|
||||||||||||||
Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон: «Преподобный Сергий Радонежский – яркая звезда на историческом небосклоне Руси»Масштабность празднования 700-летия со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского, Игумена земли Русской, продиктована величием самой личности Преподобного Сергия. Сейчас мы смотрим на этот образ с точки зрения современности: насколько он определил нашу жизнь и ее повороты за последние 700 лет, насколько Преподобный предвидел эти повороты и всегда ли мы обращались к его слову, к его жизни за советом. Мы в настоящее время уже достаточно хорошо изучили историю государства Российского и знаем, что Россию называли Третьим Римом, Московской Русью, Северной Фиваидой. Однако поскольку в советское время духовная составляющая удалялась даже из истории (а ведь история должна воспитывать), то о таких личностях, как Преподобный Сергий, старались не вспоминать, хотя совсем стереть его имя со страниц истории невозможно. Он внес такой вклад в созидание нашего государства, что его личность остается яркой звездой на историческом небосклоне Руси до сих пор. Конечно, сейчас правительство старается объединить наш народ, поэтому люди не должны разделяться на верующих и неверующих: у нас единая страна, единая история, единая духовная культура. Когда мы читаем об истории России в XIII-XIV веках, то видим, что страна была раздроблена, удельные княжества воевали друг с другом – фактически всё это время была гражданская война. Шла борьба за престолы, причем при поддержке Орды. Недавно были выявлены новые сведения о столице Золотой Орды, которая располагалась где-то под Астраханью. Впечатляют даже масштабы одного этого города: эта столица, Сарай, занимала 20 квадратных километров. Это было мощное государство, которое держало в страхе не только северные народы. Ведь и Восток, и западные государства платили дань Орде. Конечно, прежде чем противостоять такому сильному противнику, надо было самим объединиться, но не находилось такого государственного деятеля, который мог бы это сделать.
В 1314 году под Ростовом в княжеской семье рождается мальчик Варфоломей, семья вскоре переезжает в Подмосковье, в Радонеж. Мальчик учился не очень хорошо, но ему было чудное явление старца, после которого он стал хорошо усваивать все науки, необходимые в то время для детей. У него было призвание к Божественному служению. Нигде он не оставил письменных свидетельств о том, чему он учил народ, но о том, что он был призван Богом на это служение, мы можем догадаться на основании его поступков: молодой человек в 17 лет уходит в пустыню и начинает строить монастырь во имя Святой Троицы.
Только Епифаний Премудрый, написатель его жития, приоткрывает нам некоторые тайны. Возможно, он сам беседовал с Преподобным или с его соратниками, с братией, которая жила при нем. Почему он строит монастырь именно в честь Святой Живоначальной Троицы? Потому что Троица – это символ единства. Есть такие слова в житии, написанном Епифанием: «Чтобы взиранием на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистной рознью этого мира».
Действительно, здесь большой духовный смысл: победить рознь, и значит, в первую очередь победить в себе гордыню, самость, эгоизм. Как я должен полюбить своих соотечественников? Я должен ограничить свои потребности, и тогда открываются чувства к другому человеку. Бога мы любим, но это область веры. А воплощается эта любовь к Богу в служении ближнему, или, как сейчас бы сказали, в социальной работе, направленной на своих соотечественников. Естественно, что общество преображается, если оно связано такими узами единства, тем более духовного единства. Мы знаем, что исторический деятель, который победил удельное разделение русских княжеств – это и был Преподобный Сергий, простой монах, причем такой молодой. Он ездил от князя к князю и каждого убеждал стать под знамена Дмитрия Донского и подчиняться митрополиту Московскому Алексию. Митрополит Московский в то времяеще носил титул Киевского. Киевская Русь под ударами ордынских мечей была уничтожена, и политический центр переместился в Москву – так возникает Московская Русь, объединившая все княжества. Сплотившись, князья думают о том, как противостоять Орде.
Следующий шаг – экономическое возрождение. Для похода на Золотую Орду надо было собрать армию, вооружить и содержать ее. Нужны были деньги. Тогда Преподобный начинает духовное и экономическое возрождение Севера Руси, ведь юг был уже под владением Золотой Орды, а север был не занят. А что такое русский Север? Даже сейчас там мало мест, пригодных для сельского хозяйства. Но Преподобный начинает посылать монахов на север. Он сам, его ученики, ученики учеников основывают на Севере Руси более ста монастырей. Что такое монастырь того времени? Это большое аграрное хозяйство. Как всегда, вокруг монастыря возникает посад. Князья выделяют под монастырь землю, рядом поселяются крестьяне, возделывают ее, ухаживают за скотом. Местность сразу преображается, начинаются мелиоративные работы, осушение болот, возникают поля. Через несколько лет Дмитрий Донской закупает оружие и вооружает армию.
Куликовская битва – яркий момент, когда Русь показала, что она самостоятельное государство, которое может само себя защищать, даже противостоять Золотой Орде, которую боялся весь мир. Самое главное то, что Преподобный Сергий, как пишут его жизнеописатели, прикоснулся к самой огненной вершине византийского Православия. В то время Византия уже находилась в стадии упадка, фактически оставался один Константинополь. Русские люди уже чувствовали, что эта великая православная цивилизация может погибнуть.
И Преподобный Сергий начал посылать своих учеников в Константинополь, чтобы монахи делали копии икон, переписывали книги византийских отцов, аскетические сочинения. Все это присылалось в Троице-Сергиев монастырь. Каждый послушник – будущий монах, который приходил в Лавру к Преподобному Сергию, сразу получал послушание переписывать для себя две книги: «Азбуку духовной жизни» преподобного Аввы Дорофея и «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичника. До сих пор сохранились в хранилищах Лавры рукописи этих книг, некоторые переплетены в одну книгу.
Насельники Троице-Сергиевой обители были не просто монахами – многие из них были основателями новых монастырей, а игумен монастыря был образцом, носителем духовной культуры. Множество монастырей было открыто на Севере, и Север, просвещенный этой духовной жизнью, стал называться Северной Фиваидой. Мы знаем Фиваиду Египетскую, которая дала многих замечательных подвижников, аскетов Православной Церкви. К сожалению, 70 лет сведения об этой культуре духовной жизни русского Севера находились «под спудом», но сейчас очень важно возродить знание этой православной аскетики.
Сегодня мы больше знаем о восточной аскетике, о факирах, индусах, каких-то боевых восточных искусствах, а свою аскетику, к сожалению, многие не знают, потому что эта культура была во многом утрачена или забыта, но сейчас возможность такого просвещения есть. И конечно, заслуга Преподобного Сергия в том, что он перенес из угасающей Византии в русские пределы этот огонь исихазма – непрестанного молитвенного делания. Эта традиция сохранялась в монастырях, и сейчас, конечно, возрождается опять. Ведь монастырей стало много – уже почти 1000 в пределах бывшего СССР. Идет большая работа по принятию Уставов монастырей, Положения о монастырях и монашестве в нашей Русской Православной Церкви – я думаю, что это поможет духовному возрождению. Сегодня мы говорим не только о личности Преподобного Сергия, но и о его школе. Мы знаем иконописную традицию Лавры: Троица преподобного Андрея Рублева написана в похвалу Преподобному Сергию, который поставил перед собой цель – вступить в общение со Святой Троицей. И он достигает этого.
В тропаре Преподобному Сергию мы читаем, что через его добродетели, молитву и аскетический подвиг произошлопреображение его личности: «темже и вселися в тя Пресвятый Дух, егоже действием светло украшен еси». Сам Христос говорил, что если кто из людей исполнит все Его повеления, «придем с Отцом и обитель у него сотворим» – то есть произойдет боговселение. Преподобный Сергий сначала созидает деревянную обитель на горе Маковец, потом Бог созидает Свою обитель в его сердце. Но он на этом не останавливается: пользуется даром Святого Духа не только для себя. Он собирает свою дружину, духовное войско, и их тоже приводит ко Святой Троице.
В похвалу Преподобному Сергию святой Андрей Рублев и пишет икону Святой Троицы – символ любви и единства, которая считается уникальным шедевром иконописи, самым непревзойденным в мире, и до сих пор она охраняется как государственная святыня. Сегодня мы, новое поколение, взирая на икону Преподобного Сергия, обращаемся в день его юбилея к Всероссийскому Игумену с молитвой: не забуди чад своих, Сергие,
Преподобне отче наш!
ТИХОН, МИТРОПОЛИТ НОВОСИБИРСКИЙ И БЕРДСКИЙ
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 3 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2586 |