|
||||||||||||||
Протоиерей Александр Реморов: «Поменьше говорить, побольше молиться»15 февраля начался Великий православный пост, который предшествует главному христианскому празднику — Пасхе (в этом году она наступит 4 апреля). Все православные христиане в эти 49 дней должны оставить на втором плане житейские заботы, воздержаться от мяса, яиц и молочных продуктов и уделять больше внимания духовной жизни. Что разрешено, а что запрещено в самый строгий православный пост, корреспондент НГС.НОВОСТИ выяснял у настоятеля храма иконы Казанской Божией Матери (г. Краснообск) отца Александра во время прямой телефонной линии в редакции газеты «Комсомольская правда». Для чего нужен пост, что он дает? Цель поста — спасение души. Пост и молитва — как два крыла, на которых можно возлететь в Царствие Небесное. Если одно крыло подбито, то никак не полетишь. Чтобы достичь хотя бы начала духовного возрождения, надо немного попоститься. Пост — это воздержание. Оно положено Господом еще в раю, когда он сказал Адаму, что все можешь делать, но не ешь плодов с этого дерева. Пост полезен для всех, через него немного лучше начинаешь узнавать себя — могу я что-то сделать или нет? Вот, например, кто курит, воздержитесь от курения. Это же простейшая вещь. А вдруг я не могу сделать простейшей вещи? Вы помните свой первый пост? Нет, не помню. Я с детства воспитывался в религиозной семье. Помню лишь, что это всегда было время особенное. Капуста и картошка… Картошка печеная — у нас была печка, которая топилась дровами. Печеная картошка — вкусно! Сколько процентов православных постятся? Статистику не ведем. Вот наступил пост, надо поститься, и я могу это сделать, а могу и не делать. И меня никто, кроме моей совести, не проконтролирует. (Звонок в редакцию «КП»): Я питаюсь плотно и с мясом. Когда пропускаю прием пищи, у меня развивается слабость, начинаю плохо работать… Однажды, решив попоститься, я заметила, что стала раздражительной и злой. Мне не нужно поститься? Пост — не диета. Его можно сравнить с путешествием. Допустим, я — турист, собираюсь покорить горную вершину. Я хочу посмотреть на мир с горы — там другое небо, облака… В течение этого путешествия я сознательно ограничиваю себя в тех условиях, в которых привык жить. Только так я смогу достичь вершины и посмотреть на ту красоту. Я не буду спать на мягкой перине, питаться буду так, как питаются путешественники, возможно, мне придется перенести дождь, холод, зной… Но я все хочу претерпеть, чтобы достичь цели. И вот здесь точно так же. Можно же ограничить себя в количестве пищи: допустим, я за раз съедаю полкурицы, а тут съем четверть. Раз у вас не получается ограничить себя в роде пищи, то ограничьте себя в количестве, но старайтесь четко себя держать — больше этого не ем. А почему мы становимся злее? Это — вражье искушение. Мы же утончаем свою плоть и дух, поэтому видим те вещи, которые раньше не видели, — пятнышки и грязь на себе. В темной комнате вроде все нормально, а включи свет — там паутина по углам и грязь. Так вот надо убрать паутину и грязь. Но надо и молиться, самостоятельно пройти пост — не удастся, надо просить Господа, чтобы он помог это сделать. Как себя вести в пост совсем старым людям, беременным или больным — у кого нарушено пищеварение? Поститься нужно настолько, насколько вам позволяет ваше здоровье и врачи. Настолько, насколько вы можете. Поститься же можно и в другом: поменьше смотреть телевизор, поменьше читать фантастику, приключения, детективы, а читать жития святых. Сделать доброе дело соседке, которой 90 лет, а присмотреть за ней некому… Тогда добрые дела будут вашим постом. Они же не требуют ограничения в пище. Те, кто хочет приобщиться к посту, но не могут выполнять его полностью, когда им лучше это делать и ходить в церковь? Первая седьмица (неделя. — И.К.) Великого поста — одна из самых главных. В это время читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. В этом каноне много примеров из Священного Писания — что нужно делать, а что не нужно. И если у вас нет такой возможности, то нужно еще походить в храм в последнюю седьмицу — Страстную. Было бы хорошо еще и в четвертую седьмицу, которая называется Крестопоклонной, попоститься. А для души надо читать во время поста Новый Завет. И стараться поменьше обижаться, осуждать и, как говорится, отгребаться от злых дел. Надо еще воздерживаться от языка — поменьше говорить, побольше молиться. Если вы не молились никогда, можно это делать утром и вечером, главное, чтобы это была — ваша личная молитва. А традиционно — в субботу вечером и в воскресенье утром нужно быть в храме. Это — обязательно для православного. Что значит «отгребаться от злых дел»? Вот Василий Великий, он жил в четвертом веке, говорит: «Истинный пост есть устранение от злых дел. Прости ближнему оскорбления, прости ему долги. Не в судах и сварах поститесь…». Если обычный человек просто будет произносить какую-нибудь одну молитву, но искренне, это зачтется? «Отче наш» — молитва Господня же, один раз я ее прочитаю или сто раз… Когда мы произносим божественные слова, то они несут в себе благодать Божию. С кем я общаюсь, от того и набираюсь. Если я общаюсь с матерными словами, говорю такое, что человеку становится плохо, то мне тоже от этого плохо становится. (Звонок в «КП»): У меня многие подруги стали придерживаться поста и своих маленьких детей тоже заставляют поститься. Насколько это оправдано для детского организма? До 7 лет обычно детки не постятся. Если он живет в православной семье, какое-то ограничение, конечно, есть. Обычно для детей во вторую и третью, а также пятую и шестую седьмицы Великого поста разрешается есть рыбу. Пост — не самоцель, это средство для достижения цели. Надо, чтобы и дети были здоровые, и мамы веселые, чтобы пост проходил в радости, а не печали и унынии. А то попадет ребенок в больницу с истощением, а на батюшку все свалят. Придите к священнику и посоветуйтесь с ним, что можно вашей крошке кушать, а что нет. Предписано ли строгое половое воздержание во время поста? Апостол Павел пишет так: «Воздержание в супружеских отношениях — это вопрос, который решают сами супруги по согласию, ради молитвы, на время». Конечно, незыблемыми для православных остаются среда, пятница, воскресный день и страстная седмица. Каковы самые серьезные нарушения во время поста? Несоблюдение традиций в Страстную пятницу? Осуждение. Самый страшный грех Великого поста — осуждение. Никого, совсем никого не осуждать! Нужно всегда отличать человека согрешившего от его греха — грех осудить можно, а человека осуждать нельзя. Ведь он точно такой же, как и я, — из того же теста сделан. Вы, когда находитесь в храме, замечаете какие-то современные особенности в лицах людей? В Великий пост лица людей становятся другие. Раньше в городе был один храм, и он был полный. Сейчас в городе больше 30 храмов, и они тоже полные… Где-то в 1988 году мы все снимали на видеокамеру, которую подарили Японии (епархии РПЦ в Японии. — И.К.). И вот недавно я достал старые пленки и посмотрел. Сначала не понял, в чем разница с современными съемками, а потом увидел — на том видео были в храме только пожилые люди. А сейчас — средний и молодой возраст, пожилых немного совсем. (Звонок в «КП»): Я несколько раз приходила в храм, который находится возле цирка. И там все время уборщицы моют полы и не пускают к иконам, которые огорожены веревками. Получается, уборщицы главные в храме? Мы приходим в храм к Богу, а не ко мне на кухню. А те люди, которые трудятся в храме, иногда думают, что мы приходим к ним на кухню. Бывает такое. Вы уж нас простите. Мы все, наверное, порождение одного советского общества. То, что у нас не хватает порой любви друг к другу — наверное, это и есть основная цель наступившего поста. Дай Бог, чтобы мы стали лучше любить друг друга. Мне кажется, что церковь сейчас осуществила поворот к некоторым послаблениям? Ни в коем случае, все — как всегда… Но вроде бы патриарх Кирилл в своих выступлениях говорит, что церковь должна быть более ближе к народу… Стать немножко понятней народу. А это — разные вещи. Вот католическая церковь как раз хочет сделаться ближе, поступается какими-то своими постулатами. …и послаблений в посту никаких не может быть? Устав, по которому мы сейчас живем, — монастырский. Он довольно-таки строгий. Мы стараемся людей максимально к нему приблизить, чтобы они его выполняли настолько, насколько могут. Может, послабления и будут мирским людям. А то, что я говорил, — можно есть немного мяса, — так это не послабление, я ж сказал, что надо ограничивать себя, съедать меньше. Это тоже воздержание, пусть такое маленькое, младенческое, но все же — воздержание. Для православных же христиан — строгое ограничение, без разговоров. Но я сейчас имею в виду не православных христиан, а всех жителей города, которые ходят в храм время от времени. Справка: По опросу ВЦИОМ, игнорировать ограничения во время Великого поста намерены респонденты до 34 лет (около 70 %) и атеисты (87 %). Частично соблюдать пост в этом году планируют 22 % россиян (в 2002 г. таких было 15 %), полностью — 4 %. Лучше всего люди информированы о правилах питания в Великий пост (61 %) и хуже всего — о том, что в этот период надо воздержаться от посещения увеселительных заведений (4 %). (rosbalt.ru)
Образование и Православие / Илья Калинин |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 13 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 7387 |