|
||||||||||||||
Антирелигиозная пропаганда в журнале «Наука и религия» в период хрущёвских гоненийВ статье студента магистратуры Московской духовной академии Серафима Алексеевича Секретарева рассмотрены методы антирелигиозной пропаганды в журнале «Наука и религия» начала 60-х гг. ХХ в. Анализируются два номера журнала, за ноябрь 1961 г. (один из первых выпусков журнала) и за декабрь 1963 г. (конец пребывания Хрущева у власти, разгар антирелигиозной кампании). Автор отмечает, что эти издания представляют религиозную жизнь как темную и разрушительную силу, находящуюся в конфликте со свободным от предрассудков разумом человека. Таким образом, несмотря на заявленный «научный» характер разоблачения религии, материалы журнала в основном представляют собой идеологические рассуждения, порой слишком смело оперирующие как историческими фактами, так и данными точных наук. Кроме того, авторы не стесняются давить на эмоции читателей, часто показывая конкретных религиозных деятелей в неприглядном свете. Особенно отрицательно редакция журнала настроена против христианства и православных в частности, зато некоторые мифы древности описаны в нейтральном ключе, резко контрастирующем с общей тональностью журнала. Особую роль в системе советской антирелигиозной пропаганды занимал журнал «Наука и религия», который начал выходить ежемесячно с сентября 1959 года в соответствии с постановлением ЦК КПСС «О записке отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам "О недостатках научно-атеистической пропаганды”[1] от 4 октября 1958 г.». Руководство партии отмечало, что журнал предназначен для «публикации популярных статей, лекций и консультаций по естественнонаучной пропаганде, по разоблачению и критике религиозной идеологии, по теории и истории научного атеизма, вопросам обобщения методики и практики научно-атеистической пропаганды, рецензирования и информации о выходящей научно-атеистической литературе»[2]. Следует отметить, что именно из журнала «Наука и религия» большинство советских граждан черпало сведения об основах религии, о современном положении религиозных организаций и их лидерах[3]. Издание было призвано стать одним из главных орудий воинствующего атеизма и бороться с помощью научных знаний с религиозными пережитками прошлого. Поэтому ему всегда уделялось особое внимание. Издателем журнала являлось Всесоюзное общество «Знание». За период хрущевских гонений тираж многократно увеличился[4]. В данной статье рассмотрены и подробно проанализированы материалы журнала «Наука и религия», а именно ноябрьский выпуск 1961 года и декабрьский 1963 года, которые есть в открытом доступе в Сети. Первый рассматриваемый номер был выпущен практически на заре существования журнала «Наука и религия», а второй – уже ближе к концу периода хрущевских гонений. Таким образом, можно проследить и определенные тенденции: как с течением времени менялось содержимое журнала и сами методы атеистической пропаганды в целом. 1. Журнал «Наука и религия» 1961 года Объем журнала – 96 страниц, большую часть занимают статьи на листах формата А5 по 58 строк на странице, что является достаточно мелким шрифтом для зрительного восприятия. Журнал состоит из 8 рубрик, в каждой располагается ряд материалов в виде статей и заметок. Начинается журнал с передовой на 8 страниц, в которой описывается проект новой Программы КПСС. Особо подчеркивается важность борьбы с «религиозными предрассудками <…> и против изуверских сект»[5], так как «религиозная идеология направлена против науки, против действительного познания и объяснения мира»[6]. В ходе исторического экскурса революционного движения уточняется, что «коммунистическая партия всегда заботилась о совершенствовании содержания, форм и методов антирелигиозной работы, предостерегала от оскорбления чувств верующих, от административных мер борьбы с религией»[7]. Вероятно, данный пассаж является развитием постановления ЦК КПСС «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения» от 10 ноября 1954 г.[8]. Далее описывается создание газеты «Безбожник» и Союза воинствующих безбожников. Примечательно, что автор не видит противоречия в словах о предостережении от оскорбления чувств верующих с тем, как на самом деле в 20-30-е годы проходила борьба с религией. Затем цитируется 124-я статья Конституции 1936 года, которая, в частности, гласит, что «свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами». В целом можно заключить, что передовая очень подробно идеологически обосновывает необходимость атеистической пропаганды. Далее, в рубрике «Человек – властелин природы», приводится небольшой материал об английском обществе плоской Земли, причем в историческом экскурсе упоминаются некие «географы» из Южной Африки, которые стремились доказать в конце XIX века мореплавателю Джошуа Слокаму, первому человеку, который совершил одиночное кругосветное плавание, что Земля плоская. В дальнейшем они названы религиозными фанатиками и обвиняются в пособничестве расизму[9]. После этого опубликован материал о французском карикатуристе, который специализируется в том числе на атеистических карикатурах, некоторые из которых и иллюстрируют заметку. В чем научность этой заметки и карикатур, остается загадкой, равно как и то, почему подобные материалы не оскорбляют чувств верующих[10]. В этом отделе отчетливо наблюдается прославление человеческого вклада в изучение окружающего мира. Так, приводятся доказательства современного подхода к антропологии, благодаря которому доказано, что человек произошел от обезьяны[11]. Далее идет рубрика «Правда о религии», в которой опубликован материал «Христианство и коммунизм», объясняющий читателям на примерах из истории Католической Церкви и на евангельских притчах, почему христианство несовместимо с коммунизмом и противоречит ему. Также в этой рубрике опубликованы рассказ «Нетерпимость» о молодом человеке, который принял христианство, стал сторониться своих прежних товарищей, а затем убил своего соседа за атеистические взгляды, и небольшая заметка женщины, которая росла в религиозной семье, но перестала верить в школьные годы, попала из-за конфликта с семьей в детский дом, а потом поступила в ВЛКСМ[12]. Затем напечатана подборка небольших заметок, выставляющих верующих в неблагоприятном свете. Среди них есть и заметка о воровстве в Ленинградской духовной семинарии, и заметки о духовных лицах, «богатеющих» за счет верующих[13]. Ярко прослеживается демонстрация негативного влияния на жизнь человека религиозного мировоззрения. Следом, в рубрике «Зарубежные заметки», идет материал о связи американского капитализма и христианских церквей США. Обличается Церковь за слова о том, что «...только к морально чистым людям приходит богатство»[14]. Затем опубликована небольшая заметка о проекте нового кафедрального собора в Ливерпуле, которая заканчивается сентенцией автора о том, что никакие архитектурные изыски не остановят уход прихожан в атеизм[15]. В заметке «Бизнес под угрозой» речь идет о бунте жителей небольшого итальянского городка, которые поднимают мятеж против Ватикана и папы римского из-за решения об исключении из лика святых некой святой Филумены. В заметке красочно описано, какие материальные выгоды жители городка получают от посещения паломниками этого места. Автор резюмирует, что «авторитет самого наместника святого Петра оказывается абсолютно невесомым для католиков там, где речь идет о доходах. Карман святой и непорочной должен был полон ныне и присно и во веки веков!»[16] В рубрике «Повесть, рассказ, фельетон» расположилась на 23-х страницах повесть «Чрезвычайное происшествие», где школьный учитель математики верит в Бога, но не афиширует свои убеждения. Тем не менее через какое-то время директору становится известно об этом[17]. После следует рубрика «Атеизм – история и теория». Здесь расположилась заметка о Мигеле Сервете, деятеле Реформации, занимавшемся также анатомией и математикой, сожженном в 1553 году кальвинистами. Автор отмечает, что сейчас Мигель Сервет считается средневековым ученым, а его день рождения включен в список памятных дат[18]. В рубрике «Атеисты за работой» статья «Человек человеку – друг» повествует о пропагандисте Шаповалове, который «внедрился» в секту пятидесятников и начал проводить разъяснительную работу среди членов секты. Заметка заканчивается историей о том, как Шаповалов настоял на выдаче премии одной женщине из секты за хорошую работу на стройке и на подарке в виде радио, дабы приобщить ее к «настоящей жизни»[19]. А в заметке «Приходите к нам еще» сказано о том, как лектор прочел в провинциальном городе антирелигиозную лекцию о происхождении человека[20]. Также есть сообщение о том, как атеисты развернули агитационную работу после самоубийства девушки, которую, по слухам, затравили родственники-баптисты[21]. Здесь находим материалы, которые служат инструкцией для ведения атеистической пропаганды. Затем, в рубрике «Ответы на вопросы» даются юридически точные ответы на вопросы о религиозных объединениях: как и где разрешается совершать религиозные обряды, кто имеет право распоряжаться церковным имуществом, когда и как разрешается звонить в колокола, в каких случаях может быть закрыто культовое здание и др. В ответах на вопросы объясняется, что недопустимо администрирование при закрытии церквей, что закрытие церквей возможно только при недостатке верующих, поддерживающих церковь, а также говорится, что борьба с религией должна вестись не административными мерами, а научно-атеистической пропагандой[22]. Далее, в рубрике «В мире книг», расположилась заметка о индийском писателе Бхишаме Сахни, пишущем рассказы, обличающие индуизм. И заметка о романе Марка Твена о Жанне д’Арк. В конце автор резюмирует, что роман этот о замечательной жизни Жанны д’Арк и чудовищной жестокости церковников[23]. Автор данной рубрики демонстрирует вклад известных писателей в атеистическую пропаганду. Завершает журнал викторина о знаменитых людях и их атеистических убеждениях[24]. 2. Журнал «Наука и религия» 1963 года Издание состоит из 96 страниц и так же, как предыдущий номер, наполнено красочными изображениями и иллюстрациями. На обложке – фото улыбающейся девочки с лыжами. Оно сопровождается комментарием: «Религия не коснулась жизни этой девчушки. Светлый мир людей, здоровых телом и духом, – ее мир. "Ей все на свете так безмерно ново, так живо все, что для иных мертво!”»[25]. В журнале 9 рубрик. В первой рубрике «Человек – властелин природы» находится статья «Так рождались созвездия». Она сопровождается эпиграфом из эпоса о Гильгамеше и рассказывает достаточно подробно, с древнейших времен до XVIII–XIX веков, историю зарождения созвездий. Присутствует схематическая карта звездного неба северного полушария. Описания древних созвездий также сопровождаются комментариями из мифологии, причем без типичных для журнала язвительных атеистических замечаний[26]. В мини-рубрике «Сказки о "священных” растениях и животных» дается описание различных представителей флоры и фауны, с которыми связываются некоторые поверья, например поверье о том, что в дом, где на трубе висят снопки багульника, никогда не ударит молния[27]. В статье «Крики с тонущего корабля»[28] автор критикует современных теологов (преимущественно адвентистов), заявляющих, что наука и религия не противоречат друг другу. В частности, он цитирует Ленина, говоря, что «существа вне времени и пространства <...> суть больная фантазия <...>, негодный продукт общественного строя»[29]. Затем «разоблачается» аналогия религии и науки в части принятия на веру неких недоказуемых утверждений. Стоит заметить, что автор, обвиняя в обмане теологов, сам путается в научной терминологии. Например, он утверждает, что аксиомы математики не доказываются из-за того, что отображают простейшие природные соотношения, хотя даже по отношению к изучаемым в школе аксиомам евклидовой геометрии это не вполне верно. С одной стороны, аксиомы суть положения, которые несводимы к более простым утверждениям и интуитивно кажутся очевидными, с другой стороны, существуют геометрические системы (в частности, геометрия Лобачевского и геометрия на сфере), имеющие весьма важное научное применение, в которых неверна пятая аксиома Евклида. В конце статьи автор заключает, что атеизм в понимании Маркса связан с передовой научной мыслью. В заметке «Пушистый предсказатель природы» повествуется о бурундуках, которые улавливают перемену погоды и даже предсказывают такие явления, как наводнения[30]. А статья «Пульс планеты» – о связи фаз Луны и землетрясений. Автор полагает, что скоро человек сможет прогнозировать проявление сейсмичности Земли[31]. В данной рубрике постоянно приводятся «доказательства» несостоятельности религиозных представлений о мире. Затем следует познавательная рубрика «Правда о религии». В статье «Сестры в золотом убранстве» произведен критический разбор идей Тертуллиана и христианства II–III веков в целом. Автор критикует христианство, сравнивая его с коммунизмом. Он отмечает отсутствие «бунтарства» в отношении Римской империи и позволительность богатства. Сделан вывод, что конфликт империи и христианской общины заключался в том, что христиане хотели независимости от империи в таких сферах жизни, как мораль, семья и др. Автор критикует Тертуллиана и за отсутствие осуждения рабства – «страшнейшей язвы современного ему строя». Ниже статьи опубликована небольшая подборка (с заголовком «Отцы Церкви – защитники богатых») изречений святых отцов о нейтральности богатства самого по себе и о том, что есть как добрые, так и плохие бедняки[32]. Также в этой рубрике расположилась статья «Отцы и дети старообрядцев» об истории старообрядчества. В ней дан достаточно подробный исторический экскурс, рассматривающий не столько религиозную сторону вопроса, сколько классовую, сопровождающийся пренебрежительными замечаниями в адрес старообрядцев. Старообрядцы показаны религиозными фанатиками, сильно отставшими от жизни и упорно держащимися за свои традиции. В конце статьи дается описание того, как живет сейчас некогда старообрядческий поселок Вилково. На нескольких примерах автор показывает, как быстро сейчас «редеют ряды ревнителей древлего благочестия»[33]. А статья «Соловьи дальнего действия» повествует о Иване Гриньохе – выпускнике Львовской духовной семинарии, мигрировавшем на Запад и ставшем униатским капелланом. Подробно описываются связи Ивана с украинскими националистами и фашистами в годы Великой Отечественной, а после этого – с американской разведкой. Среди прочего автор упрекает Ивана и за совмещение служения Богу и доллару[34]. Завершает рубрику заметка «"Загадочное” племя» – об археологических находках в районе нижнего Дуная. Согласно ей, по христианскому обряду хоронились только знатные люди, а простые люди хоронились по языческому обряду. Отсюда предполагается вывод о чуждости христианства низшим классам славян X–XI веков[35]. Следует отметить, что под «толстым слоем» крайне предвзятой позиции авторов простые читатели все же могли найти исторические сведения об истории церкви. Следом, в рубрике «Зарубежные заметки», находится статья «”Ультраправые” под флагом религии», повествующая о религиозных организациях, придерживающихся «ультраправых» взглядов и выступающих за ядерную войну против Советского Союза[36]. Также здесь расположилась небольшая статья «Сайгонские крестоносцы», которая повествует о конфликте правящего прокатолического режима с буддистами во Вьетнаме. Автором резко осуждается как связь католиков с правящей верхушкой, так и методы борьбы с буддистами. Автор считает, что простые жители Вьетнама ненавидят католического архиепископа Нго Дин Тхука за служение маммоне, так как он контролирует значительный объем торговли во Вьетнаме[37]. Также в этой рубрике присутствует интервью с Олафом Клором, профессором из ГДР. В нем его расспрашивают об атеизме и религиозности. Из слов профессора следует, что число верующих в ГДР неуклонно сокращается, но надо продолжать вести атеистическую работу, особенно с молодежью[38]. В фельетоне «Много шума...» рассказывается о различных религиозных течениях (в том числе христианских), использующих музыку в проповеди. Автор насмехается над подобными методами, отмечает, что служат такие проповедники и Богу, и маммоне. В конце материала приведено изречение о том, что «люди ищут пути на небо по той простой причине, что они сбились с дороги на земле», и делается вывод, что весь этот «шум» для того, чтобы люди не нашли правильную дорогу[39]. Затем расположились две заметки. Первая – «Короткая память». В ней автор изобличает союз Ватикана и режимов Муссолини и Гитлера, а также осуждает католических иерархов за попытки исказить историю, представить все так, будто Ватикан всегда был против фашизма[40]. Вторая – «Тревожный вопрос», об опросе, проведенном в ФРГ одним католическим профессором. В результате выяснилось, что молодежь в большинстве своем либо не верит в Бога, либо относится к религии индифферентно. В конце заметки автор называет процесс «освобождения человечества от религиозных суеверий» великим и стихийным[41]. Далее, как и в первом рассмотренном журнале, следует рубрика «Атеизм – история и теория». Первая статья «О достоинстве христианства и недостоинстве христиан» рассказывает об одноименной концепции, появившейся в начале XX века как результат трудов религиозных философов Н. Бердяева, С. Булгакова, В. Розанова и др. Автор упрекает Бердяева в шовинизме, так как он много пишет о прегрешениях католиков, но почти ничего не пишет о православных, лишь ограничиваясь общим признанием имевших место быть «актов произвола и насилия». Далее автор вкратце описывает тезисы книги «О достоинстве христианства и недостоинстве христиан». Не вдаваясь слишком глубоко, автор резко их критикует и заявляет, что деяния Церкви неотделимы от идей, которые она несет, даже если при внимательном рассмотрении деяния противоречат идеям. Также стоит отметить, что в данной статье не упомянуто ни одного положительного дела христиан, а различные «прегрешения» даются без конкретики, общими словами: «травля передовых ученых», «помощь царизму» и т. п. Более того, автор пишет, что если открыть любую книгу по истории церкви, то нетрудно обнаружить «банкротство истин христианства, как только они переводятся в область конкретных действий». То есть христианство автором сводится к движению неких идеалистов, которые в реальности совершают лишь разные гнусности, и поэтому на самом деле оно недееспособно[42]. Здесь же опубликована статья «Там, где безмолвствует вечность» – о книгохранилище в Армении под названием Матенадаран. От рассказа о книгохранилище автор переходит к рассказу об Анании Ширакаци – армянском ученом VII века, создавшем в противовес христианскому учению свою теорию мироздания, а затем к рассказу о павликианстве и тондракийстве – еретических учениях, вылившихся в народные движения против власти и церкви. Автор сочувствует им и критикует власть и церковь, подавляющие эти движения. Таким образом, автор подводит к идее о лицемерии христианского учения[43]. В этом журнале появляется рубрика «Слово – писателям». Здесь расположилась заметка «Разговор с единомышленником». В ней автор сначала рассуждает об «обветшалости церковных канонов» и «однообразии и бессмысленности поповской жизни», а затем переходит к разным скандальным и нелицеприятным случаям из жизни священников. Но основная часть заметки посвящена визиту автора в церковь села Каменка. Автор пересказывает беседу с местным священником и несколькими пожилыми женщинами, находившимися в церкви. Автор уделяет внимание разным мелочам, например закрашенным фрескам в церкви, неприятным манерам женщин, мешавших разговору со священником. В конце заметки автор пишет, что жалеет попов, ведь у них нет коллектива как такового, а в селе они обречены на духовное обнищание[44]. Следом идет рубрика «Атеисты за работой». В пропагандистской статье «Школа Николая Сороко» в художественной форме повествуется о белорусском студенте семинарии, который попав в армию и пройдя там заочную школу, отрекается от своих прошлых взглядов и, встав на «верный путь», поступает после армии на филологический факультет Дрогобычского пединститута[45]. Также находим статью «Мимо цели», в которой автор размышляет о причинах неудачной антирелигиозной пропаганды в городе Клинцы. На примере «неправильной» работы с баптистами показано, что необходимо подходить к этому делу с углубленной подготовкой и делать это ненавязчиво и постепенно[46]. В рубрике «В мире книг» помещена заметка «Антикатихизис», где автор подробно рассматривает вышедшую книгу ренегата А.А. Осипова «Катихизис без прикрас». Особо отмечено, как Осипов противопоставляет православную веру коммунистическим идеям социализма. Примечательно, что автор «пытается» быть объективным относительно труда Осипова и критикует за излишнюю эмоциональность и страстность. Однако резюмирует: «А.А. Осипов написал нужную, содержательную, полезную книгу»[47]. Затем в журнале расположились две рубрики, которые отсутствуют в номере 1961 года, – «Странички календаря» и «Театр, кино». В первой рубрике опубликованы материалы, посвященные конкретным личностям и датам. Так, статья «Писатель-трибун» повествует о русском революционном деятеле поэте Николае Огареве[48]. Также в этой рубрике присутствует материал «Православный церковный календарь глазами атеиста», где разбираются жития святых Православной Церкви за декабрь. Автор постоянно подчеркивает вымышленность происходивших чудес в жизни праведников и ставит под сомнение само существование святых[49]. Рубрика «Театр, кино» завершающая. Здесь опубликована одна статья – «Легенда о Христе на широком экране». В ней рассматривается вышедший на экраны в 1959 году американский фильм «Бен-Гур» режиссера Уильяма Уайлера. Автор хвалит фильм за масштабность и зрелищность, но вменяет в недостаток идейную составляющую – «иллюстрируя церковные сказки о Христе», попытку внедрить в сознание зрителя идеи христианского смирения и всепрощения[50]. 3. Выводы Детально ознакомившись с двумя номерами пропагандистского журнала «Наука и религия», можно наблюдать следующее. Главные аргументы антирелигиозной работы сводились к тому, что религия – это пережиток прошлого, и объявленный путь Н.С. Хрущева к коммунизму предполагает полное ее искоренение. Остававшиеся в народе религиозные предрассудки объяснялись отставанием сознания простого народа от развития окружающего их бытия. Материальные условия меняются, а значит, изменится и мышление людей. Охотно авторы статей прибегают к естественно-научным достижениям, чтобы доказать несостоятельность религиозных верований. Верующие представляются религиозными фанатиками, отвергающими достижения современной науки. Намеренно формируется отрицательный облик Русской Православной Церкви, которой журнал уделяет особое внимание. Весьма часто используются примеры отречения от веры мирян и бывших священнослужителей. Часто статьи направлены на разоблачение аморального облика духовенства. Постоянно указывается на чисто прагматическую цель «церковников» – нажиться на своей пастве. Духовным лидерам вменяется «служение доллару». Периодически статьи ссылаются на опыт других стран, где показательно демонстрируется спад религиозности. Отдельно необходимо подчеркнуть, что данный журнал в своих материалах освещает основные направления антирелигиозной кампании Н.С. Хрущева. В целом следует отметить особую пристрастность всех материалов журнала. Они весьма предвзято и красочно пытаются представить религиозную жизнь как темную и безвыходную. Авторы часто очень наивно интерпретируют научные и исторические факты в пользу атеизма. В работах почти не встречаются ссылки на источники, непонятно, откуда взята информация, истинность которой вызывает сомнения. Религия постоянно противопоставляется науке. Несмотря на то что авторы постоянно заявляют объектом своей антирелигиозной деятельности мировоззренческие концепции, на деле неизменно обличают и высмеивают конкретных людей и их поступки. Едва ли можно представить человека, который бы, ознакомившись с журналом «Наука и религия», всерьез задумался о несостоятельности религиозных убеждений. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ Источники «Загадочное» племя // Наука и религия. 1963, №12. С. 35. Андрианов Ф. Приходите к нам еще // Наука и религия. 1961, №10. С. 84–87. Антонова О. Крики с тонущего корабля // Наука и религия. 1963, №12. С. 14–17. Балакина И. О достоинстве христианства и недостоинстве христиан // Наука и религия. 1963, №12. С. 50–52. Беляев В. Соловьи дальнего действия // Наука и религия. 1963, №12. С. 30–34. Бовин Г. Так рождались созвездия // Наука и религия. 1963, №12. С. 7–12. Валентинов А. Советское законодательство о культах // Наука и религия. 1961, №10. С. 89–92. Васильев Г. Много шума // Наука и религия. 1963, №12. С. 43–45. Викторина // Наука и религия. 1961, №10. С. 95. Вятский А. Школа Николая Сороко. // Наука и религия. 1963, №12. С. 66–70. Гладков К. Жив курилка! // Наука и религия. 1961, №10. С. 24–25. Горский С. Бизнес под угрозой // Наука и религия. 1961, №10. С. 52–53. Горский С. Сайгонские крестоносцы // Наука и религия. 1963, №12. С. 39–40. Зурабян Т. Там, где безмолвствует вечность // Наука и религия. 1963, №12. С. 53–57. Идов П. Трудный урок // Наука и религия. 1961, №10. С. 87–88. Икрамов К. Разговор с единомышленником // Наука и религия. 1963, №12. С. 58–65. Ильин И. Тревожный вопрос // Наука и религия. 1963, №12. С. 46–47. Каждан А. Сестры в золотом убранстве // Наука и религия. 1963, №12. С. 20–23. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК 1955. М.; Политиздат, 1983. Кривошеин В. Сказки о «священных» растениях и животных // Наука и религия. 1963, №12. С. 12. Мироненко А. Тревожные времена // Наука и религия. 1961, №10. С. 53. Михайлов М. Мимо цели // Наука и религия. 1963, №12. С. 74–75. Наука и религия. 1961, №10. С. 4. Наука и религия. 1963, №12. С. 1. Нестурх М. Первые люди на земле // Наука и религия. 1961, №10. С. 15–23. Олаф К. Интервью // Наука и религия. 1963, №12. С. 41–42. Павлов В. На службе американских монополий. // Наука и религия. 1961, №10. С. 48. Палкин М. Мигель Сервет // Наука и религия. 1961, №10. С. 77–78. Панова В. Писатель — трибун // Наука и религия. 1963, №12. С. 82–84. Пивоварова Е. На пороге новой жизни // Наука и религия. 1961, №10. С. 40–41. Пирогов Е. Ультраправые под флагом религии. // Наука и религия. 1963, №12. С. 36–38. Постановления ЦК КПСС // Наука и религия.1960, №3. С. 36. Православный церковный календарь глазами атеиста // Наука и религия. 1963, №12. С. 86–87. Пульс планеты // Наука и религия. 1963, №12. С.18–19. Семенов М. Легенда о Христе на широком экране // Наука и религия. 1963, №12. С. 88–90. Смирнов Ф. Пушистый предсказатель природы // Наука и религия. 1963, №12. С. 17. Тендряков В. Чрезвычайное происшествие // Наука и религия. 1961, №10. С. 54–76. Факты обличают // Наука и религия. 1961, №10. С. 47. Федотов П. Антикатихизис // Наука и религия. 1963, №12. С. 81. Черепахова Э. Человек человеку — друг // Наука и религия. 1961, №10. С. 82–84. Шейнман М. Короткая память // Наука и религия. 1963, №12. С. 45. Шпринк В. Писатель осуждает // Наука и религия. 1961, №10. С. 93–94. Эффель Ж. Операция Евы // Наука и религия. 1961, №10. С. 26–27. Большая советская энциклопедия. М.1978, т. 17. С. 372. Соломон (Исецкий) Г. А. Среди красных вождей. М., 1995. С. 307. Литература Электронные ресурсы: Записка Отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам «О недостатках научно-атеистической пропаганды» № 39. [Электронный ресурс]. URL:https://rusoir.ru/03print/03print-02/03print-02-239/ (дата обращения 20.04.2021). Русь уходящая: Рассказы митрополита Питирима / сост. Т. Л. Александрова Т. В. Суздальцева [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/fiction/rus-uxodyashhaya-rasskazy-mitropolita/ (дата обращения 14.04.2020). Минкин С. Наука и религия. [Электронный ресурс]. URL: https://proza.ru/2010/04/06/614 (дата обращения 20.04.2021). [1]№ 39 Записка Отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам «О недостатках научно-атеистической пропаганды» [Электронный ресурс]. URL: https://rusoir.ru/03print/03print-02/03print-02-239/ (дата обращения 20.04.2021). [2] Постановления ЦК КПСС // Наука и религия.1960, №3. С. 36. [3] Соломон (Исецкий) Г. А. Среди красных вождей. М., 1995. С. 307. [4] Большая советская энциклопедия. М.1978, т. 17. С. 372. [5] Наука и религия. 1961, №10. С. 4. [6] Там же. С. 4. [7] Там же. С. 5. [8] КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК 1955. М.: Политиздат, 1983. С. 344. [9] Гладков К. Жив курилка! // Наука и религия. 1961, №10. С. 24–25. [10] Эффель Ж. Операция Евы // Наука и религия. 1961, №10. С. 26–27. [11] Нестурх М. Первые люди на земле // Наука и религия. 1961, №10. С. 15–23. [12] Пивоварова Е. На пороге новой жизни // Наука и религия. 1961, №10. С. 40–41. [13] Факты обличают // Наука и религия. 1961, №10. С. 47. [14] Павлов В. На службе американских монополий // Наука и религия. 1961, №10. С. 48. [15] Мироненко А. Тревожные времена // Наука и религия. 1961, №10. С. 53. [16] Горский С. Бизнес под угрозой // Наука и религия. 1961, №10. С. 52–53. [17] Тендряков В. Чрезвычайное происшествие // Наука и религия. 1961, №10. С. 54–76. [18] Палкин М. Мигель Сервет // Наука и религия. 1961, №10. С. 77–78. [19] Черепахова Э. Человек человеку – друг // Наука и религия. 1961, №10. С. 82–84. [20] Андрианов Ф. Приходите к нам еще // Наука и религия. 1961, №10. С. 84–87. [21] Идов П. Трудный урок // Наука и религия. 1961, №10. С. 87–88. [22] Валентинов А. Советское законодательство о культах // Наука и религия. 1961, №10. С. 89–92. [23] Шпринк В. Писатель осуждает // Наука и религия. 1961, №10. С. 93–94. [24] Викторина // Наука и религия. 1961, №10. С. 95. [25] Наука и религия. 1963, №12. С. 1. [26] Бовин Г. Так рождались созвездия // Наука и религия. 1963, №12. С. 7–12. [27] Кривошеин В. Сказки о «священных» растениях и животных // Наука и религия. 1963, №12. С. 12. [28] Антонова О. Крики с тонущего корабля // Наука и религия. 1963, №12. С. 14–17. [29] Антонова О. Крики с тонущего корабля // Наука и религия. 1963, №12. С. 15. [30] Смирнов Ф. Пушистый предсказатель природы. Наука и религия. 1963, №12. С. 17. [31] Пульс планеты. Наука и религия. 1963, №12. С. 18–19. [32] Каждан А. Сестры в золотом убранстве. Наука и религия. 1963, №12. С. 20–23. [33] Маят Е. Отцы и дети // Наука и религия. 1963, №12. С. 24–29. [34] Беляев В. Соловьи дальнего действия // Наука и религия. 1963, №12. С. 30–34. [35] «Загадочное» племя // Наука и религия. 1963, №12. С. 35. [36] Пирогов Е. Ультраправые под флагом религии // Наука и религия. 1963, №12. С. 36–38. [37] Горский С. Сайгонские крестоносцы // Наука и религия. 1963, №12. С. 39–40. [38] Олаф К. Интервью // Наука и религия. 1963, №12. С. 41–42. [39] Васильев Г. Много шума // Наука и религия. 1963, №12. С. 43–45. [40] Шейнман М. Короткая память // Наука и религия. 1963, №12. С. 45. [41] Ильин И. Тревожный вопрос // Наука и религия. 1963, №12. С. 46–47. [42] Балакина И. О достоинстве христианства и недостоинстве христиан // Наука и религия. 1963, №12. С. 50–52. [43] Зурабян Т. Там, где безмолвствует вечность // Наука и религия. 1963, №12. С. 53–57. [44] Икрамов К. Разговор с единомышленником // Наука и религия. 1963, №12. С. 58–65. [45] Вятский А. Школа Николая Сороко // Наука и религия. 1963, №12. С. 66–70. [46] Михайлов М. Мимо цели // Наука и религия. 1963, №12. С. 74–75. [47] Федотов П. Антикатихизис // Наука и религия. 1963, №12. С. 81. [48] Панова В. Писатель-трибун // Наука и религия. 1963, №12. С. 82–84. [49] Православный церковный календарь глазами атеиста // Наука и религия. 1963, №12. С. 86–87. [50] Семенов М. Легенда о Христе на широком экране // Наука и религия. 1963, №12. С. 88–90. Источник: Секретарев С. А. Антирелигиозная пропаганда в журнале «Наука и религия» в период хрущевских гонений // Церковный историк. 2022. No 1 (7). С. 202-217. DOI: 10.31802/CH.2022.7.1.014
Образование и Православие / Источник - https://bogoslo... |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 734 |