|
||||||||||||||
Протоиерей Дмитрий Полушин. Великий ПостСегодня начинался Великий пост. Мы представляем нашим читателям размышления протоиерея Дмитрия Полушина, настоятеля прихода в честь святой Евфросинии Полоцкой, о необходимости для нас и главной цели поста возвращения "в Церковь, в дом Божий, в наш дом". Когда человек отправляется в путь, он должен знать цель своего путешествия. Всю нашу жизнь Церковь тоже называет путешествием, плаванием по волнам, подчас весьма бурным, «житейского моря». И почти все наши жизненные беды и несчастья происходят подчас оттого, что мы не знаем цели нашей жизни, не имеем духовного компаса, не знаем, что собрать в дорогу, а от какого груза следует отказаться... Так же обстоит дело и с Великим постом, который ежегодно в миниатюре своих семи недель моделирует не только весь исторический и духовный путь человечества, но и мою собственную жизнь. К тому же само слово «пост» может помочь нам понять его смысл. Ведь слово «пост» (хоть по-гречески, хоть по-латыни) - есть военный термин, означающий войско, воинское подразделение, стоящее на стаже, на посту. Вставшего на пост отличает предельная внимательность, настороженность, внимание к каждому шороху. Мирное время миновало, теперь все силы тратятся на то, чтобы распознать врага, не допустить его к себе, быть готовым отразить нападение врага. «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш, диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1 Пет., 5,8). Великий пост - это духовное путешествие, а цель его - Пасха. Великий пост - это приготовление к совершению Пасхи, этому «истинному откровению». Великий пост призван помочь нам найти дорогу к новой Жизни. В нашей текущей жизни слишком многое отвлекает нас от Бога, слишком большой груз ненужного, лишнего тащим мы на себе. Трудно вдруг отказаться от старой, «ветхой» жизни, от лени, от греха. Необходимо большое усилие, большой труд и все особенности Великого поста (богослужение, отказ от некоторых видов пищи, от телевизора, развлечений и вообще любого пустого, безсмысленного времяпровождения) помогают этому изменению, раскаянию, покаянию. Великий пост превращается в путешествие, становится паломничеством к Пасхе. Этот путь становится тем самым «узким путем», о котором говорит Господь. Пост - это рука помощи, протянутая нам Церковью, это - переход, ступенька за ступенькой, от рабства греху - к свободе от него. Как только мы вступаем в «светлую печаль» поста, мы видим далеко впереди конец пути и, одновременно, начало. Конец - всего старого, начало - новой жизни, радость Пасхи, переход в сияние Царства Небесного. Недаром в Прощеное Воскресение Церковь поет стихиры будущей Пасхи, напоминая нам о цели грядущего путешествия... Слишком часто под словом «пост» многие люди подразумевают только отказ от вкушения так называемой «скоромной» пищи (мяса, яиц, молока, а в Великий пост - и рыбы). На самом же деле в посте есть пусть первоначально и нечто малозаметное, но без чего пост полностью теряет смысл. Смысл пота не в том, чтобы «юридически» соблюсти все «правила» Поста, а в том, чтобы помочь нам найти дорогу к иной, новой жизни. Слишком много усилий тратим мы на добывание «хлеба и зрелищ» и слишком мало - на поиск смысла своего существования. Смысл поста в том, чтобы смягчить свое сердце, подготовить его к принятию Пасхальной радости, возбудить жажду общения с Богом. Пост можно определить как некую атмосферу в которой состояния ума и души направляется к Богу. Конечно, обязательным условием поста есть пост телесный. Нужно обязательно испытывать состояние полу-голода, (а в некоторые дни поста и совершенного голода, «алчбы»). Казалось бы, в таком состоянии человек только и думает о том, чтобы ему поесть? Но стоит только задуматься о том, что даже если я и поем, то я избегну смерти от голода сейчас, но жизнь моя только продлит свои дни, которые рано или поздно прекратятся. Так значит нет в пище источника жизни, Жизни Вечной! Выходит это только ложь врага рода человеческого, что вкушение плодов (подчас запретных), пища и её количество и разнообразие есть обязательное и единственное условие жизни! Нет, воистину «не хлебом одним будет жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф.,4,4) - так отвечает Господь наш Иисус Христос, постящийся 40 дней в пустыне, искушающему его диаволу. Наш 40-дневный Великий пост - повторение Господнего поста, в котором мы тоже пытаемся ответить себе на вопрос: что важнее для нас - тленная пища и тленная жизнь или Жизнь Вечная и источник её - Слово Божие и исполнение Его. «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий...» ( Ин., 6, 27). Совершенно невозможно сразу и вдруг перейти от привычного состояния души (наполненного суетой. спешкой, текущими заботами...) в Небесный («горний») мир. Этот переход требует нашего успокоения, восстановление некоей внутренней устойчивости. Такое условие создается, главным образом, Великопостными богослужениями. Настроение светлой печали пронизываете весь пост. Даже нецерковный, но внимательный, человек, вошедший в храм во время Великопостного богослужения, может понять, что означает это, на первый взгляд противоречивое, словосочетание «светлая печаль». Он начинает понимать, что эта продолжительная и однообразная служба, темные облачения, коленопреклоненная молитва, необходимы для того, чтобы помочь ощутить тайное и сперва незаметное действие этого богослужения в нашем сердце. Какое-то таинственное преображение может начаться в нашем сердце. Суета и шум внешней жизни отступает, все, что только что казалось столь важным и полностью порабощало душу, что вызывало состояние тревоги, куда-то исчезает. Суета мiра сего уже не имеет над нами власти. Мы начинаем испытывать подлинное освобождение, ощущать себя легкими и ...счастливыми. И это не то «обыденное» счастье, которое приходит и уходит по двадцать раз на дню - хрупкое и непостоянное, это глубокое счастье, подлинная со-причастность, по словам Достоевского, «к иному миру, полному света, радости, невыразимой надежды...» Печаль оторванности от Бога преобразуется в прощение, в радость обретения пути к Богу, в радость возрождающейся любви. В эти дни мы возвращаемся в Церковь, в дом Божий, в наш дом. (по книге протоиерея Александра Шмемана «Великий пост»)
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 5 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 3616 |