Письмо псаломщика С Д. Плескана митрополиту Алексию о положении Церкви во время оккупации (1944 г.).
Письмо псаломщика С Д. Плескана митрополиту Алексию о положении
Церкви во время оккупации (1944 г.).
Ист.: Данилушкин М.
и др.
История Русской Православной Церкви. Новый патриарший период. Том 1. 1917-1970.
СПб.: Воскресение, 1997. Номер страницы
после текста на ней.
№26
Письмо псаломщика С Д. Плескана митрополиту Алексию о положении Церкви во
время оккупации (1944 г.).
Его Высокопреосвященству, Преосвященнейшему Алексию митрополиту Ленинградскому
25 Января 1944 г.
...В 1942 году был расцвет деятельности в Гдове, не имея русских священников,
сюда начали приезжать вновь рукоположенныя Иерей, которые покрыли свою славу,
как варвары, развратники и шпионы в пользу немецкой охраны. Первый священник был
Роман (фамилии не знаю).
877
Этот священник никогда не имел представления о церковной службе. Первым делом
он занялся шпионством и выдал немало людей, преданных русскому делу, и это понятно,
ибо он бывал в домах, где крестил детей, а ведь мы знаем, что некрещённых детей
были тысячи, поэтами он знал некоторых (из этих людей) настроение. Не только во
Гдове но потом поездки стал делать с Федором Ивановичем Юдиным1 и по всему Гдовскому
району, т. е. ездил за 60 км и д.
По каким соображениям, я не знаю, но в городе Гдове ему надоело и он взял
Крапивницкий приход и заделался акушером и принимал больных. Тогда как он был
плохим монтёром. Здесь нужно остановиться о его деятельности и преступлении. Могу
только сообщить, что местные крестьяне, жаждав утехи в священниках и наставниках,
ошиблись и получили безбожника в полном смысле этого слова и выгнали за распутство
с прихода с треском и музыкой.
Так как Псковская губ. была оккупирована немецкими войсками, следовательно
вся власть церковная перешла к Митрополиту Экзарху Сергию (из Москвы). Лично я
не видел Митрополита Сергия, но фотографию видел. Это тучный человек и с большим
самолюбием, властью и славой. Доверенная власть со стороны немцев была огромна.
Везде, где он появлялся, были триумф и был тут вершитель судеб, не только на оккупированных
областях, но и на гор. Ленинград и чуть ли на Всероссийский патриарший престол.
Тут была заминка, кого поминать на ектеньях? Во время службы русские священники,
которые имели совесть, поминали митрополита Алексия, а потом Сергия, а Литовские
священники поминали только одного Сергия и Архиепископа Нарвского Павла (2), т.
к. Павел и гор. Нарва — Латвия (Эстония). Однако всем было известно, что Псковская
Епархия принадлежит к Ленинградской Епархии, следовательно нужно поминать митрополита
Алексия. Получился раскол. И служили так — кому как вздумается.
В Пскове после занятия немецкими войсками образовалась православная миссия,
т.е. спасители русских храмов и христиан. Во главе миссии назначен Митрофорный
протоиерей Кирилл Зайц (3). Отец Кирилл — человек старый и от души добрый. Он
никого не слушает — сам везде бывает и следит за делом и укажет то, что нужно
сделать. По образованию, он миссионер, за что имеет заслугу по этим трудам. За
свою деятельность побывал во всех частях света и хорошо владеет языками. Ему 78
лет, но он бодр и хорошо сохранился. Я лично бывал в миссии. Она находилась около
Троицкого Собора — единственного, которого я видел за свою деятельность в церковной
жизни. Миссия не только наблюдала за храмами, но и назначала вновь рукоположенных
священников на те места, куда требовалось и где были исправные храмы. Конечно
мис сия разбирала и споры, ибо на въезд в Латвию требовалось особое разрешение
немецкого командования.
878
В 1942 г. миссия взяла правление в свои руки. Она назначала и благочинных
на все округа. Так: Гдовский, Порховский, Дновский, Гатчинский. В Гатчине был
Александр (не помню его фамилия) (4), но он был в Никольском соборе ключарем при
настоятеле о.Павле. Теперь он в 1942 г. немецкими властями казнён.
Во Гдове был самый ярый приверженец к Митрополиту Сергию Иоанн Легкий (5).
Этот молодой священник был проповедником, с одной стороны, и собирателем сплетен
— с другой стороны. Его проповеди заключались — «Россия в безбожестве". Называя
русских сатаною на земле, он ненавидел в душе не только христиан, но и духовенство
русское. Всюду где бы он ни был, он всегда в разговоре проводил линию, как бы
поскорее поехать в Ленинград и занять настоятельство в одном из видных столичных
соборов. А те настоятели, которые сейчас — безбожники. С приездом благочинного
Иоанна Легкого, появился другой — Виктор Першин. Этот священник был до рукоположения
старшим кондуктором в трамвае в гор. Риге и пел в духовом хоре. Всё же правильно
давал возгласы, а не мог разбираться в самых простых службах. Он на рожд[ество]
Христова ухитрился начать службу с «благослови душе моя Госп[оди]», пропустив
всю важность службы. На крещение тоже самое. Я невольно тут вспомнил настоятеля
о.Павла, что было бы, если б это случилось в Никольском нашем соборе!
Когда-то до войны 1914 года в Новом Петергофе служил дворцовым священником
Владимир Ирадионов (6). Снял сан в обновленчестве. Этот, священник окон[чил] духовную
Академию и Император[ский] Археологический институт, был взят князьями к себе
служить и одарён всеми милостями и богатством того времени, последовала ссылка.
Пробыв 10 л[ет] в ссылке он очутился на воле.
Вначале он был беженцем в г.Луге, а потом пошел разыскивать потерянную семью.
Прибыв во Псков, здесь он встретил и протодьякона Федора Ивановича Юдина, который
помог ему найти семью в Гдовском районе. По приезде во Гдов он действительно нашел
свою семью: жену, внука и дочь. Естественно, что он остался во Гдове, где стяжал
к себе любовь христиан и всего прихода. Так как он был человек с большим образованием,
то легко понять его уменье подойти к вопросу по служебному делу и любовь прихода.
К 25 Сентября его послали в Ригу к Владыке Митрополиту Сергию с поздравлением
с днём ангела и преподнести ему в подарок 5 тысяч рублей. Он (Митрополит) благодарил,
но слежка за этим протоиереем была усилена, и благочинный Иоанн Легкий ищет время,
чтобы его обличить в том, что когда-то он снял сан, а теперь он вновь служит.
Собственно он не отвергает в том, что он всем говорит, что он служил в Стрельне.
Я же его там никогда не видел. Может быть знает настоятель нашего собора о.Павел?
879
В бытность мою в гор. Гдове в качестве регента и псаломщика, мне пришлось пережить
всевозможное течение народа. Могу сообщить, что русский человек совершенно изменился,
как только появились немцы Разрушенные храмы воздвигались, церковную утварь делали,
облачения доставляли оттуда, где сохранились, и много строили и ремонтировали
храмы. Всюду красилось. Крестьянки вешали чистые, вышитые самими полотенца на
иконы. Появилась одна радость и утешение. Когда всё было готово, тогда приглашали
священника и освящался храм. В это время были такие радостные события, что я не
умею описать. Прощали обиды друг другу. Крестили детей. Зазывали в гости. Был
настоящий праздник, а праздновали русские крестьяне и я чувствовал, что здесь
люди искали утешение. Отсюда и понятно, что от духовенства требовалось особое
внимание к народу и большое знание. А тут получилось наоборот. Один священник
был развратник и шпион, а другой — Виктор Першин — был спекулянт. Он умудрился
возить дрожжи на самогон ц другие предметы первой необходимости, т.е. из России
возил продукты, а из Риги — товары. Но где-то с товарами попался при обыске и
он более в Россию не возвратился. После я слышал, что будто он был в Порхове священником,
но это только для меня был слух. Лично я сам, имею музыкальное образование и некоторый
дар к писанию музыкальных сочинений. Дана мне была задача: написать трехголосное
сочинение литургию и всеночную, и я написал. Это трехголосное сочинение исполняли,
когда мы, т.е. я, Фёдор Иванович Юдин и Виктор Першин разъезжали по Гдовскому
уезду. Исполнялось как во время службы, так и в деревнях среди народа и крестьян.
Христиане конечно были очень благодарны.
Близ Гдова есть Николо-Конецкий погост. В 1943 г. туда приехал иеромонах Лин
(7) — постриженец Иоанно-Богословского монастыря близ гор. Луги. Он был также
в ссылке, но на одре смерти был освобождён. Где он был ещё и где скрывался? Но
сюда он приехал из села Заянье, приехал потому, что там его беспокоили партизаны,
а главное, тут было похлебней и приход был исправный и побогаче. Когда он приехал,
то здесь не оказалось руков[одителя] хора (псаломщика). В Гдове мне тяжело было
жить, а поэтому я с радостью переехал в Каменно-Конецкий приход, с разрешения
Начальника миссии о.Кирилла. Это было 13-го Марта 1943 года.
Прошло с тех пор, как я покинул свой гор. Ленинград, 3 года. За три года плена
видел всяких людей. Некоторые русские люди стали подражать немцам в жизни и в
обиходе.
Русские люди стали изворачивать русский язык. Стал русский язык чуждым, стремясь
вкладывать немецкие отдельные слова. Но так как из русского природного человека
не скоро сделаешь немца, то в разговоре получались смешные слова и обороты речи.
Тому, кому были нужны
880
немцы, тот их восхвалял в угоду их, а кому были враги, тот думал другое. Особенно
духовенство. Духовенство не учло, что они христиане и в проповедях восхваляли
немцев, а ту сторону проклинали, называя безбожниками и предателями русского народа.
Педагоги и учителя забегали потому, что их заставили преподавать Закон Божий.
А как он будет преподавать, когда он был год тому назад настоящим передовым комсомольцем.
Таким образом кадр учителей не был подготовлен, а потому здесь получился полный
разрыв.
Перед началом 1943 года в Гдове образовалась комиссия, которая будет проверять
знание учителей. Председателем этой комиссии был назначен Анатолий Михайлович
Котон. В прошлом и родство я не знаю этого человека, но при разговоре он мне доложил,
что он был иподьяконом у Владыки Архиепископа Николая Петергофского. Мать его
впадала в крайность на религиозные убеждения, и в знак большой молитвенности она
носила образок в виде панагии на груди с мощами преподобного Серафима Саровского.
Но всё было гладко, пока было спокойно, а как только появился первый толчок, не
в пользу немцев, эти верующие люди оказались предателями не только русского народа,
но и православной церкви.
...Духовенства в Гдове находилось всего 3 человека, два священника — Владимир
Ирадионов и Ливерий (8), вновь рукоположенный, с протодьяконом Федором Ивановичем
Юдиным. А в Каменном Никольском приходе был иеромонах Лин. Они были конечно знакомы,
но братского отношения к друг другу не имели. Иеромонах Лин, чувствуя за собой
монашество и данный обет перед Спасителем, был всегда на стороне церковных канонических
законов, тогда когда Гдовские имели только духовную личину, а в самом деле имели
сатанинское намерение.
Примерно в Мае месяце 1943 г. Гдовское духовенство прекратило поминать на
ектеньях митрополита Алексия. Почему прекратило, мы не знаем, но прекратило, а
иеромонах Лин продолжал поминать. Тогда его вызвали в Гдов, но он не поехал, а
поехал я, и мне там дали такой выговор, что приходится теперь вспоминать с удовольствием.
После я узнал от протодьякона Ф.И. Юдина, что будто бы были какие-то листовки
за подписью Владыки к немецким войскам с призывом прекратить бойню. В это время
приехал новый благочинный из Латвии Алексий Ионов, который на литургии не поминал
нашего митрополита, а только Сергия. Как только кончилась литургия и когда христиане
подходили к кресту — не знаю почему, между иеромонахом Линам и новым благочинным
получилась перекидка и иеромонах Лин пред всем народом уличил его в том, что он
находится в Ленинградской епархии, забыв закон о правящих иерархах, за что иеромонах
Лин чуть не попла-"шлся приходом, но христиане заступились за него, и дело
прекратилось. Однако положение было такое, что духовенство задумало уехать
881
вместе с немцами. Но как тут быть, ведь ехать за границу нужен пропуск от
властей? А власти теперь отвернулись от русских. Нужно тут остановиться перед
тем, как уехать за границу. По чьей власти и по какому приказу был приказ изъять
оставшиеся церковные ценности? Протоиерей Владимир Ирадионов объявил по всем старостам,
чтобы, привезли то, что ценное. А они знали, где что есть. С Никольской нашей
церкви приказали с Воскр[есения] Xpист[овa] иконы снять серебр[яную] ризу, но
не вышло дело. Я им не дал. С Павловского прихода — плащаницу с золотой оправой,
это им удалось взять. С других приходов тоже забрали. Забрали всё, что возможно.
С Гдовской Афанасьевской церкви ухитрились взять более ценные иконы, подаренные
давно купцами.
Собрав всё вместе, они задумали вывезти за границу с немцами, но не вышло
дело. Поздно было, эвакуация на завтра была в полном разгаре, а потому Гдовскому
духовенству не вышло дело обворовать храмы Гдовского уезда. Конечно тут был причислен
и иеромонах Лин. Воозвра-тился назад оттуда, когда власти разрешали на выезд.
Получилось так, что теперь немцам не до духовенства. Поэтому протодьякон Юдин
бросился ко всем с тем, чтобы помогли выехать, на что было дано разрешение для
переговоров не только с эстонскими властями, но и преосвященным Павлом Нарвским,
который разрешил приехать в Нарву. Получив разрешение с таким трудом, они выехали,
а так как люди не желают оставлять память живую, они всеми силами заставили и
меня взять документ на выезд. Но дело не вышло. Я не поехал, ибо я не был в штате
духовенства, поэтому я и остался, зная, что в Эстонии будет им всем конец...
Писал доклад и.д. псаломщика Николо-Конецкого прихода Гдовского уезда Сергей
Дмитриевич Плескач.
Примечания
1. Юдин Фёдор Иванович (17.02.1900 - 28.02.1974) - протодиакон. Получил специальное
музыкальное образование. 1919 г. — псаломщик церкви Серафимовского подворья, 1920
г. — псаломщик Петропавловского собора Петергофа, с 06.11.1922 г. диакон этого
собора, 1927 г. - протодиакон, 1936-1937 гг. в штате Николо-Богоявленского собора,
с 01.03.1938 г. в Князь-Владимирском соборе, 1940 г. - лето 1941 г. - в штате
Николо-Богоявленского собора, в кон. 1941 г. - нач. 1944 г. служил в храмах Гдовского
округ* Арестован 26,10.1944 г. в г. Таллине. Военным трибуналом войск НКВД Ленинградскго
округа по обвинению в измене Родине 03.01.1945 г. приговорён к 20 годам ссылки
на каторжные работы. Освобождён в сер. 1950-х гг. Служил в Рижском Кафедрально
соборе, затем в Нарве. В 1958 г. заштатный протодиакон в Ленинграде, с 01.01.1959
г. церкви Смоленского кладбища С 1963 г. в Троице-Сергиевой Лавре.
2. Павел (Дмитровский, 15.01.1872-01.02.1946) - архиепископ. В 1894 г. окончил
Таврическую Духовную Семинарию, проучился 3 курса в СПб ДА. С 06.05.1898 г. священник
церкви с. Ивановское Ямбургского уезда, с 1914 г. военный священник. В 1920-е
n'JZ. подавал Закон Божий в эстонских гимназиях. С 03.10.1937 г. епископ Нарвский.
Принадлежал к Эстонской схизме. В 1939 г. воссоединился с Московской Патриархией.
882
С 25.12.1942 г. архиепископ. В Марте 1945 г. назначен правящим архиепископом
Таллинским и Эстонским. В 1945 г. участвовал в Поместном Соборе РПЦ.
3 Зайц Кирилл Иванович (1869-?) - протопресвитер. В 1891 г. окончил Рижскую
Духовную Семинарию. С Окт. 1896 г. священник. В 1917-1918 гг. член Всероссийского
Поместного Собора. Затем священник в различных городах Латвии, Полоцке, Витебске,
в 1930-е гг. протоиерей, настоятель Рижского кафедрального собора, духовный отец
филиала «Русского христианского студенческого движения за рубежом» - «Единения
русских православных студентов Латвии». С Авг. 1941 г. член Управления Псковской
Миссии, с Окт. 1942 г. протопресвитер, начальник Управления. Экзарх предоставил
ему право совершать литургию по архиерейскому чину. Арестован 28.07.1944 г. в
г. Шауляе. По приговору Военного трибунала НКВД ЛВО за «измену Родине» от 12—15.01.1945
осужден на 20 лет лишения свободы. Определением Военного трибунала ЛВО от 08.08.1956
г. приговор отменен и дело производством прекращено.
4. Петров Александр Михайлович (ок. 1891-1942) - протоиерей. В 1917г. окончил
СПб ДА. В 1929-1930 гг. священник Преображенской церкви в Урицке (Лигово). Арестован
29.01.1930 г. В процессе следствия обвинение в контрреволюционной деятельности
не подтвердилось и 08.03.1930 г. был освобождён. В 1930-е годы служил в Николо-Богоявленском
соборе. Оказался на оккупированной территории. В 1941-1942 гг. настоятель Павловского
собора в Гатчине. За патриотическую деятельность расстрелян фашистами летом 1942
г.
5. Легкий Иван Саввич — священник. В 1930-е гг. священник Рижского женского
Троице-Сергиева монастыря. С Авг. 1941 г. участвовал в работе Псковской Миссии,
с Дек. 1941 г. администратор Рижского кафедрального собора, благочинный Рижского
округа. В 1942-1943 гг. помощник начальника Управления Псковской Миссии, благочинный
Гдовского округа, председатель Гдовского отделения «Народной помощи» - добровольной
благотворительной организации. В настоящее время проживает в Аргентине.
6. Ирадионов Владимир Николаевич (30.06.1885- ?) — прогоиерей. Окончил СПб
ДА в 1907 г. и Императорский Археологический институт. Священник с 02.09.1907
г. Дворцовый священник в Новом Петергофе и Стрельне, с 28.02.1912 г. служил в
Пегропавлов-ской придворной церкви мызы Знаменка Петергофского уезда. Арестован
в кон. 1920-х гг., отбыл 10-летнюю ссылку, в 1930-е гг. снимал сан. С Сент. 1941
г. служил в храмах Гдова. В 1941 г. эвакуирован в Эстонию. В нач. 1945 г. вернулся
в Ленинградскую область и 17.01.-11.06.1945 г. был настоятелем Петропавловской
церкви в пос. Вырица.
7. Лин (Никифоров Леонтий Никифорович, р. 1878) - иеромонах. Постриженец Иоан-но-Богословского
монастыря Лужского уезда С-Петербуржской губернии. В 1924-1925 гг. настоятель
часовни Иоанна Богослова подворья этого монастыря в Ленинграде. Арестован 16.05.1930
г. по обвинению в сокрытии церковных ценностей, сожжении сельской школы. Постановлением
Тройки ПП ОПТУ в ЛВО от 11.12.1930 г. сослан в Северный край на 3 года. Освобождён
во второй пол. 1930-х гг. В 1941-1944 гг. служил в церквях с.Заянье и Николо-Конецкого
пог. Гдовского района.В нач.1944 г. эвакуирован в Эстонию. В июне 1944 г. служил
в храме сЛосицы Лядовского района Псковской области.
8. Воронов Ливерий Аркадьевич (1914—1996) - протоиерей. В 1938 г. окончил
Ленинградский химико-технологический институт. С 15.11.1939 г. по 01.09.1941 г.
числился в его аспирантуре. Оказался на оккупированной территории. В 1942 - нач.
1943 г. псаломщик церкви св. Флора и Лавра в Оредежском районе Ленинградской области.
22.04.1943 г. посвящен в Св.-Троицком соборе г.Пскова митрополитом Сергием в сан
Диакона, а 26.04.1943 г. в сан священника. Зачислен в штат собора. 28.08.1943
г. переведен в г.Гдов. В нач. 1944 г. эвакуирован в Эстонию. Арестован 22.10.1944
г. в Таллине. Военным трибуналом войск НКВД ЛО 12-15.01.1945 г. приговорен по
обвинению в измене Родине к 15 годам лагерей. Освобождён 23.04.1955 г. Реабилитирован
08.08.1956 г. с 02.06.1961 г. преподавал в Ленинградской ДА, с авт. 1965 г. профессор,
с 02.10.1986 г. Доктор богословских наук.
ЦГА Спб. Ф.9324. Оп.1. Д.7. ЛЛоб-5. Копия.
883
Поддержите наш сайт
Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
|