|
||||||||||||||
С пастырской заботой о малолюдных поселенияхС пастырской заботой о малолюдных поселениях В мае в Красноярске прошел научно-практический семинар, посвященный пастырской заботе о малолюдных поселениях. От Новосибирской Епархии в работе семинара принял участие настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» в селе Ленинское (совхоз «Морской») Новосибирского района Новосибирской области протоиерей Дионисий Михалёв.
Семинар собрал представителей семи епархий, находящихся на территории Сибирского Федерального округа, а также священнослужителей из Москвы и Санкт-Петербурга.
Проблема духовного окормления жителей поселений на малонаселенных территориях Сибири является весьма серьезной. Люди живут в глуши, в отдаленных от центра деревнях нет ни храмов, ни часовен, ни молельных домов, да и священники здесь бывают крайне редко, а есть поселения, где их никогда и не видели. Этому есть объяснение. Расстояние между такими населенными пунктами огромные, чтобы до них добраться, нужны время, материальные и технические средства, которых, конечно, не хватает. Да и самих священников немного, а те, кто есть, должны служить на своих приходах, и часто у них нет никакой возможности регулярно выезжать в отдаленные села.
Но и оставлять народ без духовного попечения никак нельзя. Как находить выход из безвыходного, казалось бы, положения, какие трудности могут возникать при служении в малолюдных поселениях, как нужно правильно построить работу с местным населением? Эти и многие другие вопросы обсуждались на красноярском мероприятии.
Люди, живущие в отдаленных поселениях, отрезанные от центральных районов бездорожьем, болотами, непроходимыми лесами, предоставленные сами себе, не имеющие работы или получающие за нее жалкие крохи, лишенные возможности ходить в храм молиться, исповедоваться, причащаться, оказываются в духовном тупике и, как следствие, впадают в уныние, предаются праздности, пьянству.
Священник Дионисий Михалев вспомнил, как однажды, во время поездки на миссионерском поезде, священники-миссионеры и артисты, участвующие в миссии, заехали в небольшую деревню, где в клубе их должны были встретить местные жители. Однако клуб был пуст. И тогда отец Дионисий решил пойти по улице и созывать людей на встречу. У одного из домов на лавочке сидели пожилые женщины. Священник подошел к ним и предложил прийти в клуб. Реакция его удивила. Вернее даже не реакция, а отсутствие какой бы то ни было реакции. Женщины (как оказалось, уже успевшие изрядно выпить) просто не обратили на него внимания, как ни в чем не бывало, продолжая свой разговор.
Впрочем, такое отношение к священнослужителю в отдаленных селах все-таки не является правилом. Ни в коем случае нельзя сказать, что все жители дальних деревень так относятся к священству. Напротив! Народ отзывчив на священническое слово. Однако следует понимать, что бездуховность порождает холодность, или даже неприятие к традиционной для нашего народа религии, которые только усиливаются в атмосфере абсолютной нищеты, пьянства, распутства.
Поэтому так важен приезд батюшки в отдаленное село, так важна священническая проповедь в малых поселениях, так важно ставить в таких деревнях небольшие храмы, в которых служилась бы Божественная литургия. Храм сам по себе уже нормализует духовную атмосферу в деревне, люди пусть и не сразу, но начинают внутренне меняться. И здесь уместно вспомнить слова выступавшего на семинаре епископа Норильского и Туруханского Агафангела, который заявил, что «храм миссионерствует одним своим внешним видом».
Но есть настолько бедные и заброшенные села, в которых не то что совсем маленькую церквушку построить, но и место для общей молитвы выбрать практически невозможно. Впрочем, и здесь можно найти выход. Священник Дионисий Михалев рассказал об интересной практике красноярских священников, в своей миссионерской деятельности использующих передвижные храмы-палатки, которые развертывают на момент богослужения сначала в одном малом поселении, затем в другом.
Наличие храма в селе является еще и предупреждением распространения сектантства. Лидеры различных сект в последнее время проявляют повышенную активность именно в сельской местности, и об этой серьезной проблеме также говорили на красноярском семинаре.
Говорили и о том, что особую роль в миссионерском служении сельского священника играет личное общение с местными жителями. Но здесь может возникнуть коммуникационная проблема. Городской батюшка, родившийся и выросший в городской среде, не знающий особенностей сельской жизни, может не найти с деревенскими общий язык, а значит, его приход будет слабым. И если для иеромонаха или неженатого батюшки это полбеды, то для женатого священника это уже большая жизненная проблема, поскольку и он сам, и его семья живут на пожертвования прихожан. А ведь ему еще нужно приход содержать! Наилучшим выходом их этого положения является, конечно же, назначение на отдаленные сельские приходы батюшек родом из деревни, для которых местные жители всегда были «своими». Но, к сожалению, это далеко не всегда возможно. В этом случае большим подспорьем для оживления духовной жизни на приходе являются визиты в деревню благочинного или правящего Архиерея.
На семинаре отмечалось, что отдаленные бедные сельские приходы нуждаются в особой поддержке правящего Архиерея.
«На примере нашего прихода можно увидеть добрые плоды такой архипастырской деятельности, - подчеркнул священник Дионисий Михалев. - Благодаря вниманию и отеческой заботе Владыки Тихона, в нашем сельском храме мы установили престол, жертвенник, иконостас, приобрели церковную утварь и многое другое».
Сегодня сельский храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» привлекает многих местных жителей, воскресные богослужения совершаются при большом стечении народа, да и в будние дни храм не пустует.
Дмитрий Кокоулин
Образование и Православие / Новосибирская митрополия |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 3 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1915 |