|
||||||||||||||
Дорогой НадеждыСтатья посвящена юбилею первой игумении Новосибирской Епархии — игуменьи Надежде (Ерёминой), настоятельницы Покровского Александро-Невского женского монастыря. Обитель дорогая, монастырь святой, Ты мне мать родная, ты мне рай земной! Монашеский кант
В любое время года дорога от Святых врат до Александро-Невского храма в Колывани удивительна. Попадешь в иную жизнь, в особую атмосферу. Словно шагаешь по дороге ведущей в рай. Пушистые кусты, деревья, летом - аллея цветов. тишина. Умиротворенность. И особое состояние души. Благодать, которой буквально наполнена обитель, предается тебе с первых шагов по этой дороге. Но само по себе ничего не возникает. Все это благолепие создается с помощью Божьей, людьми. Ощутить молитвенный уклад жизни насельниц монастыря, такое желание возникает у многих паломников и прихожан. Но, православное монашество сокровенно, не спешит открывать своих тайн первому встречному.
Монастырская жизнь требует больших усилий, а главное самопожертвование и самоотдачи. Невозможно уйти в монастырь, не полюбив Бога. В монастыре сестры начинают борьбу против греха, скрытого в каждом человека, и тем самым зло в мире несколько уменьшается. Очищая свое сердце, человек получает способность молится за своих ближних, сердце молящегося расширяется настолько, что может вместить "и всех, и вся". И только тот способен жить в монастыре, кто больше всего на свете полюбил молитву и все, что с ней связано: храм, богослужение, духовное чтение, богомыслие. Порядок жизни в монастыре и отношения между сестрами основываются на монашеских обетах послушания, нестяжания, воздержания и целомудрия. Монастырский Устав регламентирует всю жизнь монастыря от быта до проведения богослужений. Монашескому подвигу предшествует трудничество и послушничество. Монах, отрешаясь от земных дел: семьи, детей, жилища - полностью себя посвящает послушанию. А оно может быть разным: псалтырь читать, в воскресной школе преподавать, паломников встречать, экскурсии проводить, просфоры выпекать, огороды полоть, корову доить или в храме петь.
В Колыванском монастыре процесс созидания происходит непрестанно более двадцати лет. В новосибирской Епархии Колыванский монастырь стал символом возрождения церковной жизни, когда на месте комсомольского сквера была создана, свята обитель. В восьмидесятые годы в России началось возрождение Православия. В Колывани всегда был многолюдный приход. Усилиями протоиерея Николая Чугайнова храм заблистал в первозданной красе. Трудно представить, что двадцать три года назад вокруг храма был только пустырь с жилым одноэтажным домом (бывшая церковно-приходская школа) и сараи. За прошедшие годы построены монастырская ограда со Святыми вратами, трапезная, хозяйственный двор с фермой, гаражом, птичником, в котором разместились библиотека, различные мастерские (иконописная, швейная и др.). Строится гостиница для паломников. Воздвигнута и освящена водосвятная часовня в честь Царственных Страстотерпцев, Новомучеников и Исповедников Российских. Устроено приусадебное хозяйство. Что касается подсобного хозяйства, то надо заметить, что здесь организовано все грамотно. При любых погодных условиях всегда имеется урожай, и монастырь старается помогать со своего огорода городским
приходам. Покровский Александро-Невский женский монастырь создан трудами и заботами епископа (ныне митрополита) Новосибирского и Бердского Тихона. Епископ Тихон, прибыв на Новосибирскую кафедру в 1990 году, заметил, что при Вознесенском кафедральном соборе много монашествующих, и решил искать место для монастыря.
После долгих поисков глава администрации Колыванского района Виктор Михайлович Ноздрюхин сам предложил Владыке место под монастырь. Колывань, бывший купеческий город играл в прошлом веке значительную роль в Сибирском крае. Свое 175-летие Колывань отпраздновала в 1997 году, а в 2013 году широко отмечала 300-летие Чаусского острога, из которого город и взял свое начало. В 1991 году, во время своего первого визита в Сибирь, в Новосибирскую епархию прибыл Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. На праздник Вознесения Господня, 16 мая, Святейший Патриарх посетил Колывань и освятил закладной камень в основании жилого корпуса вновь создаваемой женской обители, а также большой деревянный крест, ныне расположенный в притворе храма во имя благоверного князя Александра Невского. 19 июля 1992 года, после завершения реставрации Владыка Тихон совершил торжественное освящение храма, в котором уже трудились первые сестры. При храме был открыт женский монастырь. В августе того же года, по ходатайству Владыки, определением Священного Синода настоятельницей монастыря была назначена игуменья Надежда (Ерёмина). До этого матушка Надежда уже была в сане игумении и двадцать с лишним лет несла послушание в ризнице Вознесенского кафедрального собора города Новосибирска, исполняя обязанности благочинной среди монахинь. Она с юности горела желанием посвятить себя Богу в монашеском чине. А жить по-христиански в атеистическом окружении её научили родители. Родители матушки Надежды (в миру Нины Ерёминой) познакомились в Нарыме в 30-х годах ХХ века. Семья Онуфрия Егоровича Ерёмина была раскулачена и выслана из Славгорода в Нарымский край. Туда же выслали из Белоруссии семью Марии Архиповны Даниленко. В Нарыме Онуфрий и Мария познакомились, а затем и поженились. У них родилось двое детей - Нина и Виктор. Когда началась Великая Отечественная война, Онуфрий ушел защищать Родину. Всю войну прошел, а в конце войны ему удалось выправить себе документы (так как у ссыльных документов не было), и выслать справку домой. Семья смогла выехать на место жительство в Омск, и Мария Архиповна сразу же пошла в церковь крестить детей. Нина училась в женской школе, а брат Виктор - в мужской. Отец, вернувшись с фронта, работал столяром-отделочником. Нине запомнилось его художественные резные работы по дереву. Мама занималась домашним хозяйством и исправно посещала храм, за ней тянулась и дочь. Брат умер в девятнадцать лет, не закончив института. Вскоре умер и отец, не дожив до пятидесяти лет.
Нина рано пошла работать в швейную мастерскую, закончила вечернюю школу, затем училась на бухгалтера. Перешла на работу в отдел кадров Омского Военторга. Начальник фронтовик, полковник, часто заходя в отдел кадров, говорил: "Девки, работать работайте, а Бога не забывайте!". Нина никогда про бога не забывала, стала чаще бывать в церкви, петь на клиросе. На работе разговоры пошли: "Кадровик, должна людей воспитывать, а она - верующая. Это ее воспитывать надо". Перешла работать в храм. Вместе с мамой трудились при Владыке Николае (Кутепове). В 1970 году Владыка Павел (Голышев) пригласил Нину в Новосибирск потрудиться в ризнице Вознесенского собора. Монашеский постриг Нина и её мама Мария Архиповна приняли вместе в 1971 году. Маму Владыка Павел постриг в честь св. мученицы Софии, дочь - в честь св. мученицы Надежды. Через несколько лет монахиню Софию постригли в схиму с именем Серафима. Ежегодно матушка Надежда старалась посетить Троице-Сергиеву Лавру, Печерский монастырь, Пюхтицы, "филиал" Глинской пустыни в Тбилиси. Во время одного из ее приездов к Владыке митрополиту Зиновию (Мажуга) матушке передали напутствие от схиархимандрита Андроника (Лукаша): "надежда, надежда пусть надеется на Бога". И с этим заветом старца матушка Надежда получила благословение на свой дальнейший жизненный путь.
Матушка Надежда помнит рассказы старожилов Вознесенского храма о том, как в воскресные дни Владыке митрополиту Варфоломею ставили посреди храма седалище и он сидя объяснял прихожанам Евангелие. Многих он утешал, укрепляя в вере и помогал материально. Деньги у него не задерживались - все раздавал нуждающимся. Отношения между прихожанами были очень добрые. По выходным дням после окончания утреннего богослужения в ожидании вечерни они располагались в ограде храма на скамейках, пели духовные канты и псалмы, которые знали наизусть. Многие монашествующие, собранные Владыкой Варфоломеем и постриженные им и последующими владыками (более шестидесяти сестер), в основном трудились при храме на различных послушаниях и ходили при этом в иноческих одеяниях. Некоторые жили в очень трудных условиях, стесняемые своими же родственниками. Верующих преследовали, люди боялись доносов. Только после смерти монахинь родственники начинали плакать, и понимать какие молитвенники от них уходят. Одна схимница Магдалина у родной дочери в кладовке доживала свою жизнь. Зачастую только просфорочкой и водой питалась. У неё не было обиды, ни возмущения, а только кротость и смирение. Матушке Надежде много приходилось усопших монахинь облачать, хоронить и обихаживать их могилки.
В 1982 году Владыка Гедеон (Докукин) наградил матушку Надежду наперстным Крестом. В 1988 году на 100-летие Крещения Руси матушку Надежду возвели в сан игумении. В Новосибирске на праздник приехали почетные гости - митрополит Филарет (Вахромеев) и старец Илий (ныне духовник Оптиной пустыни и Патриарха), который во время празднования сидел в президиуме рядом с матушкой Надеждой и спрашивал: "Из какого Вы монастыря, матушка?". А матушка Надежда просила его помолиться о создании монастыря.
Начальные годы в монастыре были очень трудными. Первые пять монахинь вместе с матушкой Надеждой спали на полу в недостроенном доме, не было даже минимальных бытовых условий. Владыка Тихон сразу же благословил строить игуменский корпус, где могли бы жить с матушкой все насельницы монастыря. После перевода Владыки Тихона в Москву строительство приостановилось. В 2000 году Владыка вновь вернулся на Новосибирскую кафедру и первым делом проявил заботу о монастыре. Передав проект жилого корпуса Даниловского монастыря, Владыка благословил строительство келейного корпуса. В монастыре стали прибавляться сестры из Норильска, Москвы, Бурятии, Красноярска, Волгоградской области, Алтайского края. Сегодня в монастыре сорок насельниц. В монастыре труд - это своего рода молитвенный подвиг. Сестры пишут и вышивают иконы, шьют облачения, они овладели строительными специальностями - штукатура, маляра, окончили курсы профессиональных водителей. Постоянно благоустраивают и озеленяют территорию монастыря. Здесь всё продумано, красиво, старательно устроено. И во всем чувствуется забота матушки Надежды. Духовник монастыря, игумен Владимир (Соколов), считает, что год от года сестры духовно укрепляются, и растет благолепие монастыря. Постоянно появляется что-то новое в убранстве храма, в хозяйстве. Проницательно и зорко руководит жизнью монастыря игуменья Надежда. Многие обрели в ней духовную матерь, утешительницу, ревностную свидетельницу Христовой веры, продолжательницу старческих традиций. У каждого свой путь, своя в жизни дорога. "От Господа стопы человека направляются".
Материал подготовила Татьяна Пендюрина |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 10 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 4750 |