|
||||||||||||||
Иеромонах Дионисий (Молотов). Путь к главной высотеЛетом 2014 года над пиком Ленина – одной из высочайших гор Памира, был развернут флаг с логотипом Искитимской епархии. Поднял его над вершиной иеромонах Дионисий, несущий свое служение в Никольском храме города Искитима. Бывший альпинист отец Дионисий (в миру Андрей Молотов) после 15-летнего перерыва вновь покорил неприступный семитысячник.
Он ушел из альпинизма на пике своей спортивной формы, славы и карьеры. За те шесть лет, с 1993 до 1999-го года, которые Андрей Молотов довольно плотно и спортивно ходил в горы, он успел вписать свое имя в историю мирового альпинизма. В списке рекордов Молотов значится как самый молодой покоритель Эвереста, 23-летний альпинист совершил восхождение на высочайшую вершину Земли в составе экспедиции 1997 года. А два года спустя был еще один рекорд, который пока никто не повторил – вместе с широко известным сегодня альпинистом, писателем Денисом Урубко всего за 42 дня покорил пять семитысячников, расположенных на территории бывшего Союза и получил неофициальное звание «Снежный барс».
Сам отец Дионисий, говоря об альпинистском прошлом, упоминает об этих фактах лишь вскользь, избегая громкого эпитета «рекорд». Из его неспешного рассказа несведущему собеседнику практически невозможно оценить истинный масштаб сложности этих походов. «Сходил на Эверест», «Закрыли «Снежного барса», – тихим, мягким голосом перечисляет он свои спортивные достижения. Что на самом деле скрывается за скромной фразой иеромонаха можно узнать из Интернета. К примеру, об экспедиции к Эвересту 1997-го года уже написано несколько книг, вышел целый ряд публикаций, есть документальный фильм «Ангел хранитель или страничка из кинодневника».
Шесть тысяч метров над уровнем моря уже считаются зоной смерти: от кислородного голодания клетки мозга начинают медленно отмирать, появляется апатия, галлюцинации. И это в условиях вечных ледников, коварных скал и непредсказуемой погоды. Высота Эвереста почти 9 тысяч метров. Четверка альпинистов, с которыми Андрей Молотов дошел до вершины, на спуске сбилась с пути. Один из них сорвался со скалы и сломал ребра, все получили обморожения. Ночевать пришлось без палаток, прямо в снегу. А утром ребята поняли, что потеряли способность видеть – в тумане сняли очки и глаза обгорели. На четверых у них остался только один видящий глаз – у Андрея. Он и вел всех в лагерь. Участники той экспедиции вспоминают, что их спасение было просто Божьим чудом. Из следующей четверки, отправившейся на восхождение после них, не вернулись трое.
Альпинизмом Андрей Молотов увлекся в студенческие годы, когда учился в Алмаатинском кинотехникуме. Сначала занимался просто в альпклубе, затем пришел в секцию Центрального Спортивного Клуба Армии. Здесь это было уже не просто увлечение, а серьезная работа, профессия. В будние дни – тренировки в зале, в выходные – в горах. Альпинисты ЦСКА всегда входили в сборную команду Казахстана, постоянно были призерами на соревнованиях различного уровня.
«Но, даже занимаясь любимым делом все равно было ощущение какой-то пустоты, недоделанности, – говорит отец Дионисий. – Именно вера, приход в храм помогли наполнить мою жизнь духовным смыслом».
Бывший тренер подарил ему Евангелие, которое в определенный момент стало его настольной книгой. Затем было знакомство со священником Александром Зыряновым. Первый духовный наставник иеромонаха Дионисия тоже был альпинистом. Их объединила не только любовь к горам (они не раз вместе поднимались на высоту), но и духовный поиск. «Отец Александр очень помог мне в тот период духовного становления. Это очень образованный, деликатный человек, умеющий найти общий язык со всеми. Мы вместе строили православный храм в Алма-Ате. Именно он направил меня в Москву в Троице-Сергиеву Лавру, где в дальнейшем определялось будущее служение», – вспоминает иеромонах Дионисий. В 2000 году его направили в монастырь в село Козиха Ордынского района. В 2001 году он принял монашеский постриг. Сейчас служит в Никольском храме города Искитима.
«Сегодня, оглядываясь назад, понимаю, что в жизни моей не раз происходили чудеса, которые творить может только Господь, – признается отец Дионисий. – Ненавязчивые, такие, что сразу и не поймешь, что это не случайность». Вспоминает, что когда с товарищами в 1999 году выполняли программу на «Снежного барса», Евангелие уже всегда лежало в его рюкзаке. В любую свободную минуту доставал и читал. Денис Урубко и два итальянца, входившие в команду, подтрунивали над ним. «Для нашего альпинистского круга это было довольно необычно. Там считалось, что нужно полагаться на свои силы, опыт, натренированность», – вспоминает иеромонах. Именно тогда Урубко и Молотов сделали рекорд: выполнили «Снежного барса» не просто за один сезон, а всего за 42 дня.
Позже, описывая этот поход, Денис Урубко отметил такую закономерность, что на покорение вершин уходило по 11 дней и 5 часов на подъем от конечной стоянки. «Ха! Ну не знаю я, почему все так выходило. Не знаю, хоть режьте меня. Клянусь только, что мы не подгадывали», – напишет он в своей книге «Одиннадцать дней и пять с половиной часов». У отца Дионисия, похоже, есть объяснение этой случайной «неслучайности»: «Как только я заканчивал читать одно из четырех Евангелие, так мы восходили на вершину. Помню момент, перед пиком Коммунизма, это была наша третья вершина, у нас проваливались все сроки. Выпал большой снег, нужно было переждать не только снегопад, но и когда все лавины сойдут, и только потом подниматься.
У нас оставался буквально один день. Вдруг погода наладилась, и мы сразу вышли. Пока подходили к горе, сошли все лавины, и нам удалось пройти по достаточно безопасному маршруту. Мы не обладали какими-то выдающимися качествами, были альпинисты и более сильные, более опытные. Просто Бог помог. И таких моментов в жизни было немало».
Когда Андрей Молотов ушел в монастырь, его не поняли не только друзья, но и родители. «Сейчас, слава Богу, мама поняла, приняла и даже рада, что так сложилось, – говорит отец Дионисий. – Меня это утешает, потому что родительское благословение много значит. Жизнь, конечно, кардинально изменилась. То, что было до храма, и теперь – это две разные жизни. Меняется взгляд на мир, меняются приоритеты. Но при этом человек не перестает оставаться самим собой. И любовь к горам осталась. Кто хоть однажды, хоть сезон побывал в горах, уже никогда не забудет этой величественной красоты, этих необыкновенных видов. И это ощущение, когда ты возвращаешься с вершины, садишься, зная, что подняться уже нет сил и не понимаешь сам, как ты дошел, – вот послевкусие этого чувства вновь и вновь тянет тебя в горы».
В 2014 году, получив от епископа Искитимского и Черепановского Луки благословение на восхождение, отец Дионисий поднялся на пик Ленина вместе со своим первым духовником отцом Александром. Сейчас для него такие восхождения обрели новую смысловую окраску. Для обывательского сознания понятия «монах» и «альпинист» кажутся абсолютно не сочетаемыми. И послушник, прокладывающий путь по леднику к заветным вершинам, удивляет окружающих, привлекает внимание, позволяет по-иному взглянуть на человека, посвятившего себя служению Богу.
Теперь такие походы можно оценивать как миссионерство. «Да, многие считают, что в монастырь человек уходит не от хорошей жизни, спрятаться от проблем. Думают, что, совершая постриг, он ограничивает свою жизнь, не сможет себя реализовать, – рассуждает отец Дионисий. – Очень хочется, чтобы люди понимали, что посвящая себя служению Богу, человек наоборот раскрывается, наполняет свою жизнь благодатью».
Сейчас главная высота, к которой держит свой путь иеромонах Дионисий, не обозначена на карте. Это духовное восхождение. Но если вдруг появится возможность покорить вершину земную, он будет счастлив вновь вдохнуть разряженный воздух гор, увидеть великолепие белоснежных хребтов и ощутить полную усталость в теле, потому что и в монастыре человек остается самим собой.
Образование и Православие / |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 3 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2945 |