Опубликовано 16.10.2015 в рубрике  Новости Митрополии
 

Протодиакон Димитрий Цыплаков: Православие не франшиза


В конце сентября на известном новостном портале lenta.ru вышла уже вторая за последнее время статья в серии «Общество», посвященная непростым ситуациям со священнослужителями Русской Православной Церкви. Первая иллюстрировала на нескольких примерах тезис о якобы массовом бегстве священников за границу, вторая носит броский подзаголовок: «Почему священники считают РПЦ франшизой».

 

Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.
Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны…
имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся.
(2 Тим. 3, 1-2; 5)

Протодиакон Димитрий Цыплаков: Православие не франшизаДолго обсуждать первую статью нет большого смысла, поскольку тут всё понятно: православные ведут непрестанную брань на духовном уровне с грехом, страстями, врагом рода человеческого. А священнослужители находятся на острие этой брани. Поэтому они всегда как на передовой, в окопах. Ну и пройдитесь по реальным окопам с блокнотом и карандашом да запишите, что говорят офицеры и солдаты? Вряд ли вы услышите там диалоги из красивых фильмов про войну: вы услышите про вшей, про то, что полевая кухня застряла незнамо где, про то, что интендант привез негодные сапоги, про то, как давно хочется домой. Ну и уж конечно кое-кому хотелось бы сидеть не в наших русских окопах и блиндажах, а где-нибудь в итальянских – с патефоном, вином и макаронами вместо горохового концентрата и пустого чая.

Поэтому осуждать священников, которым захотелось послужить за границей, нелепо. Зачем осуждать польскую армию Андерса, которая уехала в 1942 году из СССР в Иран, чтобы сражаться с фашистами в Италии под руководством американцев? В конце концов, они не дезертировали и тоже сражались, правда, не там, где они очень нужны были в годину войны, а там, где им захотелось. Бог им судья, но никак не мы. Тем более, что массового бегства религиозного персонала из России как не было, так и нет. А единичные случаи всегда были, есть и будут. Резоны у людей разные, насильно мил не будешь: Россия ведь в духовном смысле поле непаханое, а целину лучше возделывать энтузиастам, а не подневольным крепостным.

Но статья от 26 сентября «Кто в рясе, тот и поп» поразила меня своей неприкрытой ангажированностью. Ее составлял как будто бы недоучившийся студент экономического факультета какой-нибудь третьесортной негосударственной академии. Вопросы, которые он задавал священникам (их имена, как утверждает автор, изменены) били в одну точку: они исходили из представления о том, что всякая религия, а особенно православие, есть религиозное коммерческое предприятие. Так сказать, по словам наших «интернет-хомячков», «ЗАО РПЦ». Ну и те «попы», которые клюнули на эту нехитрую удочку (видимо, разжалобил их корреспондент Василий Чернов), всё в таком духе и комментировали: «религия наша превращается в своеобразную франшизу», а священники продвигают «бренд» православия и отчисляют «роялти» наверх «по инстанции». Скорее всего, те священники, которые не попались на крючок матерого журналюги, в обзор не попали.

Попробую я тут, как смогу, восстановить голос честных тружеников Церкви, чей труд и чье видение денежной составляющей религиозной жизни не было отражено в вышеописанной «джинсе».

Сразу скажу, что я не владею никакими «тайнами Мадридского двора», сам не участвую в финансовом управлении, а являюсь обычным «солдатом» Церкви, который готов терпеть невзгоды, тянуть лямку «военной» службы на том месте и в том окопе, в котором поставлен. И меня не волнуют «проделки старшины», «воры-интенданты», «дело Оборонсервиса». Ведь солдат, защищающий родной дом, вряд ли побежит из окопа, узнав, что кто-то в тылу украл партию валенок: ведь идет война (у нас – православных – духовная брань) и по таким мелочам защитники Родины не дезертируют. Поэтому те, кто хотел бы узнать пикантные финансовые подробности о жизни Русской Церкви, сразу могут закрыть эту страничку. Я буду говорить как человек с богословским образованием и по «открытым источникам», так сказать.

Вопрос 1. Называет ли Церковь деньги злом?

Сами по себе деньги как универсальное средство экономического обмена – нет. Злом названо сребролюбие, поклонение богатству (маммоне). Апостолы, ходившие со Христом, имели общие деньги, нужные для их путешествия. Христос лишь однажды отказался платить подать – это была подать на Иерусалимский Храм, составлявшая по тем временам стоимость двух греческих монет, так называемую «дидрахму». Но не потому, что деньги зло, а потому что Он, как Сын Божий, был свободен от взноса за земной храм Отца Небесного (Мф. 17, 24-27). Но ради того, чтобы не соблазнить благочестивых сборщиков, Господь совершил чудо, послав апостолу Петру монету в четыре драхмы в пойманной тем рыбе и Сам повелел апостолу передать эти деньги, сказав: «Отдай им за Меня и за себя» (Мф. 17, 27).

Вопрос 2. Должны ли прихожане материально поддерживать священнослужителей?

Да. Апостол Павел в 9 главе 1-го послания к Коринфянам прямо говорит, что «Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1 Кор. 9, 14), и объясняет некоторым прижимистым коринфским христианам: «Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?» (1 Кор. 9, 11).

При этом сам апостол Павел, проповедуя в Коринфе, жил своими трудами, не обременяя духовных младенцев (новоначальных христиан) своим содержанием с целью приобрести как можно больше спасающихся. Но подчеркнул, что делал это добровольно, а не по обязанности. Поэтому вопрос о материальной поддержке Церкви – это вопрос о духовной зрелости прихожан. Прошло уже почти 30 лет с начала «второго Крещения Руси», выросло уже целое поколение православных России. И нужно понимать, что церкви нужны нам, нам нужны храмы, и наша обязанность – экономическая поддержка прихода: деньгами, трудом, волонтерской помощью.

«Материальное устройство Русской Церкви – это что-то вроде казачества, когда ты служишь со своим конем, саблей и обмундированием, а в обмен тебе дается земля и немного воли»

Вопрос 3. Православие для священников – это франшиза?

Нет, конечно. Если искать грубые аналогии, то материальное устройство Русской Церкви – это что-то вроде казачества, когда ты служишь со своим конем, саблей и обмундированием, а в обмен тебе дается земля и немного воли. Как казачество когда-то сыграло определяющую роль в расширении просторов нашей Родины, так и теперь новопризванные священнослужители должны расширять духовное пространство православия, неся евангельскую проповедь во все концы не только нашей Руси, но и всего мира. Поэтому старшие священники (настоятели) в настоящее время стали во главе духовных крепостей веры: наших новых храмов, будучи ответственными не только за духовное, но и материальное состояние общин. Святые апостолы тоже не в Риме и Иерусалиме набирали епископов для новосозданных христианских общин, а на местах искали достойных кандидатов на священство. Поэтому создание местных общин и в финансовом отношении ложится в основном на прихожан.

Вопрос 4. Поддерживают ли храмы финансово свою епархию?

Да, конечно, и это не «роялти», а нормальная система финансирования деятельности Церкви, которая растет на нашей народной почве. Церковь не получает сколь-нибудь значимых денег из-за рубежа, из бюджета (кроме целевых проектов). Поэтому если мы хотим сохранить нормальные структуры управления церковным кораблем, на это необходимо жертвовать.

Вопрос 5. Почему в Греции и некоторых других странах церковные свечи, требы часто бесплатные, а у нас просят пожертвование?

Потому что система экономического управления Церкви в зарубежных странах и в России различается. Православие – государственная религия Греции и Церковь финансируется из бюджета. Содержание храмов и жалование священнослужителей обеспечивается налогами. В России церковный налог невозможен.

В США и некоторых других странах малочисленные православные приходы содержат храм и частично оплачивают жалование священникам за счет обязательной «десятины» с членов прихода. Поэтому за свечи и требы постоянные прихожане ничего не жертвуют. Просто они вносят регулярную фиксированную плату на экономическую жизнь прихода.

В России когда-нибудь, несомненно, появится такая форма приходского самоуправления. Но для этого должны пройти годы, если не десятилетия. Пока что пожертвования за свечи, записки, требы составляют основную форму «десятины» с регулярных и нерегулярных прихожан. И это совсем не значит, что, по словам обсуждаемой статьи на «ленте», что «многим приходящим в церковь не нужно общение с Богом, им нужна магия», мол «заплатил» и «получил». Просто мы еще в массе своей не готовы к регулярной «десятине». А с магическим отношением к церковным таинствам и обрядам нужно бороться, и священнослужители это делают по мере сил. Далеко не всегда это получается. Нужно терпеливо объяснять прихожанам, что водосвятный молебен служится не для особо усердной молитвы, а для освящения воды. Что Литургия важнее молебнов и панихиды. И другие очевидные вещи. Делать это нужно терпеливо, понимая, что результат будет виден нескоро.

Вопрос 6. И последний, самый частый вопрос: «попы на мерседесах» – это реальность или миф?

Это миф, отчасти идущий со времен антирелигиозных советских карикатур в журналах «Безбожник» и «Крокодил». Миф о катающихся «как сыр в масле» священниках отчасти был развеян еще Н.А. Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Но потом он опять был принят на вооружение атеистической пропагандой. В 90-е годы XX века самым престижным автомобилем считали автомобиль марки «Мерседес», потому и продолжающийся миф приобрел такую форму.

Обсуждаемая статья содержит некоторую правду (иначе получится очевидное вранье). Эта правда выражена в двух предложениях некоего «протоиерея Александра»: «Золотых гор, за редкими исключениями, священный сан не сулит, хотя и голодать не придется. Абсолютное большинство священников выбрали этот путь совершенно искренне и остаются ему верны ради служения Богу и людям». Естественно, священники еще в большей степени, чем рядовые миряне испытывают искушения со стороны врага рода человеческого. И, к сожалению, не все в этой брани побеждают. Поэтому среди множества добрых пастырей оказывается то тут, то там «поп – толоконный лоб», побежденный недугом сребролюбия. Эта страсть неизбежно проявляется в каких-то неприглядных случаях. А дальше уже вступают в дело антиклерикальные СМИ, которые раздувают скандал. В результате те, кто хочет поверить в миф «о попах на мерседесах», т.е. о непомерно богатых священниках, получают дополнительную поддержку своему убеждению. Те же, кто видит ситуацию «изнутри», тому ничего не нужно ни доказывать, ни опровергать. Священники живут в основном на среднем уровне своей паствы, чаще по нижней грани «среднего», а не по верхней.

Ну и немного «инсайдерской» информации. Я как священнослужитель никогда не сталкивался с ситуацией, когда «и зарплату священников облагают. Для этого есть разные фонды. И священники обязаны отчислять крупные суммы из личных средств, из зарплаты». Для тех священнослужителей, которых я повидал и в нашей, и в других епархиях, это совершенно нетипично. А вот то, что «от приходов требуют закупать свечи и предметы церковного обихода у патриархийных производителей, в первую очередь «Софрино»» – это верно. Ведь Церковь не франшиза, ей нужно выстраивать своё общее экономическое благостояние. А значит, и производство, и снабжение церковной утварью должно быть централизованным. Можно, конечно, дойти до абсурда и перестать, скажем, готовить священнослужителей в централизованных семинариях, а готовить их как придется на приходах. Это будет совсем экономно, не понадобятся взносы с приходов на духовные школы. Но тогда что у нас будет с православной верой? Ее нам заменит «бог Кузя» и другие фрики? Так ведь? Ведь пастыри, по слову Силуана Афонского, пасут Церковь богословским разумом. Как они это будут делать, не получив централизованного образования?

А недостатки в экономической стороне жизни приходов будут всегда. Ведь рая на земле нет. Царство Божие еще только грядет в силе, мы чаем его, уповаем на него в нашей грешной жизни. А православие – это Церковь, преддверие Царства Небесного, в Которое «не войдет ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни». (Откр. 21, 27) Так что будем стремиться в это Небесное Царство, а пока оно не настало вовне нас, принесем посильную лепту в храм, где на Божественной литургии это Царство прорастает в наших душах. И дай Бог, чтобы проросло!


Франшиза  — объект договора франчайзинга, комплекс благ, состоящий из прав пользования брендом и бизнес-моделью франчайзера, а также иных благ, необходимых для создания и ведения бизнеса. В качестве франшизы могут выступать методы ведения бизнеса, товарный знак, технология с взаимными обязательствами и льготами между передающей (франчайзер) и получающей (франчайзи) сторонами, предоставляемые за плату и оформленные в соответствии с законом об охране интеллектуальной собственности.

Роялти — плата за пользование брендом, торговой маркой, лицензией.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 4    
  Версия для печати        Просмотров: 1910

Ключевые слова: протодиакон Дмитрий Цыплаков

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  


Архив епархиальных новостей

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (19)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930