|
||||||||||||||
Увидеть икону внутренним взоромСегодня в иконных лавках крупных храмов представлен огромный выбор икон Спасителя, Пресвятой Богородицы, святых, икон, посвященных церковным праздникам. Здесь есть и совсем недорогие бумажные, ламинированные иконы, и дорогостоящие, ценные. Люди приобретают их не только для себя, но зачастую и для своих родных, близких, знакомых, выражая тем самым заботу об их духовном, душевном и телесном состоянии. Как и в прошлые времена, иконы сейчас вновь принято дарить на свадьбу, день рождения, день Ангела, в честь Крещения, на семейные торжества и т.д. В последнее время многие стали заказывать иконы в иконописных мастерских. Дело в том, что, несмотря на достаточно большой выбор икон, человек не всегда может найти то, что ему нужно. Это касается так называемых родовых, или семейных икон, на которых изображены Пресвятая Богородица и небесные покровители всех членов семьи. Или мерной иконы, которую дарят ребенку в день его Крещения; обычно мерная икона пишется на доске, размеры которой соответствуют размеру новорожденного, — отсюда и название. Другой пример ситуации, когда люди вынуждены обратиться к иконописцам, — редкое имя, которое человек получил при рождении или во время таинства Крещения: Елевферий, Диодор, Каллистрат, Домника, Пиама и т.д. В этом случае иконописец, используя свои профессиональные навыки, ищет образец или сохранившееся описание святого, по которым и пишет икону. Вопрос, куда обращаться, чтобы сделать заказ, сегодня не стоит. Во многих городах есть иконописные мастерские. Среди них выделяются мастерские, в которых работают исключительно православные христиане. В Новосибирске такая мастерская организована при отделении иконописи Свято-Макарьевского Православного Богословского института. Здесь, по благословению Митрополита Новосибирского и Бердского Тихона, трудятся преподаватели иконописного отделения, которые в свое время прошли стажировку в школе иконописи Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, выпускники отделения иконописи и студенты. КРОПОТЛИВАЯ РАБОТА — Мы работаем с 2003 года, — рассказывает заведующая отделением и руководитель иконописной мастерской Елена Владимировна Данишевская. — Сами готовим специалистов для мастерской. Правда, ежегодный набор в иконописное отделение института небольшой — четыре-пять человек. У нас «штучное производство», с каждым студентом нужно работать индивидуально. По окончании обучения выпускники в основном расходятся по своим приходам, пишут иконы для своих храмов, но кто-то остается у нас. — Говорят, что поступить на отделение иконописи могут только православные христиане? — Мы отдаем предпочтение тем абитуриентам, которые живут церковной жизнью, то есть являются активными прихожанами храмов, и при этом талантливы, любят и понимают икону. Особо отмечу: все наши выпускники получают благословение Владыки Тихона на занятие иконописью. — А как же экзамен по специальности? — Он такой же, как и в любом художественном училище. Мы предлагаем образец, и за четыре часа абитуриент должен выполнить рисунок акварелью и гуашью. — Расскажите, пожалуйста, подробнее, кто у вас учится. — К нам приходят люди самого разного возраста, как совсем юные, сразу после школы, так и уже имеющие существенный жизненный опыт и более или менее серьезный художественный багаж. Но не факт, что последние будут успешнее. У нас другая школа, она отличается от светской живописи, многое построено на копировании, нужно внимательно следить за образцом, строго следовать канонам. У нас не разбежаться. Светская живопись претерпевает изменения, появляются новые способы изображения. Иконопись остается прежней: все как было во времена преподобного Андрея Рублева, так и осталось. Та же техника, те же материалы. Вот только состояние души, пожалуй, другое. А без глубокой, внутренней, молитвенной работы, икону нельзя увидеть. — Вы упомянули о материалах. Они особенные? — В мастерской мы используем натуральные, природные пигменты, которые со временем не меняют силы цвета, сами готовим краски. У нас даже студенты работают только с хорошими материалами. — Вы ведь не только пишите иконы, но и расписываете стены храмов? — Да, мы учим стенописи, и у нас есть хороший практический опыт. К примеру, наши преподаватели, выпускники и студенты целый год расписывали храм во имя святителя Алексия, митрополита Московского, в Черепаново. Выполняли целый ряд и других работ, в том числе мозаичных. Расписывали стены по сырой и мокрой штукатурке. В последнее время мы получаем много заказов, но беремся не за все. Порой мы вынуждены отказывать, потому что люди все время спешат, а наша работа, напротив, неспешная, разме ренная. Недавно нам предложили сделать мозаику на фасад храма за один летний сезон. Для такого объема работы зачастую назначают крайне сжатые сроки, а спешка в этом деле, на мой взгляд, совсем неуместна. То же самое касается и написания икон. Технология иконы имеет свои особенности, это кропотливая работа. ВАЖНО НЕ СХОДСТВО, А ПОДВИГ ДУХА — Мы работаем в древнерусской традиции, пишем иконы темперой, и количество заказов на такие иконы постоянно увеличивается, — вступает в разговор декан факультета церковных искусств, преподаватель иконописного и регентского отделения Свято-Макарьевского Православного богословского института Анна Геннадьевна Гребёнкина. — Заявки поступают не только от приходов, но и от частных лиц Наши иконы уже есть в Москве, Греции, Китае. — Часто встречаются иконы разных святых с похожими ликами. Это нормально? — Портретное сходство допускается в изображении святых, канонизированных относительно недавно, потому что сохранилось много фотографий этих людей. Яркие тому примеры: святитель Лука Войно-Ясенецкий, святитель Иоанн Шанхайский, новомученики. Широко известен при жизненный портрет преподобного Серафима Саровского, и поэтому на иконах святого стараются воспроизвести соответствующим образом. Предполагают также, что в лике Преподобного Сергия Радонежского, изображенного на плащанице, сохранены портретные черты святого. Но важно не сходство — важен подвиг духа. Часто мученики или мученицы на иконах схожи ликами и различаются между собой лишь по цвету одеяния и по тому, что держат в руках: крест, пальмовую ветвь или орудие пыток или казни. А в сохранившемся описании одного из первых образов святого мученика Уара вообще сказано: напоминает великомученика и победоносца Георгия, но держит в руках пальмовую ветвь. Поэтому икона присваивается святому только после надписания над образом имени. — У вас реставрируют старые иконы? — У нас есть хорошие художники-реставраторы. К сожалению, часто приходится сталкиваться с иконами, которые в свое время попытались «сохранить» или «восстановить» варварским способом. Например, покрыли лаком или протерли спиртом. Это недопустимо! Если икона требует реставрации, ее нужно показать специалисту, а не заниматься самодеятельностью. — И последний вопрос: почему иконописцы не подписывают свои работы. — Чтобы не тщеславиться. По сути, икона есть отражение духовного мира, частью которого является и душа художника. Но только частью. О работах преподобного Андрея Рублева нам известно из предания, сам он их не подписывал. Многие иконы великого русского иконописца Дионисия тоже нам не известны: мы можем только предполагать, что это работа либо его самого, либо его учеников, к которой, впрочем, он вполне мог тоже приложить свою руку. Всё делается во славу Божию!
Дмитрий КОКОУЛИН |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 10 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 3465 |