Опубликовано 11.04.2021 в рубрике  Публикации по истории Церкви
 

Кронштадтские пастыри: «Не агитировали за советскую власть»



 

Наталья Иртенина


Всякая революция — огненная саламандра, кусающая саму себя за хвост. В истории российской революции отгрызание хвоста началось с восстания в цитадели Балтфлота — Кронштадте — под лозунгом «За Советы без большевиков». В марте 1921 г. «краса и гордость революции», балтийские матросы, большие мастера революционной резни, выдвинули собственные требования к ленинскому правительству. Свое выступление против разрушительной для страны политики военного коммунизма они назвали «третьей революцией». «Авантюра», как именовали восстание большевики, была утоплена в крови не только его непосредственных участников, но и гражданского населения города-крепости.

Для истории Русской Церкви те трагические события столетней давности представляют свой интерес. В кронштадтском витке красного террора весной 1921 г. отношения богоборческой советской власти и Церкви после трех с лишним лет антицерковной политики большевизма начинают принимать неожиданный оборот…

Стоит напомнить, что история Гражданской войны с самого начала, с зимы 1917/18 года, полна народных выступлений и восстаний против самозванно утверждавшейся власти Коммунистической партии большевиков. Масштабы их по охвату территорий совершенно различны — от сельского прихода, рабочего поселка или маленького городка в глубинке до настоящих крестьянских войн, как тамбовская, поволжские или западно-сибирская. При подавлении восстаний большевистская власть всегда действовала одинаково в отношении тех, кого автоматически, независимо от реального участия, записывала в зачинщики — духовенства, служащих царского времени, купцов, интеллигенции и прочей «буржуазии». Представители этих сословий всегда и везде становились заложниками, которых убивали, не усердствуя в доказательстве вины. При подавлении Кронштадтского восстания события развивались по тому же сценарию.

После 18 марта, когда Кронштадт был взят красными войсками, в городе среди прочих оказались арестованы несколько священнослужителей и некоторое количество мирян, членов приходских советов. В течение десяти дней шестерых из них расстреляли. Вот их имена: настоятель Морского Николаевского собора протоиерей Василий Братолюбов; протоиерей Богоявленского собора Григорий Поспелов (причислен к лику святых новомучеников); настоятель Крепостного Владимирского собора протоиерей Иоанн Невдачин; священник из причта Морского и Богоявленского соборов Николай Ложкин; участник Поместного собора Русской Православной Церкви 1917—1918 гг. псаломщик Морского Николаевского и Богоявленского соборов Владимир Велицкий; председатель церковно-приходского совета Морского Николаевского собора, капитан I ранга, начальник Машинной школы Балтфлота  и редактор «Кронштадтского морского вестника» Осип Иванович Деркаченко. Все они были убиты за мнимое участие в кронштадтском восстании. Еще нескольких человек из причта и прихода Морского собора приговорили к пяти годам заключения. Позднее, летом 1921 и особенно в 1922 г., когда проводилось массовое выселение жителей из Кронштадта как «неблагонадежных элементов», из города было изгнано множество священнослужителей и прихожан кронштадтских церквей. При том надо отметить, что часть кронштадтского духовенства при штурме города 18 марта ушла по льду залива в Финляндию вместе с матросами, офицерами и частью гражданского населения (всего около 8 тыс. человек), справедливо опасаясь бессудных расправ. В ином случае число священнослужителей и активных мирян — жертв красного террора могло быть в разы больше.

В чем их обвиняли? При отсутствии фактов большевистская карательная машина действовала как обычно в таких случаях: обвинения были расплывчаты и сводились к тому, что арестованный служитель Церкви враждебен советской власти и является «ярым белогвардейцем». Как было написано в заключении по делу протоиерея Григория Поспелова, он «был недо­во­лен со­вет­ской вла­стью, что и да­ет по­вод по­до­зре­вать его в аги­та­ции». На допросах священников спрашивали, произносили ли они во время кронштадтских событий проповеди антисоветского содержания. В сохранившихся допросных листах протоиереев Григория Поспелова и Иоанна Невдачина оба отрицают приписываемую им агитацию «с амвона». Свое отношение к восстанию матросов оба определяют как безразлично-нейтральное. Но агитацией против советской власти в подобных случаях считалось также участие священнослужителей в церковных молебнах — в данном случае это было отпевание 14 погибших во время первого штурма Кронштадта 9 марта. Заупокойная служба прошла торжественно, присутствовали многие из кронштадтского духовенства и толпа народа. Священнослужители исполняли лишь свои обычные пастырские обязанности: как свидетельствовал на допросе протоиерей Георгий Поспелов, они не произносили на похоронах проповеди, не ходили «про­во­жать про­цес­сию на мо­ги­лы», не было даже церковного звона. В общем все как обычно в то время — расстреляли наиболее авторитетных пастырей за просто так.

Надо подчеркнуть, что все эти годы советская власть с великим подозрением относилась даже к тем церковнослужителям, которые выражали лояльное отношение к ней. Как сообщил на допросе протоиерей Григорий Поспелов, «к со­вет­ской вла­сти я от­но­сил­ся доб­ро­со­вест­но, ис­пол­нял все ее де­кре­ты с точ­но­стью, ни­ка­кой аги­та­ции не вел да­же тогда, ко­гда по­лу­чал ми­ни­маль­ный па­ек в чет­верть фун­та хле­ба». Разумеется, оставаться равнодушными к безбожному и кровожадному духу новой власти, к насилиям, попыткам ограбления и осквернения храмов, к ожесточенному междоусобию они не могли. Речь здесь идет не об одном Кронштадте, а о духовенстве всей России. Но, как правило, их противодействие озверению и развращению народа сводилось к проповедям в храмах. Пастыри-миротворцы призывали не предавать Христа, следовать евангельским заповедям, не обагрять руки в крови соотечественников, не участвовать в гражданской войне. Многие священники старались вовсе обходить стороной политику, не обострять и без того напряженную обстановку. Как писал о своих собратьях один уральский священник, «приходские пастыри… всеми силами старались удержать свою паству от всяких враждебных выступлений против… власти… политические темы в церковных поучениях не затрагивались…». Не все поступали так, были и воинственные священники, призывавшие к политическому, вооруженному сопротивлению, но большинство все же старалось следовать словам патриарха Тихона: «Памятуйте же, отцы и братия, и канонические правила, и завет св. Апостола: "блюдите себя от творящих распри и раздоры”, уклоняйтесь от участия в политических партиях и выступлениях» («Послание патриарха Тихона о невмешательстве в политическую борьбу» от 8 октября 1919 г.).

Однако советская власть хотела от духовенства не просто лояльного отношения и равнодушного подчинения, но активного противодействия врагам оной власти. И это свое желание сама советская власть четко осознала как раз к концу Гражданской войны.  Вот оно — то новое в отношении богоборцев-большевиков к духовенству, чего не наблюдалось, пока шла активная фаза Гражданской войны. Нейтралитета теперь было мало, Церковь должна была начать верноподданическое служение политике коммунизма.

Уже в первом пункте обвинения членов причта и приходского совета Морского собора Кронштадта звучит это требование к Церкви — противодействовать врагам советской власти. Протоиерей Василий Братолюбов, священник Николай Ложкин и председатель совета собора О. И. Деркаченко были обвинены в том, что не противились установке в куполе Морского собора наблюдательного пункта, оборудованного там восставшими матросами. Не содействовали, а лишь не противились! Что такое сопротивление вооруженным революционным матросам, надо полагать, духовенство Кронштадта хорошо знало еще со времен мартовской массовой резни офицеров 1917 г. А в 1921 г. восстание против большевиков подняли все те же революционные матросы Балтфлота, разве что отчасти с другими именами. «Принятие мер» против них безоружными клириками было бы абсолютно бесполезно. Тем не менее чекисты, допрашивавшие арестованных священников, требовали от них образа действий партизан в тылу врага.

Второй пункт обвинения еще интереснее: клирики Морского собора были приговорены к казни также за то, что во время церковных служб не вели пропаганду среди верующих в поддержку большевистской власти. Со стороны большевиков, вот уже три с половиной года озабоченных ликвидацией религии, вытеснением Церкви из всех сфер жизни советского государства, это, на первый взгляд, нелогично. Но логика у чекистов была и вполне железная. Эти три с половиной года насилий и террора новой власти показали, что Русская Церковь, несмотря на тысячи убитых священнослужителей и мирян, не поддается запугиванию, не прогибается и не ломается под жесточайшим давлением. Ее не удается уничтожить быстрым наскоком, как не удаются и попытки умалить ее авторитет (на что была направлена, к примеру, вульгарная кампания по вскрытию мощей в 1920 г.). Для большевистской верхушки стало неприятным открытием, что, несмотря на красный террор и вопреки их представлениям о Церкви как служанке государства в позе «чего изволите?», Церковь не предлагает советскому правительству свои услуги, не идет на сотрудничество. А такие услуги за время Гражданской войны сделались для советской власти желательными. Весь ход войны показал, что огромные массы народа не принимают политику насильственного коммунизма и сопротивляются ей с оружием в руках. Авторитет РКП(б) к концу войны упал до нуля. Одно за другим по стране вспыхивали восстания «за советскую власть без коммунистов». Ленинское правительство остро нуждалось хоть в какой-то поддержке со стороны. Таким моральным авторитетом для народа могла, в теории, стать подневольная «красная церковь», во всем покорная большевистской власти.

Именно с начала 1920-х гг. коммунисты начали реализовывать в отношении Церкви известный принцип: не можешь уничтожить — возглавь. Отделив Церковь от государства, оное советское государство в конце концов само с потрохами влезло в Церковь, пытаясь управлять ею в своем безбожном духе. Во времена Кронштадтского восстания это были еще неотрефлексированные, спонтанные мысли и действия, политикой же советского правительства они стали с 1922—1923 гг., когда был инициирован обновленческий раскол и создана обновленческая «красная церковь», а на патриарха Тихона во время его годового ареста было оказано чудовищное давление.

Коммунистическая идеология определяла Церковь, с одной стороны, как орудие подавления и усмирения народных масс, с другой — как инструмент укрепления государственной власти. В соответствии с этим воззрением  большевики хотели сделать Церковь таким инструментом для себя — до тех пор пока была в этом нужда и пока Церковь невозможно было задушить. Инструмент должен был совершать моления о советской власти и ее вождях, давать благословение ее политике, транслировать с амвона проповеди о богоустановленности коммунистической власти с восхвалениями ее. Кое-что из этого было действительно навязано Церкви в 1920-х гг. Логическим итогом должно было стать обожествление советской власти и ее первых лиц — к чему вскоре эта власть и пришла, но, разумеется, без помощи духовенства.

Русская Православная Церковь не могла обеспечить ни моральную, ни политическую поддержку богоборческого режима. Одна из самых далеко зашедших попыток советской власти в этом направлении — использование Церкви как инструмента геополитики Сталиным после Великой Отечественной войны — как известно, окончилась ничем, вернее, новым усилением репрессий против духовенства. Погибшие в марте 1921 г. церковнослужители Кронштадта приняли мученическую кончину не потому, что стали случайными щепками от вырубаемого леса, а потому, что до конца исполнили свой христианский и священнический долг.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 694


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (17)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930