|
||||||||||||||
Священник Игорь Затолокин. Духовное образование в синодальную эпоху (на примере Курской епархии)Священник Игорь Затолокин В России только в середине XIX начале ХХ вв. в структуре РПЦ была создана система религиозных учебных заведений, охватившая все уровни образования. В церковных кругах Московского царства XVII века царило недоверие и подозрительность к системному обучению духовенства и вообще учёности , как к чему-то западному и потому могущего привести лишь к ересям. Духовный регламент в двух своих разделах Дела епископов и Домы училищные и в них учители, и ученики, и проповедники, даёт указание об учреждении специальных духовных школ для подготовки священников, уровень образования которых к этому времени был крайне неудовлетворителен, что было констатировано ещё на Поместном Соборе 1667 года. Старообрядческий раскол вынуждал Церковь к решительным мерам по устройству богословской школы, что совпало и с государственными интересами. В разделах Дела епископов сообщается, что полезно есть сие, чтоб всяк епископ имел в доме или при доме своем школу для детей священнических или прочих, в надежде священства определённых [1]. Поэтому эти духовные школы часто именуются архиерейскими [2]. Они содержались отчасти за счет самих архиерейских домов, отчасти за счет сборов с церковных и монастырских земель (с первых 30 - и, со вторых 20 - и частей ежегодного хлебного дохода) [3]. Уже в конце лета 1722 года усилиями недавно рукоположенного на Белгородскую (до 1787 именовалась как Белоградская и Обоянская) кафедру епископа Епифания (Тихорского), управляющего епархией 1722 - 1731 г., при Белгородском архиерейском доме была устроена шестиклассная Цифирная школа для детей духовенства и прочих , где готовили священно - церковнослужителей. После принятия Духовного регламента она была открыта среди трех первых российских духовных школ. Через четыре года в ней были все шесть классов. И в 1726 году по предложению управляющего делами Слободской Украины князя М.М. Голицына школа была перенесена в г. Харьков, тогда ещё входивший в Белгородскую Епархию [4]. Князь и дворяне Харькова для поднятия значения главного города Малороссийско - Слободского края выделили для школы большие средства. Она была приписана к Малороссийским монастырям Белгородской Епархии [5]. Поначалу школа носила название Тихорской или Белгородской Академии и развивалась по образцу высшего училища того времени Киевской Академии. Это было самое значительное после Киево - Могилянской Академии учебное заведение на Украине. При ней возникла первая в слободском крае библиотека, первый хор и многое другое. После смерти епископа Епифания в 1731 году, поскольку школа стала просветительным общеобразовательным центром всей Слободской Украины для всех сословий, она именуется Харьковским Коллегиумом. По уровню преподавания Коллегия была образцовой. Уже к началу 30 годов имелись, в отличие от других, существующих и испытывающих трудности духовных школ, все восемь положенных классов (философия, риторика, поэтика, синтаксима, грамматика, инфима, фара, словенская). Она одна из первых стала преподавать на русском языке (ранее преподавание велось только на латыни). Архиепископ Белоградский и Обоянский Петр (Смелич), серб по национальности, управляющий епархией 1736 - 1742 г., оставил о себе память тем, что в Харьковском Коллегиуме ввел математику, французский и немецкий языки с приглашением зарубежных учителей. Всякое учебное заведение славно своими преподавателями и воспитанниками. Харьковский Коллегиум, или как его иногда называли, Тихорецианская академия (в память о ее основателе), дал плеяду выдающихся богословов и церковных деятелей, ученых и литераторов, и среди них - преподавателя поэтики и древнегреческого языка, а также христианского добронравия в прибавочных классах, открытых при Коллегиуме, Г. С. Сковороду. После основания в 1817 году Харьковского университета Коллегиум преобразовали в Духовную семинарию 8-го разряда [6]. На территории Белгородской Епархии к концу 20-х годов XVIII столетия уже действовало 8 духовных школ, в них обучалось 420 учеников [7]. В Курске, Белгороде, Старом Осколе, Яблонове, Севске действовали на территории Белгородской Епархии в XVIII веке низшие духовные школы, иногда сливаясь, реорганизуясь, постепенно перерастая в духовные училища и семинарии. В первых светских цифирных школах преподавание осуществлялось также духовенством епархии. Значение обучения в Белгородской епархии для России и Русской Православной Церкви XVIII столетия было показано еще П.Н. Милюковым: "В 1727 году в России было 46 епархиальных школ...следует отметить, что из 2827 учеников, в них обучающихся, почти половина (1331) приходилось на долю трех епархий (Киевскую, Черниговскую, Белгородскую) с 10 школами" [8]. В 1787 году была открыта Белгородская Духовная Семинария, явившаяся новым центром духовного образования. Понимая, что разделение Епархии не минуемо и произойдет согласно государственно - административному делению, назначенный на Белгородскую кафедру в начале 1787 года уже как епископ Белогородский и Курский Феоктист (Мочульский), для сохранения полноценного духовного образования в Курской Епархии вводит в учебный план малой семинарии в Белгороде, предметы полных семинарий и коллегиумов. Сама малая семинария возникла на основе одной из организованных Преосвященным Петром (Смелич) в конце 30 - х годов славяно - латинских школ или гимназиумов. Управлявший Епархией с 1774 г. - 1786 г. епископ Аггей (Колосовский), (сын простого казака, ставший академиком) обратил Белгородскую славяно-латинскую школу в малую семинарию (до "пиитического" класса) [9]. После административного деления губернии в 1796 г. и епархии в 1799 году, Феоктист (Мочульский) с 1799 г. стал титуловаться епископом Курским и Белоградским, а Белгородская Семинария именоваться Курской Духовной Семинарией [10]. Первоначально при ней действовало три двухлетних отделения: 1) риторики; 2) философии; 3) богословия. Преосвященный Феоктист, учредив Белгородскую Духовную Семинарию, построил для нее в Белгороде двухэтажный каменный корпус. Благодаря заботливости архипастыря (управлял епархией 1787 - 1818 г.) семинария во многом превзошла Харьковский Коллегиум. За 14 лет (с 1791 по 1805 гг.) из Курско-Белгородской Епархии при епископе Феоктисте вышло более 1000 выпускников разных классов. Они становились священнослужителями, поступали в медицинскую науку, в военную, статскую службу. При основании Харьковского университета в него сразу поступило 20 человек семинаристов[11]. После того, как в 1797 году были окончательно сформированы четыре высшие духовные школы [12], Святейшим Синодом был издан Устав духовных школ, по которому Курская Духовная Семинария была приписана к Киевской Духовной академии, куда должна была направлять раз в два года лучших учеников [13]. Государственная политика постепенно к концу XVIII века принуждала к сугубо сословному статусу учебных заведений, в том числе и духовных. Что приводило к подчас вынужденному, наследственному священнослужению, негативно влияющему на жизнь Церкви. Но Курско-Белгородская семинария, как показано выше, готовила не только священно - церковнослужителей, также, исходя из востребованности обществом и государством, чиновнические или преподавательские кадры для других учебных общеобразовательных заведений. Не смотря на постоянные требования правительства, в духовных школах обучались дети разных сословий. Надо отметить, что первоначально и детей духовенства в XVIII веке набирали, чуть ли не силой, добровольной тяги к школе особенно не наблюдалось. Скудное материальное положение духовных школ приводило к тому, что обычным занятием бурсаков на Украине было кормиться милостыней, ходя по округе и распивая псалмы и канты. Наиболее удачливые зарабатывали на кусок хлеба преподаванием. В Харьковской же Коллегии более половины учеников приходилось на обеспеченных детей помещиков-дворян, и именно благодаря их материальной поддержке и усердием правящих епископов Коллегия процветала. Поначалу Духовный регламент предусматривал обязательное обучение только детей протоиереев и наиболее обеспеченных священников, но рядом последующих указов оно было распространено на духовенства в целом. В результате чего школы стали посещать также дети малоимущих священнослужителей и псаломщиков, которых приходилось содержать на школьные средства. Вследствие этого образовались две категории учащихся: казеннокоштные и своекоштные. Положение обеих первое время было, по отзывам современников, безрадостным. Оно не улучшалось на протяжении всего XVIII века, во всяком случае, в духовных семинариях. Ситуация изменилась после школьной реформы 1808 1814 годов. Преобразования светских учебных заведений затронуло и духовное образование, устроенное на подобие светской системы: приходские училища (одно на благочиние) - для элементарного образования; уездные училища для начального образования; семинарии, дававшие среднее образования; духовные академии. Таким образом, в Курской епархии первой четверти XIX века стали создаваться Епархиальные уездные училища. Курское Духовное Училище было открыто 30 октября 1817 года по проекту комиссии о духовных училищах 1808 года [14] в городе Белгороде. После окончательного переезда Епархиального Управления в город Курск семинария тоже была перемещена только в 1882 году. Открытое 11 ноября 1817 года Фатежское духовно-приходское училище было ликвидировано, а учащиеся переведены в город Курск в новообразованное Курское училище. Учащиеся бывшего Курского, с этого момента Белгородского училища, остались в городе Белгороде. 1 сентября 1835 года начинает работать духовное училище в городе Рыльске [15]. Курская Духовная Семинария была расположена на углу улиц Херсонской и 1-ой Мещанской (ныне Дзержинского и Щепкина)16. Тут же находились общежития семинаристов. По этим улицам стояли дома, принадлежащие семинарии, где проживали преподаватели. Последним ректором пред революцией был протоиерей, кандидат богословия, о. Иаков Новицкий [17]. Согласно действующему Уставу 1884 года, Семинария значилась учебно-воспитательным заведением для приготовления юношества к служению Православной Церкви , т.е. для подготовки священнослужителей. В Уставе же 1814 года ставилась цель, дать образование молодёжи из духовного сословия [18]. Духовные училища до конца Синодального периода пользовались Уставом Духовных училищ того же 1884 года и готовили кадры церковнослужителей. Курское Духовное училище было расположено на углу улиц Пастуховской и Троицкой (ныне ул. Белинского и Пионеров). Реформы Александра II Освободителя затронули все сферы жизни империи. Духовенству было разрешено обучать своих детей в светских гимназиях, а выпускники семинарий теперь могли свободно поступать в университеты, что позволяло выходить из сословных рамок. Юридические и исторические факультеты были переполнены семинаристами, что продолжалось с 1863 по 1879 год, пока это право не было отменено новым Уставом. В 1897 году была дана возможность поступить в Варшавский, Дерптский (Юрьевский) и Томский университеты, но они были недоступны курским семинаристам из-за дальнего расположения. Такое положение дел вызывало недовольство среди семинаристов. В конце января 1905 года, под влиянием революционных настроений, учебный процесс в Семинарии был фактически прекращен. Учащиеся протестовали против данного запрета, бойкотируя занятия [19]. Согласно действовавшему перед революцией Уставу 1884 г., епархиальный архиерей имел высшее наблюдение за направлением преподавания, воспитанием учащихся и вообще за исполнением в Семинарии сего Устава [20]. Ректор и инспектор назначались Святейшим Синодом. Права и состав правления в сравнении с Уставом 1867 года были ограничены. Было увеличено число часов на изучение богословских предметов. Добавились новые предметы: библейская история, история русского раскола, апологетика, сравнительное богословие и тригонометрия. За счет математики, философии и древних языков было увеличено число уроков русской словесности. Обзор философских учений и педагогика заменены основами и краткой историей философии и дидактикой. Общеобразовательным стало церковное пение. Появилась должность духовника для религиозно-нравственного воспитания учащихся. Перед революцией в Курской Семинарии её занимал протоиерей Иоанн Иоасафович Попов. Должность инспектора занимал иеромонах Иероним, которому помогали два помощника: статский советник Н.К. Егоров и иеромонах Арсений. Надзирателем был И.И. Колпенский. Среди преподавателей было три кандидата богословия: протоиерей Григорий И. Мусатов, А.М. Куханов и А.В. Данилевский. А также статские советники: П.П. Егоров, Н.П. Сенаторский, Н.И. Спасский, Ф.И. Булгаков, В.К. Спасский, П.Е. Абаза, П.В. Артамонов, М.С. Малиновский, А.К. Румницкий; коллежский советник С.Д. Булгаков и надворный советник Г.И. Булгаков. Учителями специальных предметов были: пения К.П. Шафранов, музыки М.А. Борисов, рисования и живописи Н.К. Сильвестров. При Семинарии состоял эконом священник Фёдор Слюнин и врач И.И. Попов [21]. Духовные училища, как и церковно-приходские школы, также находившиеся в ведении Святейшего Синода, непосредственно руководились Епархиальным Училищным Советом, под надзором правящего епископа. На 1916 год Епархиальное Управление назначило председателем Совета архимандрита Германа. Он же был смотрителем Курского Духовного Училища. Его помощником состоял статский советник Т.Н. Сергеев. В училище служили десять преподавателей и два надзирателя. В Совет также входили 12 представителей от Духовной Семинарии и Училищ из преподавателей и священников, девять из коих были постоянными членами [22]. Училища в Рыльске и в Белгороде имели также своих смотрителей и их помощников, штат преподавателей и надзирателей. Обязанности смотрителя Белгородского училища в 1916 году исполнял кандидат богословия, протоиерей Петр Васильевич Сионский, весной 1919 года принявший одним из первых смерть от безбожных властей [23]. Помощником смотрителя был также кандидат богословия, коллежский советник А.Д. Барабашев. Из шести человек преподавательского состава училища двое также были кандидатами богословия. Ещё четыре кандидата богословия вели занятия в семинарских классах, открытых стараниями епископа Питирима (Окнова) в 1906 году и дающих возможность воспитанникам Белгородского училища продолжить своё образование на месте. В Духовном училище в Рыльске смотрителем был Иоанн Тарасов, а его помощником протоиерей Иоанн Сокол. Коллектив состоял из восьми человек преподавателей, надзирателя и врача. Кроме того, перед революцией действовали Духовные училища в г. Обоянь и в г. Старый Оскол. Обоянским Духовным училищем руководили смотритель протоиерей П. Адвокатов и его помощник иеромонах Феодосий (Самойлович). Там трудились также шесть преподавателей, два надзирателя и врач [24]. Любопытна судьба помощника смотрителя Обоянского Духовного училища. Иеромонах Феодосии родился 19 июня 1884 г. в семье сельского священника отца Иоанна Самойловича в с. Мокраны Кобринского уезда Гродненской губернии и в крещении был наречен Павлом. В юные годы он учился в Жировицком духовном училище, смотрителем которого в то время был П.Ф. Полянский, впоследствии священномученик митрополит Петр Крутицкий. После окончания Литовской духовной семинарии в г. Вильно 6 августа 1907 г. Павел поступил в Петербургскую духовную академию. 9 июня 1912 г. он принял монашество с именем Феодосии в честь преподобного Феодосия Печерского, основателя монашества на Руси. По окончании духовной академии с ученой степенью кандидата богословия, присужденной ему за исторический труд "Православные монастыри Гродненской епархии", он был назначен помощником смотрителя Томского духовного училища, а затем переведен на такую же должность в Обоянское духовное училище Курской епархии, где его и застала Первая мировая война. В 1918 г. отец Феодосии становится архимандритом и наместником древнего Херсонесского монастыря в Севастополе - в том месте, где в свое время принял крещение князь Владимир. В 1920 г., после поражения белых, отец Феодосии покинул родину, разделив тяжелую судьбу изгнанника со многими духовными лицами и сотнями тысяч православных людей. Он поселился в Югославии, приняв в управление одну из обителей. В 1930 г. Архиерейским Собором РПЦЗ отец Феодосии был избран на архиерейскую кафедру в Детройте викарием Восточно-Американской епархии. 28 декабря того же года в Белграде Митрополитом Киевским и Галицким Антонием совместно с архиепископом Курским Феофаном отец Феодосии был рукоположен в сан епископа. В октябре 1934 г. постановлением Архиерейского Синода РПЦЗ была учреждена Бразильская православная епархия, куда правящим епископом с титулом епископа Сан-Паульского и Всей Бразилии был назначен преосвященный Феодосии (Самойлович). Более двух десятков лет, до конца своих дней владыка Феодосии ревностно управлял обширной Бразильской епархией РПЦЗ, во многом определяя духовное состояние русской эмиграции в Бразилии [25]. В Старом Осколе было всего четыре преподавателя, во главе со смотрителем статским советником А.Я. Смирновым и помощником смотрителя статским советником И.Г. Поповым [26]. В Обояни находилось и Уездное управление епархиального училищного Совета в составе четырнадцати человек, под председательством и наблюдением священника Павла Косминского [27]. Уездное отделение Курского епархиального училищного Совета существовало и в городе Путивле. Оно состояло из шестнадцати членов во главе с председателем архимандритом Маврикием, настоятелем Молченской Софроньевской Пустыни [28]. При училищном Совете действовала Инспекция церковно-приходских школ. В неё входили епархиальный наблюдатель церковно-приходских школ, действительный статский советник И.И. Барнатный, представитель от Министерства народного просвещения и уездные наблюдатели, находившиеся в городах Курске, Белгороде, Грайвороне, Дмитриеве и Короче [29]. Приоритет в начальном и народном образовании правительство отдавало церковным школам, так как там большое внимание уделялось нравственному воспитанию, а занятия вели священники, дьячки, преподаватели из выпускников Семинарии и Духовных Училищ. На 1911 год в ведении епархиального училищного Совета состояло 910 церковно-приходских школ, с общим числом учащихся в 50204 человека [30]. Как отмечает источник, хотя общее число школ немного сокращается из-за недостатка материальных средств, ежегодно увеличивается количество учащихся, при чем как в городе, так и в деревне. Церковно-приходские школы были первым звеном в народном образовании. В городах действовало 72 одноклассных и 6 двухклассных школы, с общим числом учащихся в 2200 мальчиков и 2970 девочек. Всего в церковно-приходских школах (данные на 1911 год) обучалось 31410 мальчиков и 18794 девочек, а в двух воскресных школах 22 мальчика и 105 девочек [31]. В 1884 г. было законодательно оформлено создание церковно-приходских школ, т.е. начальных общеобразовательных учебных заведений, в учебном плане которых значительное место отводилось дисциплинам религиозного цикла, таким как Закон Божий и церковное пение. Самые первые официально-достоверные данные о церковно-приходских школах Курской епархии относятся к 1885 году: 150 школ (3 двухклассных, 77 одноклассных, 70 грамоты) с 4 999 учащимися [32]. Организация воспитательной деятельности церковно-приходских школ заключалась в следующем: Утренние молитвы читались в школах ежедневно, перед началом занятий. При чтении с детьми присутствовали учителя, а иногда и законоучители. Очередной воспитанник (воспитанница) старшего отделения читает утренние молитвы по Часослову. Если на молитве присутствует священник, то она заканчивается дневным отпустом. Независимо от этого, каждый урок начинается и оканчивается чтением или пением молитв. Вечерние молитвы детям внушалось читать дома, в присутствии родителей и других членов семьи. Также ученики участвовали в богослужении: пели на клиросе, по очереди прислуживали в алтаре [33]. Выпускники церковно-приходских школ могли продолжить свое образование в создававшихся с 1884 г. церковно-учительских, и с 1895 г. второклассных учительских школах, также подведомственных Св. Синоду. Эти учебные заведения осуществляли подготовку педагогических кадров для начальных церковных школ. В церковно-учительских школах наряду с общеобразовательными и педагогическими дисциплинами изучались Закон Божий, всеобщая и русская церковная история, церковное пение и музыка с регентоведением, а во второклассных школах Закон Божий, катехизис, богослужение с церковным уставом, краткая церковная история. Учебный день в церковных учительских школах начинался с утренней молитвы, после которой читалось житие дневного святого , и заканчивался общей вечерней молитвой. В воскресные и праздничные дни учащиеся были обязаны присутствовать в церкви на богослужении, а некоторые из них принимали участие в чтении и пении на клиросе . Несмотря на узкопрофессиональную направленность данных учебных заведений, получаемое образование позволяло их выпускникам не только заниматься педагогической деятельностью, но и поступить в высшие учебные заведения, в том числе и светские. В Курской епархии из 426 существующих по стране второклассных школ было 11, в том числе одна женская Екатериновская в Тимском уезде. В 1914 г. в них обучалось 570 мальчиков и 106 девочек [34]. К 1916 году не смотря на материальные трудности число школ увеличивается и насчитывает уже 945 церковно-приходских школ 3 воскресных [35]. К этому моменту действует и 41 приходское училище, как женского, так и мужского типа, являясь продолжением начального народного образования, оставаясь в тоже время первой ступенью в иерархии духовных заведений [36]. При Николае I были открыты первые сословные школы для дочерей духовных лиц, образцом которых считалась возникшая в 1843 году Царскосельская школа, где попечительницей была супруга Николая императрица Александра Федоровна. В 1861 году в Курске открывается такое училище для девиц духовного звания , преобразованное на основании Указа Священного Синода от 16 марта 1873 года в Курское епархиальное женское училище. В 1907 году такое же училище было открыто в Белгороде [37]. Учебные программы епархиальных училищ соответствовали сокращенным планам женских гимназий. Срок обучения в училище составлял 6 лет. Наряду с другими предметами в течение всего 6 - летнего курса обучения в них изучались: Священная история Ветхого и Нового Завета 1 - 2 кл., правила богослужения 3 кл., катехизис 4 - 5 кл., история Православной церкви 6 - й кл. В Белгороде обучалось чуть больше 200 воспитанниц, и более 300 в Курском училище. Воспитанницы епархиальных училищ должны были непосредственно участвовать в церковной жизни. Так, воспитанницы Белгородского епархиального женского училища в воскресные и праздничные дни присутствовали на всенощном бдении и литургии в Николаевской (училищной) церкви, которые совершал инспектор классов священник В. Лимаров. Во время Великого поста ученицы постились, исповедывались и причащались Святых Тайн. Ежегодно перед началом переводных экзаменов все воспитанницы училища вместе с начальницей А.Ф. Азаровой, инспектором классов и преподавателями совершали паломничество в с. Кошары Белгородского уезда для поклонения Чудотворному Животворящему Кресту Господню. Кроме этого, воспитанницы нередко ходили к ранней литургии в Свято - Троицкий монастырь, где находились мощи святителя Иоасафа. Революцию 1917 г. начальницей Курского училища, третьей по счету со времен преобразования его в епархиальное, встретила Ольга Николаевна Клопова, занявшая этот пост в 1907 году [38]. Председателем училищного Совета был протоиерей Илья Дмитриевич Булгаков. В Совет входили также ещё четверо лиц духовного звания. Кроме обычных предметов, предусмотренных Уставом епархиальных женских училищ 1882 года, в Курском училище преподавалась ещё гимнастика и скрипичная игра [39]. Большинство выпускниц епархиальных училищ работали в сфере народного образования. Е. А. Андреева, ссылаясь на подсчеты, сделанные П. Лупковым в 1903 г., указывает, что больше половины епархиалок работали учительницами церковно-приходских школ и школ грамоты [40]. Эти школы финансировались из местных (епархиальных) средств, частично содержались на средства епархиального попечительства, предназначенных для сирот из духовного звания. На основании проекта митрополита Филарета Дроздова, утвержденного государем, с 1823 года стали организовываться Епархиальные попечительства о неимущих духовного звания [41]. При Курской духовной консистории эти службы с 1883 года до революции возглавляли протоиерей Иоанн Шкорбатов, протоиерей Иоанн Чистяков и священник Федор Брюховской, а секретарем попечительства был священник Владимир Одинцов. Члены попечительства следили за выделением необходимых средств, в первую очередь вдовам священнослужителей и их семьям, оказанием помощи престарелым духовного звания и многодетным небогатых сельских приходов. Усилиями этого общества и Общества вспомоществования учащим и учившим в церковных школах Курской Епархии в духовных заведениях и церковно-приходских школах обучались сироты священно - церковнослужителей [42]. Как уже говорилось выше, Духовный регламент предусматривал содержание церковных школ за счет сборов с церковных и, главным образом, с монастырских земель, к которым приписывались многие школы. После секуляризации монастырских земель не маловажную роль стали играть частные жертвователи, на чьи средства и попечительство существовали многие духовные школы, особенно низших ступеней. В начале ХХ века, когда многие церковно-приходские школы состояли под опекой дворян и даже крестьян Курской губернии. В 1764 году духовные школы впервые получили штатные оклады постоянного характера. Школьная реформа 1808 1814 гг. остро поставила вопрос о содержании духовнных школ и духовенства в целом. Предполагалось создать специальный фонд Духовного Ведомства, во-первых, из экономических сумм церквей (капитал от церковных доходов); во-вторых, из ежегодного свечного дохода церквей; в-третьих, из средств казны.Все эти деньги помещались в Государственный банк сроком на 6 лет под 4% годовых. На нужды духовных школ разрешалось только тратить часть новых поступлений и проценты с новообразованного неприкосновенного запаса .Этот же принцип заботы государства о Церкви постепенно распространялся и на все остальные церковные деньги, включая епархиальные. Приходские церкви имели право хранить не более 150 рублей, а все остальное должны были сдавать в Государственный банк для хранения в течении 15 20 лет, под 4 5% годовых. Таким образом, те огромные суммы, которые жертвовали верующие, поступали в казну, и Церковь престала быть хозяйкой живых денег , располагая лишь обязательством государства [43]. Хотя, к началу ХХ века правительству и удалось улучшить материальное положение духовных учебных заведений, они по-прежнему составляли предмет тяжких забот архиереев. Примечания 1. Николин А., свящ. Церковь и государство. / Приложение 12. Духовный регламент. М.: Издание Сретенского монастыря, 1997. С. 318. 2.Там же с. 326. 3.Знаменский П.В. История Русской Церкви. М., 1996. С. 390. 4.Курские Епархиальные Ведомости, 1995, 3 (51). С. 44. 5.К духовным истокам Белгородчины. Курск: КДС, 1992. С. 44. 6.См. об этом: Степлицкий Н.С. Харьковский коллегиум до преобразования его в 1817 году. Харьков, 1895. 7.Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700 1917. М., 1992. С. 395. 8.Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Санкт-Петербург, 1897. Глава IV. 9.Пономарева О.Б. Взаимодействие церковной и светской власти в учреждении духовного образования Белгородской епархии в XVIII веке. Научно богословские труды по проблемам православной миссии. Белгород, 1999. С.59 60. 10.ГАКО. Ф 792. Оп. 1. (объединённый), Духовные Семинарии, училища и церковно-приходские школы Курской губернии. 11. http://blagovest.bel.ru/seminars/index.htm l 12.В 1797 году Александро-Невская и Казанская семинарии были преобразованы в Духовные Академии. 13.Смолич И.К. Ук. соч. С. 418. 14.ГАКО. Ф 179. Оп. 46, д. 57, л. 1. 15.ГАКО Ф 792. Оп. 1. 16.Курский сборник. Курск, 1901. С. 35. 17.Курский адрес-календарь на 1916. Ук. соч. С. 120. 18.Устав православных духовных семинарий и училищ. СПб., 1896; Смолич И.К. Ук. соч. С. 467. 19.Курск. Очерки истории города. Курск, 1957. С.113. 20.Устав православных духовных семинарий и училищ. Ук. Соч. 14. 21.Курский адрес-календарь на 1916. Ук. соч. С. 122. 22.Там же. С. 121. 23.Курский адрес-календарь, 1916. Ук. соч. С. 128; Польский М. Новые мученики российские. Jordanville, 1957. Мученики Курской Епархии. С. 195. 24.Курский адрес-календарь, 1916. Ук. соч. С. 125, 195. 25.М.Н. Мосейкина Отец Феодосии - архиепископ Сан-Паульский и Всей Бразилии // Латинская Америка. 7, 2000. 26.Курский адрес-календарь, 1916. Ук. соч. С. 198. 27.Там же. С. 195. 28.Там же. С. 197. 29.Там же. С. 121. 30.Естественные и производительные силы Курской губернии и экономическая деятельность населения. Курск, 1912. С. 138. 31.Там же. 32.Обзор Курской губернии за 1914 год. Курск, 1915. С.173. 33.Отчет Белгородского уездного наблюдателя о состоянии церковных школ Белгородского уезда Курской епархии за 1899 -1900 уч. г. // Журналы заседаний XXVI Очередного Белгородского уездного земского собрания за 1900 г. Курск, 1901. С.211. 34.Обзор Курской губернии за 1914 г. Курск, 1915. С. 173. 35.Обзор Курской губернии за 1915 год. Курск, 1916. С. 112. 36.Там же. С. 113; См. Так же: Курский адрес-календарь на 1916. Ук. соч. С. 193; ГАКО. Р-2968. Оп. 2. Д. 23. 37.Попов О.Д. Из истории епархиальных училищ Курской губернии. Сборник; Из истории монастырей и храмов Курского края. Курск, 1998. С. 86. 38.Курский адрес-календарь на 1916. Ук. соч. С. 123. 39.Там же. С. 118. 40. Е.А. Андреева. Епархиальные женские училища в России // Педагогика.1999. 3. С.91. 41.Смолич И.К. Ук. соч. С. 370. 42.Курский адрес-календарь на 1916. Ук. соч. С. 128. 43.Римский С.В. Церковная реформа Александра II.Вопросы истории 4. 1996. С. 37.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 6 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 6444 |