|
||||||||||||||
Двенадцатый Пасхальный: от тюрьмы до филармонии, или Как звонари Сибири фестиваль провелиПо благословению митрополита Новосибирского и Бердского Тихона прошел XII Пасхальный фестиваль звонарского искусства Сибири. Христос воскресе!
Когда несколько лет назад мы с Ларисой Дмитриевной (Л.Д. Благовещенская – кандидат искусствоведения, основатель новосибирской школы звонарей, научный консультант Сибирского центра колокольного искусства Новосибирской митрополии) обсуждали перспективы развития Пасхального фестиваля звонарского искусства Сибири, на повестке дня особо остро стояли два вопроса: будет ли фестиваль пасхальным и какой будет география его проведения. Я предлагал поставить во главу угла Сибирь и проводить фестивали по крупным сибирским городам, пожертвовав пасхальным периодом ради увеличения числа слушателей и зрителей, поскольку даже в это весеннее время у нас часто бывает холодно. Снег и ледяной дождь на нашем пасхальном фестивале – достаточно частое явление. А Лариса Дмитриевна стояла на том, что фестиваль должен быть непременно пасхальным, каким он задумывался, и отступать от этого нельзя.
В этом году фестиваль был посвящен 300-летию бердского острога и города Бердска. Мало кто знает этот населенный пункт на карте России, и мы захотели познакомить сибирских звонарей с живой историей Сибири, в которой казаки ставят очередную крепость, укрепляя границы нашего государства. Бердск был затоплен в конце 1950-х, когда в Новосибирске построили ГЭС. Под воду ушли старые улицы, Сретенская церковь, с годами утонула, канула в Лету и людская память… Может, поэтому так важно было пройти по улицам нового Бердска, наполнить их колокольным звоном, чтобы вместе с ударами колокола пробудилась память поколений, чтобы вспомнили люди о былом величии родного города. Такова была идея фестиваля, таков был наш призыв. И на него откликнулись звонари из Иркутска, Красноярска, Томска, Барнаула, Новокузнецка, Кемерово, Омска, Москвы…
Руководитель Сибирского центра колокольного искусства (СЦКИ) Новосибирской митрополии игумен Владимир (Соколов) и научный консультант СЦКИ кандидат искусствоведения Лариса Дмитриевна Благовещенская. Фото Алексея Талашкина
ОстрогСтартовал фестиваль ещё накануне официального открытия. И начался он, как это ни странно, в остроге. Но не в историческом, а вполне современном – в исправительной колонии № 18. Это учреждение давно стало серьёзной площадкой для просветительской работы с осуждёнными. Проводились там и катехизаторские курсы, и курсы церковного пения, и уроки по иконописи. Екатерина Головизнина, преподаватель курсов звонарей при московском Свято-Даниловом монастыре, уже в шестой раз посетила это скорбное и святое место. Почему скорбное – понятно: режим-то строгий. Почему святое – тоже ясно: храм в честь Владимирской иконы Божией матери; колокольня, которую в прошлом году выстроили на свои средства осуждённые; фрески, которыми украшает храм звонарь-иконописец из числа местной братии; колокола, часть из которых привезена даже из Первопрестольной… Екатерина несколько лет жизни, молитвы, трудов посвятила тому, чтобы обучить осужденных ИК-18 азам колокольного звона. И вот в этих острожных стенах начинается фестиваль звонарей. Уже третий с неофициальной пометкой «среди осуждённых», хотя участвуют в нем не только те, кто отбывает наказание, но и те, кто уже освободился из разных колоний, педагоги, звонари. Мы просто поднимались к колоколам и звонили, славили воскресшего Христа. А с колокольни, если смотреть поверх колючей проволоки, видны и балконы новостроек, на которых собрались слушать звоны местные жители, и тихое золото Оби, по которой сто лет назад отправлялись в Англию гружёные зерном баржи бердского купца Горохова. И снова Бердск…
На колокольне храма в честь Владимирской иконы Божией Матери, ИК-18. Фото Алексея Талашкина.
Слушатели концерта колокольного звона, ИК-18. Фото Алексея Талашкина.
Звонарь, послушник храма в честь Владимирской иконы Божией Матери Николай Русин, ИК-18. Фото Алексея Талашкина.
Екатерина Головизнина, преподаватель курсов церковных звонарей при московском Свято-Даниловом монастыре. ИК-18. Фото Алексея Талашкина.
Участники III Фестиваля звонарей среди осуждённых, ИК-18. Фото ГУФСИН России по НСО.
Бердск. Есенин. Фестиваль.Мы собираем малую передвижную звонницу на площади пролетарского писателя Горького. Мало кто знает, что помимо революционных рассказов и повестей, он написал еще и рассказ «Колокол», где главный герой случайно разбивает на Пасху отлитый на неправедные деньги «свой собственный, личный, главный» благовестник. Свежее утро. Звучит радио. На парк из ретрансляторов льется иностранная музыка, иногда прерывающаяся объявлениями о нашем XII Пасхальном фестивале звонарей. Звонница собрана, пора начинать то, что задумано, на что получено благословение. Бердские звонари Сергей Басманов и Алексей Хряков начинают первый звон, фактически открывают фестиваль. И взлетает эта церковная музыка над площадью, возносится над городом, растворяя иностранные песенки, перенося нас в дальние дали. И кажется, что идут по пощади казаки, ищут то самое место у слияния двух сибирских рек, где потом будет стоять крепость и храм. У звонницы сразу собираются жители Бердска, интересуются, пробуют звонить. Константин Жуков, ученик школы звонарей, рассказывает, что такое колокольный звон, почему мы здесь, помогает звонить желающим. Началось общение, для кого-то эта первая встреча с колоколами может стать судьбоносной – сколько таких заинтересовавшихся приходило потом в звонарскую школу! И мы звоним.
Звонарь Сретенского храма Алексей Хряков помогает бердчанке звонить в колокола. Фото Александры Ветровой.
А в это время на колокольне Преображенского собора идут репетиции вечернего концерта, звонари пробуют инструмент.
Матушка Наталья Жилянина, звонарь, преподаватель Кузбасской Православной Духовной Семинарии, участник XII Пасхального фестиваля звонарского искусства Сибири:
Как же хорошо все звонят! Как будто всю жизнь здесь звонили. Господи, зачем я вообще сюда пришла? Какой концерт? Я же совсем ничего еще не умею по сравнению с этими уверенными в себе людьми. Стою скромно в сторонке и жду, когда же мне тоже дадут позвонить. И вот этот момент настал. Осторожно пробую зазвонные. Вроде бы ничего особенного. Обычная тройка. С красивыми голосами. Педаль благовестника настолько тяжела, что я почти прыгаю на нее всем своим весом. Но к этому тоже можно привыкнуть. Подзвонных пять. Больше, чем я когда либо видела. Из них три совсем отказываются отвечать мне. Пытаюсь изобразить что-то, хотя бы отдаленно напоминающее мой звон. Получается неважно и медленно. Разочарованная, вновь стою в сторонке и слушаю других.
А люди подходят и подходят. Их много, и они все по разному звонят, и почти всегда получается сразу красиво и мелодично, как будто это не репетиция, а уже сам концерт.
Я замечаю явно неуверенную в себе женщину, которая стоит в стороне и все время зажимает уши руками. Потом она становится за пульт и начинает звонить очень тихо и как будто неритмично. Вздыхаю с облегчением. Хоть один человек будет, как и я, участвовать в этом действе впервые. Совершенно замерзнув на ветру, спускаюсь вниз.
Позже мне сказали, что эта женщина — одна из самых опытных преподавателей-звонарей — приехала из Москвы и будет давать мастер-класс...
Фестивальная программа набирает обороты. В актовом зале Управления образования города Бердска начинается лекция-исследование «Звон и его проявления в творчестве Есенина». Звучат есенинские звонкие рифмы, всплывают метафоры, рождаются ассоциации. Студенты музыкального колледжа имени Мурова гитарист Александр Перов и дирижер Евгения Агаркова исполнили две песни Елены Фроловой на стихи Есенина. А звонари погрузились в атмосферу особой звонности, присущей слуху Сергея Александровича Есенина, в атмосферу звонов Златой Руси.
Матушка Наталья Жилянина, звонарь, преподаватель Кузбасской Православной Духовной Семинарии, участник XII Пасхального фестиваля звонарского искусства Сибири:
И вот, торжественное открытие. После молебна на начало доброго дела во дворе Преображенского кафедрального собора собрались участники фестиваля, бердчане, любители колокольного звона. Настоятель собора протоиерей Василий Бирюков поблагодарил всех собравшихся за труды во славу Божию, за память о старом Бердске.
Звонили звоны. Детишки пели песни о России, о казаках, о славных победах наших благочестивых предков. И снова трезвоны устремляют к Небу наши сердца, наши мысли. Иркутск, Красноярск, Томск, Новокузнецк, Кемерово, Барнаул, Новосибирск, Бердск... Вся Сибирь собралась на колокольне. Звонов было много, но прекращать не хотелось. И снова и снова летел колокольный звон к куполам собора и выше, и дальше, и растворялся в золоте заходящего солнца, и покрывал собою всех, кто сидел на лавочках у крыльца, кто вслушивался в эти святые звуки, кто размышлял о чём-то своём...
А после трапезы началась работа. Мы хотели, чтобы участники фестиваля не просто вдоволь назвонились, но и вернулись домой с новыми силами, новыми знаниями, новыми идеями. Обсуждали дела звонарские дотемна. Устав колокольного звона, сегодняшний концерт, вопросы обучения детей, праздники и фестивали, противостояние электронным звонарям, вопросы обустройства колоколен, методические пособия — за импровизированным круглым столом вопросы возникали один за другим. На что-то ответы находились быстро, на что-то ответить просто невозможно. Пили чай, размышляли, беседовали... Молитва. Так завершился долгий первый день фестиваля.
Открытие XII Пасхального фестиваля звонарского искусства Сибири.
Бердский кафедральный Преображенский собор. Фото диакона Сергия Филиппова
Наталья Минаева, звонарь красноярского храма во имя святого пророка Иоанна Предтечи на колокольне бердского кафедрального Преображенского собора. Фото диакона Сергия Филиппова
Любители колокольного звона. Фото диакона Сергия Филиппова
Руководитель Красноряских епархиальных курсов церковных звонарей иерей Алексий Гамолин. Фото диакона Сергия Филиппова Слово игумена Владимира (Соколова). Фото Алексея Талашкина
Участники XII Пасхального фестиваля звонарского искусства Сибири.
Бердский кафедральный Преображенский собор. Фото диакона Сергия Филиппова КонференцияНаучно-практическая конференция «Колокол: из прошлого в будущее» проводится Сибирским центром колокольного искусства Новосибирской митрополии уже в третий раз. Итогом первой конференции стал сборник трудов, надеемся, что и сейчас удастся опубликовать работы участников.
Открыла конференцию Лариса Дмитриевна Благовещенская. Её доклад был посвящен осмыслению русского колокольного звона в его бытовом, ландшафтном и временном звучании по материалам православной литературы. Кандидат педагогических наук Елена Викторовна Кулёва поделилась итогами своего исследования по теме «Символическое изображение колоколов в иконографии ХVI-XIX в.в.». Иеродиакон Роман (Огрызков), ночью прилетевший из Москвы, раскрыл достаточно узкую, но интересную тему атрибуции колоколов через изучение валиков и поясков в декоре исторических колоколов Центральной России. Преподаватель бердской детской музыкальной школы Людмила Николаевна Андреева подготовила сообщение о том, как ее ученики использовали колокола при исполнении произведений Г.В. Свиридова. Руководитель иркутской школы звонарей поделился своими размышлениями о том, почему в Иркутске в звонари идут в основном женщины. Ученик школы звонарей Константин Жуков представил устройство, позволяющее во время крестного хода подавать на колокольню сигналы.
Событием фестиваля, безусловно, стал приезд потомков знаменитой тюменской династии колокольных мастеров купцов Гилёвых. Ирина Алексеевна Хвисюк прилетела из Минска, а Наталья Александровна Безрукова приехала из Москвы. И, конечно, мы сердечно благодарим их за такое далёкое путешествие в Сибирь.
Доклад Ларисы Дмитриевны Благовещенской. Фото Алексея Талашкина
Руководитель Даниловского колокольного центра,
старший звонарь московского Свято-Данилова монастыря иеродиакон Роман (Огрызков). Фото Алексея Талашкина Владыка СергийВ церковной ограде Преображенского собора погребены игумен Пётр (Бирюков), архимандрит Макарий (Реморов) и епископ Сергий (Соколов). Усилиями энтузиастов и попечением протоиерея Василия Бирюкова в 2008 году сюда же удалось перезахоронить останки купца Владимира Александровича Горохова.
Отец Василий, зная, что иеродиакон Роман был лично знаком с владыкой Сергием, предложил отслужить литию.
Иеродиакон Роман (Огрызков), старший звонарь московского Свято-Данилова монастыря: Поездка на фестиваль в Новосибирск и Бердск этой весной принесла радугу свежих теплых впечатлений, горящих теперь огонечком лампады в сердце…
Первый раз посетил Бердск и познакомился с новыми удивительными людьми, наблюдение за каждым шагом которых весьма назидательно. Таков был отец Василий Бирюков – светлый смиренный пастырь, который более своим кротким примером и поведением, чем премудростью словес учит прихожан подражать Христу. Запомнился безыскусный, но очень теплый прием, любвеобильная забота организаторов, лития на могиле владыки Сергия (Соколова), оригинальное окончание фестиваля на берегу Оби, у костра.
Особые воспоминания навеяла лития на могиле владыки. Мне довелось знать его достаточно коротко, но след он оставил в памяти яркий. В 1994-95 годах, когда я учился на третьем, а потом на четвёртом курсе Семинарии, он был архимандритом, инспектором и преподавателем Московской Духовной Академии. Я и все мои сверстники очень ценили владыку за редкие черты характера, сильно отличные от портрета среднестатистического чиновника или преподавателя Системы, — так мы между собой называли администрацию и по-армейски жёсткий уклад жизни нашей alma mater.
Образ отца Сергия всегда был овеян возвышенностью и какой-то внутренней свободой, которой он не боялся делиться с окружающими. Нередко можно было застать его молящимся в алтаре академического храма или посещающим с прочими учащимися вечерние молитвы в храме. В Великий пост только он из всех начальствующих имел обыкновение исполнять соло «Да исправится…». Он лишь по внешности казался строгим, но все знали, что он никогда не был жёсток или безразличен к воспитанникам духовных школ. У него не было боязни сделать под свою ответственность что-то не так, не по правилу, тогда как общепринятым считалось поведение в стиле чеховского «человека в футляре». За это качество его очень уважали. Хорошо характеризует его один случай. Как инспектору, ему было поручено способствовать определению с выбором дальнейшего жизненного пути воспитанников и студентов. Неоднократно случалось, что учащийся, окончив духовную школу, вопреки ожиданиям возвращался на родное место холостым «пиджачником», а не священнослужителем. Иногда же выпускник и вовсе исчезал после получения диплома богослова. Поэтому наши начальствующие часто напоминали нам об ответственности своевременного выбора: женитьба или монашество. Владыка вышел из положения оригинально: он не без юмора в конце учебного года объявил старшекурсникам, что отпустит отдыхать на все лето (а это была несбыточная мечта для многих) того из них, кто вернется с каникул женатым! Самое интересное, что я хорошо помню как минимум одного человека, который успешно воспользовался этой акцией. Особенное восхищение вызывал он как лектор. У него был свой курс Ветхого Завета, который и нам прочитывался. Помню, как все любили этот предмет. Отец Сергий с каким-то пламенным увлечением, как в первый раз, рассказывал нам про свой опыт усвоения Священного Писания.
Получилось так, что владыка обратил на меня внимание во время моей первой проповеди, которую я говорил на вечерних молитвах в феврале 1995 года. Она была об удалении от мирской суеты и отцу Сергию, по-видимому, понравилась. Он подозвал меня к себе в алтаре, тепло поблагодарил и спросил, как меня зовут. Позднее, летом 1995 года, он вызвал меня в кабинет и попросил подробно рассказать о себе. После этого мне стало известно, что готовится замена для ряда патриарших иподиаконов и меня отец инспектор указал в списке. По ходатайству моих добрых знакомых в Патриархии, меня не стали привлекать к этому послушанию, высокая ответственность которого казалась мне непосильной. Осенью отец Сергий стал готовиться к епископской хиротонии, в Академии его уже сложно было застать. Однако след, который он оставил в душах нас, учащихся, светел и теперь. Вечная ему память!
А на гранитном могильном кресте выбито «Христос воскресе!». Значит, сам владыка поздравляет нас с Праздником праздников, с Торжеством из торжеств.
У могилы Преосвященного Сергия, епископа Новосибирского и Бердского.
Протоиерей Василий Бирюков и иеродиакон Роман (Огрызков). Фото Александра Власова.
Потом была экскурсия по Бердску. Звонари поднялись на колокольню новой Сретенской церкви, посетили место строительства Богоявленского храма, посетили краеведческий музей. А закончился вечер у реки. Уха и плов, баня и костёр, пение и звоны. Там, на берегу Оби, у Бердского острова, мы вплотную приблизились к месту, где когда-то стояла каменная Сретенская церковь, где звучали бердские колокола. И мы отвечали всем бердчанам, упокоившимся на старом сретенском погосте, своими звонами через десятилетия колокольной тишины. И в этом тоже ощущалась вечная победоносная Пасха, и снова колокола вели нас к бескрайнему Небу.
На строительстве комплекса "Бердский острог". Фото Александра Бекетова
Под куполами Богоявленского храма. Звонари Алексей Хряков, иеродиакон Роман (Огрызков), Сергей Басманов. Фото Александра Власова
Протоиерей Василий Бирюков рассказывает о старом Бердске. Фото Алексея Талашкина
Организаторы фестиваля награждают иеродиакона Романа (Огрызкова). Фото студии Черевник
Костёр у Оби. Фото студии Черевник
Екатерина Головизнина проводит ночной мастер-класс. Фото Алексея Талашкина.
Мастер-классыОтвечая на запросы звонарей, выявленные в самом начале фестиваля с помощью анкеты, мы постарались так организовать мастер-классы приглашенных из Москвы специалистов, чтобы дать сибирякам как можно больше ответов.
Матушка Наталья Жилянина, звонарь, преподаватель Кузбасской Православной Духовной Семинарии, участник XII Пасхального фестиваля звонарского искусства Сибири:
Иеродиакон Роман (Огрызков) поднял интересную и проблемную тему современного восприятия приходских традиций и выразил мысль о том, что если на приходе звонили так пять лет назад — это еще не является традицией. Важно вдумчиво и аргументированно выбирать, что сохранять, а что нет. Много сейчас в приходской жизни такого, что уже признается традиционным, не имея для этого веских оснований.
Вопросы техники звона, которым также уделялось внимание на мастер-классе, были и остаются в настоящее время очень актуальными. Екатерина Николаевна Головизнина говорила, как она сама выразилась, «о культуре звона»: о том, как, с какими чувствами и каким образом нужно прикасаться к колоколам, чтобы получить звон, а не шум.
На фестивале было много молодых звонарей, которые только начали постигать это богодохновенное искусство. Уже освоены многие ритмические рисунки, руки обрели уверенность, есть минимальный опыт звона в небольшом городском или сельском храме. И для этих людей очень важно было осознать, в каком направлении двигаться дальше, как достигать и постигать совершенство, предела которому нет. Обо всем этом, и о многом другом также говорили мэтры на мастер-классах.
ФилармонияЗакрыть, запечатать XII Пасхальный фестиваль звонарского искусства Сибири мы решили филармоническим концертом из цикла «Звоны России». В шестнадцатый раз прозвучал он в Новосибирской государственной филармонии, на этот раз в Камерном зале. Старший звонарь московского Свято-Данилова монастыря иеродиакон Роман (Огрызков) открыл концерт праздничным трезвоном. И снова публика услышала ряд премьер, и снова из тишины родился традиционный «Вечерний звон» в финале. На этот раз тихий, осторожный, почти акварельный вечер возник в воображении слушателей во многом благодаря сотворённой Александром Перовым аранжировке известной песни.
Уникальный концерт уже более чем десятилетнего цикла, по какому-то неведомому, даже безумному стечению обстоятельств оказавшийся на грани закрытия, прозвучал, прозвенел и, как и подобает живому истинному великому искусству, истончился, исчез, истаял, навсегда запечатлевшись лишь в памяти и сознании слушателей, музыкантов, артистов. И никогда уже не получится снова войти в эту атмосферу, и невозможно будет испить эту русскую колокольную музыку, не помогут этому никакие даже самые качественные записи. Надо быть в зале, чтобы слышать эти голоса, надо видеть своими глазами движения дирижёра и блеск колоколов в свете рампы, ловить паузы и созвучия, возноситься вслед за музыкой, идти по дороге, которой прошли русские композиторы, пытаясь расслышать те далёкие, наверное, уже исчезнувшие и зовущие нас колокола.
В фойе Камерного зала Новосибирской государственной филармонии. Потомки тюменской династии колокольных мастеров Гилёвых и гости из Музейного комплекса "Старина Сибирская" (с. Большеречье, Омская область) на выставке "Литъ в заводе Гилёва". Фото Алексея Хрякова.
Зачем нужен фестивальКонцерт окончен. Растаяли последние ноты. Публика разошлась. Звонари собрались в маленьком зале на втором этаже филармонии. Каждого уже зовет дорога домой, неотложные дела, которые всё-таки удалось отложить на несколько дней. Но все пока ещё здесь. Руководитель Сибирского центра колокольного искусства игумен Владимир (Соколов) ещё раз благодарит Ларису Дмитриевну за концерт, Камерный хор и его дирижёра, народного артиста России Игоря Викторовича Юдина, за блестящее исполнение, и всех звонарей за их труды во славу Божию. Садимся в круг, нужно обменяться впечатлениями. И до фестиваля, и после его окончания я всё думал: «Зачем он нужен? Кому?» Не в том смысле, что пора его закрыть, а как сделать его лучше, как ответить на запросы звонарей-новичков, как организовать, чтобы даже самым опытным звонарям тоже было что зачерпнуть в свой колодец знаний и было чем напоить других, менее опытных коллег-собратьев.
Границы фестиваля прозрачны. Официальные 22-24 мая были главной вешкой, обязательным временным ориентиром. И печально, что не все, к сожалению это осознали, уехав раньше намеченного нами времени. Мы ведь выстраиваем программу, хотим, чтобы участники вкусили её в полноте. Но и до начала фестиваля, и после его завершения стало понятно, что рвётся он из этих границ. И III Фестиваль звонарей среди осужденных 21 мая, и встречи с потомками Гилёвых и дополнительная экскурсия в фойе филармонии 25-го – тому подтверждение.
Кому нужен фестиваль? Вопрос, может быть, странный. Это всё равно, что спросить: «Кому нужен колокольный звон?». Как в звонарской молитве сказано, как следует из самой сути звонарского послушания – он нужен и живым, и усопшим, и Земле, и Небу. Наши трезвоны слышали бердчане – верующие и невоцерковлённые, ищущие Бога и пока не задумывающиеся о самых главных вопросах жизни. Наши звоны летели в пространство и время, их слышали и безымянные казачки – строители острога, и бердский благодетель, купец первой гильдии Владимир Александрович Горохов, и епископ Новосибирский и Бердский Сергий (Соколов), и новопреставленная отроковица Надежда Самойлова, в память о молитвенном упокоении которой звонари Сибири звонили погребальный звон.
Фестиваль нужен нам всем. А как же ещё всем нам, звонарям, священникам, кампанологам, специалистам и неспециалистам попытаться восстановить то, что было запрещено, закрыто, забыто и утрачено? Как же ещё отдать дань памяти и выразить свою благодарность нашим предкам, славившим воскресшего Спасителя? Как ещё войти нам в пространство современного города, вечно суетящегося, мчащегося без разума, не успевающего остановиться и поклониться кресту и звону? Может, через такой фестиваль? И права, права Лариса Дмитриевна, он обязательно должен быть пасхальным. Христос воскресе!
Алексей Талашкин,
Заместитель руководителя Сибирского центра колокольного искусства
Новосибирской митрополии, член Союза журналистов России.
Сибирский центр колококльного искусства Новосибирской митрополии сердечно благодарит приход Преображенского кафедрального собора и приход храма в честь Сретения Господня города Бердска в лице их настоятелей протоиерея Василия Бирюкова и протоиерея Сергия Рогова, а также бердскую Православную гимназию во имя преподобного Серафима Саровского в лице её директора Ольги Владимировны Богдан за попечение и помощь в проведении XII Пасхального фестиваля звонарского искусства Сибири.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 5 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2585 |