|
||||||||||||||
«Основы религий и светской этики»: острые вопросы нашли объяснениеВ школах Новосибирской области идет апробация учебного курса «Основы религий и светской этики». Руководители образовательных учреждений, учителя и родители согласны с тем, что детям необходимо не только давать новые знания, но и влиять на их восприятие, мировоззрение. Однако здесь кроется немало подводных камней. Тему обсудили на пресс-конференции журналисты и работники сферы образования. Уже в начале беседы стало ясно, что иногда происходит путаница уже в самом представлении курса и терминах, связанных с ним. Родители называют новинку и предметом, и факультативом, кроме того, нет четкого понимания задач апробации. Ирина Ивановна Рогожникова, консультант управления общего образования министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, сразу пояснила: «Во-первых, мы говорим не о предмете «Основы мировых религий», а о комплексном учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики». Курс носит просветительский характер, затрагивает вопросы развития, формирования духовно-нравственных основ молодого человека. Сегодня, когда идет очень серьезная перестройка в обществе, это очень важно». Новосибирская область – регион с достаточно высоким уровнем миграции. В наших школах рядом учатся дети разных национальностей. И возникает задача вести общество к согласию. Ирина Ивановна подчеркнула, что речь в курсе идет именно об основах культур, а не вероучений. Наталья Николаевна Попова, директор центра культурологического и религиоведческого образования НИПКиПРО добавила: «Этот курс благодаря своим технологиям и содержанию позволит сформировать у ребят информационное поле. Тогда и произведения Достоевского, Толстого, других авторов школьники будут воспринимать более полно, с большим пониманием». Полезность нововведения подтвердила и Раиса Дмитриевна Салмина, председатель управляющего совета гимназии №1: «Курс очень интересен, он творческий, побуждает думать и рассуждать, расширять свои познания о мире. Но тот способ, каким он был реализован, вызывает у родителей очень большую тревогу. Курс ввели в расписание в ущерб основной программе, поскольку в пятом классе «Основы светской этики» поставлены вместо уроков русского языка и литературы». Здесь Ирина Ивановна Рогожникова уточнила: «В учебном плане (кроме базовой нагрузки, умешать объем которой мы не имеем права) есть такая строчка «национальный региональный компонент». Он предполагает 248 учебных часов, 16 из которых министерство образования рекомендовало выделить на «Основы религиозных культур и светской этики». В других регионах эти часы распределены между историей родного края, экономикой, правом и другими дисциплинами. А у нас курс, который призван развивать читательские компетенции, коммуникабельность, по сути, только подкрепляет базовые знания по русскому языку и литературе». У журналистов возникло немало вопросов и о психологической готовности детей воспринимать предмет. Наталья Николаевна Попова заверила, что в этом смысле проблем нет: «Во-первых, у детей в четвертом классе уже сформирован определенный уровень мировоззренческой культуры, а во-вторых, они лабильны. Ребята проявили огромную активность, и самое главное, что это поддержали родители. Привлечь мам и пап к школьным проблемам порой достаточно сложно, но теперь дети задают родителям вопросы, и им поневоле приходится искать ответы, читать газеты и журналы, размышлять об этом». Кроме того, выпущена книга для родителей «Основы религиозных культур и светской этики», которая поможет грамотно отвечать на вопросы детей и самим понять суть модулей, предлагаемых курсом. Проблема добровольности выбора модуля зачастую возникает именно тогда, когда родители не понимают, чему же все-таки собираются учить их чадо, и выбирают наиболее «безобидный» на их взгляд вариант. Возможно, что именно поэтому большинство склоняется к модулю «Основы светской этики». Ирина Ивановна Рогожникова отметила: «Для родителей очень важно, чтобы такие курсы преподавали квалифицированные педагоги, убеждения которых не противоречат моральным ценностям семьи, в которой воспитывается ребенок. В своих рекомендациях мы акцентировали внимание на том, что нужно продумать различные формы работы с родителями, в том числе индивидуальные. Это должны быть не только родительские собрания, но и знакомство с учителями и учебно-методическими комплексами. Важно, что любой родитель на любом этапе апробации имеет право поменять модуль». Для преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» специалисты НИПКиПРО, вузов и преподаватели-тренеры подготовили 12 286 учителей. Однако, по словам родителей учеников, не всегда уровень их подготовки действительно соответствует необходимым требованиям. И.И. Рогожникова обратила внимание на то, что постоянно проводится анкетирование для родителей, позволяющее увидеть проблемные моменты и принять соответствующие решения. В апробации участие приняло более 22 тысяч школьников, вопросы родителей объяснимы. Пока идет апробация, будут внесены изменения и в содержание курсов, и в методы подготовки учителей. «Наша задача в том, чтобы определиться, каково место курса в учебном плане и как его встроить в образовательный процесс, – пояснила Ирина Ивановна Рогожникова. – Кроме того, я вижу, что разъяснительную работу с родителями следует организовать более четко, планомерно и массивно». В целом же все участники образовательного процесса сошлись на том, что курс «Основы религий и светской этики» очень полезен. Согласно результатам анкетирования, предмет приняли и дети, и родители, и администрации школ.
Образование и Православие / Галина СНИТКОВА, редакция ОблЦИТ Фотоиллюстрации автора http://www.websib.ru/ |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 5582 |