|
||||||||||||||
Евгений Эдуардович Гутов: «Прикоснуться к красоте православного мира!»В школе №3 г. Барабинска служители Церкви - всегда желанные и частые гости. Их с удовольствием приглашают на родительские собрания, встречи с учениками, конференции, семинары. Евгений Эдуардович Гутов — один из немногих директоров барабинских общеобразовательных учреждений, который активно сотрудничает с православными религиозными организациями. Евгений Эдуардович уделяет духовно-нравственному воспитанию школьников большое внимание, поскольку считает, что это основа для их счастливого будущего и выбора правильного ориентира в жизни. Кто знает, может быть, именно такая направленность в работе и поспособствовала тому, что оргкомитет Международной академии качества и маркетинга в прошлом году признал школу №3 одной из лучших в стране, удостоив ее золотой медали. А сам Е.Э. Гутов, который отдал работе в образовании 25 лет, дважды удостаивался звания «Директор года». В сегодняшнем номере Евгений Эдуардович поделился с читателями газеты «Православная Сибирь» положительным опытом взаимодействия Церкви и школы. — Евгений Эдуардович расскажите, как получилось так, что одним из приоритетных направлений деятельности школы №3 стало сотрудничество с православной Церковью? И в чем именно выражается такое взаимодействие? — Этот вопрос можно рассматривать в двух аспектах. Первый заключается в моем личном отношении к православной вере и Церкви, а второй — в нашем общем педагогическом деле по воспитанию подрастающего поколения. Дело в том, что после введения учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в образовательных учреждениях начались большие перегибы в пользу модуля «Основы светской этики». Это коснулось и нашей школы. Многие преподаватели и родители ребятишек почему-то решили, что «Основы православной культуры» не для нас. И на тот момент, признаться честно, я смирился с этой ситуацией, мол, как сложилось, так сложилось. Однако в дальнейшем, пообщавшись с местными священнослужителями и более глубоко изучив предмет «Основы православной культуры», понял, что мы упускаем в работе с детьми нечто важное, то общее, что могло бы лечь в основу их духовно-нравственного воспитания. Я решил попытаться исправить ситуацию. Мы начали вести в этом направлении активную разъяснительную работу, как среди педагогов, так и учеников, их родителей. В этом отношении большую поддержку нам оказали служители Церкви, в качестве почетного гостя нашу школу посетил даже Архиепископ Тихон, ныне Митрополит Новосибирский и Бердский. Необходимо было развенчать стереотип, который в то время сложился у большинства, и связан был с тем, что якобы Церковь будет диктовать свои условия, принуждать детей ходить в храм, а на уроках по «Основам православной культуры» школьников заставят молиться. Постепенно нам совместно со священнослужителями удалось убедить взрослых в том, что дело обстоит совершенно иначе. Они более детально изучили содержание модуля и поняли, что ничего страшного в нем нет: никаких ритуалов и молитв, которые совершаются в самой Церкви. Нам удалось переломить ситуацию в сторону модуля «Основы православной культуры». 50% учащихся получают сегодня знания по этому предмету, остальные занимаются по модулю «Основы светской этики». Неплохой результат, ведь в предыдущие годы ОПК выбрали лишь процентов 10 школьников. Теперь представители Церкви стали частыми гостями в нашем образовательном учреждении. Кто, как ни они, могут оказывать действительно благотворное влияние на наших детей, чтобы уберечь и от многих ошибок в жизни? Правоохранительные органы? Думаю, нет. Статистикой преступлений, правонарушений нынешнюю молодежь не напугаешь. Им нужны доверительные, душевные разговоры, а главное, доступные для понимания. Когда к нам в школу приходят священнослужители, беседы с ребятишками они проводят, не назидая. Напротив, обстановка на таких встречах очень непринужденная, и дети с удовольствием слушают о простых человеческих истинах: о том, как научиться отличать добро от зла, о любви к ближним, уважении к старшим, семейных ценностях и многом другом. — А что лично Вас привлекает в предмете «Основы православной культуры», чем он может быть полезен для учащихся? — Как сказано в пояснительной записке к модулю «Основы православной культуры», одной из основных задач курса является приобщение школьника к традиционным морально-нравственным ценностям, идеалам, нормам православной культуры: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, бережное отношение к природе, забота о слабых и младших, почитание старших и понимание их как основы традиционной культуры русского народа. Детям даются знания по различным направлениям. В процессе обучения они узнают об истории возникновения христианства на Руси; основах христианского образа жизни, мировоззрения; роли православной культуры в судьбе России; православных культурных, духовных традиций и ценностях русского народа; образцах церковной архитектуры и живописи, церковной музыки и пения. На мой взгляд, этот модуль сочетает в себе все самое основное. Интересно то, что он не выражается в каких-то оценках и результатах, это единственный в школе безоценочный предмет, скорее не учебный, а культурологический. На уроках создана доверительная обстановка, когда дети свободно могут высказать свое мнение по любому вопросу. — В чем еще выражается взаимодействие школы и Церкви? — По согласию родителей некоторые мероприятия мы проводим непосредственно в самой Церкви в честь иконы Божией матери «Всех скорбящих Радость» г. Барабинска. Когда, например, святыни привозят, стараемся ходить со школьниками, чтобы поклониться им. Некоторые наши дети посещают воскресную школу. Проводим конкурсы исследовательских работ, последний из них был посвящен 700-летию со дня рождения святого подвижника Сергия Радонежского. Принимаем участие в мероприятиях, организованных по линии Русской Православной Церкви, Новосибирской митрополии, Каинской епархии — различных конференциях, семинарах, ставших традиционными Рождественских чтениях. — Я слышала, что священнослужителей Вы даже на родительские собрания приглашаете. Для какой цели? — В первую очередь, с просветительской целью. У родителей есть уникальная возможность встретиться со священником и задать ему любые интересующие вопросы. Также мы используем такую форму взаимодействия с ними, как кинолекторий. Не так давно показывали на родительском собрании фильм, снятый по сценарию и под руководством протоиерея Александра Новопашина, настоятеля Собора во имя святого благоверного князя Александра Невского, «Меня это не касается» о молодых жителях одного из крупных российских городов, попавших в ловушку наркотиков. Суть в том, что родители порой в силу занятости и других жизненных обстоятельств теряют из поля зрения и влияния своих детей. И последствия могут быть плачевными. На мой взгляд, очень сильный фильм, побуждающий к размышлениям. Школьный актовый зал был полон народу, вокруг царила гробовая тишина, взрослые смотрели на экран с замиранием сердца, а после показа многие благодарили за то, что мы дали возможность посмотреть этот поучительный фильм. Планируем его также показать нашим ученикам. — Насколько важно современному школьнику быть ближе к православной вере, Церкви? — Современному ребенку очень сложно отличить «белое» от «черного», добро от зла. Очень большой уклон сейчас делается на материальный достаток. Тогда как морально-нравственной стороне жизни внимания уделяется недостаточно. Однако нужно понимать, что не ради денег мы живем, а ради того, чтобы оставить после себя в жизни след, а не наследить. Заповеди Божьи ребенку сложны для осмысления, но ведь их можно и на простой язык перевести, чтобы ему стало понятно, что, к примеру, родителей или учителя обманывать нельзя. Допустим, украл ребенок телефон. Почему он это сделал? Из зависти. Все пороки нам для того и даны, чтобы мы учились их преодолевать. А для этого необходимо соответствующее воспитание. На таких предметах как «Основы православной культуры» ребятишкам и объясняют, как можно поступать, а как — нет. Однако не нужно думать, что изучив данный учебный курс, ребенок как по мановению волшебной палочки вдруг изменит свой характер и отношение к жизни, станет примерным, и не будет совершать плохих поступков. Нет. Работа по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения должна проводиться в комплексе. В течение 45 минут на уроке мы, конечно, можем с детьми поговорить о каких-то моральных ценностях. Однако, придя домой, он может увидеть там совершенно иную картину: взрослые ругаются, нецензурно выражаются, осуждают кого-то. В этом случае эффект от нашей работы будет нулевым, он просто растворится. Отношения в семье очень многое значат. Если в ней нет продолжения того, что дети получают на уроке, то и результата видимого не будет. Радует, что, по крайней мере, ученики, которым преподают «Основы православной культуры», не обделены информацией о нравственности и духовности и могут хоть немного прикоснуться к красоте православного мира. Мы имеем возможность дать им правильный курс, направление, которое поможет в дальнейшей жизни. Хоть какое-то зернышко в их душах да посеяно будет и кто знает, во что оно разрастется. Внутренние убеждения ведь не проверишь и не измеришь. Много спорных вопросов в нашем обществе возникает по поводу того, кто должен заниматься просветительской работой с детьми? Кто-то говорит, что духовное воспитание ребенка исключительно ложится на плечи родителей, другие эту миссию возлагают на образовательные учреждения. Однако такая работа должна осуществляться в комплексе: семья-школа-Церковь. Подругому видимого эффекта добиться невозможно. — А Вы сами верующий человек? — Да. Крестился я в 1991 году вместе с новорожденной дочерью. Но к осознанной вере пришел лет 5 назад. К этому шагу меня сподвигли некоторые жизненные обстоятельства, в результате которых я стал чаще ходить в храм, молиться. Постепенно вера моя укреплялась, и теперь каждый мой новый день начинается с молитвы. Большое удовольствие мне доставляет общение с нашими священнослужителями. Они могут дать душеполезный совет, поддержать, когда тяжело. После таких бесед я всегда подпитываюсь какой-то благодатной энергией. До этого посещал храм время от времени, и скорее из любопытства. Мне, например, очень нравится церковное убранство — это настоящая красота! Бывал в храмах за границей, но лучше и красивее наших, российских, никогда не встречал! Когда приходишь в Церковь, ощущаешь на душе какое-то невероятное спокойствие, забывая о каждодневной суете, начинаешь как-то по-другому оценивать свою жизнь, переосмысливаешь ее. Считаю, что Бога нужно вспоминать не только в тяжелые моменты жизни, но и благодарить Его за то, что есть сейчас хорошего в нашей жизни. Стараюсь и своих детей: сына, дочь, приобщить к вере, но, они, наверное, еще не совсем созрели для этого. По крайней мере, не сопротивляются, когда я их вожу в храм приложиться к святыням. Приобщаем потихоньку, не в назидательной форме, конечно. — Ваши пожелания учащимся, учителям и их родителям… — Положительный результат от любой работы можно получить только в том случае, если между людьми присутствует взаимопонимание и согласие. Все мы очень тяжело признаем свои ошибки. Например, учитель необоснованно накричал на ученика. Считаю, в такой ситуации он должен найти в себе силы, чтобы извиниться и сказать: «Я был не прав». Нужно и самим это делать, и детей тому же учить. Я, например, не боюсь признаться в своей неправоте. Чего никогда не сделает человек, у которого в душе царствует гордыня — порок, от которого необходимо избавляться каждому, неважно кто ты — директор, учитель или ученик. Все мы равны перед Богом, и все мы склонны совершать ошибки. Поэтому я желаю всем относиться друг к другу с любовью, уважением и учиться прощать!
Беседовала Ксения Карловская, |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 6 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2911 |