|
||||||||||||||
Научиться любитьПочти три года православное добровольческое движение "Родной Дом" работает с детьми из реабилитационного центра, попадающими под категорию «трудные дети». В этом же году в движении добавилось новое направление деятельности — работа с многодетными семьями и детьми-инвалидами. В связи с этим в рамках сотрудничества православного добровольческого движения "Родной Дом" и Городской общественной организации "Семья и дети" 2 октября 2014 г. состоялся семинар на тему "Организация работы с многодетными и трудными семьями".
Семинар был проведен руководителем ГОО "Семья и дети" и психологом с большим стажем Надеждой Сергеевной Артёмовой. В мероприятии приняли участие 9 добровольцев движения «Родной дом».
Интерес к данной теме поддерживался Надеждой Сергеевной в течение всей встречи. Вначале нам было предложено рассказать о мотивации участия в семинаре. В основном добровольцы пришли за тем, чтобы получить опыт и понять, готовы ли они заниматься с этой категорией семей.
Каждый из нас должен был выразить свое понимание трудной семьи. Немного подумав, мы выделили в эту категорию семьи с зависимостями (алкоголизм, наркомания, игромания), с нарушением внутрисемейных отношений (трудные подростки), семьи с инвалидами, семьи, в которых дети подвергаются насилию и т.д.
В процессе обсуждения было решено, что наше движение будет работать с семьями, где есть трудные подростки, инвалиды, а также жестокое обращение с детьми.
Надежда Сергеевна сразу сказала, что работа с детьми, которые подверглись насилию в семье, самая сложная. Ведь эти детки получили психологическую травму, практически не исцелимую. При общении с такими детьми нужно соблюдать осторожность. Конечно, для работы полезно было бы знать, что произошло с ребёнком. Но разговорами на эту тему мы можем ему нанести дополнительную травму, причем себе тоже. Поэтому этот вопрос остаётся открытым.
Ребёнку с психологической травмой необходимо показать новую жизнь, в которой нет места обидам на родителей. Создав семью, травмированная в детстве личность чаще всего переносит модель общения своих родителей на собственные семейные отношения. Чтобы этого не произошло, нужно научиться прощать.
По мнению Надежды Сергеевны, при работе с такими детьми очень полезны телесные ролевые игры, в которых мы можем их научить бережному телесному контакту, например, в игре "Салки". При этом нужно не просто задеть убегающего ребенка, чтобы передать ему ход, а сделать это аккуратно.
Можно в игровой форме научить детей выражать свои чувства радости. Для молодых мамочек, вышедших из таких семей, будет полезен детский и материнский фольклор (колыбельные), различные потешки и прибаутки.
При работе с семьями, в которых есть дети-инвалиды, в первую очередь нужно принять этого ребёнка как личность. Обязательно нужно преодолеть психологический барьер в общении с ним. "Не все могут работать и общаться с этой категорией детей", — предупредила нас Надежда Сергеевна. Для таких ребятишек можно проводить различные праздники, на которых добровольцы могут дарить радость, любовь и теплоту своего сердца.
Семьи с трудными подростками также требуют к себе особый подход, и здесь важна работа не только с детьми, но и с родителями. Чаще всего проблемы в таких семьях начинаются с того, что каждый из родителей по-своему видит воспитание своего чада. Например, папа говорит "нельзя", а мама — "можно". Зачастую отношения между родителями напряженные, при этом им не до ребенка, ведь нужно зарабатывать на "хлеб насущный". Иногда папа и мама находятся на грани развода и не общаются друг с другом. Сын или дочь предоставлены сами себе, их воспитывает улица, где алкоголь, наркотики, беспорядочные половые связи. И когда в дом приходит беда, все родители органам опеки и сотрудникам реабилитационного центра задают вопрос: "Что ему еще нужно? У него ведь всё есть, мы ему даже машину купили!" Эти люди совершенно не понимают, что их детям нужно родительское тепло, внимание и, конечно, любовь. "Трудные дети — это недолюбленные дети", — такой вывод сделала Надежда Сергеевна.
Очень часто школы способствуют тому, что дети оказываются в реабилитационном центре. Когда учителя постоянно говорят родителям, что их дети никчемны, они начинают считать себя "неуспешными родителями". Не ходят на родительские собрания, отстраняются от воспитания собственных детей. Эти люди замыкаются в себе. Следствием всего этого является сдача собственного ребенка в реб.центр с формулировкой "неуправляемый ребенок", "не справляемся с его воспитанием".
"Что мы можем здесь сделать?" — задали мы вопрос ведущей семинара. Главное, говорит Надежда Сергеевна, вовлекать родителей в процесс реабилитации. Например, можно вместе с ними водить детей на экскурсии в храмы города, привлекать родителей к участию в различных праздниках, в субботниках и т.д. Если родители идут на контакт, то обязательно нужно хвалить ребенка, какой он хороший, какую сделал замечательную поделку... В этом случае работает "метод солёного огурца (МСО)", когда все участники процесса "просаливаются в окружающем их рассоле".
"Обязательно ли быть психологом при работе с такими семьями?" — задали мы вопрос Надежде Сергеевне. "Главное — иметь открытое сердце и любовь к этим людям, а всё остальное, с Божией помощью, приложится. Конечная цель: НАУЧИТЬСЯ ЛЮБИТЬ", — ответила Надежда Сергеевна, завершив семинар. Продолжение следует...
P.S. Дорогая Надежда Сергеевна, низкий поклон Вам от всех добровольцев нашего движения. Мы очень рады сотрудничеству с Вами. Дай Вам Бог сил и терпения в этом нелегком и очень важном деле. Благодарим Вас за то, что помогаете нам советами в нашем социальном служении. Спаси Вас Христос! Пусть Господь благословит Ваши труды и дарует Вам многая и благая лета!!!
Образование и Православие / |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 6 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2867 |