|
||||||||||||||
Без епископа не существует Церкви10 марта исполнилось ровно три года хиротонии Преосвященнейшего, Луки епископа Искитимского и Черепановского. Накануне этой даты владыка ответил на вопросы журналистов, касающиеся самых разных аспектов церковной, и не только церковной жизни. Наша беседа не только о том, как были прожиты эти годы Искитимской епархией, но и какими они были для самого епископа Луки. - Прошло три года с момента появления Искитимской епархии и Вашей хиротонии. Оценивая этот период, о каких итогах хотелось бы сказать? Что это событие привнесло лично в Вашу жизнь? – С одной стороны, три года – это довольно короткий срок. В монастыре такой период времени дается послушнику, чтобы он определился, будет ли он принимать постриг, способен ли к монашеской жизни. И для меня прошедшие три года прошли как своеобразный искус, как период становления, можно даже сказать младенчества. И в то же время – три года достаточно серьезный отрезок времени, за который было немало сделано. Я успел не только познакомиться с делами епархии, священниками, активистами православного движения, главами администраций районов, но и заложить основы епархии. Конечно, я пришел не на пустое место. Трудами нашего митрополита Тихона здесь уже действовало 44 прихода, 2 мужских монастыря. Были заложены основы социального служения. За прошедшие три года удалось развить эту деятельность и на сегодня у нас уже действуют 56 приходов и общин. Где-то построены новые храмы, где-то только воздвигаются, открываются и просто молитвенные помещения. Прекрасный храм в честь иконы Божьей матери "Неупиваемая Чаша" был построен трудами нашего мецената и благодетеля Раисы Ильиничны Полянской. Это четвертый храм в г. Искитиме. Совсем недавно был освящен храм в д. Бердь в честь Успения Божией матери. В селе Степное открылось молитвенное помещение. Всего появилось 12 новых общин. Три года назад в нашей епархии было 30 священников и четыре дьякона. Сейчас 36 священников и 5 дьяконов. Три священника были мной рукоположены, трое пришли к нам из других епархий. Может это и не много, но для нашей небольшой епархии прибавление существенное. За эти годы удалось создать структуру епархии: епархиальное управление и ряд отделов. Особое внимание мы стараемся уделить молодежному отделу, отделу образования и катехизации, социальному и миссионерскому отделам. Это четыре «кита» на которых базируется наша епархия. Очень важным итогом прошедших трех лет стало и принятое решение о строительстве Духовного епархиального центра, который станет своеобразной площадкой объединяющей все направления работы епархии. – Владыка, что для Вас лично значит епископство? Какими качествами, на Ваш взгляд должен обладать современный архиерей? – В Церкви есть три чина священнослужителя: дьякон – первая ступень, который помогает на богослужениях. Первоначально в церкви Христовой они, есть такое выражение, «пеклись о столах», то есть занимались социальным служением. Сейчас они помогают священникам, также ведут социальную службу. Вторая ступень – священство. Священники совершают таинства: возрождают людей в купели крещения, причащают, занимаются приходами, организуют их. И третья ступень – епископы, архиереи. Им вменяется в обязанности окормлять всю епархию. Не только прихожан, но и самих священников. Наставлять, вразумлять, проповедовать слово Божье. Поэтому епископ, прежде всего должен быть организатор. Епископ в переводе с древнегреческого «блюститель», тот кто пасет стадо Христово. Без епископа не существует Церкви. Главные качества самого епископа – внутренняя чистота и жизнь по заповедям Христовым. Нравственная чистота неповрежденной веры. По слову Иоанна Златоуста, епископ должен быть чище солнечных лучей. Кроме этого, у архиерея должен быть широкий кругозор, особенно сейчас в век развитых технологий, интернета. Желательно, чтобы кроме духовного было еще и светское образование. Ведь православный архиерей окормляет не только верующих прихожан и монашество, но и светских людей. Он должен уметь находить подход и общий язык к каждому, работать с людьми различных социальных слоев. Это очень ответственноепослушание, которое Господь через святейшего Патриарха, священный синод нам дает и нужно с честью его нести. – Каковы на Ваш взгляд первоочередные задачи, стоящие перед епископом? – Привести паству ко Христу. Как я уже говорил, архиерей отвечает не только за верующих прихожан, а за всех людей, проживающих на территории епархии. Сейчас в состав Искитимской епархии входит семь районов (Искитимский, Черепановский, Маслянинский, Сузунский, Тогучинский, Мошковский, Болотнинский). Это более 350 тысяч жителей. И за каждого архиерей отвечает. Даже неверующих. Его самая главная задача привести людей к Богу, ко Христу, повлиять на нравственную ситуацию в обществе. – Насколько получается выстраивать взаимоотношения со светской властью? Везде находите взаимопонимание? – В принципе, во всех семи района выстроено конструктивное взаимодействие. В некоторых из них оно особенно плодотворно. К примеру, хотелось бы сказать о Мошковском районе, возглавляет который Сергей Васильевич Евтифеев. Там очень плодотворное взаимодействие проявляется в том, что в школах родители и учителя выбрали модуль «Основы православной культуры». Если в цифрах, то изучают его больше 80 процентов учащихся. Причем это уже в течение нескольких лет. Происходит это, в том числе, и благодаря стараниям главы администрации. Также хочется отметить Тогучинский район, где с помощью администрации даже строится храм: местная власть помогает привлекать спонсоров. Кроме этого в Тогучине проводится очень много совместных с епархией мероприятий. Постоянно там проходят заседания военно-патриотических клубов, крестные ходы, встречи с молодежью. Очень хорошие отношения с Искитимской администрацией. Мы вместе на всех светских и церковных праздниках, 9 мая, 1 сентября. – Владыка, расскажите о духовном образовании в епархии. Будет ли развиваться духовная школа? – У нас сейчас при каждом храме, при каждой общине есть воскресная школа для детей. Конечно, разного качества: в селах ее посещают от пяти до двадцати человек, в городах учеников больше. Но кроме этого ведется работа со взрослыми. Два года назад удалось создать богословские курсы. Здесь люди получают знания об истории Ветхого и Нового завета. И эти курсы пользуются спросом. В прошлом году был массовый наплыв, почти 50 человек. Сейчас курсы посещают где-то 25 слушателей. Планы по развитию духовной школы в епархии большие. Сейчас создается Духовный центр в Искитимской епархии. Думаю, уже после Пасхи мы начнем перестраивать здание, которое нам безвозмездно передала администрация г. Искитима. В Центре будут заниматься и дети, и взрослые. Конечно, как получится, но может в будущем там же будет открыта православная гимназия. – Владыка, в начале февраля Вы приняли участие в Архиерейском Совещании. Почему было решено провести именно Совещание а не Собор? И в чем разница между Собором и Совещанием? – Разница в статусе. Поместный Собор – это, по сути, законодательный орган Русской Православной Церкви. А совещание, само слово за себя говорит. Как объяснил святейший Патриарх слишком мало времени прошло с момента последнего Собора: всего два года. На нем были приняты решения, которые еще находятся в процессе реализации и рано говорить о каких-то итогах, только о промежуточных результатах. Но жизнь продолжается, и возникла необходимость собрать архиереев, чтобы выработать ряд новых документов, которые рассматриваются на межсоборном присутствии. Чтобы внести некоторые коррективы, важно было знать мнение всех архиереев. Поэтому собрана была такая площадка, где все свободно высказывались, учитывалось мнение каждого. – Главным итогом Совещания считается принятие документа «Об участии верных в Евхаристии». Что эпохального в этом документе? Какие особенности он отражает? – Один из важнейших документов, рассмотренных на совещании, касалось таинства Евхаристии. Таинство Евхаристии – это главное таинство в Церкви. Вокруг него базируется вся остальная жизнь. Это вершина православного служения. Принятый документ не привнес никаких новшеств, он лишь закрепил то, что уже существует последние десятилетия. Почему возникла необходимость его рассматривать? Потому что существуют некоторые разномыслия, нюансы, недоуменные вопросы. Допустим, решали – сколько дней нужно человеку поститься перед причащением. Есть разные варианты, подходы. И в документе выработаны единые рекомендации. Рассматривались вопросы, касающиеся исповеди, причастия. Здесь был взгляд в историю. В первые века причащались вообще каждое богослужение, а служили зачастую каждый день. В те времена не прекращались гонения, и человек каждый день мог пойти на смерть. Потом позже, когда пришли новые люди в Церковь, стали причащаться реже: раз в месяц, в полгода. Совещание приняло решение, что причащаться желательно каждый пост, а лучше чаще. Документ подвел черту, закрепил нормативы, которыми можно руководствоваться. Он освещает разные вопросы. Это база, на которой развивается православная церковь. – Вы сейчас упомянули о гонениях на первых христиан. Но в истории нашей Церкви был и другой период жестокого преследования православия. Церковь прилагает большие усилия к исцелению ран, нанесенных богоборческой властью в советские годы. К лику святых причислено много новомучеников и исповедников. Почему именно в последние годы Архиерейский Собор принял особые меры по популяризации в обществе их подвига? Что делается в нашей епархии для увековечивания памяти новомучеников? – Советский период был очень сложный, во многом гонения были даже сильнее, чем в первые века. Прославленных мучеников, пострадавших в этот период за веру, уже больше, чем за весь период существования православной Церкви. Почему именно происходило это в основном в 2011-2013 годах? Потому что процесс канонизации занимает достаточно длительное время. Нужно поднять документы, собрать свидетельства или устные предания, все это рассмотреть. Есть специальная комиссия, которая над этим работает. И очень важно не упустить момент пока есть еще живые свидетели, пока предание еще живо, пока оно близко. Важно также собрать моменты молитвенного общения с этими новомучениками, зафиксировать факты исцеления, то что называется чудеса. Это долгий процесс. Именно поэтому мы должны именно сейчас поднимать данный вопрос. На примере подвига новомучеников мы должны учиться служить вере. Историю нужно помнить. Есть пример, что бывает, когда ее забывают– это ситуация на Украине. К сожалению, украинцы позабыли не только древнюю историю своего происхождения. Но даже и недавние события: революцию, Великую Отечественную войну. Хотя в каждой семье на Украине она оставила свой след. И чтобы этого не произошло в России нужно сохранять историю, чтить память новомученников, тех людей молитвами которых сейчас наше государство держится. Именно молитвами святых угодников мы сейчас и живем. Поэтому своевременно было принято решение о прославлении новомученников. В нашей епархии тоже многое делается для этого. Во-первых, почитается святое место – Святой ключ в Ложке, где по преданию были расстреляны священнослужители, верующие люди, даже архиереи. По преданию здесь забил Святой ключ, и вода приобрела целебные свойства. На этом ключе строится храм в честь новомученников. Строительство уже подходит к концу. Отделочные работы до весны приостановлены, но думаю к концу года успеем его открыть. Планируется там сделать мемориал памяти новомучеников и вообще всех пострадавших в годину гонений на веру православную. Кроме того, теме репрессий посвящена ежегодная детско-юношеская конференция о новомучениках и исповедниках российских. Ученики готовят доклады, изучают исторические документы и тем самым приобщаются к подвигу мучеников. В северном благочинии заложен храм в честь новомученика Николая Ермолова. Там в селе Березиково он долгие годы служил священником. Отрадно, что это была инициатива жителей села. Они совместно с главой района обратились к епархии и думаю, с Божьей помощью, все получится и там будет храм – Вы сейчас говорили о необходимости сохранения памяти, истории. И в этом направлении особенно важно работать с молодежью. Насколько серьезно поставлена работа с молодежью в нашей епархии? – В этом направлении работает молодежный отдел епархии. Совсем недавно мы собирали актив нашей «молодежки», где приняли ближайший план действий. Всего в плане 14 пунктов и каждый из них можно еще расписать на подпункты. Молодежь будет участвовать в пасхальном концерте, есть у нас свои творческие коллективы. Дальше мы готовим фестиваль-конкурс «Золотые купола», который будет проходить в г. Черепаново. Там существует мощный православный молодежный центр искитимской епархии, где работают очень активные люди. Непосредственно работой центра занимается Константин Галинский. Кроме того в планах концерт для ветеранов и горожан в честь 70-летия Победы. В течение года мы планируем провести четыре фестиваля военно-патриотических клубов. В семи районах в общей сложности у нас занимается 400 ребят в православном казачьем военно-патриотическом объединении «Родина». Дай бог здоровья руководителю этого объединения Василию Евтеичу Баженову, который в душе очень молодой и активный. В течение года у нас будет два палаточных лагеря: это в Ложке на Святом ключе и около храма Серафима Саровского в селе Турнаево. Кроме того в начале года уже ряд мероприятий провели. Вспоминается такое яркое событие как Сретенский бал для молодежи в Черепаново. Было около 60 пар, где изучали классические бальные танцы, народные. Это мероприятие интересно молодежи и будем и дальше привлекать. Молодежь будет ездить поздравлять ветеранов с Днем Победы, участвовать в акции «Бессмертный полк». – Этот год в России объявлен Годом литературы. Насколько важна литература для Церкви? Находите ли Вы время для чтения книг? – Литература должна вызывать в человеке чувства прекрасного, учить добру красоте. Должна показывать пример положительного героя, за которым человек может пойти. Вспоминается учеба в школе, хотя литература, преподаваемая на уроках, была атеистическая, но все равно из нее никак нельзя было выкинуть Бога. Тот же Гоголь, Достоевский. Можно брать историческую литературу, военную. К примеру, та же «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого. Вот эти образцы патриотизма, честности, справедливости. В детстве с удовольствием читал книгу «Журавленок и молнии» Владислава Крапивина. Детская повесть о чувстве взаимопомощи, честности перед собой, перед людьми, о дружбе настоящей. Большое впечатление эта книга в свое время произвела на меня, и поэтому даже позднее неоднократно возвращался к ней. Когда находился в монастыре читал духовную литературу. И сейчас тоже обязательно нахожу время для образования, читаю. Прежде всего – это святитель Феофан Затворник «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться», святитель Игнатий Брянчанинов «Приношение современному монашеству». Это святитель Иоанн Златоуст, все 24 тома его проповедей, где он касается не только церковной жизни. Из светских авторов сейчас читаю «Лето Господне» Ивана Шмелёва. Недавно читал Лескова «Очарованный странник», «Запечатленный ангел». Лесков замечательный рассказчик, повествующий о народной России. – Есть еще одна дата, которая будет отмечаться в этом году: 1000-летие со дня смерти святого равноапостольного князя Владимира. Насколько значима эта фигура для нашей страны? Будут ли в нашей епархии отмечаться торжества в честь этого святого? – Великий князь Владимир не зря так почитаем, его трудами, его силами наш народ был освящен светом евангельской истины. Он, конечно, противоречивая и в то же время целостная личность. Сейчас много разных исторических спекуляций утверждающих, что крестил Владимир Русь мечом, но это было не так, киевляне к тому времени давно знали эту веру, и в 9 веке на Руси было уже много христиан. Крестив Русь, тем самым Владимир заложил основы не просто страны, а целой цивилизации русского мира. Дана была письменность, организовывались библиотеки, школы для детей бояр и князей. Крестившись Владимир вел только оборонительные войны и даже на какое-то время запретил смертную казнь. В то время в западной Европе начинали пылать костры инквизиции, а у нас запрещалась казнь. Но после, по настоянию бояр, она вновь была введена, но применялась в крайних случаях. Князь Владимир сам поменялся. И государство поменялось. Мы обязаны ему тем, что Россия является форпостом православия. И наша задача нести эту истину во все остальные народы. В нашей епархии уделяется большое внимание празднованию этой даты. Состоятся крестные ход, приуроченные к 1000-летию преставления. Будут организованы круглые столы, конференции. Особенно торжественно будет эта дата отмечаться там, где построен храм в честь князя Владимира – в селах Бурмистрово и Серебренниково в Масляниском районе. В Искитиме пройдут тематические уроки. – Владыка, сейчас мы переживаем дни Великого поста. Что бы Вы назвали главным в этом деле? – Время поста – время покаяния. Прежде всего, нужно понимать, что телесный пост – это не самоцель. Это средство. Чтобы человек очистился от своих грехов, страстей, желаний греховных. Прежде всего, это пост душевный. Нужно простить своих обидчиков, сдерживать свой гнев. Стараться жить в целомудрии, чистоте в эти покаянные дни. Основное внимание направить не на воздержание в пище, а на очищение души. Примириться с ближними, творить дела милосердия. Больше читать духовной литературы, молиться. Как говорил один из святых отцов «Главное, не ешьте друг друга». Это время дано, чтобы попытаться приблизиться к Богу. Цель каждого христианина – богообщение. И главный христианский праздник – Пасху мы должны встретить очищенными.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 7 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2153 |