|
||||||||||||||
Епископ Колыванский Павел. "Монастыри и приходы Русской Православной Церкви в XX веке"Доклад Его Преосвященства Павла, епископа Колыванского, викария Новосибирской епархии Дорогие участники XX Новосибирских Рождественских образовательных чтений! Одним из благодатных итогов обозреваемого столетия (1917–2017 гг.) является восстановление на нашей родной земле храмостроительства и возрождение монашеской жизни.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл при освящении одного из храмов сказал: «Когда власть начинает бороться с собственным народом, то борьба эта начинается, как это было в свое время в России, в первую очередь с разрушения храмов, с разрушения общинной социальной жизни. Сегодня, когда перед нами стоят большие проблемы, в первую очередь с воспитанием молодежи, с преодолением преступности, коррупции, с изменениями качества нашей жизни, с повышением личной семейной и служебной ответственности, тогда строительство храмов становится очень актуальным».
История закрытия и возрождения в России церквей и монастырей составляет очень важную страницу истории минувшего столетия.
* * *
Знаменательным событием 1917 года стал Поместный собор РПЦ, главным деянием которого стало восстановление Патриаршества и избрание патриархом святителя Тихона.
Советская власть начала свою борьбу с Церковью изданием 23 января 1918 года декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», первым результатом действия которого было закрытие духовных учебных заведений, включая епархиальные училища, и храмов при них.
8 Отдел Наркомюста, названный «ликвидационным», подготовил инструкцию, которая предусматривала уже ряд жестких конфискационных мер, включая изъятие капиталов, ценностей, другого имущества церквей и монастырей. Причем при изъятии монастырского имущества должны были быть ликвидированы и сами монастыри. В 1918–1921 гг. было национализировано имущество более половины имевшихся в России монастырей.
23 января 1918 года была закрыта Оптина пустынь, но монастырь ещё держался под видом «сельскохозяйственной артели». Весной 1923 года закрыли сельхозартель, обитель перешла в ведение Главнауки. Как исторический памятник была названа «Музей Оптина пустынь». Возвращена обитель Церкви в 1988 году.
В 1918 году все жилые помещения Александро-Невской Лавры перешли в ведение Петросовета. 27 ноября 1935 года власти города приняли решение об окончательном закрытии всех храмов Лавры. В 1957 году в Александро-Невской Лавре возобновилось богослужение.
С 1919 года началось постепенное закрытие Киево-Печерской лавры. Сначала монашеская община продолжала существовать как артель, а в 1926 году Совет народных комиссаров приняли постановление о «о превращении Киево-Печерской Лавры во Всеукраинский музейный городок».
Постепенное вытеснение монашеской общины новосозданным музеем завершилось к началу 1930 полной ликвидацией монастыря. Часть братии была вывезена и расстреляна, остальные были заключены в тюрьмы или сосланы. Лавра подверглась разорению. В 1941 году при немцах в Лавре была возобновлена монашеская жизнь, а в 1961 году монастырь повторно был закрыт в ходе «хрущёвских» антирелигиозных кампаний. В 1988 году был вновь открыт.
Почаевская Лавра в начале 1919 года была захвачена большевиками: они разграбили имущество, но кровопролития не было.
8 сентября 1920 земли Волыни, в частности Почаев и окрестности, были оккупированы поляками и официально вошли в состав Польской республики. До 1939 года монастырь принадлежал Польше, входил в состав Польской православной церкви.
В 1939 после присоединения западных регионов Украины в СССР Лавра вошла в молитвенное общение с Русской церковью.
В 1960 Лавра выдержала новую волну антирелигиозных гонений, но не была закрыта. В последующие десятилетия советского режима власти вновь неоднократно пытались закрыть монастырь.
В 1920 году была закрыта Троице—Сергиева Лавра. В ее зданиях разместился историко-художественный музей, другие учреждения. Открыта Лавра была в 1946 году.
Псково-Печерская обитель промыслом Божиим была по договору 1922 г. отнесена к буржуазной Эстонии и оставалась там вплоть до 1940 г., чем и была спасена от всеобщего разорения и осквернения.
23.02.1922 вступил в действие декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей. Получив детальную разработку в Политбюро и ГПУ, этот декрет стал инструментом, с помощью которого власти сделали попытку разрушить Церковь. Вновь стали закрываться храмы и монастыри.
Еще одна волна арестов священнослужителей и закрытия храмов и монастырей связана с коллективизацией. В 1929 году еще во многих селах, не исключая самых глухих, были старосты храмов, действовали двадцатки, продолжали существовать многие монастыри, в 20-х гг. получившие от властей юридический статус кооперативов, товариществ и коммун. Все это не устраивало новую власть и гонения ужесточились.
Кроме того, в связи с новым планом застройки Москвы и желанием построить Дворец Советов в 1931 году был взорван Храм Христа Спасителя.
Новая волна гонений началась в 1937 г. после всесоюзной переписи населения, которая показала, что больше половины жителей остаются верующими.
Из 25 тыс. церквей в 1935 г. после двух лет гонений в 1937-м и 1938 г. в Советской России осталось всего 1277 храмов и 1744 храма оказались на территории Советского Союза после присоединения к нему западных областей Украины, Белоруссии и Прибалтики.
В годы Великой Отечественной войны, благодаря патриотическому служению Церкви, гонения на Церковь и верующих несколько приостановилось. Но когда после окончания войны церковная жизнь стала все больше укрепляться, правящие воинствующие атеисты вновь взялись за борьбу с верой и Церковью. Этому периоду церковной истории посвящены две диссертации: кандидатская и докторская нынешнего министра образования Васильевой Ольги Юрьевны. В своих работах она исследует причины улучшения отношения советского правительства к Русской Православной Церкви.
На 1 января 1949 года Русская Православная Церковь имела 14 с половиной тысяч действующих храмов и 75 монастырей, а также 2-е духовных академии и 8 духовных семинарий.
Начиная с 1949 года, число ежегодно закрываемых приходов вновь стало превосходить число открываемых, так что в 1953 году Русская Православная Церковь насчитывала уже только 13 с половиной тысяч.
Смерть Сталина вызвала некоторые перемены в отношении государственного аппарата к Церкви. Из лагерей стали понемногу выпускать заключенных священнослужителей Церкви: вначале в 1953 году по амнистии, а потом и по реабилитации.
Начало ужесточению политики власти по отношению к Церкви и верующим положили три секретных документа:
Наиболее остро был поставлен вопрос о сокращении монастырей.
Сначала Совет по делам Русской Православной Церкви запретил принимать в монастыри граждан до 30 лет. Следующим шагом было как бы «слияние» нескольких монастырей в одну обитель.
К августу 1960 года было закрыто 25 монастырей и 5 скитов.
В самый разгар этих новых гонений на веру и Церковь свой голос в защиту Церкви возвысил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I. И сделал это он публично, выступая на Конференции советской общественности за разоружение 16 февраля 1960 года.
В 1961 г. под давлением властей Свящ. Синод принял постановление «О мерах по улучшению существующего строя приходской жизни», которое затем было принято Архиерейским Собором (1961). Практическое осуществление этой реформы привело к отстранению настоятеля от руководства приходской деятельностью. Руководителями всей хозяйственной жизни прихода становились старосты, чьи кандидатуры в обязательном порядке согласовывались с исполкомами. В 1962 г. был введен жесткий контроль над совершением треб: крещений, венчаний и отпеваний. Они заносились в книги с указанием фамилий, паспортных данных и адресов участников, что в иных случаях приводило к преследованиям их.
В период Хрущевских гонений на Церковь монастыри и храмы закрывались под разными предлогами. То из-за того, что храм был открыт во время Великой Отечественной войны во время оккупации. То из-за того, что недалеко от храма расположена школа или педагогический институт. Иногда храм закрывали и сносили якобы из-за того, что он мешал движению транспорта или строительству новой транспортной магистрали. В таких случаях сносу храма не препятствовала даже мемориальная доска со словами «Памятник архитектуры. Охраняется государством».
В Московской епархии с 1959 года по 1963 год было закрыто более половины церквей.
В церковной жизни 50-80-х годов XX века большую роль играли уполномоченные Совета по делам религий при Совете Министров СССР.
Уполномоченный по Московской области сообщал коллегам о лицах, желающих поступать в духовную семинарию (г. Загорск), для проведения с ними «воспитательных» мероприятий по месту жительства.
Уполномоченные нетерпимо относились к образованным и активным священникам, привлекавшим верующих в храм, и нередко проводили мероприятия по их дискредитации. За активную деятельность священников вызывали на беседу в райисполком, а иногда к уполномоченному. В качестве меры наказания священнослужителей применялось снятие с регистрации, то есть фактически отстранение священника от церковного служения.
Уполномоченные вмешивались во внутренние дела религиозных общин, устанавливая через исполнительные органы приходов цены на свечи и предметы культа, принуждая сокращать штаты духовенства. Без разрешения уполномоченного трудно было начать в приходе ремонтные работы.
В 1959 году Русская Православная Церковь насчитывала около 14 тысяч приходов, а в 1961 году их число сократилось до 8 тысяч. К 1966 году сохранилось 7 523 прихода.
В 1959 году Русская Церковь имела 47 монастырей, а к середине 60-х годов осталось 16 монастырей. Причем на территории РСФСР оставалось всего два монастыря: Троице-Сергиева Лавра и Псково-Печерская обитель. Остальные монастыри были на территории Украины, Молдавии и Эстонии.
В 1961 году закрыта была знаменитая своими старцами Глинская Пустынь.
Всего за годы гонений на Церковь при Хрущеве в нашей стране было закрыта почти половина храмов и две третьих монастырей.
* * *
История церквей и монастырей в России XX века весьма поучительна. Закрытие церквей не означало, что у людей прекратится вера, как надеялись воинствующие атеисты. Также и закрытие монастырей не означало, что их насельники — подвижники веры и благочестия — сразу куда-нибудь исчезнут. Они продолжали свое служение Богу и людям в изгнании, в тюрьмах и лагерях, в каких-то удаленных местах, оставаясь носителями монашеского предания. Они передавали свой духовный опыт новым поколениям монашествующих, а также духовно окормляли бесчисленное множество мирян, стремившихся к духовной жизни и спасению. В настоящее время планируется восстановление двух монастырей в Московском Кремле: Чудова и Вознесенского.
Слава Богу, в настоящее время в Русской Православной Церкви уже без малого 35 тысяч храмов и более 900 монастырей. Осознавая эту милость Божию, посетившую нас по молитвам новомучеников и исповедников Церкви Русской, мы должны бережно хранить наше духовное и культурное наследие, чтобы быть достойными преемниками тех, кто в истекшее столетие сохранил для нас самое ценное – Святую Веру Православную и добрый пример благочестивого образа жизни.
Образование и Православие / Карасукская епархия |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 2 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2930 |