|
||||||||||||||
Письмо Г.Карпова о деятельности ВатиканаПисьмо Г.Карпова о деятельности ВатиканаИст.: Данилушкин М. и др. История Русской Православной Церкви. Новый патриарший период. Том 1. 1917-1970. СПб.: Воскресение, 1997. Номер страницы после текста на ней.
№33 Письмо Г.Карпова о деятельности Ватикана Совершенно секретно. Экз. 6. Центральный Комитет ВКП(б) товарищу Кузнецову А.А. Реакционная деятельность Ватикана, претендующего на роль международного штаба антидемократических сил, ведётся, как известно, в нарастающих темпах. Ватикан использует в своих целях не только свою армию духовенства, дипломатических представителей и монашеских орденов, но также прессу и многочисленные, находящиеся под эгидой церкви политические формирования (правое крыло католических партий, массовую организацию — «Акцио католик» и т.п.) Пропорционально нарастанию агрессии в широких народных массах растёт недовольство политикой Ватикана, главным образом вследствии того, что он, игнорируя настроения массы, всё более откровенно ставит реакционную политику в качестве ведущего начала своей деятельности, фактически ликвидируя элементы церковности. Подчинение интересов церкви интересам политическим уже не раз встречало осуждение деятельности Ватикана со стороны некатолических христианских церквей мира. Это осуждение высказывалось публич- 899 но в прессе, на конференциях и съездах, но имело незначительный эффект главным образом вследствии его неорганизованности. Недовольство деятельностью Ватикана частично принимает организованные формы, правда пока слабые и среди католиков, в том числе среди духовенства. Указанные ростки организованных сил, раскалывающих католицизм изнутри, имеют, однако, во всех случаях подчёркнуто церковную обо-лочку, сохраняя ортодоксально-католические ритуал и традиции. Они стремятся лишь к освобождению от папистского абсолютизма и объявляют борьбу только тем католическим догматам, которые этот абсолютизм устанавливают и укрепляют. Следует сказать также, что попытка борьбы с католицизмом вообще как с вероисповеданием со стороны других религиозных культов, практического успеха не имеют. Это объясняется видимо тем, что церковная догматика, некогда имевшая самодовлеющее политическое значение, в настоящее время его утратила и не может служить лозунгом в политической борьбе. В то же время борьба против привычного, устоявшегося ритуала и традиций, не оправданная логически и политически, вызывает лишь раздражение в массах, усиливая тем самым сопротивление. Католическая церковь при условии очищения её от элементов прямо диктующих вмешательство в политическую борьбу и устанавливающих теократию, освобождённая от централизма и разделённая на национальные («автокефальные") церкви (по какому признаку и существуют православные, протестанские и прочие церкви) могла бы быть терпима на тех же основаниях, как и другие вероисповедания. Эти обстоятельства и определяют по нашему мнению средства борьбы против Ватикана, заключающиеся во внесении организованности в существующее движение протеста против антицерковной деятельности папизма, на базе «чистой, освобождённой от политики* церкви. Исходя из этого Совет по делам русской православной церкви и Совет по делам религиозных культов при Совете Министров СССР представляют на Ваше рассмотрение план следующих конкретных мероприятий: 1. Русская православная церковь выступает инициатором международного христианского движения, направленного против участия церкви в политической деятельности. Движение базируется на известных евангельских изречениях: «дом мой домом молитвы наречется для всех народов, а вы сделали его вертепом разбойников", «царство Мое не от мира сего" и «Божие — Богу, кесарево — кесарю". 2. В качестве первого шага движения Русская православная церковь в лице патриарха, синода, всего епископата и представителей от священников и мирян издаёт «Обращение ко всем христианам мхра», которое будет излагать следующие положения: а) папизм, подчинив сво 900 политическим интересам до предела централизованную иерархическую систему, совершил тягчайший «грех", обожествив человека; б) папизм извращает христианство, подчиняя христианские догматы политическим целям; в) попирая соборное начало церкви, папизм противоречит интересам верующих католиков; г) папизм — интернациональная политическая организация, являющаяся оплотом реакции; д) папизм борется против интересов человечества, выражая, поддерживая и развивая планы реакции, сеящие антагонизм среди народов, являясь тем самым одним из поджигателей войны; е) католическая церковь, освободившись от искусственно внесённой централизации и восстановив начала соборности на национальных основах, будет чужда реакционным планам папизма; ж) долг христиан всего Mtpa помочь католикам освободиться от папизма; з) для этого должны быть объединены силы всех христиан, независимо от различий в вероисповедании. Во второй части обращения языком церкви будут изложены программные установки движения: церковь — неотделима от народа и поэтому национальна; демократия — основа организации человеческого общества; церковь борется за мир во всем Mipe; церковь вместе со своим народом стремится к достижению экономического благосостояния и процветания всего человечества; церковь, как единение христиан, выражает, поддерживает и развивает интересы народных масс; церковь, как религиозная организация, стоит вне политики. 3. После опубликования обращения внутри страны, а также наиболее широко по всем каналам заграницей, к нему декларативно присоединяются другие христианские церкви. Присоединение христианских церквей, находящихся на территории СССР (Грузинская православная церковь, старообрядческие церкви всех толков, Армянская церковь, евангельские христиане-баптисты, протестанские церкви, адвентисты и пр.) происходит вскоре после опубликования обращения и может быть гарантировано. Исходя из имеющихся материалов, можно предположить с большой долей вероятности, что через некоторое время к обращению присоединятся также и зарубежные христианские церкви (православные автокефальные церкви мира, протестанские церкви (лютеране, реформаты, пресвитериане, методисты), евангельские и баптистские церкви, национальные католические церкви (Польша, Югославия, Бразилия, США), сгпарокатолические церкви (Швейцария, Франция, Германия, Польша, Югославия), коптская церковь (Эфиопия и Египет) и прочие, менее значителъные христианские церкви). Не исключено также присоединение к обращению и англиканской Епископальной) церкви. 4. Присоединения к обращению рассматриваются созываемым в Москве в сентябре 1947 года, ранее санкционированным для других це- 901 лей совещанием глав или их представителей всех православных церквей .игра. Совещание призывает присоединившиеся к обращению церкви к сформированию исполнительного органа движения на началах пропорционального представительства. 5. Исполнительный орган, имеющий местопребывание в Москве руководит текущей организационной и пропагандистской работой движения и подготавливает созыв (необязательно в СССР) международной конференции церквей, присоединившихся к движению. Средства на финансирование деятельности исполнительного органа ассигнуются присоединившимися к движению церквами. 6. Разрешить Московской Патриархии издание через Совинформбюро книги, главным образом для заграницы, разоблачающей Ватикан, под названием «Царство от мира сего". (Текст книги Патриархией в основном подготовлен). Просим Ваших указаний. Председатель Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР при Совете Министров СССР Г.Карпов Зам. Председателя по делам религиозных культов Ю.Садовский 1 февраля 1947 г. РЦХИДНИ. Ф.17. Оп.125. Д.506. Л.12-16. Копия.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2586 |