и несчастные». Но надо воспитывать и людей других национальностей, живущих на территории нашей страны, в любви к России, к ее православной культуре, к ее древним традициям, а не внушать им, что, мол, «нас мало, но мы хорошие, а их (русских) много, но они все плохие». Это неправильно. Я думаю, что патриотическое воспитание должно быть не только русского народа, но и всех тех народов, которые здесь живут. Тогда не будет никакой вражды. Не секрет, что сегодня повсеместно существуют этническая преступность, этническая круговая порука. И бывает, русский человек не может добиться соблюдения его элементарных прав. Задача государственной власти в этом случае – регулирование межнациональных отношений. Кстати, именно в Новосибирской области это делается хорошо, у нас нет ни религиозных, ни межнациональных столкновений, потому что ведется глубоко продуманная, правильная работа. Архиепископ Тихон считает, что должно быть взаимное уважение между разными религиозными культурами: –. В вероучениях мы общего не найдем, здесь имеются тысячелетние расхождения, но социальную деятельность совместно проводить, я думаю, можно. Сегодня Новосибирская епархия Русской Православной Церкви тесно сотрудничает с другими религиозными конфессиями, особенно баптистскими, в работе с реабилитационными центрами, осуществляет совместное служение в тюрьмах и больницах. – Я всегда говорю, – подчеркивает Владыка, – что здесь не должно быть никаких столкновений. Мы не делим паству – нам не надо ее делить, каждая конфессия занимается своей аудиторией, так сказать, мы лишь оказываем помощь страждущим. А выбор религии – это уже личное дело отдельного человека: где он видит больше любви и милосердия, воплощения своих религиозных идеалов, туда он и идет. Например, в католический приют Святого Николая, если там есть православные дети, вызывается православный священник, и он совершает необходимые требы, совершает свою миссию. Я считаю, это правильно, и в таком случае у нас не может быть никаких недоразумений и столкновений на религиозной почве. Но не надо думать, что, если у нас все тихо, то и везде так. Нет, конечно. Недавние войны на Кавказе пытались превратить в религиозные, представить дело так, будто это христиане обижают мусульман, мусульмане обижают христиан… Нельзя политические конфликты переводить в религиозные, это очень опасно. Потому что для верующего человека вера дороже жизни. Когда у нас возникает вопрос к городской власти, допустим, о выделении участка земли под строительство храма, наш представитель – протоиерей Петр Кизюн всегда присутствует на заседании рабочей группы по рассмотрению обращений религиозных объединений по вопросам земельных и имущественных отношений, которую возглавляет заместитель мэра А.А. Корнилов. И мы стремимся к тому, чтобы было понимание, взаимное уважение, чтобы не возникло каких–то конфликтных ситуаций в будущем. Ведь в Новосибирске много земли, и вовсе не обязательно, к примеру, мечеть строить рядом с православным храмом. Можно найти место для всякого религиозного здания, чтобы не было обидно людям, чтобы все чувствовали бы себя жителями одного большого города, ничем в нем не обделенными.
Образование и Православие / Галина ПЫРХ |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 2 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 3294 |