|
||||||||||||||
Андрей Лесовиченко. Новая опера Ираиды Сальниковой и Рождественская тема в музыкеНачало 2017 года в Новосибирском оперном ознаменовалось примечательным событием: поставлена опера Ираиды Сальниковой «Рождество». В определённом смысле, эту работу театра можно считать событием историческим. Дело не только в том, что появилась на сцене новая композиция сибирского автора, что само по себе важно, потому что редко. Главное в другом: в жанре оперы произведений на евангельские сюжеты вообще, и рождественских, в частности, очень мало. Так сложилось ещё в XVII веке, что христианские мотивы разрабатывались в хоровых, иногда инструментальных жанрах, а в музыкальном театре преобладали антично-мифологические сюжеты. В результате, мы имеем выдающиеся оратории о Рождестве Христовом на основе евангельских повествований (Г. Шютц, Дж. Кариссими, М.А. Шарпантье, И.С. Бах, Г.Ф. Гендель, Г. Берлиоз, К. Сен-Санс), но не оперы. Конечно, нельзя сказать, что в оперном жанре Рождество Христово не присутствует совсем. Есть пролог духовной оперы А.Г. Рубинштейна «Христос», написанной на немецкий текст в Берлине, там и поставленной, Должна быть упомянута опера английского автора начала ХХ века Р. Боутона «Вифлеем». Однако чаще разрабатываются рождественские сюжеты неевангельского содержания. Разумеется, первыми вспоминаются сочинения по гоголевской «Ночи перед Рождеством» П.И. Чайковского, Н.Ф. Соловьёва, Н.В. Лысенко, Н.А. Римского-Корсакова. Сюда можно причислить оперу «Ёлка» В.И. Ребикова, сюжет которой основан на произведениях Г.Х. Андерсена и Ф.М. Достоевского. Стоит указать детскую оперу-сказку А.Т. Гречанинова «Ёлочкин сон». Уместно обратить внимание, что новое произведение стоит в ряду театрализованных рождественских представлений, распространённых в православной культуре. Традиции театрализации евангельских повествований, как известно, сложились давно. В частности, сначала на Украине, а потом и в Великороссии в духовных учебных заведениях XVII века сформировался, так называемый «школьный театр» (спектакли, осуществляемые бурсаками по праздникам). Для такого театра, в частности, создал «Рождественскую драму» святитель Димитрий Ростовский. Нельзя не упомянуть, как на ярмарках устраивались «вертепы» - фольклорные представления – неотъемлемая часть русской народной жизни до самого Октябрьского переворота. Дальше надо вести речь уже о постсоветских событиях, когда интерес к теме снова стал повсеместным. Желание реализовать рождественскую тему на профессиональной сцене проявляют разные деятели искусства. Так, в 2007 году «Рождественскую ораторию» написал митрополит Иларион (Алфеев), Ещё в 1992 появилась кантата «Рождественские колядки» московского композитора А.Л. Ларина. Московский авангардист П.В. Карманов осуществил в 2002 интересный «Вертеп – традиционное рождественское действо на новый лад». В 2005 в Новосибирской гимназии во имя Кирилла и Мефодия был поставлен музыкальный спектакль «Ночь святого Рождества» с музыкой О.М. Серебровой. Пермский музыкант Д.А. Батин в 2010 создал оперу «Призраки Рождества» по повести Ч. Диккенса «Рождественская песнь в прозе». В 2013 в Казани оперной студией консерватории поставлена опера-колядка Е.В. Анисимовой «Ночь перед Рождеством» (опять по Н.В. Гоголю). Не так мало, учитывая, что каждое из названных сочинений – большая и сложная работа. Помимо этого есть много миниатюр в разных жанрах. Однако евангельский сюжет о Рождестве Христовом в жанре оперы опять не появился. Не исключаю, что в нашем театре поставлена первая русскоязычная опера на основе евангельского повествования. Ираида Сальникова, член СК РФ, выпускница Новосибиской консерватории по классу профессора Ю.П. Юкечева сочинила свою оперу явно для слушателей, которые ходят на «Щелкунчика». Здесь присутствуют интонации музыки русских классиков – П.И. Чайковского, А.п. Бородина, Н.А. Римского-Корсакова. Где-то – от К. Орфа. Много ассоциаций с детскими песнями 70-х годов. Думаю, в данном случае, такой подход уместен, поскольку задача специфическая – стилистически разделить несколько смысловых пластов: современность, вневременную назидательность и древнее повествование. Причём, надо было решить вопрос средствами, естественными для академического оперного театра. Композитор успешно справляется с задачей, закрепляя за каждым из пластов узнаваемые интонационные формулы. Сцены евангельского повествования связаны скорее с традициями «школьной драмы», чем с «вертепом». Если в фольклорных представлениях преобладают игровые элементы, придающие комический эффект, то здесь сделана попытка представить события серьёзно, в возвышенном религиозном духе. Иван Лыкошин составил вполне подходящий для этого текст. В ткани оперы присутствуют хоры на стихи русских поэтов: А. Фета, В. Соловьёва, Г. Аркашова, А. Хомякова, митр. Трифона (Туркестанова) и др. Важное место занимает сочинение на текст духовного стиха «Во городе Вифлееме» Вполне удовлетворительным представляется и сценическое решение спектакля, осуществлённое под руководством режиссёра Олега Нудненко. Оно корректное, хорошо организует пространство в соответствии с логикой многопластового развёртывания композиции. Весьма удачно выполнена работа художника (Владимир Авдеев), «оживившего» кукольные вертепные композиции, представляемые в церкви в праздничные дни. Важное выразительное начало в спектакле имеет хореография в постановке Ольги Залётиной, осуществлённой участниками её ансамбля «Пируэтт». Как всегда высококлассно работает хор театра под управлением Вячеслава Подъельского и Сергей Тенитилова. Здесь хорошо вписался и детский хор театра под управлением Маргариты Мезенцевой. Не могу не упомянуть мастерские выступления солистов оперы – Марии Белокурской, Надежды Нестеровой, Юлии Никифоровой, Карена Мовсесяна (он был представлен здесь и как руководитель вокальной школы «В голове»), Андрея Исакова, Андрея Триллера. Все другие артисты тоже выступили хорошо, включая музыкального руководителя постановки, дирижёра Евгения Волынского. Следует отметить, что, несмотря на участие в спектакле как профессионалов, так и любителей было достигнуто впечатление естественности и сыгранности всего большого и неоднородного исполнительского коллектива. Появление на сцене Новосибирской оперы «Рождество» на евангельский сюжет – доброе знамение времени, поскольку оно возникло из органичного взаимодействия Новосибирской епархии и театра. Очевидно, что здесь сложился плодотворный союз, способный порождать интересные, качественные в художественном отношении постановки, ценные как в эстетическом, так и в нравственном смысле.
Опубликовано: Музыка и время, 2017, №2, с.65-66
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 12 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 3046 |