|
||||||||||||||
Духовное окормление железнодорожниковМногие новосибирцы знают о вагоне-храме во имя святителя Николая Чудотворца. Он входит в состав поезда «За духовное возрождение России», который совершает ежегодные миссионерские поездки по Новосибирской области. Люди, проживающие в самой глубинке, могут прийти на станцию и обратиться за помощью к сопровождающим поезд врачам и священнослужителям. Но немногим известно, что вагон-храм участвует еще в одной крупной миссионерской духовно-просветительской акции.
МИССИОНЕРЫ РАСШИРИЛИ СФЕРЫ ВЛИЯНИЯ По словам руководителя миссионерского отдела Новосибирской Митрополии протоиерея Константина Работы, миссионерский поезд «За духовное возрождение России» — совместный проект Новосибирской Митрополии, правительства Новосибирской области и Западно-Сибирской железной дороги. История поезда началась в 1995 году. Инициатором ежегодных миссионерских поездок на поезде выступил Владыка Тихон. А губернатором в те годы работал Иван Иванович Индинок, который сразу же поддержал эту идею. «Божией милостью, проект оказался жизнеспособным: поезд до сих пор ходит по городам и весям нашей области, каждый год его с нетерпением ждут в отдаленных населенных пунктах, расположенных вдоль железнодорожных путей», — говорит протоирей Константин Работа. Священник отметил, что в 2002 году руководство ОАО «Российские железные дороги» передало в дар Новосибирской епархии вагон-церковь во имя святителя Николая. И в этом же году Новосибирской Митрополией был реализован еще один похожий совместный с железнодорожниками проект… …На Западно-Сибирской железной дороге с 1993 года для железнодорожников организована социально-медицинская акция. Это поезд «Здоровье», который представляет собой настоящую поликлинику на колесах, оснащенную современным диагностическим оборудованием. Трудятся здесь врачи самых разных специальностей. Поезд подходит к промышленным объектам Западно-Сибирской железной дороги, имеющим подъездные пути, и расположенным неподалеку от них малонаселенным пунктам, жители которых обслуживают железнодорожные пути или трудятся на этих предприятиях, но лишены возможности получать квалифицированную медицинскую помощь. Кроме того, в поезде с гуманитарной миссией едут сотрудники Дорпрофсожа, Дорожной организации Красный Крест, а также члены комитета Совета ветеранов-железнодорожников. Поезд передвигается по всей Западно-Сибирской железной дороге, то есть по территориям Омской, Новосибирской, Томской, Кемеровской областей и Алтайского края. «После того как вагон-храм был включен в состав этого поезда, мероприятие для железнодорожников перестало перестала быть сугубо социально-медицинским. Теперь это наша совместная с железной дорогой духовно-просветительская акция, благодаря которой миссионеры получили возможность значительно расширить сферу миссионерского влияния и проповедовать даже там, куда, казалось бы, ни один священник никогда не сможет добраться», — сказал протоиерей Константин Работа.
ПАСХА НА КОЛЕСАХ «Я помню, как радовалась одна пожилая женщина — жительница маленького села в Северном Казахстане, пришедшая к поезду на медицинское обследование, когда увидела вагон-храм. Она сказала, что всегда была верующей, но в радиусе ста верст нет ни одного православного храма, и она уже не думала когда-либо увидеть священника», — вспоминает первый проректор Богословского института протоиерей Александр Матрук, в течение четырех лет с 2002 по 2006 год участвовавший в поездках. Священник рассказал о своей первой поездке на поезде. «Это был первый год, когда наш вагон-храм по инициативе руководителей Западно-Сибирской железной дороги и благословению Владыки Тихона включили в состав поезда. И надо же было такому произойти: поездка совпала с празднованием Пасхи! При этом всю Страстную седмицу нужно было провести в пути. Мы взяли с собой просфоры, вино. В Великий Четверг и Великую Субботу служили Божественную литургию. В пятницу вечером служили утреню Великой Субботы. Плащаницы у нас не было, но у меня было ламинированное изображение Положения Спасителя во Гроб, которое мы прикрепили к красному возду’ху. Получилась настоящая Плащаница. Мы обнесли ее вокруг вагона-храма: вышли с одной стороны вагона-храма, сцепленного с локомотивом, обошли локомотив и зашли в вагон с другой стороны. Все происходило в степи, дул сильный ветер, но мы были счастливы. С крестом шел кардиолог Станислав, в крещении Антоний, пели певчие из Александро-Невского собора Марина Коновалова и ее сестра Емилия Петунина, пономарь Петр Москалюк, в крестном ходе приняли участие врачи. А вот на саму Пасху мы были в пути. Но я не представлял себе, как можно в это время спать. Литургию служить не можем, значит, отслужим пасхальную обедницу! В полночь в храм пришли встречать Пасху врачи. Не все, многие утомились за день, но те, кто не пришел, попросили помолиться о них. После службы освятили пасхальную снедь, в том числе пасхальные яйца, которые врачи расписали фломастерами!»
КАК ВОЦЕРКОВЛЯЛИСЬ ВРАЧИ «Когда поезд останавливался на каком-нибудь дальнем полустанке, местные жители и работники предприятий железной дороги смотрели на нас с отцом Евгением Балаганским и не верили своим глазам. Хотя ведь их предупреждали, что приедут священники. Иной раз люди сначала заходили в церковь, просили отслужить молебен, заказывали требы, записывались на Крещение, и уж только потом шли к врачам и за гуманитарной помощью. В день мы останавливались на нескольких полустанках. К сожалению, расписание движения поезда было крайне сжатым, поэтому на первых порах мы только-только успевали провести краткую катехизацию и покрестить желающих людей, как уже нужно было собираться в путь. Доходило до того, что на вопросы людей приходилось отвечать уже чуть ли не стоя на ступеньках вагона». Диакон Алексий Назаров, начавший служить в вагонехраме с 2004 года, говорит, что со временем желающих креститься не убавилось. Однако остановки поезда стали более длительными, и теперь времени хватает на все: служить Божественную литургию, исповедовать, причащать, крестить. Были случаи, когда все желающие креститься не входили в вагонхрам, и тогда таинство Крещения проводили под открытым небом. Протоиерей Александр Матрук вспомнил, как однажды они обвенчали пожилых людей. Вагон-храм оборудован хорошо, есть все необходимое, даже венцы, но неожиданно священники столкнулись с проблемой: у венчающихся не оказалось колец. Пришлось на чин обручения мастерить кольца из проволоки. Кстати, второе венчание в вагоне-церкви поезда «Здоровья» состоялось спустя несколько лет, в 2013 году: священник Андрей Тупиченко на станции Тягун Барнаульской епархии также обвенчал пожилую супружескую пару. «Эти поездки были ценны еще и тем, что воцерковлялись сами врачи, — продолжает рассказывать священник Александр Матрук. — После тяжелого рабочего дня они приходили в храм, задавали вопросы, многие изъявляли желание креститься. Помню, в одну из поездок ко мне подошла председатель Новосибирского дорожного отделения Российского Красного Креста Ирина Сергеевна Шерстобоева. Она сказала, что всегда считала себя крещенной с раннего детства, но начав общаться со священниками, стала ходить на службы и задумалась: ведь никто ей точно не сказал, так ли это на самом деле, а сама она не помнит. Забеспокоилась. И тогда я ее покрестил: если человек не знает, крещенный ли он, и спросить уже не у кого, то Церковь благословляет на таинство Крещения. А с почетным железнодорожником Светланой Оскаровной Сартисон, отвечавшей в те годы за медицинскую и духовно-просветительскую миссии, мы до сих пор поддерживаем дружеские отношения».
ВСТРЕЧА СО СТАРООБРЯДЦАМИ Запомнилась священнику и поездка в Горную Шорию в 2004 году. «Речушка Кондома — от силы два ведра воды! — неожиданно вышла из берегов, да так, что смыла дачные домики, затопила поселок Мундыбаш, вода подобралась к окнам местного храма, размыла железнодорожные пути. Людям помогали сотрудники МЧС, ну и мы, как могли, поддержали местных жителей. К нам многие приходили за духовной поддержкой». Еще священник вспомнил о встрече со старообрядцами-беспоповцами в один из дней Светлой седмицы на станции Чугунаш Кемеровской области. «Выходим из вагона и видим: стоят две благообразные старушки, в длинных юбках, на головах повязаны чистенькие белые платочки, смотрят внимательно. Приветствуем их: «Христос воскресе!» Отвечают: «Воистину воскресе!» Предлагаем зайти в храм. Они зашли в вагонхрам, перекрестились двумя перстами! Ну, понятно, старообрядцы. Спрашиваем, какого согласия они будут. Отвечают, что часовенные. То есть беспоповцы. Рассказали, что они здесь живут давно, у них есть большой храм, в нем поют женский и мужской хоры. И нам говорят: «Спойте!» Мы запели стихиры Пасхи, и они удивились: «А теперь вы спойте», — предложили мы им и они спели задостойник Пасхи «Ангел вопияше» знаменным распевом в наонной традиции. Вот такое у нас состоялось необычное знакомство». Были встречи и с сектантами. Приходили баптисты (их много в сельских районных центрах живет), один из них пытался цитатами из Священного Писания завести в тупик отца Александра Матрука — не удалось, сам запутался и быстро ретировался. В другой раз проводником вагона, где жил священник, оказалась неохаризматка. Ей, в отличие от баптиста, уходить было некуда, да она и не хотела: разговоры с ней были долгими, и, по мнению священника, плодотворными.
ВЛАДИМИР ЯКУНИН МОЛИЛСЯ В ВАГОНЕ-ХРАМЕ Отдавая предпочтение промышленным предприятиям и населенным пунктам, имеющим подъездные пути, поезд останавливается и на крупных станциях Западно-Сибирской железной дороги. Обычно в таких случаях к миссионерам по благословению местного правящего архиерея присоединяется представитель местной епархии, и священники служат вместе. Однажды поезд сделал остановку в Томске. Был юбилей города, и в Томске в это время находился Владимир Иванович Якунин, нынешний президент ОАО «Российские железные дороги». «Поздно вечером сообщают: Владимир Иванович выразил желание на следующий день осмотреть поезд и зайти в вагон-храм, — вспоминает священник. — Нам захотелось сделать ему памятный подарок. Пришлось на ночь глядя срочно ехать в управление Томской епархии и просить продать со склада икону Святителя Николая. На следующий день, когда все встречали Якунина, мы включили через внешний динамик запись колокольного звона. На Владимира Ивановича это произвело очень сильное впечатление. А в храме, куда он зашел помолиться, его ждала еще одна приятная неожиданность — икона святого Николая Чудотворца». Протоиерей Александр Матрук вспомнил еще много интересного, а по завершении разговора, помолчав, произнес: «Скучаю по этим поездкам. С удовольствием съездил бы еще…» Руководитель миссионерского отдела Новосибирской Митрополии протоиерей Константин Работа заметил, что раньше поезд ходил много чаще — до девяти раз в год. Сегодня число поездок сократилось до двух. «Людей это огорчает, — говорит священник. — В глубинке поезд ждут не только потому, что с ним приедут врачи и социальные работники. Люди ждут и вагон-храм, потому что для многих из них это единственная возможность посетить церковь, исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин, заочно отпеть умерших родственников, покреститься самим и покрестить маленьких детей, освятить дом, просто поговорить на духовную тему. Ведь воцерковление чаще всего начинается именно с духовной беседы со священником».
Дмитрий КОКОУЛИН, "Вестник Новосибирской Митрополии" № 6 (126), апрель 2014 г. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 4 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 7297 |