Уважаемые участники ХХ Новосибирских Рождественских образовательных чтений!
|
||||||||||||||
Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон. «Эволюция нравственности»Доклад Высокопреосвященнейшего Тихона, Митрополита Новосибирского и Бердского, на XX Новосибирских Рождественских образовательных чтениях Задача нынешней Рождественских чтений, как гласит тематика, — глубокое и вдумчивое осмысление важнейших событий минувшего столетия. И нынешний образовательный форум призван внести существенный вклад в сохранение исторической памяти и укрепление духовного и гражданского единства народа России.
Период с 1917 года по 2017 год — это яркий пример действия Божия в истории, возвращения Его Промыслом людей ко Христу после 70 лет богоотступничества.
Нам необходимо объективно исследовать историю периода с 1917 по 2017 год, дать нравственную и выверенную оценку причин и последствий событий и процессов этой истории. Суждение как об исторических деятелях этого периода, так и о широких массах людей, вовлеченных в те или иные события по разные стороны баррикад должно основываться на всестороннем и честном осмыслении их действий. Нравственное и правовое осуждение преступлений, совершенных теми или иными лицами, не должно преуменьшать признание подвигов миллионов наших соотечественников, искренне трудившихся на благо своей Родины и будущих поколений.
Понимание внутренних и внешних причин и последствий подмены ценностных ориентиров, осознание духовной основы достижений и катастроф истории ХХ века позволит нам признать допущенные ошибки, отмежеваться от преступников и тем самым позволит уменьшить риски новых цивилизационных трагедий.
Утверждение в обществе ценностей, укорененных в Евангелии и основанных на вере во Христа, является залогом духовного и социального благополучия нынешних и будущих поколений.
Тема настоящих Рождественских чтений — «1917–2017: итоги столетия» — многогранна. Мне хотелось бы коснуться такой важной грани жизни общества, как нравственность. Отсюда и название настоящего доклада — «Эволюция нравственности».
* * *
— Что такое нравственность? Абстрактное понятие или некая реальность, присущая роду человеческому?
— И как проходил сложнейший процесс эволюции общественной нравственности в России в эпоху социальных переломов и потрясений минувшего столетия?
Со времен Крещения Руси по заветам святого князя Владимира в нашем Отечестве складывались не только новые формы общественных и семейных отношений. Под влиянием христианской морали формировались новые духовно-нравственные устои. Как личным, так и общественным идеалом на Руси была святость.
Нравственным воспитателем русского народа в эпоху, когда решалась судьба Древнерусского государства, стал святой Сергий Радонежский. В Смутное время величайший подвиг патриотизма явил святой Патриарх Ермоген. Нравственная сила православного русского народа помогла России победить Наполеона и отстоять независимость Российского государства в других тяжелейших испытаниях.
Но вот наступил 1917 год…
Как проходили революционные события — известно. О внешних обстоятельствах событий февраля и октября 1917 года сказано и написано чрезвычайно много. А что происходило сто лет тому назад в духовно-нравственной жизни российского общества?
Революция свергла не только самодержавие. Революция попыталась свергнуть такую базовую ценность общества и государства, как нравственность! Если веками на Руси нравственность считалась понятием абсолютным, то революция провозгласила относительность нравственности. Строителями нового государства было объявлено — «нравственно то, что полезно для революции».
В октябре 1920 года, В.И. Ленин в своей речи на Третьем Всероссийском Съезде РКСМ так наставлял молодое поколение страны:
Но если утверждается, что «нравственно — это то, что служит разрушению старого», то тем самым оправдывается насилие и кровопролитие.
Защита религиозной веры и Церкви квалифицировалась как контрреволюционная деятельность и наказывалась с повышенной суровостью. В соответствии с Декретом Совета народных комиссаров «О Красном терроре» (август 1918 г.) за одну лишь принадлежность к контрреволюционной организации или организации, объявленной в качестве таковой, виновные подлежали расстрелу. А духовенство и казачество были объявлены «социально чуждыми сословиями».
9 августа 1918 года Ленин дал указание: «Необходимо произвести беспощадный массовый террор против кулаков, попов и белогвардейцев; сомнительных запереть в концентрационный лагерь вне города».
Так называемая «революционная законность» начинала с устройства концлагерей для своих соотечественников, а продóлжилась ГУЛАГом.
Один из руководителей ВЧК Мартин Лацис 1 ноября 1918 года в журнале «Красный террор» так объяснял осуществляемую деятельность: «Мы не ведем войны против отдельных лиц. Мы истребляем буржуазию как класс. Не ищите на следствии материалов и доказательств того, что обвиняемый действовал делом или словом против советской власти. Первый вопрос, который мы должны ему предложить, — к какому классу он принадлежит, какого он происхождения, воспитания, образования или профессии. Эти вопросы и должны определить судьбу обвиняемого. В этом — смысл и сущность красного террора».
Православие, которое на протяжении девятиста лет цементировало нравственные устои Российского государства, было объявлено «пережитком». Новая власть открыто поставила задачу — покончить с религией, с верой, с Церковью! Религию объявили опиумом. Святыни народа — храмы, монастыри, иконы — разрушались и уничтожались. Русская философия — тоже стала не нужна: многих выдающихся русских философов и мыслителей в 1922 году на «философском пароходе» выслали из России.
Сто лет тому назад у православных сынов и дочерей России не возникало вопроса, почему власть большевиков с такой яростью обрушилась именно на Церковь: с духовной точки зрения это было понятно. Но масштаб начавшихся жестоких гонений, невиданных с первых веков христианства, был поразителен. Святейший Патриарх Тихон говорил: «Испытания изнурительной войны и гибельная смута терзают Родину нашу… Но всего губительнее снедающая сердца смута духовная. Затмились в совести народной христианские начала строительства государственного и общественного; ослабла и сама вера, неистовствует безбожный дух мира сего». (конец цитаты)
Именно в первые же послереволюционные годы наша страна была поставлена на западный путь развития. Всем известна знаменитая фраза В.И. Ленина: «Коммунизм — это советская власть плюс электрификация всей страны». Сказано это было в 1920 году, при начале реализации плана ГОЭЛРО. Но когда вспоминается это изречение, обычно не говорится о том, каким тогда в целом планировался путь развития нашей страны.
Образцом развития представлялся якобы более успешный образ американского производства, американского сельского хозяйства, американского способа разработки концессий и так далее. Поэтому и предлагались проекты предоставления американцам концессий на Камчатке, в Сибири и даже в Центральной России. Американские «специалисты» во множестве приглашались в нашу страну якобы для того, чтобы русские люди учились у них: как добывать из недр сокровища России, как рубить лес в своих же необъятных лесах и так далее…
Хотя, накануне Первой мировой войны Российская империя была на первом месте в мире по темпам роста промышленного производства. И в области сельского хозяйства по целому ряду показателей Россия также была на первом месте в мире.
Однако экономической зависимостью тогда все не ограничивалось. Принятие революционных идей явилось духовной капитуляцией перед Западом.
Воинствующее безбожие не только разрушало храмы: открылось прямое наступление на традиционную народную нравственность. РСФСР стала первым государством, узаконившим аборты. Это произошло в том же 1920 году и явилось сильнейшим ударом по нравственности, по семье, да и по России в целом.
Революционное надругательство над честью, благородством, святынями не могло пройти бесследно для общественной нравственности. Но деформация нравственности не могла стать всеобщей. Сказывалась крепость многовековых духовно-нравственных корней и скреп России. Именно в эпоху лютых гонений на веру и Церковь проявилась нравственная доблесть множества новомучеников и исповедников Российских. Мученики за Веру и Церковь показали пример несокрушимости духовно-нравственных основ России. Да и немало русских ученых, писателей, военнослужащих, пройдя через иллюзии и ужасы революционной эпохи, открыли для себя абсолютною ценность нравственности и спасительное значение родной Православной Веры.
Парадоксально, но, осмысливая итоги столетия, теперь можно утверждать, что перед лицом страшных революционных испытаний и бедствий гражданской войны гонимая от большевиков Православная Церковь оказалась более подготовленной, нежели само государство Российское в целом. Когда произошла революция, номинальные верующие отпали, а Церковь приобрела новые духовные силы. Гонения на Церковь открыли эпоху мученичества и исповедничества за Христа, за свою православную веру, за свою Церковь, за свою Православную Родину. Сбывались слова древнехристианского писателя Тертуллиана (II в.): «Кровь мучеников — семя христианства».
Впереди были десятилетия страшных испытаний для России, но уже тогда сеялись семена духовно-нравственного возрождения, свидетелем которого мы стали в конце XX века.
В 1917 году Россия потеряла монарха, но возвратила Патриаршество. В 1931 году, во время «безбожной пятилетки», был разрушен Храм Христа Спасителя.
Но кровь мучеников и слезы исповедников Российских дошли до неба, и в 2000 году был освящен воссозданный Храм русской славы, Храм-Памятник Победы над Наполеоном, Храм — символ возрождения Православия в России.
Поразительны данные переписи населения СССР, проведенной 6 января 1937 года. По предложению Сталина в анкету был включен вопрос о религиозной принадлежности гражданина.
Сталину хотелось узнать, каковы реальные успехи двадцатилетней борьбы с верой и Церковью, кем называют себя люди, живущие в государстве, которое официально исповедует воинствующее безбожие. При подведении итогов переписи оказалось, что из 97,5 млн опрошенных граждан старше 15 лет верующими назвали себя 55,3 млн человек, то есть больше половины жителей. Руководству страны стал очевиден факт провала антирелигиозной кампании в СССР, и в 1937–1938 годах наступили самые жестокие гонения на Церковь.
Победа над германским фашизмом в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов — это была прежде всего нравственная Победа русского народа, имевшего многовековую духовно-нравственную и патриотическую закалку.
Великая Отечественная война принесла отрезвление от угара «воинствующего атеизма», от безудержного развала института семьи, разложения общественной нравственности.
Победа над германским фашизмом — это была прежде всего нравственная Победа русского народа, имевшего многовековую духовно-нравственную и патриотическую закалку. Эту закалку не смогли нивелировать двадцать лет воинствующего атеизма. В день памяти Всех Святых в земле Русской просиявших в 1941 году фашисты напали на нашу страну, а на Пасху Христову 1945 года наступила Победа, о которой миллионы наших соотечественников день и ночь молились все дни той страшной войны.
А после войны, вместо того, чтобы благодарить Бога и устраивать общественную жизнь на традиционных нравственных ценностях России, вскоре вновь начинается борьба с религией.
С 1958 года настал самый острый момент хрущевского наступления на Православную Веру и Церковь. Массово закрывались православные храмы, монастыри, духовные семинарии. Газеты и журналы вновь, как в годы господства «Союза воинствующих безбожников», стали публиковать кощунственные статьи и карикатуры на верующих граждан. Хрущев публично заявил: «В коммунизм религию мы не возьмем», а в 1980 году он обещал «показать последнего советского попа по телевизору». По его расчетам 1980 год должен был ознаменовать победу коммунизма в СССР.
И вот в самый напряженный момент нового гонения на Православную Веру в защиту Русской Православной Церкви раздался голос Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского). Причем прозвучал голос Первосвятителя Церкви Русской не где-то в стенах церковного учреждения, а публично — на Конференции советской общественности «За разоружение» 16 февраля 1960 года. В своем слове он сказал:
И далее, вместо того чтобы говорить о необходимости борьбы за разоружение, чего от него ожидали участники Конференции, Святейший Патриарх Алексий I неожиданно представил яркое свидетельство о великом культурно-историческом значении Русской Православной Церкви в истории России.
Слушатели были ошеломлены. В зале сидели люди, которым уже внушили, что с религией и с Церковью в СССР почти покончено. А Патриарх говорил, что гонимая властями Русская Православная Церковь — «это та самая Русская Православная Церковь, которая на протяжении веков служила прежде всего нравственному становлению нашего народа» и поныне «она выполняет свой долг, призывая людей к миру и любви».
Хрущевские гонения на Церковь — одна из самых мрачных страниц в истории России прошлого столетия.
Уничтожение храмов, которые устояли в 1920–1930-е годы, атеистическая истерия в СМИ, организованные препятствия детям и молодежи, идущим на пасхальную службу в храм Божий, — все это теперь не секрет и требует осмысления со стороны гражданского общества.
Первый космонавт Юрий Гагарин, посещая Церковно-археологический кабинет Московской Духовной Академии, увидел макет Храма Христа Спасителя.
Увидел и очень удивился, что такой Храм в 1931 году был разрушен.
А впоследствии, выступая на пленуме ЦК ВЛКСМ, он сказал: «Что же мы сделали — взорвали Храм Христа Спасителя! О какой нравственности в нашей стране после такого можно говорить?!»
В 1961 году был составлен «Моральный кодекс строителя коммунизма».
В него вошли слова заимствованные из Библии «Кто не работает, тот не ест». В этот кодекс также вошли положения: забота о сохранении и умножении общественного достояния, коллективизм и взаимопомощь, «человек человеку — друг», честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни, взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей, нетерпимость к нечестности, дружба народов.
Даже краткий перечень положений этого кодекса показывает, как далеко эти положения отстоят от послереволюционной идеологии, гласившей: «нравственно то, что полезно для революции», а также что «скорее надо освобождаться от всяких условностей».
На XXII Съезде Коммунистической партии, принявшем «Моральный кодекс строителя коммунизма», уже к 1980 году планировалось построить коммунизм. Но «Моральный кодекс строителя коммунизма» «не работал». Общественная мораль уже была слишком ослаблена многолетним господством «революционной нравственности». Вместе с религиозными понятиями утрачивались понятия «милосердие», «сострадание», «жертвенность». Об этом многократно писали академик Д.С. Лихачев, писатели Валентин Распутин, Даниил Гранин и другие неравнодушные к России мыслители. Нравственный кризис общества оказался страшнее кризиса экономического.
Брежневские времена иногда называют периодом «застоя». Когда говорят о застое, обычно подразумевают застой в экономике. А что происходило в духовно-нравственной жизни общества?
С одной стороны, никто уже не воспринимал всерьез идеи Хрущева о построении коммунизма к 1980 году. С другой стороны — стала еще более заметной тяга множества граждан к традиционным для России православным духовно-нравственным и культурно-историческим ценностям.
В это время стали намечаться благоприятные перемены в общественной жизни. Всё больше людей стало понимать, что разрушение храмов и борьба с Церковью — это тупик, а не развитие…
На международном уровне прозвучало слово писателя Александра Исаевича Солженицына в защиту Православной России.
В Нобелевской речи он прямо сказал, что причина всех страшных бед России в XX веке заключается в кратких словах, которые он слышал от стариков еще в 1920-е годы: «Люди забыли Бога!»
В период правления Л.И. Брежнева большинство православных граждан нашей страны уже не боялись ходить в храм и открыто исповедовать свою веру. Но поскольку официальная государственная идеология оставалась антирелигиозной и антицерковной, верующие люди ощущали себя как бы «иностранцами» или «эмигрантами» в своей родной стране, то есть бесправными и чужими. Когда на каждом шагу нарушались права верующих, можно ли было говорить об оскорблении своих религиозных чувств?!
Верующие люди не признавали атеизм за единственно правильное мировоззрение, но любили свое Отечество — Великую Россию! И видя то, как разрушаются все безбожные утопии о «светлом будущем», все больше укреплялись в своих патриотических чувствах.
Празднование в 1988 году Тысячелетия Крещения Руси открыло эпоху нового — второго Крещения Руси. Менее чем за 10 лет в нашей стране Святое Крещение приняло более 30 миллионов человек. Люди перестали бояться ограничений в правах и репрессий за то, что покрестили своих детей в храме или повенчались.
За короткое время были восстановлены или заново построены тысячи храмов, сотни монастырей, открыты десятки духовных учебных заведений, множество Воскресных школ, стали печататься православные книги, журналы.
И всё это явилось свидетельством духовной жажды нашего народа, стремящегося к духовно-нравственному обновлению жизни. Появился целый ряд церковно-государственных праздников, которые также говорят о возрождении православных культурно-исторических традиций России.
Но с наступлением так называемой «перестройки» проблемы духовно-нравственного обновления только обострились. При Горбачеве и Ельцине в Россию с Запада хлынули полчища сектантов. Заявляя, что в СССР была полная бездуховность, секты несли свою идеологию, свою литературу, устраивали свои центры, а говорили, что «несут христианство». Несут в Россию, православная история и традиция которой измеряется тысячелетием. Несут из стран, история которых в три, четыре раза короче Российской истории…
Прошло два десятка лет, и время все расставило по своим местам: Русская Православная Церковь заняла достойное место в жизни общества и государства. Но борьба с Православием и его нравственными основами в настоящее время не прекратилась. Ареной воинствующего безбожия стали такие важные сферы жизни и общества, как культура и образование. Литература, кино, интернет стали проводниками идеологии вседозволенности и нравственного (или, правильнее сказать, безнравственного) плюрализма. Под предлогом свободы творчества в сфере культуры стали господствовать вседозволенность и попрание элементарных правил приличия. Постсоветская сфера образования и воспитания стала стеной на защиту уже не являющихся общеобязательными материалистической философии и антирелигиозной парадигмы образования.
Безобразные пляски в Храме Христа Спасителя группы, наименование которой и называть не хочется, совпадавший по времени с этой гнусной акцией так называемый «крестоповал» в Киеве, приведший к Майдану.
Затем шумная попытка продавить показ кощунственного варианта «Тангейзера» в нашем городе — все это говорит о том, что попытки «отменить» традиционную культуру и нравственность не прекращаются. И все это делается под предлогом «свободы творчества и защиты прав человека».
Во время общественной дискуссии, возникшей по поводу скандальной постановки «Тангейзера», был озвучен вопрос: «Что такое чувства верующих?» «И возможно ли их оскорбить?»
В период дискриминации верующих в СССР фактически они «были изгнаны из общественной жизни целиком и полностью в некое „социо-культурное гетто", влиять на жизнь общества не могли, следовательно, и чувства сопричастности не было, а поэтому и чувства ответственности за всё, что там с обществом происходит, у верующих не возникало и не могло возникнуть.
И в этом — разгадка к нашим „религиозным чувствам верующих": не к тем, „бумажным", сплошь и рядом критикуемым, а к настоящим, которые двигали верующими людьми и в 2012 году в Москве, и в 2015 году в Новосибирске». Верующие люди ныне остро чувствуют и хорошо понимают свою ответственность за то, что происходит в России. «Что-то недопустимое происходит не в другой стране, не в чужой, где верующий человек остаётся эмигантом. Происходит в его стране, в стране, которой он принадлежит, за будущее которой он чувствует свою ответственность. И будет чувствовать свою вину, если смолчит, если пройдёт мимо, отвернётся — хотя вмешаться „себе дороже"».
Сейчас в России другая ситуация, нежели в годы официального безбожия. Верующие люди — не только являются полноправными гражданами своей страны. Они представляют большинство населения, а государство уважает религиозные веру своих граждан и закон защищает права и достоинство граждан.
К сожалению, нашему гражданскому обществу почти неизвестен важный церковный документ, принятый в 2008 году: «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека».
В нем говорится:
Современный человек свободен. Но «признавая ценность свободы выбора, Церковь утверждает, что таковая неизбежно исчезает, когда выбор делается в пользу зла. Зло и свобода несовместимы»[1].
Многие говорят, что нас объединяет культура. Это правильно. Но какая культура объединяет? Объединяет та культура, о которой говорил академик Дмитрий Сергеевич Лихачев: «Культура — это святыни народа, святыни нации».
Необходимо также осознание величия подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской. Благодаря их подвигу в России не погибла до конца общественная нравственность, восстанавливаются духовные скрепы и базовые ценности России.
Окончание XX века ознаменовалось освящением возрождённого Храма Христа Спасителя в Москве и Юбилейным Архиерейским Собором, прославившим в лике Святых тысячу новомучеников и исповедников Церкви Русской. Одно то, что на Юбилейном Соборе 2000-го года были единовременно прославлены более тысячи новомучеников и исповедников XX века, и вот уже более десяти лет это число ежегодно прирастает десятками имен святых, — это факт, невиданный не только в истории Русской Церкви, но и всего христианского мира.
В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года, четко указан приоритет духовного над материальным:
Завершая краткое обозрение истекшего столетия, следует прежде всего сказать, что теперь мы живем в Новой России.
Какие можно сделать выводы по представленному докладу?
Первый вывод. Благодаря Святому Православию не только в Смуту начала XVII века, не только во время нашествия Наполеона, но и в бурный XX век Россия сохранила свою государственную идентичность. Недаром в Государственном Гимне мы слышим слова: «Россия священная наша держава» — «Хранимая Богом родная земля».
Второй вывод. Школа должна заниматься не только обучением различным предметам, но и воспитанием ребенка, уделяя первостепенное внимание формированию его нравственного облика. А достичь этого без учета духовно-нравственных и национальных традиций русского народа невозможно! Образование не может быть нравственно нейтральным. Либо мы прививаем детям традиционные представления о мироустройстве и научаем детей различать добро и зло, либо совершаем преступление перед страной и обществом, не заботясь о нравственном воспитании детей.
И наконец, третий вывод: Всех нас объединяет общая история — многовековая история России, которая включает в себя и многострадальную отечественную историю XX века. И мы прежде всего должны помнить о подвиге сохранивших самостоятельность и независимость России защитников нашего Отчества, потому что среди них наши православные предки — отцы, деды, прадеды. Сейчас тоже идет война, и не только за экономические ресурсы, но, главное, за человеческие души. Поэтому мы должны понимать, что самое важное — это внутренний, духовно-нравственный мир человека: то, что происходит в его сердце и разуме.
Благодарю за внимание!
[1] «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека». (26 июня 2008 г.)
Образование и Православие / Карасукская епархия |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 10 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2752 |