|
||||||||||||||
Каинские чтения: попытка «подружить» традиции и новацииЗа три года Каинские образовательные чтения, впервые состоявшиеся в г. Куйбышеве в 2013-м, получили большой интерес со стороны педагогов и работников культуры – тех, кто может и должен заниматься духовно-нравственным воспитанием. Они проводятся по благословению Епископа Феодосия, управляющего Каинско-Барабинской Епархией, при поддержке Министерства образования, науки и инновационной политики; в этом году внимание к Чтениям проявило и Министерство регионального развития Новосибирской области.
Предыдущие две встречи многочисленных участников Каинских образовательных чтений на площадке Куйбышевского филиала Новосибирского государственного педагогического университета посвящались роли в развитии государственности и цивилизационном выборе Руси двух конкретных исторических личностей – «собирателя Земли Русской» Сергия Радонежского и князя Владимира, крестителя Руси.
А 10 ноября третьи по счёту Чтения собрали здесь порядка двухсот участников из многих районов области, чтобы обсудить тему иного плана, однако она в последнее время буквально витает в воздухе, – «Традиция и новации: культура, общество, личность».
Что же способствовало очень заметной актуализации этой многоплановой темы?
Всем памятно, как всколыхнуло общество в декабре 2012 года Послание Президента В. В. Путина Федеральному Собранию, в котором он прямо заявил, что «сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг к другу, поддержки и взаимопомощи». Под «скрепами» подразумеваются духовные основы, скрепляющие российское общество, как и то, что когда речь идёт о духовно-нравственном воспитании, мы никуда не можем уйти от религии, так как духовность говорит о воспитании в своей религиозной культуре. Иными словами, Президент России обозначил направление, тот государственный заказ, над которым должны работать причастные к воспитанию гражданина страны люди и учреждения.
В своём приветственном слове к участникам Каинских образовательных чтений Епископ Феодосий подчеркнул, что «современное общество очень открыто новым веяниям. Но построение нового чаще всего почему-то начинается с разрушения старого, хотя ничего хорошего от разрушения традиций не происходит… Культура, общество, личность – это те аспекты, в которых и проявляются традиции и новации. И здесь важно именно духовно-нравственное воспитание личности, труд над тем, чтобы новации соотносились с традициями, чтобы то и другое было востребовано в работе работников сфер образования и культуры…
В представленном на пленарной части заседания докладе «Традиции и новации в образовании и воспитании» доктор богословия протоиерей Борис Пивоваров оттолкнулся от «Концепции духовно-нравственного развития в воспитании личности гражданина России», входящей в образовательные стандарты второго поколения, сказав, что на данном этапе очень важно, как будут изучаться в школе основы православной культуры: «…Школа заботится о получении школьником профессии, но прежде всего должна заботиться о духовно-нравственном воспитании. А воспитывает прямым путём – религия. Чтобы кратко изъяснить цели и задачи духовно-нравственного воспитания в школе, можно привести слова академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться?»
Развитие культуры России неразрывно связано с православием, которое в IX веке князь Владимир сделал государственной религией страны. И вот теперь, после того как стандарт начального общего образования с 2009 года стал включать для изучения курс «Основы религиозных культур и светской этики» и появилось дополнение «Основы духовно-нравственной культуры народов России», доктор богословия протоиерей Борис Пивоваров предостерегает от предложенного учащимся школ «парада религий», убеждая, что они «не должны изучать мультикультурализм». Наша историческая среда – это православие.
К слову, на сайте отдела образования и просвещения Новосибирской Митрополии уже выложены получившие соответствующий допуск учебники модуля «Основы православной культуры» не только для 4-го, а соответственно для 5, 6, 7, 8, 9 классов среднего общеобразовательного учреждения.
«Испытывать чувство достоинства за свою страну невозможно без хорошего знания её истории, языка, литературы, искусства и духовных истоков национальной культуры», – привёл он мнение Владыки Меркурия, председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.
— Дети должны иметь возможность продолжать в школе освоение православных основ России, — подытожил протоиерей Борис Пивоваров.
Второй докладчик, руководитель социального отдела Каинской Епархии Галина Перминова рассмотрела вопросы внутриепархиального взаимодействия при становлении социальной работы на приходе, поделившись практическим опытом опеки 26 подопечных – немощных людей, многодетных семей и других нуждающихся в помощи, создания добровольческого движения «Милосердие», в котором его участники понимают, что жизнь в Церкви – это непрестанные дела на благо людей.
Захватило внимание участников пленарного заседания и выступление иерея Георгия Нестерова «Роль Церкви в деле просвещения России. Катехизаторский аспект», который в его основу положил то, что «потребность в наставлении – один из двигателей просвещения на Руси». После принятия Русью христианства православие (на тот период его можно отождествлять с просвещением) развивалось настолько стремительно, что Средневековое учение о Церкви отличается необычайной целостностью и ясностью идеалов, систематичностью и доступностью.
-… Прошло много веков, — сказал Георгий Нестеров, — и, помятуя о том, что одна из главных идей в христианстве – это учение об образе Бога в человеке, мы должны ставить для себя главной задачей сохранить традиции православной педагогики.
На этот раз Каинские образовательные чтения запомнились и тем, что в завершение пленарной части состоялось награждение призёров Епархиального областного конкурса «Русь Святая живёт…» Очень многим жителям сельских районов Новосибирской области и её центра представлять его уже не нужно, поскольку он традиционно повторяется в течение семи лет, взяв своё начало с приходского конкурса в р.п. Коченёво. Нынче на него было предоставлено около 500 работ: порядка 400 – в номинации «Изобразительное искусство» и около 100 – в номинации «Литературное творчество», включая и журналистские материалы. Вручение Дипломов и подарков провёл Епископ Феодосий. Были поощрены 49 человек.
Второй частью образовательных чтений является работа по секциям. Их было обозначено пять, предложивших для рассмотрения и обсуждения интереснейшие вопросы: формирование духовно-нравственных ценностей у детей и молодёжи через образование и культуру; роль педагогов Воскресной школы в формировании мировоззрения подрастающего поколения; опыт гражданского патриотического воспитания молодёжи, кадетов, воспитанников военно-патриотических объединений, военнослужащих и сотрудников силовых структур на основе традиционной культуры и духовно-нравственных ценностей; семейные традиции духовно-нравственного воспитания; традиции изучения словесности в современном образовательном пространстве (эту секцию вела педагог В. И. Сесорова из р.п. Коченёво). Параллельно проходил слёт миссионеров и катехизаторов «Традиции и современность в формах и методах катехизаторской и миссионерской деятельности». Эти Чтения вообще отличались большой инициативой тех, кто хотел принять в них участие: было направлено очень много заявок тех, кто хотел поделиться с коллегами и единомышленниками своими наработками по темам секций и слёта, в каждой было намечено от 9-и до 16 докладов.
Своим впечатлением поделилась Ольга Святова, одна из коченёвских участниц Каинских образовательных чтений: «Это мероприятие произвело на меня самое хорошее впечатление. Порадовалась, что на Чтениях присутствует много студентов Куйбышевского филиала педуниверситета, будущих педагогов, которым предстоит воспитывать подрастающее поколение. Каким будет сам педагог, таким будут и его воспитанники. Дети копируют взрослых, и если мы будем работать над собой, изменяться к лучшему во Христе, то дети это сразу почувствуют. Мы только своей жизнью можем объяснить детям то, для чего недостаточно слов.
Участие в работе секции «Роль педагогов Воскресной школы в формировании мировоззрения подрастающего поколения» вызвало интерес не только у меня, но и у всех участников семинара. Педагог Воскресной школы г. Татарска Е. Н. Зыкова представила презентацию о совместной работе педагогов, детей и их родителей. Преподаватель Воскресной школы нашего прихода храма во имя Архистратига Михаила Н. А. Бледнова поделилась опытом и содержанием работы, рассказав, как меняется деятельность одной из самых старых школ нашей Епархии. В следующем году исполняется 20 лет со дня основания Коченёвской воскресной школы.
Опытнейший преподаватель и методист, отличник народного просвещения З. Ф. Кривошапова представила свою уникальную программу «Духовный мир сказки (или «Введение в христианскую нравственность»), разработанную для 6-8-летних детей. Это продолжение уже давно начатой работы преподавателя. В доступной форме провела для учителей Воскресных школ часть урока, методически объяснила особенности работы по этой программе. Надо отметить, что по её программе уже учатся дети Воскресных школ городов Каргата, Куйбышева, Черепаново, с. Прокудского и других школ Каинской Епархиии».
А один из организаторов Каинских образовательных чтений — руководитель отдела образования и катехизации Епархии протоиерей Тимофей Морев, подводя итоги Чтений, сказал, что «их основной целью ставилось привлечение внимания и объединение педагогов и работников культуры в совместной работе над единой целью – духовно-нравственным воспитанием подрастающего поколения. И эта деятельность будет продолжаться…»
Образование и Православие / |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2205 |