Опубликовано 01.10.2015 в рубрике  Новости Митрополии
 

Священник Роман Венцак: "Чтобы быть христианином, не надо институтов заканчивать"


Три года назад вместе с семьей в Здвинский район приехал новый настоятель храма во имя св. апостола Иоанна Богослова отец Роман. Он не только легко влился в  жизнь села и района, но и активно принимает в ней участие.  И сегодня мы представляем вашему вниманию интервью с нашим сельским священником Романом Владимировичем Венцаком
 
Отец Роман, многое было сделано до вашего приезда, многое еще предстоит… Что изменилось за это время?

— Да, сделано было многое: построен храм, дом… Что предстоит? Без хозяйской руки все приходит в ветхость, необходимо все содержать в надлежащем виде. А что изменилось за это время, лучше спросить у людей.

Раньше каждое воскресенье верующие собирались семьями на церковную службу, если верили, — то всей семьей, сейчас все иначе, почему в наших храмах мужчин стало меньше чем женщин? 

— Не везде были церкви на Руси. Верили и семьями, и по одному. Уклад  был патриархальный, но без веры ничего не происходило и не происходит. Даже если мы засеиваем поле пшеницей, мы верим, что у нас будет хороший урожай. Это психологическая вера. Если отнять религиозную веру, то место в душе не будет пустовать. Его займут суеверия, аномальные верования (битвы экстрасенсов, колдуны, ведьмы), да и секты не дремлют. Сейчас новая религия — материальное благополучие на фоне дикого потребительства. Тружеников, которые поливали потом землю и кормили свои семьи, становится все меньше и меньше. К великому сожалению, сейчас все измеряется в деньгах.

Да, сейчас после семидесяти лет не просто безбожия, а богоборчества, после лихих пьяных и развратных девяностых все иначе. Но верующие есть. Кто-то проявляет свою религиозность повседневно, кто-то нет, но каждый человек религиозен. Кто-то верит во Христа и Евангелие, а кто-то в черную кошку и пустые ведра. А в храмах мужчин стало меньше потому, что в период становления Советской власти лучших людей расстреляли и сгноили в лагерях, много жизней унесла Великая Отечественная война, затем   активно продолжалась атеистическая пропаганда. В итоге веру сохранили наши женщины. Но я бы не сказал, что мужчин нет. Во-первых, у нас патриархия, то есть все духовенство, епископат, священство состоит из мужчин. Что касается прихожан, конечно, мужчин меньше, но они есть.

Сейчас модно после бракосочетания венчаться, может ли церковь отказать в венчании и по каким причинам?

— Как таковой моды я не вижу. Венчаться нельзя без регистрации. В дореволюционные времена у церкви были полномочия заключать браки, сейчас их нет. Мы браки освящаем. Для венчания нужны единоверцы, а также осознание, что это раз и на всю жизнь.

Свадьба, счастливые молодые, безоблачные будни, но не всегда это приводит к тому, чтобы «жили долго, счастливо и умерли в один день». Очень много разводов. Когда-то родные становятся чужими или даже врагами. Почему так происходит и как по-Вашему можно исправить ситуацию?

— Много разводов из-за того, что люди не знают азов брака, основ семейной жизни, не уважают друг друга, любят эгоистически, да и любовью это трудно назвать. Чтобы дело не дошло до развода в первую очередь надо пересмотреть себя, искать причину в себе, а не в других людях. Бывают исправимые ситуации, бывают — нет.

Вы бы одобрили развод? Говорят, что это страшный грех?

— Грех — это болезнь, а не юридическое преступление. Допустим, он или она пьяница и в состоянии алкогольного опьянения представляет реальную угрозу своей второй половине, детям, домочадцам. В этой ситуации спасаться надо! Какой же это грех? В семье должно быть взаимоуважение, понимание. Супруги должны заниматься одним делом.  Иной раз и семью семьей назвать трудно: у нее своя жизнь, у него — своя. Каждый должен регулировать свою ситуацию сам. Никто не сможет  помочь со стороны. Священник только даст совет: «Попросите друг у друга прощение и не просто на словах, угождайте друг другу, делайте приятное и полезное  друг для друга»…

Самое сокровенное для человека  это исповедь, у каждого свои тайны и порой далеко не невинные. Есть ли «Тайна исповеди» или если вы узнаете о чем-то страшном, обязаны  рассказать это правоохранительным органам?

— Преступник никогда своими планами со священником делиться не будет.

А если он давно что-то совершил и вдруг решил покаяться…

— У меня такого ни разу не было и мои друзья, священники, с этим не сталкивались. Мы ездим по тюрьмам, где исповедуются и каются убийцы, насильники, воры, но они уже отбывают срок наказания. Были случаи, когда люди приходили и говорили: «Я хочу покончить жизнь самоубийством». С ними общались, увещевали, убеждали.  И они, слава Богу, живы.

Что касается тайны исповеди, то, конечно, все остается между тем, кто принимает исповедь, и тем, кто кается. Но есть еще очень важный аспект.  Человек осознал, покаялся и он не должен больше этого повторять.

Вы однажды сказали, что священники как психологи, действуют через слово, но все же, как Вы при помощи слова лечите человеческие души?

— Слово у священника — это как скальпель у хирурга, мы отсекаем грех, страсть. Если человек утверждает, что у него нет греха, это самообман. Если кто-то утверждает, что он негневливый, это неправда. Случись что-то и  яростные эмоции выйдут наружу в самом неблагообразном виде. Все страсти в человеке есть. Просто одна прогрессирует, как рецидив, а другая спит. Один из законов духовной жизни — не осуждение ближнего. «В чем кого осудишь, в том сам побудешь». Самый распространенный и повседневный грех, от которого все страдают, — это укоризна. Без нее люди не могут и дня. А были святые, святость которых заключалась в том, что они не произносили ни одного укоризненного слова хотя бы вслух, никому, ни в чей адрес. Эти люди становились святыми.

Чтобы быть христианином не надо институтов заканчивать, надо внимательно прочитать Новый завет, посоветоваться с батюшкой, прибегнуть к свято-отеческому опыту, и он скажет: «Не укоряй никого». Начни с малого, а потом будешь молиться, поститься. И начав, человек видит, а сил-то не хватает, чтобы никого не укорить и не осудить. И он начинает  их черпать в молитве, посте, ходит в церковь.  И видит источник сил, жизни, благодати, некую Божественную сдерживающую силу.

Возможно: кто-то сейчас, прочитав, начнет соблюдать пост. Всем ли он нужен или есть какие-то запреты?

— Многим он противопоказан. Нельзя поститься тем, кто не осознал свои грехи, кто считает себя праведником. Пост большинство понимает как некую голодовку, а он имеет три ипостаси: для тела, духа и души. Человек должен осознать, что он хозяин. Он должен дом построить, семью содержать, быть опорой, поэтому, прежде всего, если речь идет о христианском посте, надо себя проверить: действительно ли я христианин или просто крестик ношу? Относительно поста телесного надо проконсультироваться у врача, что можно кушать, а что нет. Начиная поститься, человек перестает есть и становится злым. Пост и голод — разные вещи? Голодный человек — злой человек. Лучше мясо съесть, чем «человечинку». Пост нужен как лекарство, мы им себя врачуем. Пост душевный — воздержание от увеселений, праздностей, развлечений… Духовный пост — это выполнение духовных упражнений: чтение молитвы, слова Божьего, посещение храма… От поста бывает великая польза, и он нужен не для Бога, а для человека. И решение поститься человек принимает сам.

Говорят: «Исповедуйся и Бог все простит» и многие, побывав на исповеди, испытывают огромное облегчение, но все ли грехи прощаемы?

— Нет непростительного греха, есть — нераскаянный. После исповеди человек получает духовное облегчение, возможно самоудовлетворение, но мало рассказать, важно после исповедования греха к нему не возвращаться.

—  В наше время не является зазорным оставить ребенка в детдоме, стоит ли такую мать уговаривать забрать свое дитя или пусть лучше его усыновит приемная семья, где его будут любить больше родной матери?

— Конечно, ребенку лучше быть с  отцом и матерью, но если они не исполняют свои родительские обязанности (они горькие пьяницы, блудники, наркоманы), то в силу этих болезней они не в состоянии их выполнять. Ребенка надо спасать!

 На Руси всегда говорили: «Чужих детей не бывает» и их воспитывали как своих. Не надо бояться многодетности. Таким семьям и Бог, и люди помогают. Лично мое счастье заключается в детях. Я очень счастлив, что Бог дал мне много ребятишек. Поэтому, если у кого-то есть возможность усыновить, не бойтесь — усыновляйте и стремитесь воспитать их тружениками, а не эгоистами, тунеядцами и преступниками. Но если любви к ребенку нет, то усыновлять ни в коем случае не надо! Все должно делаться по жертвенной любви, а не по экономическому расчету и эгоизму с потребительской начинкой.

По работе мне неоднократно приходилось сталкиваться с суеверными людьми, уверенными, что так называемый сглаз может все. Как вы считаете, почему среди  нас так много суеверных людей и как церковь относится к этому?

— Если человек не верит во Христа и Евангелие, то его душу заполняет, как минимум, — суеверие, как максимум, — гадость. Всегда будут навязчивые мысли, вера в то что меня сглазят баба с пустыми ведрами, черная кошка и так далее. Верующий христианин твердо убежден, что с ним ничего не произойдет ни хорошего, ни плохого, если на то не будет воли Божьей. Мы верим, что Господь Вседержитель все содержит в своей власти.

—  Любит Бог неверующих?

— Бог — это абсолютная любовь и любит всех, но только Божественной любовью, не человеческой, своей — бесстрастной. А  у нас какая любовь? Мы одних любим до потери памяти, других ненавидим до безумия.

Чтобы вы пожелали всем нам православным христианам, мирянам и атеистам?

— И атеист, и суеверный, и верующий умрут. И хотите вы или нет, мы все предстанем пред Богом и вечностью и, исходя из этой перспективы, прежде всего надо по-доброму относиться друг к другу. Не ломать копья, не враждовать и не ссориться. Уметь просить прощение и совершать бескорыстные добрые дела. Между людьми должно быть доброе отношение, человеческое, а не скотское, потребительское или бесовское (зависть, лесть, обман, провокация). Желаю всем самых добрых человеческих отношений друг к другу: тех, которые нам показал Бог во Христе Иисусе нашем. Аминь.

Беседовала Ольга Кононенко,
газета Здвинского  района Новосибирской области «СЕЛЬСКИЙ ТРУЖЕНИК»,
рубрика «Жизнь в вере»

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 10    
  Версия для печати        Просмотров: 3043

Ключевые слова: Здвинский район, Здвинск

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  


Архив епархиальных новостей

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (17)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930