«О Тебе радуется». Образ Божией Матери в русской иконе
29 апреля в новосибирском Художественном музее открылась выставка «О Тебе радуется», посвященная образу Пресвятой Богородицы в русской иконописи.
Выставка проводится Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Она представлена множеством икон, написанных начиная с древнерусского периода и заканчивая началом прошлого столетия.
Названию выставки дал один из самых древних памятников, образ Пресвятой Богородицы «О Тебе радуется» — это первые строки молитвы преподобного Иоанна Дамаскина.
Христианская Русь особо почитала Божью Матерь как свою Заступницу и Покровительницу. С иконами Владимирской, Знамением, Казанской были связаны исключительные страницы нашей отечественной истории. Но Царица Небесная не только заступница Святой Руси – Она участвует в жизни каждой верующей души. Об этом свидетельствует название икон позднего периода: «Всех скорбящих радость», «Неувядаемый цвет», «Утоли моя печали».
Представленный на выставке образ Богородицы «Всех скорбящих радость» — одна из двух так называемых подписных икон. Обычно древнерусские мастера икон не подписывали, считая не себя, а Самого Бога настоящим автором своих творений. «Всех скорбящих радость» датирована 7200 годом (1692-й от Рождества Христова) – отсчет времени иконописец вел от сотворения мира.
Вторая подписная икона на выставке — Феодоровская (1763 год). Этот образ Пресвятой Богородицы непосредственно связан с русским Императорским Домом и династией Романовых. Именно Феодоровской иконой благословили на царство Михаила Феодоровича. Традиция давать русским императрицам-иностранкам отчество Федоровна, оказывается, связана также с особым покровительством царской фамилии Феодоровского образа Царицы Небесной.
Последней русской чудотворной иконой Божией Матери, явившей себя до революции, стала Державная. Богородица изображена с Богомладенцем на троне, с атрибутами царской власти. Обретение этого образа произошло в год отречения императора Николая II, и с этого времени наше Отечество обретает царственное попечительство Самой Царицы Небесной.
Боголюбская икона Пресвятой Богородицы (XVI) интересна особым «московским» акцентом: здесь мастер изобразил молящихся перед Богородицей московских святых (в их числе святителя Алексия, Василия Блаженного) и представил панорамное изображение Москвы.
Образ Покрова Пресвятой Богородицы, особо почитаемый на Святой Руси, датируется XV- началом XVI века и являет собой один из самых древних памятников из коллекции музея.
Оксана Викторовна Смирнова, главный хранитель Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, охотно согласилась дать интервью «Искитимскому епархиальному вестнику»:
— Вы из Искитима?! Прошлым летом мы привозили копии икон в ваш музей и были неожиданно удивлены, совершенно очарованы его директором — настолько замечательно она сумела организовать работу.
— Откуда к нам в Сибирь приехало такое богатство?
— Наш музей находится в Москве, на территории бывшего Спасо-Андроникова монастыря. Он носит имя Андрея Рублева, поскольку этот иконописец жил, творил и, скорее всего, закончил свою земную жизнь на территории этого монастыря, где и был похоронен.
Безусловно, это не вся наша коллекция, здесь лишь малая часть — сама коллекция насчитывает около 20 тысяч экспонатов. Мы старались сделать выборку максимально разнообразной: есть иконы, которые известны всем: Владимирская, Казанская, Одигитрия Смоленская, но есть образы, которые кто-то увидит впервые — например, иконы, распространенные в старообрядческой среде: «О, Всепетая Мати» и Богоматерь Огневидная. Есть на выставке иконы Богоматери, появившиеся в новое время под влиянием современных на тот момент тенденций изобразительного искусства. Они носят поэтичные названия: «Всех скорбящих Радость», «Неувядаемый Цвет», «Утоли моя печали».
Я надеюсь, что выставка будет интересна и новосибирцам, и жителям области. Нам очень важно, чтобы все усилия нашего коллектива были не напрасными.
— Ставите ли вы перед собой кроме культурно-просветительских и миссионерские задачи?
— Безусловно. История нашего музея началась в 1947 году. Можно сказать, что с самого момента его открытия музей пытались закрыть из-за его достаточно узкой направленности, поскольку средневековая культура Руси — церковная. В определенный период истории нашей страны мы были не очень удобными и даже не очень-то приятными самим фактом своего существования. Наш музей всегда вел борьбу за то, чтобы сохраниться как коллектив и как организация.
Мы знаем массу примеров, когда люди говорили, что приходили к вере, побывав в нашем музее. Несмотря на многочисленные запреты, постоянный контроль со стороны властей (нас прослушивали, тщательно следили за тем, что и как мы говорили), сотрудники музея настолько увлечены своим делом, даже влюблены в него, что это состояние передается и зрителю, а он, в свою очередь, старается больше узнать о древнерусском искусстве и иконе. Неудивительно, что итогом становилось обретение веры. Наш музей был ступенькой к вере, с которой начинался длинный путь в храм.
— Иконы представлены здесь как выставочные экземпляры. А проводились ли богослужения с участием этих икон?
— Интерес к древнерусскому искусству возник в совершенно определенное время: конец XIX– начало XX века, когда реставраторы научились снимать более позднее потемневшее покрытие и когда весь мир увидел, что русское искусство, оказывается, яркое, красочное и вообще невероятное по своему мастерству и уровню исполнения. Увидел, что это вовсе не черные или темные доски. Но парадокс в том, что древняя живопись и сохранилась благодаря поздним слоям, которыми она оказалась надежно закрыта. Сейчас мы имеем памятники, с которых снят этот покровный слой, то есть это очень хрупкие памятники. Безусловно, мы всегда с радостью откликаемся, когда к нам обращаются с просьбами. На территории монастыря есть действующий храм, в залах музея совершаются богослужения, у нас работают художники-иконописцы, студенты. Но основная задача музея — сохранить, сберечь, во главу угла ставится именно сохранность иконы. Наверное, горячие головы утверждают, что все иконы можно раздать по храмам, но что тогда мы предъявим своим детям? Не зря первые церковные музеи возникли еще в XIX веке: уже тогда люди понимали, что древние иконы должны быть сохранены.
На самом деле здесь нет никакого противоречия, и патриархи, которые неоднократно приезжали в наш музей (и патриарх Алексий, и патриарх Кирилл), всегда поддерживали нас. В последний свой приезд патриарх Кирилл говорил о том, что музей выполняет важную миссию, и необходимость таких культурных заведений совершенно очевидна. Мы рады, что находим такое понимание.
— Скорее всего, эти горячие головы как раз представляют собой не Церковь, а светское общество?
— К сожалению! Я знаю массу примеров, когда батюшки сами отказываются хранить древние иконы, потому что понимают, что икона требует хорошей охраны, сигнализации, соответствующих условий (температуры, влажности). Мое мнение таково, что дело прежде всего в вере, а не в иконе: можно молиться бумажному образу, но сила молитвы будет такова, что Господь услышит, а можно стоять перед чудотворным образом, но твоя мольба выше потолка не поднимется, потому что помыслы твои не обращены к Богу.
Поддержите наш сайт
Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
|