|
||||||||||||||
В Новосибирске прошел круглый стол на тему церковного краеведенияКруглый стол «Церковное краеведением: вчера, сегодня, завтра», посвященный памяти Новомучеников и исповедников Церкви Русской и всех пострадавших за веру в годы репрессий, прошел 22 ноября в рамках XX Новосибирских Рождественских образовательных чтений в здании воскресной школы Вознесенского кафедрального собора. Форум собрал священнослужителей, журналистов, пишущих на тему церковного краеведения, прихожан новосибирских храмов, интересующихся историей родного края. Вначале секции участникам круглого стола было представлено видеообращение Митрополита Новосибирского и Бердского Тихона, в котором прошедшее столетие в России Владыка назвал временем беспрецедентного гонения на Русскую Православную Церковь, а Сибирь – Русской Голгофой. «Это было время исповедничества и мученичества, – сказал правящий архиерей. – Многие наши благочестивые предки показали нам героический пример стояние в вере, хранения заповедей Божиих. Через их молитвенный подвиг возрождается Церковь, возрождается Святая Россия, и люди, приходящие сегодня в храмы, должны знать мучеников и исповедников Русской Православной Церкви. Их подвиг важен для всех нас, чтобы их молитвами у престола Божия мы укреплялись в вере и шли правильным путем спасения, не испытывая робости и страха перед всяческими испытаниями и искушениями, которые встречаются в нашей жизни». Секретарь Комиссии по канонизации Новосибирской Епархии протоиерей Виталий Бочкарёв в своем выступлении подчеркнул, что для того, чтобы любить храмы, святыни нужно знать их историю. В частности он рассказал историю креста, вделанного в нижнюю левую часть чтимой в Вознесенском кафедральном соборе иконы преподобного Серафима Саровского. Многие годы считалось, что в этом кресте находится частица мощей преподобного. Однако, когда несколько лет назад, при реставрации иконы, открыли крышку креста, то оказалось, что внутри него имеются пять отверстий для мощей, подписанные именами святых. В четырех отверстиях были мощи святого князя Константина (какого именно не известно), святителя Николая Чудотворца, святого Царя Константина, преподобного Авраамия Галичского, чудотворца. Отверстие, в котором, согласно подписи, должны были находиться мощи преподобного Серафима Саровского, оказалось пустым. Промыслом Божиим, как раз к этому времени в Епархию из Девеева доставили частицу мощей Серафима Саровского, которую торжественно поместили в пустующее место. А те мощи, которые должны были здесь находиться, по-видимому, вынули из креста и поместили в освещаемый в 1947 году престол Серафимовского предела Вознесенского собора. На оборотной стороне креста была выгравирована надпись: «Благословение деда В.Д.Камынина внуку Николаю Арсеньеву. 1842 год». Кто эти люди? Отец Виталий Бочкарев провел серьезные исследования, в результате которых выяснилось, что В.Д. Камынин – потомок татарского хана Бугундала по прозвищу Камыня, в крещении Даниила. Именно с него и начался дворянский род Камыниних. У Камыниных было село под Можайском. Один из них – В.Д. Камынин, скончался в 1842 году. Но по всей видимости, успел в благословение передать своему одиннадцатилетнему внуку Николаю Арсеньеву крест. Николай Арсеньев умер в 1903 году в Гатчине. В этом же году, как известно, состоялось прославление преподобного Серафима Саровского. Но как же икона с крестом, в котором находились мощи святых, и в том числе преподобного Серафима, оказалась в Новосибирске? Священник высказал предположение, вероятность которого, по мнению отца Виталия, «достаточно высока». В мае 1942 года была совершена хиротония архимандрита Варфоломея (Городцева) во епископа Можайского. Владыка посещал Можайский район, в то время уже освобожденный от фашистов. И в этот период кто-то вполне мог передать ему крест, который он в 1943 году, когда его назначили на Новосибирскую кафедру, привез в Новосибирск. Утверждать, что он привез с собой и икону Серафима Саровского нельзя, так как икона достаточно большая и везти ее с собой в Сибирь в то время было бы весьма проблематично. Скорее всего, она попала в Вознесенский кафедральный собор иным путем. Эта история заинтересовала всех участников форума. Старший научный сотрудник Музея истории Сибирского военного округа, Заслуженный работник культуры Российской Федерации Юрий Аркадьевич на круглом столе провел презентацию своей книги «Исполнившие долг перед Отчизной: Сибирь и сибиряки на защите Отечества». В книге рассказывается о сибиряках, которые четыре века служат Отчизне, сражаясь за Россию в Отечественной войне 1812 года, в русско-японской войне, Первой мировой войне, Великой Отечественной войне, а также о сибиряках – тружениках тыла. «Материал накапливался из архивных сведений, мне посчастливилось поработать во многих архивах Москвы, Санкт-Петербурга, Сибирского региона», - подчеркнул Юрий Аркадьевич. Доклад «Поиск колоколов как форма краеведческой работы» сделал заместитель руководителя Сибирского центра колокольного искусства Новосибирской Митрополии, редактор журнала «Сибирская звонница» Алексей Владимирович Талашкин. Он отметил, что в России колокола особенно активно уничтожались в 20-30-е годы, за этот период было уничтожено 60-80 процентов всех колоколов. «Погибли практически все крупные колокола и большинство средних», – сказал Талашкин. В 90-е годы прокатилась вторая волна: «Погибло 60 процентов от оставшихся колоколов». До сих пор в Епархии проводится поиск уцелевших колоколов. Старые колокола представляют большой интерес для науки, церковного краеведения. По осколкам колоколов возможно определить, на каком заводе отливался тот или иной колокол, сколько он весил и даже кто был церковным благодетелем, заказавшим изготовление колокола. Собирать колокола в Епархии начали в конце 90-х. Трудами поисковиков удалось обнаружить несколько старых колоколов, но поисковые работы продолжаются. «Существует много легенд и преданий о колоколах, которые, чтобы спасти от уничтожения, якобы закапывали в землю, опускали на дно озер или рек. Все эти легенды требуют тщательной проверки. С этой целью проводятся экспедиции», – говорит Талашкин. Недавно, к примеру, в селе Покровка Чулымского района был найден фрагмент колокола весом десять пудов. Была предпринята попытка найти сам колокол, но она оказалась неудачной. Но поисковики не теряют надежды, и в следующем году поиски, по-видимому, будут продолжены. Алексей Владимирович также рассказал о музее Сибирского центра колокольного искусства, в котором представлены колокола как современного, так и дореволюционного литья, осколки старых колоколов, предметы колокольного дела. «Поиски колоколов могут привести к неожиданным открытиям, – замечает Талашкин. – В Чингизах, например, во время очередной экспедиции, появилась информация о месте захоронения священника. Весной попробуем найти это место». Следом выступил древлехранитель Новосибирской Епархии протоиерей Вячеслав Шуберт. Эта должность в Епархии появилась совсем недавно. Древлехранитель осуществляет контроль за сохранением старых храмов, древних храмовых росписей, икон, иными предметами церковного наследия, ибо «сохранение и передача грядущим поколениям бесценного духовного наследия Русской Православной Церкви, является очевидной и насущной задачей Церкви». Большой интерес у собрания вызвало выступление доцента кафедры Основ архитектурного проектирования, истории архитектуры и градостроительства Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна, искусств Ирины Львовны Ростовцевой. Ее доклад назывался «Опыт исследовательских поездок, поиска и систематизации материалов о храмах Новосибирской Митрополии». Ирина Львовна проводит со студентами практические занятия по обмеру разрушенных или полуразрушенных старых храмов. На сегодняшний дней выполнены обмеры и уточнены исторические сведения о храмах в селах Легостаево, Шибково, Дресвянки, Половинного, Мохнатый Лог и о храмах в городах Каргате и Черепаново. Сообщение о Первом Крестном ходе в Кировском районе Новосибирска в память о Новомучениках и всех пострадавших в годину гонений за веру Христову сделал председатель Издательского совета Новосибирской Епархии, главный редактор газеты «Вестник Новосибирской Митрополии» протоиерей Иаков Конкин. Много лет подряд в марте жители Бугринки приносили к крутому склону у берега Оби цветы. Сторожили говорили, что здесь когда-то расстреливали людей. Имена их не известны. В 2008 году на этом месте установили деревянный поклонный крест. В 2015 году крест был повален шквальным ветром, и его заменили на металлический. И в этом же году в Кировском районе был совершен Первый Крестных ход в память о Новомучениках и всех пострадавших в годину гонений за веру Христову. В нем приняли участие духовенство и верующие приходов левобережной части Новосибирска. Общая протяженность Крестного хода составила три километра. У поклонного креста была отслужена заупокойная лития с произнесением прошения «о упокоении душ усопших рабов Божиих, во дни лихолетия безвинно убиенных, страдания и истязания претерпевших, в изгнании и заключении горькую смерть приемших». «Вся история Церкви – это история святых, а история Церкви 20 века – это история подвига новомучеников и исповедников, – сказал священник. – Поэтому задача каждого православного исследователя, журналиста заключается в том числе в изучении и популяризации подвига новомучеников Церкви Русской». В заключение круглого стола был показан фильм «В поисках живой воды» режиссера Василия Ивановича Смотрова святом источнике в Ложке. Дмитрий Кокоулин, фото М. Пучкова
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1549 |