Опубликовано 04.03.2015 в рубрике  Новости Митрополии
 

Константин Курленя: Цензура или, как говорил Кант, нравственный закон, должны быть у каждого художника в сердце


Свое мнение по поводу «культурных скандалов» для сайта Новосибирской Митрополии высказал ректор Новосибирской консерватории доктор искусствоведения Константин Михайлович Курленя:
 
- Нельзя сказать, что российские культурные потрясения последних лет, вызванные эпатажными театральными постановками, это что-то абсолютно эксклюзивное. Отношения между искусством и религией, искусством и светской моралью всегда были непростыми.

К примеру, мораль художника, особенно романтического гения, такого как Вагнер, нередко шла в разрез с традиционной христианской моралью. По этому поводу в свое время проходили крупные общественные дискуссии, но они носили глубокий, фундаментальный характер и уж конечно разворачивались не в судебных заседаниях. Вагнер, кстати, был одним из самых ярких «возмутителей спокойствия». Дело в том, что уже в ту эпоху европейская мораль была изрядно подернута пленкой лицемерия. Гердер, Гёте, Вагнер, Ницше, Шопенгауэр, Шпенглер полагали, что Европе нужны мощные креативные идеи в области морали, которые дали бы высокую степень свободы в решение задач общественного переустройства, в том числе – нравственного. Тангейзер Вагнера – это ведь не просто трагическая история о любвеобильном сибарите и великолепном певце. Тангейзер стал воплощением языческого идеала морали и любви. Оживший Дионис! Но он любил Эльзу, образ которой воплощал совершенно иной идеал – любви христианской, любви жертвенной. На всякий случай уточняю, что в подлинной опере Вагнера Эльза – возлюбленная Тангейзера, а не его мать. Так что в оригинальном либретто показана не только личная трагедия двух персонажей, в ней разворачивается борьба антагонистических принципов построения общественной морали. Вагнер предложил вот такой художественный продукт, понятый и оцененный современниками вовсе не однозначно, но в любом случае этот продукт необычайно глубокий, концептуальный, поставивший проблему нравственного развития общества и гражданских свобод.

Что касается постановки оперы «Тангейзер» на сцене Новосибирского Государственного оперного театра, то отношение к ней противоречивое. В ней на самом деле был, может быть не столь яркий и безоговорочно убедительный, однако настоящий вагнеровский Тангейзер. Правда, не на сцене, а в оркестре – это дирижер А. Рубикис. Труднейшая партитура исполнена вдохновенно и в целом качественно. Конечно, критика не преминет «оторваться» на недочетах исполнения. Они были, конечно. Но именно Рубикис проявлял заботу о том, чтобы вагнеровский дух хотя бы время от времени оживал в спектакле, оркестр, солисты, хор – все было достаточно убедительно, хотя из-за особенностей постановки порой слишком нескладно, до полной нелепости! Другое дело – режиссерская работа, которая является намеренным извращением вагнеровского оригинала. В ней меня не устраивает не только совершенно никчемная эпатажность, а в первую очередь – крайне примитивный уровень трактовки главной идеи вагнеровской партитуры, не имеющей никакого отношения ни к высокому академическому искусству, ни к демократии. По моему мнению, это всего лишь необоснованная претензия режиссера на расширение личного творческого пространства, в котором ему все дозволено.

Главное, кричащее в постановке – именно «мне все дозволено». Это вас оскорбляет? А зачем вы пошли в театр? Не ходите! Но представьте себе общество, в котором люди будут ходить только туда, где они гарантировано не будут обижены. Это будет общество сплошной сегрегации, когда на каждом общественном здании будет написано: «только для белых», «только для гастарбайтеров», «только для христиан» или «только для атеистов». Значит, режиссер действует как провокатор, нагнетающий нетерпимость, чем создает основу для разобщенности гражданского общества. Ведь в наше время – самый простой путь к дешевой популярности – это так называемая слава Герострата, спалившего храм ради того, чтобы о нем все узнали: оскорбить религиозные чувства верующих, спровоцировать скандал с извращенно сексуальной компонентой.

Однако, судя по всему, режиссер просчитался. Ему зачем-то нужна была маленькая война в области морали, но он никак не ожидал, что столкнется со столь мощной протестной волной. И то, что в обществе началась такая реакция, свидетельствует, что к счастью в России немало неравнодушных граждан, будь то верующие или атеисты, профессионалы или любители оперного жанра.

Я решительно не согласен как с теми, кто причитает сегодня о пришествии цензуры, тем более религиозной, так и с теми, кто полагает, что все конфликты нужно урегулировать в суде. Ведь не закон создает мораль, а мораль определяет содержание законов. Надо стремиться к тому, чтобы у каждого художника был свой, внутренний запрет наподобного рода провокационные демарши. Тем более, что их осуществление в спектакле – вовсе не индикатор личной смелости режиссера – вот ведь, не побоялся осуждения… Это, скорее, от неразумия и недостатка общей культуры. Цензура или, как говорил Кант, нравственный закон, должны быть у каждого художника в сердце. 

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.

Образование и Православие

Читайте также:

02.04.2015 - Церковь не связывает свободу творчества и не навязывает церковной цензуры

22.03.2015 - ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО В.Р. Мединскому, Министру культуры Российской Федерации

21.03.2015 - Позиция Новосибирской Епархии Русской Православной Церкви по поводу ситуаци ...

17.03.2015 - Митрополит Новосибирский Тихон призвал исключить скандальную постановку из ...

28.02.2015 - Андрей Лесовиченко. Кощунство как результат творческого бессилия

 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 12    
  Версия для печати        Просмотров: 3239

Ключевые слова: мнение, Опера, Музыка, Новосибирск, Тангейзер

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  


Архив епархиальных новостей

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Декабрь 2024 (9)
Ноябрь 2024 (22)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031