|
||||||||||||||
Протоиерей Александр Новопашин. «Рядом с нами» - фильм о русских террористах-смертникахЗавершился очередной этап съемки картины «Рядом с нами», автором сценария которой и режиссером является протоиерей Александр Новопашин. Священник трудится над фильмом по благословению митрополита Новосибирского и Бердского Тихона и по заказу Главного управления по противодействию экстремизму Министерства внутренних дел Российской Федерации. В настоящее время съемочная группа готовится приступить к финальной работе над фильмом. Протоиерей Александр Новопашин подробнее рассказал о картине. - Отец Александр, ваша картина все еще находится в стадии производства, однако о ней уже так много говорят. Это только подчеркивает ее актуальность. Насколько мне известно, по сценарию, русская девушка влюбляется в молодого человека, который вовлекает ее в секту террористов-смертников. И вот в самый разгар съемок средства массовой информации сообщают о попытке побега в Сирию принявшей ислам москвички Варвары Карауловой, завербованной боевиками-террористами. Надо же, какое совпадение! - Никакого совпадения. Случай с Варварой Карауловой – видимая вершина айсберга. На самом деле подобные вещи происходили и происходят постоянно. Случаев, когда русским юношам и девушкам путем различных манипуляций навязывают чуждые им псевдорелигиозные и ультрарадикальные идеи, сотни. И дело не в исламе, а в радикальных группировках, которые прикрываясь исламом, убивают детей, женщин, пожилых людей, чтобы внести в общество страх и хаос. Когда люди перестают контролировать ситуацию, ими можно легко начать управлять.
Существуют целые технологии, которые позволяют это делать. Сюда же входит и разработка методов вербовки людей в радикальные группировки. В основе любой вербовки лежит откровенная ложь, и все направлено на то, чтобы как можно больше людей в нее поверили. То есть ложь должна стать для них правдой, а правда превратиться в ложь. Подмена понятий. Это очень серьезная проблема. Прежде всего, потому, что все эти деструктивные планы разрабатываются крупными институтами Западной Европы и, конечно, США. К работе привлекаются социологи, психоаналитики, политологи, специалисты по делам национальностей, религиоведы, военспецы и прочие эксперты, которые решают, как эффективнее провести переустройство мира, подчинить народы интересам одной страны, правящей элите. Выделяются сумасшедшие деньги. Как следствие, обстановка в мире сейчас крайне нестабильная, напряженная.
- Но в вашем фильме вы не говорите напрямую об угрозе именно со стороны исламских экстремистов. Хотя связь, на мой взгляд, прослеживается.
- Идея фильма заключается в том, чтобы показать причины, которые заставляют человека – молодого человек – взорвать себя и окружающих его в этот момент мирных людей, в том числе женщин и детей. Как такое вообще может произойти?!
- Ну вы же сказали: технологии…
- Но почему же тогда одни люди поддаются этому воздействию и становятся убийцами, а другие нет? Значит, нужно смотреть глубже, в корень проблемы. И вот здесь-то на первый план выходят традиции народа, семейные ценности, культура воспитания, вероисповедание. Если ничего этого нет, то человек, оказывается совершенно беззащитным перед натиском бандитов, которые к традиционным для нашей страны религиям, а зачастую и вообще к религиям, не имеют никакого отношения.
- Разве не существуют радикальные религиозные течения, ратующие, к примеру, за чистоту ислама?
- Один дагестанский имам, отвечая на этот вопрос, процитировал пророка мусульман Мухаммеда: «Придут люди, которые будут читать Коран, но смысл его не проникнет ниже их глоток, они будут вылетать из религии со стремительностью стрелы…они будут убивать мусульман… Если бы я был жив, когда появятся они, я бы уничтожил их». То есть, по словам имама, мусульманский пророк не только предсказывал появление экстремистского течения, но и недвусмысленно выражал свое отношение к нему.
- Но почему же тогда люди идут у экстремистов на поводу?
- Сошлюсь на уже упомянутого мною уважаемого имама. «Если человек не знает своих истоков, - сказал он, - плохо разбирается в вопросах родной религии, то он поверит всякой лжи, произнесенной человеком, напускающим на себя умный вид и говорящим якобы со знанием дела». Противостоять экстремизму можно только за счет духовного воспитания, причем воспитывать нужно не только в семье, но и в школе, и вузе, и даже на улице. Всё взрослое население должно, обязано принимать участие в воспитание подрастающего поколения.
- Но ведь республики Кавказа традиционно сильны своей верой.
- Дагестан – наиболее проблемная территорию в части экстремизма. В этой республике, в отличие от Чечни, живет много народностей, этносов, наций. У них там все очень переплетено, и это стало благодатной почвой для радикалов-салафитов, придерживающихся на территории Дагестана правила «разделяя, властвуй» и посеявших страх в умах многих дагестанцев. И на фоне нагнетания страха, проводится очень мощная вербовка молодежи.
Здесь нужно сказать, что одним из средств вербовки в радикальную организацию является работа в социальных сетях. Опытный вербовщик задаёт тему, в которой пользователями обсуждаются различные высказывания пророка Мухаммеда (священные хадисы), примеры из его жизни (сунны), главы Корана (суры), и по ответам отслеживает реакции и эмоции пользователей, анализирует их и делает выбор, кого «забраковать», а с кем продолжить работать. Отследить работу вербовщика в интернете правоохранительным органам непросто. И именно в интернете, как утверждают силовики, сейчас происходит наиболее активная вербовка.
- То есть духовный иммунитет народа формируется в результате крепкого стояния в вере…
- Поправлю: в результате крепкого стояния в вере, которую представляют традиционные религии, а не какие-то радикальные идеи. Если этого нет, то нет и духовного стержня, а значит, риск сбиться с пути, риск попасть в деструктивную секту, к тем же бандитам, прикрывающимся якобы благими идеями, очень велик. А оказавшись у них, и разобравшись что к чему, многие потом хотят вернуться. Но выйти оттуда сложно, а подчас и невозможно.
В Дагестане организован Республиканский Центр по примирению и согласию. Им руководит Севиль Неврузова, родной брат которой – единственный мужчина в семье, кормилец! – несколько лет назад был завербован террористами и ушел в лес, оставив больную мать, сестер, племянницу. А Севиль посвятила свою жизнь тому, чтобы информировать дагестанцев об угрозе со стороны ультрарадикалов. По ее словам, за последние годы она разговаривала по крайней мере с 30-40 молодыми людьми, которые были завербованы экстремистами, убеждавшими их в необходимости «очищения» ислама и священного джихада, но сумели бежать. Все до единого утверждают, что там – у бандитов! – нет никакого джихада, нет той священной войны за чистоту веры, которую им обещали. Нет того «величайшаго Джихада, в котором сражается человек - Джихада с самим собой», как говорил пророк мусульман Мухаммед.
- То есть все эти террористы, скрывающиеся в лесах и периодически совершающие теракты, по сути обычные «лесные братья»?
- Думаю, убежденных исламистов там точно нет. Специалисты полагают, что примерно 70 процентов из них – уголовники, или люди, совершившие уголовные преступления и скрывающиеся от наказания в лесу. Возможно, большая часть из них предпочла бы тюрьму жизни в лесу. Они просто не знали, что их ждет. Для других теракты – это хорошо оплачиваемая работа. Можете не сомневаться, им абсолютно все равно, будет ли на Кавказе утвержден халифат, или нет. Для них главное – деньги.
- Тем не менее, батюшка, сейчас много говорят именно о религиозных фанатиках, которые убивают себя и других во имя Аллаха. Ну и потом ведь существует сама верхушка ультрарадикалов – там-то наверняка верующие люди?
- Понятно, что сомневающийся человек не совершит самоподрыва. Для этого он должен быть одержим самой идеей. И в этом ему помогают его новые хозяева, помогают специалисты, владеющие разными видами психотехник. Один духовный руководитель мусульман утверждал: «Они поселяют в умах людей вирус, который искажает мир, представляет ложь истиной, а истину ложью. Покажите мне запись разговора вербовщика с людьми, и я вам точно укажу, где, в каком месте он использует методы нейролингвистического программирования». Что касается самой верхушки…. Это смотря во что верить. Ну вот, например, политолог, эксперт по Ближнему Востоку Семен Аркадьевич Багдасаров, упоминая о лидере исламской террористической организации (ИГИЛ) халифе Ибрагиме, требовавшим от своих последователей глубокой аскезы, говорит о том, что сам халиф просто утопал в роскоши и жил исключительно в свое удовольствие. Все это очень характерно для лидеров тоталитарных сект, наживающихся на жестокой эксплуатации своих адептов.
- То есть радикалы могут называть себя мусульманами, однако это совсем не значит, что они таковыми являются?
- Мусульмане сами заявляют о том, что ислам – это вера добра и любви. И если человек, называющий себя мусульманином, убивает женщин и детей, то какой же он тогда мусульманин?
- Но почему молодежь слушает последователей «чистого ислама», и не слышит своих имамов?
- После крушения Советского Союза, бывший советский народ, чтобы не потерять почву под ногами, потянулся к духовным ценностям, к вере своих предков. В тех республиках, где традиционно исповедовался ислам, молодые люди начали проявлять интерес к этой религии. Однако, по словам первого заместителя председателя Духовного управления мусульиан РФ Дамира Мухетдинова, в понимании этой молодежи имамы, духовенство, которое получило образование в советскую эпоху – пособники коммунистического государства. И тут «вдруг» появляются новые духовные лидеры, которые говорят о «чистом» исламе, о священной жертвенной борьбе за идеалы. Кстати, с этим же столкнулась в девяностые годы и Русская Православная Церковь. При вербовке в свои ряды члены тоталитарных сект, хлынувших из-за рубежа во весь голос кричали:"Ваши попы красные, все сотрудничали с КГБ, МЫ несем вам чистую, христианскую веру, она сохранилась неповрежденной только у нас". Видите, методы одни и те же.
- И вечный бой, покой нам только снится….
- Для молодых людей это звучит весьма романтично. И это одна из возможных причин того, что некоторые представители молодежи принимают ультрадикальные идеи. Здесь и подростковый нигилизм играет большую роль: идти не так, как все, одеваться не так, как все, делать не так, как все, соблюдать ислам не так, как все. Многие молодые люди бреют усы и оставляют характерную бороду. Тем самым они хотят выделиться, показать свою причастность к радикальному исламскому течению. Вот какой я крутой. В большинстве случаев такое поведение, вызванное юношеским нигилизмом и праздным интересом, заканчивается для них плохо.
Активная вербовка проводится среди бывших жителей Северного Кавказа, проживающих на исконно русских территориях. Они оторваны от земли своих отцов, живут совсем одни или небольшой группой среди русского населения, и как могут, поддерживают свою национальную самобытность, стараются придерживаться религиозных взглядов, которых придерживались их предки. И вот они-то часто и становятся объектом для вербовки. Такое же пристальное внимание вербовщики оказывают студентам российских вузов, приехавшим из кавказских республик, стран Центральной Азии.
Они не обходят вниманием даже тюрьмы. Вновь прибывшие в места заключения, чтобы не оставаться в одиночестве и избежать разного рода претензий со стороны других заключенных, принимают предложения «земляков» принять их убеждения, за что получают покровительство. При миссионерском отделе нашей митрополии организован спортивный отел, который в частности устраивает спортивные соревнования в исправительных учреждениях. На одних из таких соревнований, наши миссионеры составили беседу с отбывавшими различные сроки заключения за совершения уголовных преступлений граждан из южных республик, которые честно и открыто заявляли: «Наша власть не Российская–наша власть Сирийская». Вот вам и результат деятельности вербовщиков. По выходу на свободу из этих людей можно лепить кого угодно, хоть террористов-смертников. А в большинстве случаев они такими уже выходят.
- Но как в радикальных исламских группировках оказываются молодые люди, когда-то принадлежащие к русской православной культуре?
- О таких говорят: они были с нами, но не были нашими. Чтобы принадлежать культуре, нужно быть в ней, нужно знать ее и любить. Об этом в свое время должны были надлежавшим образом позаботиться родители. Но родители сами были когда-то вырваны из этой культуры, они не знают о ней ничего или знания их очень поверхностны. То же самое касается и школьных педагогов, как известно, в большинстве своем противящихся изучению в школах основ Православной культуры. А яблоко от яблони недалеко падает. И вот такие молодые люди, только вышедшие из подросткового возраста, переполненные юношескими амбициями, отрицающими, в силу своего возраста, патриархальные устои, чуждые консерватизму, жаждущие революционных свершений, но абсолютно безграмотные духовно становятся лакомым кусочком для представителей радикальных группировок, которые внушают им, что ислам – это круто, что настоящий ислам – это джихад, а джихадисты –лучшие воины, настоящие мужчины, которых все уважают и боятся. А что еще подростку нужно?
- Но девушки!.. Почему они оказываются такими падкими на джихад?
- Они оказываются падкими не на джихад, а на слепленные вербовщиками образы героев, овеянных воинской славой, таких уверенных в себе и своей правоте мачо с автоматами Калашникова в руках, за которыми как за каменной стеной. Их влюбляют в таких героев. Политолог Семен Аркадьевич Багдасаров сравнивает этих несчастных девочек с мотыльками, слетающихся на огонь. Тоже самое касается и русских девочек, вчерашних школьниц. Приняв ислам и последовав за своими мачо, они оказываются в радикальных группировках в Сирии и, как правило, становятся сексуальными рабынями боевиков. А то, что девушка стала мусульманкой, для них это никакого значения не имеет. Ну стала и стала…. Но в ком-то из этих девушек специально поддерживают влюбленность в ее избранника, чтобы потом использовать как смертницу. Известны случаи, когда смертник, совершает самоподрыв, а затем самоподрыв совершает его жена или любовница, которой внушили, что таким образом она скорее встретится со своим любимым в раю, поскольку все мусульмане, отдавшие жизнь на священной войне, достойны рая.
- Отец Александр, свой очередной фильм «Рядом с нами» о русских террористах-смертниках, проникшихся чуждыми нашему менталитету идеями, вы снимаете по заказу Главного управления по противодействию экстремизму Министерства внутренних дел Российской Федерации. В условиях активных действий воинствующих религиозных группировок, террористических актов, войны в Сирии, этот заказ кажется очень актуальным….
- Своей киноработой я хочу не столько обличить экстремизм (это само собой разумеется), сколько попытаться разобраться в причинах, по которым люди готовы круто изменить свою жизнь, стать фанатично преданными безумным идеям, вплоть до совершения самоподрыва. Могут сказать: из запутали, запугали, применили психотехники, гипноз… Но дело здесь не в психологической обработке, не в гипнотических техниках и не в запугивании, хотя и это несомненно присутствует. Корни проблемы – вновь подчеркиваю! – лежат в бездуховности и нашем равнодушии к своему духовному миру. Вот главный бич человечества. Как гордость является матерью всех грехов, так и бездуховность порождает в обществе серьезнейшие проблемы, которые, если их не решать, будут только усугубляться и множиться.
Образование и Православие /
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 4 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2608 |