|
||||||||||||||
Экзамен в школе звонарей: начало долгого путиВ это солнечное жаркое июньское воскресенье в школе звонарей по-особенному людно. Окончен учебный год, ученики готовятся сдавать выпускные экзамены. Завершены последние приготовления. Расставлены столы и скамейки, еще раз осмотрены колокола и тяги, ведущие к звонарскому пульту, даже пол на звоннице помыт, и мокрые доски блестят на солнце. Тихо. К колоколам поднимаются выпускники и педагоги, и из этой звенящей тишины рождается «Царю Небесный…» Ну, с Богом! Игумен Владимир (Соколов), руководитель Сибирского центра колокольного искусства, радостно приветствует учеников: «Дорогие мои! За весь год вы особенно сплотились, поддерживали друг друга. В течение года я наблюдал за вашими занятиями, и могу сказать, что ваш выпуск, как и каждый выпуск школы звонарей, – «самый-самый». С каждым годом ученики всё набирают силу и мастерство – как вода в роднике, проходящая через каждый пласт песка, становится всё чище и прозрачней. А источником этого родника является наша дорогая Лариса Дмитриевна Благовещенская, ученый, основатель школы звонарей! И экзамен здесь можно сравнить с прочтением Евангелия: ведь каждый раз, открывая его и читая одни и те же строки, находишь что-то новое для себя».
Перед началом экзамена все ученики пребывают в волнении, хоть внешне они и спокойны. Экзамен в школе звонарей – важное, торжественное событие не только для учеников. Чтобы поддержать учащихся, приехали недавние выпускники школы, теперь уже церковные звонари: Евгений Сверликов из Троице-Владимирского собора Новосибирска и Юрий и Ирина Карбаевы из Петропавловского храма в Кудряшах. Юрий записывает все звоны на видео: «Мы приехали не только поддержать выпускников, но и поучиться у них чему-то новому», – отмечает он.
Первая часть экзамена – практическая. Ученики берут экзаменационные билеты: каждый получает один вопрос по теории и карточку с записанным нотами ритмом. Марина Владимировна Васильева, преподаватель Школы звонарей, успевает пошутить: «Счастливый билет?» – И кто-то, не замечая иронии, отвечает: «Да!» – С волнением трудно справиться в любом возрасте.
И вот, трезвоны. Первым поднимается к колоколам Сергей Басманов. Его звон звучит уверенно, слышны яркие переливы и перекликания колоколов.
Людмила Николаевна Капитурова, самая старшая выпускница этого года, переживает не меньше других. «Я последний раз сорок лет назад сдавала экзамены, да и то тогда так сильно не волновалась», – признается она. Исполнив свой праздничный трезвон, Людмила возвращается к своим сокурсникам, которые говорят, что звон удался. Как потом отметит преподаватель Алексей Талашкин: «Ещё позавчера, на консультации, я не слышал у Вас полноценного звона. Сегодня же он звучал».
Но волнуются не все. Александр Кривцов не только готовится к предстоящим вопросам на экзамене, но и спокойно фотографирует мероприятие.
– Каково это – быть учеником и фотографом сегодня?
– Да так, ничего, справляюсь, – улыбается Саша.
– Наверное, если фотографировать любимое для тебя дело, то не должно быть сложно, поддерживает его сокурсница Елена Елисеева (кстати, тоже фотограф-любитель).
Звон Александра завершает практическую часть. Неспешный и размеренный, он напоминает раскатисто звучащие колокола Ростовского кремля. Чтобы поддержать Александра, приехали его родители.
– Как Вам звоны выпускников? – спрашиваю у кудряшевского звонаря Александра Лобанова (он приехал вместе с супругами Карбаевыми).
– Большинство звонов мне понравились, я считаю, как минимум, у пяти звонарей звоны получились замечательными! Но вообще, все выступили отлично – просто у каждого свой стиль. Трудно осознать, что колокола, если сказать грубо – оформленные куски металла! – издают такие звуки! И… звон! У всех звонарей он всегда получается свой, особенный, замечательный!
Дальше – теория. Выпускники погружаются в свои вопросы, в подготовку ответов. А Александр Перов, студент музыкального колледжа имени А.Мурова, профессиональный гитарист, а теперь еще и звонарь, улыбается.
– Саша, это Вам достался «счастливый» билет?
– Ну, это почти так, – смеётся Александр. И добавляет совершенно серьёзно: «Я взял тот билет, о котором молился. Когда подошёл вытягивать, как будто услышал внутри себя: «Бери второй справа». Взял – и оказался тот самый! О кампанологии». Как выяснится потом, комиссия оценит ответ Александра как блестящий.
Закончившая в прошлом году школу звонарей Екатерина Малыгина тоже остаётся на экзамене до конца – нужно поддержать маму, которая в этом году тоже стала звонарем и уже начала нести послушание в родном храме.
– Я хорошо помню, как мы год назад сидели и так же готовились к экзаменам, – вспоминает Екатерина. – Даже билет свой до сих пор помню – «Роль звона в богослужении». И как отвечала… Сейчас похожие чувства испытывает мама, я ее очень понимаю.
Кампанология сложнее экономики
Постепенно напряжение в рядах учеников спадает. Девушки-звонари после экзамена сидят на скамейке, разговаривают и рисуют. Елена Каргапольцева изображает на листочке поле цветов: колокольчиков и ромашек. «Пусть это будет «Поле в Ноллах», – называет набросок Елена. – Бог даст, и я когда-нибудь пройду по полю, на котором, по преданию, уснул святой Павлин Милостивый».
Елена Елисеева делится своими впечатлениями после экзамена:
– Я давно не сдавала экзамены – только принимала. Последнее что помню – защиту дипломной работы. Но экономику сдавать проще, чем экзамен в школе звонарей. Звонарю нужно знать историю и кампанологию, уметь и звонить, и хорошо рассказывать.
Завершается непростой день – и ученики уже в полном составе сидят в трапезной, и ждут окончательных результатов.
– Проходите, проходите сюда! – всех ожидающих приглашают в кабинет для подведения итогов.
– Ну, что, дорогие мои, – обращается к выпускникам председатель экзаменационной комиссии протоиерей Александр Реморов. – Мне поручили огласить итоги ваших испытаний. Вашего годичного труда. Вашей молитвы и ваших научных изысканий. Спасибо вам за труды, что вы принесли. Дай Бог, чтобы ваш звон стал вашей миссионерской деятельностью. Покойный митрополит Гедеон в своих проповедях говорил: «Колокольный звон слышите? Слышите. Значит, заходите в храм». Или раньше как было: человек работает в поле, услышит звон, перекрестится, помолится, дальше работает. Помощи Вам Божией, доброго здравия. Чтобы всегда у вас были силы и желания служить Богу и Церкви.
Итоги молитв и научных изысканий
Результаты испытаний оказались лучше, чем представляли себе первоначально выпускники. Три человека получили «отлично» по всем трём предметам: по практике исполнения звона, по истории и теории колокольного звона и по элементарной теории музыки. И только лишь одно «удовлетворительно» было поставлено в этом году. Лариса Дмитриевна Благовещенская, основатель и научный консультант школы, в этом году не сделала ни одного категоричного замечания. Радостные ученики вручают цветы преподавателям и экзаменаторам. С этого момента уже только радость светится и в возгласах, и в улыбках, и во взглядах.
Сложный, напряжённый день завершается торжественной трапезой. Под большой иконой Тайной Вечери звучат многолетия и поздравления, благодарности и надежды.
– Здесь нас обучали не только технике звона, не только уставу. Нас учили, каким должен быть звонарь, учили молитве – причём не только на словах, но и своим живым примером. За это огромная благодарность, от нас, учеников! – звучит слова благодарности Елены Каргапольцевой, – просим молитв за нас, чтобы мы стали такими же достойными звонарского служения, как и наши преподаватели.
Этот радостный и волнительный день подвёл итог учебному году в школе звонарей. Благодаря молитвам и труду преподавателей, усердию учащихся, в Новосибирской области появилось ещё девять звонарей. Пожилых и молодых, разных по складу ума, по талантам, по исполнению звона. Ещё девять учеников школы звонарей прошли первый этап на непростом пути звонаря. И завершившийся экзамен стал только началом их звонарского и миссионерского служения. Впереди еще Чин поставления в звонари, впереди еще долгая дорога постижения глубины звонарского послушания.
Образование и Православие /
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 2 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2089 |