|
||||||||||||||
Отец Александр Новопашин: «Душа человеческая дороже всех богатств земных и за нее надо биться!»Сегодня, 26 июля отмечает свое 55-летие митрофорный протоиерей, настоятель новосибирского собора Во имя св. благоверного князя Александра Невского отец Александр Новопашин. Трудно назвать ту стезю, на которой не отметился бы этот замечательный человек. Миссионерство, служение милосердия, кинематография, спорт…
— Отец Александр, начнем с самого начала. Вы родились в 1962 году. Расскажите, где и когда. И, самое главное, когда вы ощутили себя верующим человеком? Ведь известно, что верующие люди делятся на два типа. Один может сказать, что «верил в Бога всегда». У других есть определенный момент в жизни, момент обретения веры, момент уверования. Как в Бога уверовали вы? — Я бы спросил точнее. С какого момента я стал воцерковленным. Потому что вера, это дело такое… Кто-то верит в божественность помидора, кто-то в свое светлое будущее, кто-то верит в человечество, как говорили атеисты: я верю в человека и его доброе начало. В Писании сказано: и бесы веруют и трепещут… А когда человек воцерковленный — это не только жизненная позиция, но и образ жизни. Если говорить об этом, то воцерковленным я был с детства. Родители мои, бабушка воцерковляли меня с младенческого возраста. Мне мама рассказывала, что когда на руках меня только заносила в храм, я слышал пение и тут же на весь храм кричал слово «Ами-и-нь!». Городок Ирбит Свердловской области, где мы жили — небольшой, и все друг друга знали. И говорили: «Ну все, Новопашины с сыном пришли в храм (смеется)». Все с детства, с молоком матери. Может, эта фраза и избита, но довольно точна. Что впитал с детства, тем и живешь всю оставшуюся жизнь. По крайней мере, ты подпитываешься тем, чем был кормлен с детства и к чему у тебя привился вкус. — Вы решили посвятить свою жизнь священническому служению. Когда и по какой причине это произошло? — Скажу откровенно, что с молодости у меня такой мысли не было. Конечно, я ходил в храм. Но решение стать священником у меня, пожалуй, возникло, когда я служил в армии. Понял, что Господь поддерживает, помогает, спасает, защищает, водит по своим путям. Эту помощь Божию я ощущал постоянно. Все с молитвой совершалось. И к концу моей армейской службы я стал созревать к тому, чтобы посвятить свою жизнь Церкви Христовой. Когда, еще будучи в армии, а служил я в Новосибирске, то я бывал в увольнительных и подружился с некоторыми священнослужителями Вознесенского кафедрального собора. После того, как демобилизовался, пришел в храм и сказал, что хочу стать священником. На что мне ответили, что если есть желание, то, конечно, нужно устраиваться для начала послушником в собор. Он тогда был один в городе. И дальше духовно расти в нужном мне направлении.
— В каком году вы приняли диаконский сан? — В 1984 году. Четыре года я был диаконом и иподиаконом у Высокопреосвященнейшего митрополита Новосибирского и Барнаульского Гедеона. В 1988 году меня рукоположили в сан священника и направили для дальнейшего служения в Покровский кафедральный собор города Барнаула. Там до 1991 года я нес послушание, после чего был переведен обратно в Новосибирск для помощи в восстановлении собора Александра Невского. Меня закрепили за уже зарегистрированным приходом этого еще полуразрушенного, но восстанавливаемого храма. Первым настоятелем здесь был протоиерей Леонтий Дмитрук, а я был назначен ключарем (ключарь — это священник соборного и кафедрального храмов, служащий заместителем настоятеля. — Прим. «Честное слово»). Потом отца Леонтия перевели в Вознесенский собор, а меня назначили настоятелем. Это уже был 1993 год. — Известно, что собор святого Александра Невского в советское время был переделан под студию кинохроники. Внешний и внутренний вид его были достаточно изменены… — Кстати, все мои друзья кинематографисты и актеры надо мной шутят: вот где ты, говорят, кинематографическую бациллу и подцепил! Это такая добрая шутка. Да, храм был изуродован очень серьезно. Если посмотреть на старые фотографии, то просто слезы наворачиваются… Надо сказать, что первая встреча с этим храмом у меня произошла, когда я только-только был призван в армию. Я служил в Первомайском районе. Мне была дана увольнительная в город. Мне было интересно посмотреть центр Новосибирска. Я доехал на автобусе до автовокзала и стал подниматься вверх по Красному проспекту. И вдруг я увидел это архитектурное сооружение, которое явно было храмом в свое время. Конечно, без крестов, с окрашенными безобразной зеленой краской куполами. Какой-то странный забор был вокруг. Но и тогда я остановился и сказал: какой красивый храм был, как жалко его! И, видимо, Господь услышал мои сожаления о том, что храм в запущенном состоянии, и вручил мне его впоследствии восстанавливать. Вот что первое я запомнил от посещения Новосибирска. Предположить тогда не мог, что я стану священником и настоятелем именно этого храма и мне придется его восстанавливать. — Кроме того, здание собора является первым каменным зданием Новосибирска, тогда Новониколаевска. — Первым каменным зданием Новониколаевска. А первым деревянным храмом нашего города все-таки был Покровский, который находится на улице Октябрьской. Освящен собор Александра Невского был святителем Макарием Невским, который ныне причислен к лику святых. Он был миссионером, просветителем алтайцев, а затем стал митрополитом Московским. Участие в строительстве и благоукрашении храма принимала семья Николая II. Он и пожертвовал семь с половиной тысяч рублей на устройство иконостаса. Его благочестивая мать, вдовствующая царица Мария Федоровна, супруга почившего Александра III, пожертвовала золотые парчовые облачения для храма и икону Иверской Божией Матери. Икона сохранилась после закрытия храма благодаря тому, что была в хранилищах Новосибирского краеведческого музея. А потом, когда храм вернули Русской Православной Церкви, то отдали и икону. Сейчас она находится в правой части иконостаса. Написана она была на Афоне. На обратной стороне есть печать о том, что сия икона является списком с чудотворной иконы Иверской Божией Матери. Надо сказать, что от этой иконы уже было много чудесных явлений. Многие приходят, молятся, получают исцеления, а потом свидетельствуют об этом. — Во время богослужения одной из отличительной черт одеяний епископа является специальный головной убор, который называется митра. С определенного времени вас также можно увидеть во время богослужения в митре. Расскажите нашим читателям, когда и почему это произошло? — Митра — это одна из высших наград Русской Православной Церкви. Причем именно Русской Церкви. Все-таки митра — это не священнический, а архиерейский, епископский головной убор. Митра у белого (не монашеского) духовенства не характерна скажем для Иерусалимской, Антиохийской, Болгарской, Греческой Православной Церкви. Но на Руси еще в царские времена было принято решение награждать ношением митры особо отличившихся священников. Естественно, не я один награжден митрой. Многие достойные православные священники имеют ее. В том числе и у нас в Вознесенском кафедральном соборе. Ношение сей части богослужебной одежды является патриаршей наградой. Например, за усердные труды во славу Русской Православной Церкви. К награде представляет правящий архиерей. Ему виднее, за какие заслуги. — Еще один вопрос по поводу богослужения. В большинстве православных храмов Божественная Литургия проходит с закрытыми царскими вратами. А в соборе Александра Невского, где вы являетесь настоятелем, царские врата отворены. Почему? — Это благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Александро-Невский собор много лет решением правящего архиерея, Высокопреосвященнейшего митрополита Тихона является миссионерским отделом Новосибирской епархии. И Святейший Патриарх благословил с миссионерской целью служить Божественную Литургию с отверстыми царскими вратами, чтобы все молящиеся в храме видели, что происходит в алтаре. Само священнодействие, которое могут видеть молящиеся, тоже является проповедью и миссией просвещения. Но отверстые царские врата в храме являются также и формой награды в нашей Церкви. Священник, который получил такую награду, может служить с отверстыми царскими вратами не только в своем храме, но и везде, где он возглавляет богослужение. В этом году, по представлению митрополита Новосибирского и Бердского Тихона, Патриарх Кирилл наградил меня правом служения Божественной Литургии с отверстыми вратами до Херувимской песни. — Некоторые люди, которые не слишком часто посещают храмы, сетуют на так называемых церковных бабушек. На то, что эти «бабульки» делают им постоянно какие-то замечания. Жалуются на их некорректность. Однако в вашем храме такого поведения у них не встретить. Вы проводите с ними какие-то разъяснительные беседы? — К большому сожалению, это встречается в храмах… А мы с ними работаем. Это же задача настоятеля и духовенства воспитывать не только прихожан, но заниматься воспитанием и сотрудников прихода! Когда я стал настоятелем, то сразу собрал всех сотрудников и сказал, что наша задача — это служение Церкви, а не самим себе. Не мы здесь хозяева, мы здесь слуги. И одна из наших задач — не становиться препятствием для человека, приходящего в храм. Не вставать между Иисусом Христом и человеком! Сотрудников я предупредил, что первое замечание станет последним. При втором инциденте, когда люди пожалуются на то, что им что-то сотрудник прихода грубо сказал, помешал молиться, мы расстаемся с такими людьми в качестве работодателя и работника. То есть в храм они могут ходить, но работать здесь уже не будут. Собственно, так у нас постепенно и поменялся состав техничек. И некоторых сотрудников, не желающих или не могущих меняться, пришлось освободить от их обязанностей. Все зависит от нас самих. И, если вы обратили внимание, в последней моей киноработе «Рядом с нами» я привожу такой пример. Это моя форма покаяния перед людьми, которые столкнулись с грубостью в храме. Я показал, что это есть, и высказал свое сожаление по этому поводу. К сожалению, такое случается. Не только бабушки, но и нехорошее, некорректное, грубое поведение священнослужителей ведет к тому, что мы отталкиваем людей от Церкви. Есть немало волков в овечьей шкуре, которые, улыбаясь, готовы подхватить человека под руки и не отпускать его. То есть, обходясь с людьми грубо, мы работаем на руку тем, кто пытается, как хищник, завлечь к себе людей. Я имею в виду различные секты, псевдорелигиозные объединения, оккультистов и так далее. Наша вина, безусловно, в этом есть. И об этом нужно говорить открыто и чем чаще и громче мы будем об этом говорить, тем правильнее. И еще об одном. Недавно я написал статью «Храм или балаган?». Для меня было шоком увидеть в интернете видеоролики о том, что в некоторых храмах появляются песнопения с плясками в совершенно вульгарном виде. Частушки поются на какие-то праздники. Полуголые девицы скачут, поют сомнительного содержания песни. В статье я говорю о нашей ответственности за то, что этим самым мы смущаем людей. Поэтому об ответственности настоятеля, священника, церковнослужителя, или просто сотрудника храма, от шофера до сторожа, надо говорить как можно чаще. Все мы ответственны за это и будем отвечать перед Богом. — Отец Александр, вы уже 24 года являетесь настоятелем собора Александра Невского. Расскажите, кто же такой настоятель? Чем он отличается от обычного батюшки? Что входит в его обязанности? — Это такой же батюшка, только с дополнительными послушаниями. В том числе и хозяйственными. Нужно решать вопросы, как достать кирпич, раствор, где достать, к кому обратиться. Благоукрашение храма, содержание его в нужном виде. Благолепие богослужения, дисциплинарные вопросы. Административные вопросы — принятие на работу, увольнение. То есть все. Можно сравнить с обычным руководителем. И это, конечно, очень меня удручало. Я говорю вам откровенно — я никогда не хотел быть настоятелем. Обычный батюшка больше посвящен богослужению. А заботы настоятеля, безусловно, отвлекают от молитвенного настроя. В какой-то мере и мешают. Когда меня назначили настоятелем, я поехал к своему духовнику. Он мне сказал: «Дали послушание — неси, это воля Божия. Сам не напрашивайся, но и никогда не отказывайся. Старайся выполнять свои обязанности с полной отдачей, искренне. Потому что за это тоже несешь ответ перед Богом». — Вы назвали это служение именно послушанием… — А оно так и есть. Любое действие в Церкви, которое благословлено правящим архиереем, есть послушание. Церковнослужители, диаконы, священники — они тоже послушники по отношению ко мне. Можно быть послушником, можно быть ослушником. Но нужно всегда помнить то, как ты выполняешь возложенное на тебя послушание… За все это мы отвечаем перед Богом. Нужно выполнять свое послушание не из-за страха наказания, а по совести. И если бы только, скажем, благоукрашение храма было главной задачей настоятеля! На мой взгляд, все-таки, если мы — храм, если мы приход, то мы должны свет Христовой истины нести не только тем, кто входит в церковную ограду, но и тем, кто вне. Это то, что называется внешней миссией. Поэтому еще в 1994 году было принято решение организовать православное братство во имя святого князя Александра Невского при нашем соборе. Сделано это было как раз с целью несения света Христовой истины, благовестия Христова — за порог храма. Это позволило объединить заинтересованных людей, говоря светским языком, в общественную организацию и позволило каждому определить для себя направление того, где человек бы хотел себя реализовать в качестве активного христианина. Это и корабль-церковь, и детский лагерь, и работы с наркозависимыми, антисектантская деятельность, издательская деятельность и прочее. Сейчас вот в наше братство вошли и многие спортивные организации. Кинематография стала тоже возможна, благодаря деятельности нашего братства. Председателем братства также являюсь я с момента его создания. Работа настоятеля не облегчает, а усложняет работу священника, труд священника. Главная задача простого священника и настоятеля — это все-таки просвещение, а не только административно-хозяйственная деятельность. А вообще, каждый храм Русской Православной Церкви занимается различными социальными, скажем так, проектами. Я бываю на различных общецерковных конференциях, каких-то встречах, съездах, семинарах, чтениях, где представители различных епархий рассказывают о своей деятельности. И просто диву даешься и думаешь: «Господи, а вот у меня мозгов не хватило до этого додуматься, оказывается, вот тут еще можно было бы поработать…» — Вы коснулись темы наркомании. Известно, что эта проблема в нашей стране стоит особенно остро. При вашем храме есть православная община по реабилитации наркозависимых во имя преподобного Серафима Саровского. А с чего все началось? Когда пришла идея создать подобную общину? Работа с наркозависимыми — работа особенная. Откуда в самом начале взялся опыт такой работы? — Началось все с посещения Святой земли. Когда мы возвращались из Израиля после паломничества по святыням Иерусалима, Вифлеема, Назарета, летели ночью, я уже задремал, ко мне подошел один из наших паломников и сказал: «Батюшка, я знаю, что в Санкт-Петербургской епархии один приход занимается наркозависимыми… Среди моих знакомых тоже есть наркоманы, и хотелось бы им помочь. А что если и нам организовать подобное?» Я тогда сказал, что у нас и так очень много обязанностей, чтобы брать на себя еще это, более сложное, для меня непонятное, но, безусловно, крайне важное направление. Я был не готов. Но Сергий начал меня убеждать. Я сказал, ладно, ты так горячо за это ратуешь, я готов попробовать, но при условии, что ты будешь моим помощником. Он сказал, что готов. И лет 12 назад было принято решение о создании. Первая община находилась в деревенском домике в Локтях. Именно в нем был снят один из эпизодов фильма «Рядом с нами».
— Работа ведется с наркозависимыми или с алкоголезависимыми тоже? — Это несколько разные зависимости. Алкоголезависимыми у нас занимается другой человек, Андрей Циплов. В свое время он и сам был один из насельников, жителей нашей реабилитационной общины. Потом он получил высшее образование в Уральском педагогическом университете. У него прекрасная семья, он возглавляет в нашей митрополии Отдел негативных зависимостей. Вообще, любая зависимость может быть опасна. Может быть зависимость от курения, от еды, от шмоток. Капканы любого греха подстерегают нас всех и вырабатывают зависимости. Одна зависимость может быть более ярко выражена, как в случае с алкоголиками и наркоманами. Может быть, она выражена менее ярко, чем, скажем, пристрастие к комфорту и ярким тряпкам. Может быть, не особо выраженные зависимости и менее опасны для общества, но опасность для собственной души всегда сохраняется. Борьба с зависимостью должна сопровождать человека всю его жизнь. Один может сказать: я не наркоман, а значит, у меня все хорошо. Значит, от другого зависим. Значит, надо покопаться внутри, посоветоваться с духовником, почитать духовную литературу. Посмотреть, без чего, казалось бы, ты жить не можешь и чему служишь самозабвенно, отдавая на это дело и душу, и время, и здоровье, и личную свободу. — Многим жителям нашего города вы известны как борец с сектами. На сайте вашего собора можно найти довольно исчерпывающий антисектантский справочник. При соборе есть Информационно-консультационной центр по вопросам сектантства. А чем занимается центр помимо информационной деятельности? Ведь известно, что в вашем храме многие вчерашние сектанты принимают православие… — Не только принимают православие, они становятся прихожанами нашего храма. Большинство моих помощников и сотрудников храма в свое время вышли из самых страшных, одиозных и очень неприятных сект. Фактически, наверное, каждый второй прихожанин нашего храма — бывший сектант. Вот говорят, а стоит ли возиться с наркоманами, сектантами… Стоит! Душа человеческая дороже всех богатств земных и за нее надо биться. Работа это, конечно, «штучная», непростая. Если снова вернуться к теме наркозависимости, то сектозависимость — это тот же наркотик. Такой же сложный путь выхода из этой зависимости. Нужно разобраться в себе, преодолеть, переломить себя. В этом людям надо помогать. Поэтому, наш центр занимается не только сбором информации и ее распространением, но и консультациями и реабилитацией. Процесс встреч и бесед тянется иногда годами, чтобы человек мог выбраться из секты. Но зато результат прекрасен. Мы помним, какой была страшной бандитская организация «Преображение России» (с центром в Кузбассе), которая использовала рабский труд наркозависимых. Решением Верховного суда эта неохаризматическая секта была запрещена в нашей стране. А благодаря чему? Благодаря тому, что два года ребята из этой организации ходили к нам. Они не получали от ворот поворот, а беседовали, с ними работали. И, в конце концов, они сказали: «Мы все хотим перейти в православие. Перейти со всеми нашими сотрудниками, помощниками, наркозависимыми, медцентрами». Тогда я попросил, чтобы они о своем решении предупредили свое руководство, чтобы все было открыто. Они предупредили… В ответ сектой были присланы 70 вооруженных боевиков, которые штурмовали центры ребят, пожелавших от них уйти. Лишь только вмешательство спецназа остановило это. И, поскольку это было грязное, громкое дело, вызвавшее сильный резонанс, то судебное решение не заставило себя долго ждать. Сейчас руководитель организации «Преображение России» сидит в тюрьме за двойное убийство. Дело дошло до Верховного суда, и организация была признана преступной. Нельзя сказать, что секта исчезла совсем. Некоторые перерегистрировались под другими названиями и так же пытаются везде предлагать услуги по работе с бездомными и наркоманами. Но все-таки результаты работы нашего Центра по вопросам сектантства налицо. Некоторые говорят, что наш Центр — это какая-то изуверская организация, что мы чуть ли не преследуем инакомыслящих. Нет, наша задача — сбор и распространение правдивой информации. А человек уже сам принимает решение, оставаться ему в секте или нет. Он делает свободный информационный выбор. Ведь задача любой секты вовлечь человека в свои ряды до того, как он о ней что-либо узнал. А мы всего лишь рассказываем, что из себя данные организации представляют. Кто-то остается при своем мнении, кто-то меняет свое мировоззрение и взгляды и, в конце концов, выбирается из зависимости. За 20 лет работы нашего Центра и братства из сектантской зависимости было выведено более 3 000 человек. Я считаю, что это немало. — Часто в ваш антисектантский центр приходят люди для общения? — Ежедневно. Записываются и приходят сомневающиеся, интересующиеся, пострадавшие, близкие сектантов. У нас консультируются и силовые структуры. У меня есть ряд наград от министров МВД за помощь в раскрытии особо тяжких преступлений, совершенных по религиозным мотивам. Это страшно, когда человек готов даже на убийство, попав в секту и считая, что он может там духовно вырасти, а в результате превращается в монстра, в чудовище. P. S. В следующем номере мы продолжим наше интервью с отцом Александром Новопашиным. Беседовал Александр Оконишников
Образование и Православие / http://ansobor.ru/news.php?news_id=7730 |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2245 |