|
||||||||||||||
Диакон Артемий Сильвестров. Опыт православной миссии в блогосфере (видео)Доклад диакона Артемия Сильвестрова, руководителя Православного Молодежного Миссионерского Центра Новосибирской митрополии, «Опыт православной миссии в блогосфере» в рамках XXII Международных Рождественских образовательных чтениях «Преподобный Сергий. Русь. Наследие, современность, будущее». Надо признать, что на сегодняшний день в эпоху т.н. «информационного общества», «информационных войн» Интернет, и социальные сети в частности — самое большое миссионерское поле из всех возможных. Его несомненные плюсы, в отличие от ТВ и «больших СМИ», — доступность и финансовая независимость. Социальные сети имеют своим преимуществом тот факт, что, в какой-то степени, воспроизводят структуру донесения информации и структуру коммуникации, которая существовала в эпоху апостольской проповеди. До известной степени, социальные сети — это свободная среда, практически не стесненная идеологическими и формальными рамками. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл cказал: «Миссия Церкви может и должна быть широко распространена в интернет-пространстве. Блоги, социальные сети — все это дает новые возможности для христианского свидетельства. Не присутствовать там — значит расписаться в собственной беспомощности и нерадении о спасении собратьев. Сейчас, когда к церковной жизни в социальных медиа проявляется огромный интерес, пусть и не всегда здоровый, наш долг — обратить его во благо, создать условия для того, чтобы молодежь знала о Христе, знала правду о жизни людей Церкви». Надо признать, что опыт миссионерства в Интернете, в социальных сетях — опыт абсолютно новый, а потому мой рассказ будет не о том, «как надо», а скорее о том, как «не надо» заниматься миссионерской деятельностью во всемирной паутине. Опытом моих ошибок в блогосфере я и хочу поделиться. Сначала о некоторых объективных сложностях, существующих в мире под названием блогосфера. Цель миссионерской деятельности в социальных сетях — быть услышанными, но наиболее успешные средства к достижению этой цели в блогосфере (иезуитские подходы, скандальные реплики, резкие заявления, «искусное», циничное уничижение оппонента, пресловутый троллинг) далеко не всегда идеально соотносятся с нравственными и этическими принципами христианина. В блогосфере сформирован стиль общения, характеризующийся иной раз предельной некорректностью, хамством, анонимностью, псевдонимностью и т.д. Здесь действует т.н. «презумпция безнаказанности», когда иной участник дискуссии может говорить всё что ему угодно, оскорблять своих оппонентов как ему хочется, клеветать, шельмовать, высмеивать и т.п. Здесь вы не встретите кипу исковых заявлений в суды о защите чести и достоинства и не нарветесь на выбитый за истину глаз. И что же нам делать? Первый и самый важный принцип миссионерской деятельности (и не только в блогосфере) — лучше никак, чем плохо. Второй столь же важный принцип — помнить, что наша главная задача — проповедь Евангелия, а не победа в споре во что бы то ни стало. «Спор ради спора» — та форма человеческого общения, которая должна нами опознаваться в модели нашего поведения и пресекаться. Следующий тезис (который, возможно, вызовет непонимание и негодование моих коллег) лишь раскрывает предыдущий — наша задача, во-первых, проповедь Православной веры, и только во-вторых — защита Церкви! Это не одно и то же! Можно сказать по-другому: только ставя своей целью проповедь Православия, мы можем по-настоящему защитить Церковь, а не наоборот. В этом отношении нужно достичь особого «веб-смирения», т.е. той добродетели, которая блогерами, и даже православными, достигается очень сложно. Это смирение выражается в волевой способности «не отвечать» или, видя, что дискуссия переходит в формат перебранки, — прекратить разговор. Всякий раз, желая начать диалог (или будучи призванным к нему), следует задать себе вопрос: с какой целью я начинаю говорить с данным конкретным человеком? И честно на него ответить! Если в качестве мотивации к общению я определяю желание просветить человека светом Евангельской истины (как бы пафосно это ни звучало), если мной движет христианская любовь, — тогда, да, можно начинать диалог. Если же мотивом к общению служит желание показать свой неординарный ум, мощный интеллект, блеснуть риторическими способностями, в процессе спора задушить оппонента сокрушительными аргументами, а еще хуже: сделать выволочку, ткнуть носом, просто обругать, «втоптать противника в грязь», — в этом случае стоит задуматься: собственно православной ли миссией я занимаюсь или чем-то другим? По моему сугубому убеждению, — нужно игнорировать хамство, прекращать спор, если он теряет конструктивное содержание, нужно иметь достоинство, владеть собой и не опускаться до перебранки с явными провокаторами, в задачу которых как раз и входит показать «православных с пеной у рта». Оголтелая, необдуманная, иной раз клоунская «защита Церкви» в стиле постмодернистских активистов наносит только вред самой Церкви, льет воду на мельницу «антиклерикалов» и создает в медиапространстве образ «православных активистов», для которых благой Божьей волей может оказаться «скорая помощь». Стоит почаще вспоминать слова апостола Павла: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6, 12). Эмоции, в частности, гнев, по словам прп. Максима Исповедника, — великие добродетели, и даны человеку с целью волевого исторжения из себя греховных помыслов. Как сторожевой пес изгоняет чужаков с охраняемой им территории, так и наши эмоции. Но когда мы имеем дело с душами людей (а это предполагает любая миссионерская деятельность — хоть в Интернете, хоть в интернате), — этого пса необходимо контролировать крепким ошейником! К сожалению, бывали случаи, когда христиане, в том числе священнослужители, своим поведением давали повод для не самых приятных характеристик Церкви. Из всего вышесказанного может возникнуть впечатление, что я предлагаю… молчать и не реагировать на все те антицерковные выпады, коих в наши дни немало. Это не так, реагировать надо, но это требуется совершать с умом, а не по принципу "выпалил сгоряча, а потом только подумал". К сожалению именно таким образом ведут себя некоторые православные блогеры, забывая суть той задачи, которую поставил Патриарх — обратить (не всегда здоровый) интерес к Церкви во благо! Разрушить стереотипы, предубеждения еще советских времен, рассказать правду о Христе и о жизни людей Церкви, а не рыть окопы, не формировать железный занавес между теми, кто в Церкви, и теми, кто пока (!) вне Ее, у кого возник интерес к Православной вере, но пока этого человека не оставили какие-то сомнения, соблазны, непонимания, иной раз и нравственные несоответствия той высокой планке, которую задает христианство. Здесь важно внимательное, поистине пастырское, апостольское отношение к такому человеку. Нужно помнить, что зоны очевидности для нас и наших оппонентов различны и приоритетом православной миссии всегда должен стоять адекватный ответ на некий духовный запрос человека. Тут можно вспомнить святого равноапостольного Николая (Касаткина), просветителя Японии, который начал свою миссию с того, что выучил японский язык и изучил японскую культуру, он хорошо и адекватно общался на языке тех людей, которым нес слово Божие, а не кричал: «Покайтесь, проклятые язычники, сейчас я вам расскажу, как надо в истинного Бога верить!» Когда мы встречаем нелестные комментарии в адрес Церкви, нужно помнить, что наше дело — апологетика и прежде чем заниматься «инквизицией», необходимо понять: что движет нашим оппонентом – добросовестное заблуждение или сознательная провокация? В последнем случае стоит давать краткий, тактичный и грамотный ответ, например официальную позицию Церкви, с возможными пояснениями и необходимыми оговорками, — не столько для «злобного» оппонента, чья цель заведомо сводится к дискредитации Церкви, сколько для случайных посетителей данного блога. В то же время имеет смысл игнорировать откровенно оскорбительные, хамские нападки. Нужно четко осознавать, что существуют откровенно провокационные технологии — определенные группы людей специально занимаются этим, иной раз следуя четко прописанным инструкциям. Нужно еще отметить вот какой момент: все мы сегодня оказываемся заложниками политического дискурса, в том числе и православные верующие. И хотя согласно Конституции РФ «Церковь отделена от государства», однако — по словам Святейшего Патриарха Алексия II — «от государства, но не от общества», а поэтому Церковь естественным образом оказывается втянутой в политическую жизнь страны, а отсюда нашим миссионерам нередко навязывается именно политический «фон». Наше время, наша культура (второй половины XX, начала XXI вв.) — очень политизирована. Во многом это связано с культурой «потребления» информации, с акцентами именно на громкие, часто скандальные события. Эта культура характеризуется предельной поверхностностью и неразборчивостью в методах аргументации и в принципах доверия той или иной информации. Так происходит дробление «правды», атомизация общества. Общественное настроение людей определяется информационными технологиями. В этой культуре нет глубины и рефлексии, которые характерны для христианской культуры. И мы очень часто становимся заложниками этой полит-информационной культуры, а иной раз и напрямую зависимы от нее. Но сразу отмечу: политический контекст — самый неэффективный в плане миссионерства. Он сразу смещает акцент на нечто второстепенное! Мы апологеты христианства, а не главы государства, мы обличители греха, а не системной (несистемной) оппозиции. Нужно чувствовать онтологическую разницу между этим. В процессе спора уместнее апеллировать к Достоевскому, а не к Жириновскому. Нельзя опошлять христианскую проповедь, сводя ее до уровня политических «разборок»: «Ты за империю? Нет? Пошел вон». Совершенно не уместно в процессе подобной «миссионерской» деятельности клеить ярлыки в духе «либерал», «совок». Христианской миссии, несомненно, наносится вред, когда два православных христианина разводят сетевой «холивар»[i] и обмениваются «любезностями» в духе «ты — болотный модернист», а ты — «упоротый сталинист». Мы, люди церковные, знаем, что споры между верующими – самые горячие споры в мире, это несомненный исторический факт, и это в какой-то степени оправдано, ибо предмет наших споров – не «какой iPhone лучше», не «какие тапочки удобнее – фиолетовые или синие»! Предмет наших споров – жизнь и смерть, и здесь за свои убеждения люди готовы стоять до той самой смерти. Мы, верующие люди, это знаем, но, как в старой рекламе, — «мужики-то не знают», и в их глазах свара между православными (т.е. людьми одной веры) выглядит весьма забавным зрелищем и вызывает вполне понятное недоумение: «Чему эти люди могут научить, когда друг с другом договориться не могут?» Нужно учитывать еще и прямой миссионерский фактор. Очень часто человек не только приходит в Церковь, но и уходит из мира тотального детерминизма, несправедливости, популизма, пошлости, (в том числе и политической); люди ищут небесного, а не земного, горнего, а не дольнего… И вдруг… очередной «православный активист» со знанием дела, с энергией комсомольца опускает их на землю: «На митинг, на пикет, защитим нашу нравственность!» и т.д. Это смещает акценты, это способствует онтологической путанице в сознании человека, пришедшего в Церковь, ибо Церковь — это не полиция нравов, а Тело Христово! И в данном случае человек, ищущий истину, вправе сказать, по аналогии с известной песней: «Не только по телеку, но и в Церкви рядятся — как дальше жить — достали!» Конечно, защита нравственности, семейных ценностей — долг христианина! Но нельзя «из огня да в полымя», необходимо помочь неофиту приобрести мировоззренческую основу, сформировать систему духовно-нравственных координат, иерархию ценностей, и только тогда человек сможет принести пользу Церкви без вреда для своей души! Я не говорю, что православные миссионеры должны непременно чураться политических тем, с учетом того, что иной раз этого не избежать, но, как я писал выше, нужно помнить, что наша главная цель — проповедь Евангелия. Вне всякого сомнения, патриотизм, любовь к Родине — естественные чувства для православного христианина; но даже из бытовых реалий мы прекрасно знаем, как «кухонные дебаты» двух замечательных людей, лучших друзей, нередко заканчиваются гематомами и ссорой на всю оставшуюся жизнь… Вот именно поэтому политический дискурс неудобен и даже опасен для православной миссии. Патриотизм и политика — вещи, все-таки, несколько разные. Не нужно становиться заложниками чего-то преходящего, имеет смысл перенести рассматриваемые вопросы в нравственное или духовное русло. Все написанное мною — это, что называется, из моего опыта интернет-неудач… Это — мои ошибки. В плане того, как не надо вести миссию в социальных сетях, в меня первого можно бросить камень. Всем же вступающим на поле интернет-миссии советую твердо держаться принципов христианской этики — от корректного поведения православных христиан в социальных сетях эффект гораздо выше, чем от наглой проповеди, полной презрения к «внешним». Подлинно православное отношение к тем, кто нашей веры не разделяет — не восторжествовать, не заткнуть рот с помощью убийственных аргументов, не одержать верх теми сомнительными средствами общения, которые столь распространены в блогосфере, но победить той самой смиренной любовью, которая все преодолевает, той силой Божией, которая в немощи совершается. Именно к этому нас призывает весь многовековой опыт православной миссии.
[i] Холивар — на языке блогеров — жесткий и часто бессмысленный спор.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 5 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2844 |