Для верующих сибиряков этот год знаковый. 95-летний юбилей Новосибирской епархии и 105-летний - Вознесенского собора. Поэтому мы были просто обязаны поговорить с митрополитом Новосибирским и Бердским Тихоном. Владыка рассказал, что сейчас больше всего его волнует в современном обществе и как будет развиваться Новосибирская епархия в недалеком будущем.
- Вспомним немного историю Новосибирской епархии. Она образовывалась в тяжелые времена для Церкви.
- В то время, когда была создана Новосибирская епархия, в Церкви происходили волнения. Одна группировка решила привнести обновление, что, в общем-то, неплохо, но ее представители хотели отменить многие вещи, которые являются основными: например, монашество, патриаршее управление. Нашлись несколько священнослужителей, которые пошли на сближение с советской властью. Им начали передавать храмы, отбирая у тех, кто подчинялся патриарху. В Церкви возникла смута. Когда есть две группировки, которые начинают вести между собой борьбу, в первую очередь страдает народ, который перестает ходить в храм. Поэтому раскол породил тяжелую ситуацию в Церкви. Он начался сразу во многих регионах, в том числе захватил и Сибирь. Почти все храмы перешли к обновленцам. Самое главное, что в Новосибирске не только обновленцы, но и последователи многих других религий стали открывать свои центры с целью влияния на всю Сибирь и Казахстан. Поэтому патриарх Тихон принял решение открыть новую епархию - Новониколаевскую - для того, чтобы противодействовать всем этим явлениям, и, несмотря на то что духовная жизнь сворачивалась, в 1923 году была учреждена наша епархия.
- За время гонений на Церковь много было вывезено святынь из нашего региона?
- Да, конечно, но дело-то в не драгоценностях и иконах, которые были изъяты из храмов. Самое главное, что не потеряли веру, ведь она хранится в душах людей, а в трудные годы укрепляется. Ведь что происходит? Отпадают люди маловерующие, которые не имеют мужества исповедовать себя православными людьми. Ради карьеры, учебы они отрекаются от Христа. А те люди, которые остаются в Церкви, - это, действительно, ее золотой фонд, самое главное сокровище, которое мы сохранили, несмотря на трудные времена. Иногда говорят, что Церковь - это духовенство. Нет, Церковь - это народ. Духовенство - служители, и их не так много, а веру хранит сам народ, и поэтому если он не будет воспринимать веру и жить по вере, то священники ничего сделать не смогут.
- В свое время З. Бзежинский объявил, что после развала СССР главным врагом США стала Церковь. Почему, владыка, он так сказал?
- Американцы, в отличие от нас, прекрасно знают нашу историю. Они знают, что Церковь существует в нашей стране тысячу лет, и она создала нашу традиционную культуру и фактически воспитала русский народ. Все, что мы имеем в своих корнях, - все связано с православием, начиная с времен Кирилла и Мефодия и Крещения Руси. Церковь занималась образованием народа, и само понятие «образование» - это не просто передача знаний, а воплощение образа Божьего, образа Высшего Разума в новом человеке, который пришел в этот мир. И Церковь всегда делала ставку на воспитание, понимая его как освящение личности, - чтобы русский человек определил для себя цель и смысл жизни, чтобы у него сформировалась правильное мировоззрение, в чувствах был заложен фундамент любви.
Участники празднования 50-летия Победы у монумента Славы в Новосибирске. 9 мая 1995 года. Фото: архив Новосибирской митрополии.
- Любовь - фундамент всего и вся...
- Любовь. Сейчас это понятие размыто - то ли это эротика, то ли любовь к еде, к нарядам… Истинная, священная - именно жертвенная любовь. Человек должен иметь милосердие, сострадание, сочувствие, прощение, взаимопонимание - все это плоды жертвенной любви. На этом строится и патриотизм. Почему в нашем гимне поется: «Россия - священная наша держава»? Понятие священного сейчас вводится правительством в нашу жизнь. Если мы так говорим, то слово «патриот» исполняется глубочайшего смысла. Священное там, где проявлена жертвенная любовь. Если наши предки поливали эту землю кровью и потом, защищая и возделывая ее, проявили жертвенную любовь, то для нас эта земля - святыня. Святое наследие от наших предков.
- В свете вышесказанного патриотизм получает особый смысл…
- Это патриотизм не монархический, не коммунистический, а тот, который основан на понимании России как «священной нашей державы», Русской цивилизации. Конечно, в том же направлении должна воспитывать и школа. Но она к этому не готова. Сейчас в общеобразовательной школе сохраняется атеистическая парадигма, и душа человека, его духовные запросы не учитываются. 80% школьников, несмотря на наши многолетние усилия, выбирают предмет «основы светской этики». Учителя и родители решают, что легче изучать не религии «какие-то», а светскую этику. Хотя в основах религиозных культур ничего не говорится о вероучении - только о духовных традиционных культурах. Молитвы, аскетику мы преподаем в воскресных школах, а здесь говорится о культуре воспитания человека. Учебник основ светской этики составлен Соросом - мастером цветных революций - специально для отупления наших детей. Первые страницы открываешь - и там написано: «Никакой нравственности нет. Каждый человек сам определяет, что добро и зло». Прямо в учебнике! А ведь понятия добра и зла - самое основное в воспитании человека, потому что, если человек правильно определяет, что такое добро, у него есть в жизни традиционные нравственные ориентиры. За что же тогда Ходорковского посадили? Он определил для себя, что бюджетные деньги - это его добро! А его сажают! По логике светской этики его нельзя осуждать… И достучаться до учителей очень трудно. Они думают, что если священник придет, то сразу скажет: «На колени, безбожники! Будем все каяться». В итоге, когда спрашиваю у многих молодых людей: «Как вы понимаете цель и смысл жизни?», - они отвечают: «Получать от жизни удовольствие!»
- К чему приводит отсутствие нравственного и патриотического воспитания?
- Недавно проводили Форум молодых ученых, и один из студентов-участников точно определил стремления большой части образованной молодежи: «А почему я, имея образование и ум, должен работать на Россию? Должен сидеть в России, получать мизерную зарплату и продолжать здесь работать? Лучше уехать за границу и работать на весь мир, на все человечество и получать большие деньги». Какой вывод мы сделали, послушав этого студента? У него не сформировано чувство патриотизма. Он хочет поехать на готовое и получать те блага, которые сделала для себя западная цивилизация. И эта цивилизационная привлекательность Запада многих сбивает с пути. Да, на Западе можно поучиться, посмотреть. Китайцы как делают? Изучают жизнь на Западе и едут назад возрождать свою страну, делать ее процветающей. Сейчас Китай распускается, как бутон. Но ни советская, ни нынешняя школа не могут привить подрастающему поколению чувство патриотизма, мысль, что работать нужно для своего народа, для своей страны. Потому что, если нет понятия жертвенной любви, нет цели и смысла жизни - только эгоизм. Я помню, как на 50-летие Победы 9 Мая пришел к мемориалу Славы - никого не было. Видимо, в 1990-х годах думали, что нам и память о наших предках не нужна… Все предполагали, что Америка все нам построит и все для нас сделает. Это только сейчас мы поняли, чего она хочет - чтобы мы вообще исчезли с лица земли, потому что мы для США - геополитический конкурент. Сейчас идет возрождение национального самосознания, и многие люди наконец поняли, что патриотическое воспитание, знание отечественной истории, сохранение памяти необходимо.
- Владыка, как вы думаете, от чего сейчас нужно особенно защищать детей?
- В основном сейчас приходят боевые сводки из Сирии, Украины и из школы. Кого-то убили, зарезали, расстреляли. О чем это говорит? О том, что в школе царит дух гордыни, отрицательная духовная атмосфера. А преподносится это как воспитание лидеров, успешных людей. Опять же все это следствие того, что в школе слабое влияние Церкви. А она всегда была столпом государства, как и армия. Если дадут возможность, чтобы Церковь и армия оказали большое влияние на школу, тогда у нас все получится. Сейчас мы знаем, что на школы большое влияние оказывают западные праздники - Хеллоуин, например. Множество различных сект и субкультур несут свою отрицательную духовность: многие родители сектанты, есть и сектанты-учителя. Дети называют себя эмо, панками, терминаторами, готами - по-всякому, Некоторые представляются Человеком-пауком. Они берут пример с западного образа жизни. И им кажется, что в этом и есть смысл жизни - показать себя отрицательным героем и таким образом прославиться. Сейчас 18 регионов страны поражены воровской субкультурой АУЕ - «арестантский уклад един». По подсчетам, у нее 200 тысяч последователей, которые совершают нападения на полицейских, на учителей, собирают деньги на общак и все такое. Почему это происходит? Потому что детям нужны герои и лидеры. Необходим пример. У подростков есть потребность подражать кому-то в своей жизни. Церковь предлагает образ Христа, святых людей, которые совершили подвиги жертвенной любви. А когда на наше общество накладывается калька чужой культуры, противостоящей нам в глобальном смысле, получается дисгармония. И в первую очередь это сказывается на неокрепших душах подростков. Дети просто не понимают, они беспомощны и не могут противостоять злу. 70 лет мы были лишены духовно-нравственного воспитания, и сейчас школа лишает детей воспитания тысячелетней историей, традицией. Поэтому ребята - просто невежды. Они не знают великих личностей из российской многовековой истории, которые могли бы быть для них лидерами и вождями. Например, святой князь Александр Невский, Преподобный Сергий Радонежский, патриарх Гермоген - для молодежи эти имена незнакомы, да и само Евангелие… Вот одна новосибирская учительница задала выучить детям песню «Владимирский централ» - посмеялись, и все. А если бы она задала им на дом выучить «Отче наш…», знаете, какую истерику закатили бы наши общественники: детей молитвам учат! А что в этом страшного? «Отче наш…» - образец мировой литературы. Библия - общепризнанный литературный памятник. Но «Отче наш…» - нельзя, а «Владимирский централ» - можно… А потом мы ищем, откуда рожки растут… Мы без всякой опаски воспринимаем легковесную культуру, а свою, которая созидает личность, просто не принимаем. Вот в чем сейчас проблема школы и от чего следует защищать детей.
- Владыка, что сейчас делается для возрождения духовных традиций в Новосибирске?
- В нашей небольшой Новосибирской епархии сейчас строится много храмов - 46. В этом году уже освятили деревянный храм во имя великомученика Пантелеимона в Кубовой. Будем освящать храм в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы в Первомайском районе. В Колывани вместе с Управлением по сохранению культурного наследия Новосибирской области восстанавливаем Троицкий собор, самый красивый и величественный в нашем регионе. Также устанавливаются памятники. Открываются новые приходы, воскресные школы. Проводятся многочисленные просветительские конференции. В общем, работа идет.
- Ну а какие трудности встречаются?
- В настоящее время Церковь очень часто критикуется в СМИ. Мы проводили мониторинг: о деяниях Церкви 95% публикаций - отрицательных, 5% - нейтральных. Ситуация непростая. Но мы работаем, в том числе и с молодежью. Ведем огромную социальную работу с самыми трудными категориями населения.
- Православная молодежь. Какая она сейчас?
- Разная. С ней, конечно, нужно работать, но у нас не хватает специалистов. Есть и очень либеральная молодежь, а некоторые молодые люди - даже суперправославные. Мы стараемся, чтобы они не заблудились в дебрях современного общества. Когда меня куда-то приглашают, я всегда иду на эти встречи и рассказываю, как Церковь относится к разным явлениям в нашей жизни. Не всегда меня слушают, не всегда понимают… Но мы стараемся, чтобы молодежь находила путь к Богу. Мне в жизни повезло: я видел духовных людей, встречался с ними. Однако молодым людям, не имеющим опыта духовной жизни, очень трудно ориентироваться. Бывают деятели, которые умеют хорошо и красиво говорить, предлагают молодежи определенный образ жизни, а она верит и идет по этому пути, но все это оказывается ложным, построенным на человеческой гордыне, на материальных интересах. Святые же апостолы говорили: «Взирайте на наставников ваших, особенно на их кончину, и подражайте вере их, потому что кончина - это плоды всей жизни человеческой: как он умер и в каком настроении и состоянии». Если лидер подвержен зависимостям: курит, пьет, гуляет, для него не существует морали - какой он лидер? Совсем другое, если ты проявляешь чувство сострадания к ближним - значит у тебя все в порядке, значит, твоя любовь к Богу приносит свои плоды. А если есть только слова: «Я вас всех сейчас сделаю хорошими!»… Сначала ты должен себя сделать хорошим, и тогда только твое слово будет иметь силу благодати Святого Духа, только тогда ты сможешь возрождать души других людей, помогать им быть личностями. А делать из них хулиганов, озлобленных зверьков, недовольных всем и вся и готовых при этом поучать других, - это тупиковый путь в жизни.
- Что в современном обществе вас больше всего удивляет?
- Интересный вопрос… Мы постоянно находимся в поиске. Чтобы человек стал бриллиантом, нужно всю шероховатость с души стереть. Само понятие Бог - нравственное: раз есть Бог, значит, есть и Его нравственный Закон, который он дал человечеству. Вот она, инструкция для человеческого разума - традиционные нравственные заповеди. И они очень простые. А что меня удивляет?.. Я встречался с учеными СО РАН - они не знают даже, сколько этих заповедей вообще, не то что их содержание. Человечество тысячи лет хранит эти истины, а у нас их даже не знают! Вот в чем беда - в невежестве, незнании духовных законов. А если бы мы их изучили и поняли, что они собой представляют, то поняли бы, почему они вошли в Конституцию России, в трудовое законодательство, в уголовное. И как можно говорить, что Бога нет, если есть Его инструкция для человеческого общества? Сейчас в современном обществе эти заповеди пытаются подвергнуть сомнению - размыть, а безнравственность, новую мораль - сделать нормой жизни. Но это означает гибель цивилизации. Без нравственности невозможно построить процветающее общество. И в Стратегии национальной безопасности РФ, принятой в декабре 2015 года, говорится о приоритете духовного над материальным.
Александра БРУНЯ | Сайт «Комсомольской правды»