Опубликовано 23.07.2020 в рубрике  Публикации по истории Церкви
 

Красные жернова. Гонения на Церковь в УССР в годы «Большого террора». Ч. 5


Механизм репрессий против Церкви в Украине в 1937–1938 гг. Продолжение. Начало здесь.
 
Православная церковь в советский период стала жертвой целенаправленных, идейно-политически «обоснованных», организационно системных гонений, апофеозом которых стал Большой террор 1937–1938 годов. Церковь стала одним из основных объектов государственного насилия, оперативно-репрессивной деятельности спецслужб, понесла огромный физический урон. Как отметил Предстоятель Украинской Православной Церкви, Блаженнейший Онуфрий, Митрополит Киевский и всея Украины, «в истории нашей Церкви началась новая эпоха, которая ознаменовалась богоборческими гонениями на веру, жсточайшими репрессиями и физическим уничтожением епископата, духовенства, монашества и мирян за одно лишь имя Христово»[1]. В этой части нашего материала мы начинаем анализ механизма деятельности органов госбезопасности по «разработке» и репрессированию верующих в Украинской ССР.

Вопреки «духу нашей Конституции»

Как отмечалось в нашей предыдущей публикации, 30 июня 1937 г. оперативный приказ № 00447 НКВД СССР  «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов»  (тогда же получивший неформальное название «кулацкая операция») стал основой «Большого террора» в СССР (условная датировка – август 1937-ноябрь 1938 гг.). Репрессированию, в частности, подлежали ранее осужденые лица, якобы ведшие «антисоветскую деятельность» в местах заключения.  Развернулась «чистка» (расстрелы) в лагерях и тюрьмах по доносам агентуры лагерных «оперчастей» и новым сфабрикованным делам, жертвами которых стало немало иерерархов и священослужителей, иные из них были лишены свободы еще в конце 1920-х и получали продления неволи под разными предлогами.

Приказ отнес к контингенту преследуемых «осевших на селе» и находившихся в лагерях «церковников» (в т.ч. клир и церковный актив РПЦ) и «сектантов» в категорию враждебных антисоветских элементов, «зачинщиков» политических преступлений и диверсионных актов. Приказ требовал приступить с 5 августа 1937 г. к репрессированию указанных в нем категорий граждан.

Маховик беззакония лишь раскручивался, поскольку представителей «церковно-сектантской контрреволюции» подвергали гонениям по сфабрикованным обвинениям и ранее. Если за 1936 – первый квартал 1937 гг. в УССР арестовали 298 и осудили из них 260 представителей «церковно-сектантской контрреволюции»  (включая 24 священнослужителей, 6 монахов и 54 мірян канонической Православной церкви), то в январе – ноябре 1937 г. по ряду областей арестовали  представителей клира и мірян РПЦ: по Киевской области – 602; Харьковской – 690; Донецькой – 299; Одесской – 471. Всего же за этот период в Украинской ССР (в тогдашних границах, включая Молдавскую автономную ССР) подвергли репрессиям по религиозному признаку 5388 граждан[2].          

Рассматривая гонения на Церковь, следует остановиться на таком парадоксальном моменте. Дело в том, что согласно конституционным нормам Союза ССР, религиозная принадлежность или вероисповедание как таковое не могли быть в принципе основанием для религиозного преследования и иных притеснений. Утвержденная Чрезвычайным VIII съездом Советом Союза ССР 5 декабря 1936 года Конституция СССР гарантировала гражданам весь комплекс основных свобод и прав.         

Значение этого Основного закона не следует нигилистически преуменьшать. По новой Конституции, например, уходили в прошлое гражданско-политические ограничения, обусловленные социальным происходжением человека (пресловутой принадлежностью до 1917 г. к «эксплуататорским классам», категории «бывших людей», куда относили и православное духовенство как представителей, увы, одного из государственных ведомств Российской империи синодального периода).           

Статья 124 Конституции гласила: «В  целях  обеспечения  за  гражданами  свободы совести церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признаются за всеми гражданами». Статьи 122 и 123 устанавливали равенство граждан по различным критериям. Статья 125 декларировала: «В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления  социалистического  строя гражданам СССР гарантируется законом:

а) свобода слова;
б) свобода печати;
в) свобода собраний и митингов;
г) свобода уличных шествий и демонстраций…».         

Для учета общественных настроений стоит напомнить, что в период подготовки проекта Конституции в постоянную Комиссиию по делам религиозных культов при ЦИК СССР шел поток «настойчивых» обращений верующих – аппелируя к соответствующим статьям проекта, они требовали открытия храмов, свободы проведения крестных ходов, молебнов, открытия религиозных обществ. Вместе с тем, сыпались радикальные предложения о полном устранении религии, предупреждения о том, что «всякое отступление в вопросе ликвидации церквей вызовет новое оживление монашеского и поповского элемента». В докладе о новой Конституции И.Сталин, комментируя внесенные поправки о «запрете отправления религиозных обрядов», заявил: «Я думаю, что эту поправку следует отвергнуть как не соответствующую духу нашей Конституции». Так же глава партии большевиков отверг поправки к ст. 135-й с предложением «лишить избирательных прав служителей культа…, всех бывших людей» – «эксплуататорские классы уничтожены, а Советская власть превратилась в непобедимую силу», пришло время пересмотреть соответствующие нормы…[3].            

Для реалистического понимания сущности произошедшего доведется сделать авторское отступление. Отметим, что ко дню принятия Конституции 1936 г. и со времени окончания Гражданской войны и «белого террора»[4] как одной из ее составляющих, прошло не более 15 лет. Для социальной памяти вообще не срок. Были живы, физически вполне «боеспособны» миллионы активных участников основных противоборствующих военно-политических лагерей, различных повстанческих движения, свирепо воевавших против любой попытки установить над селом административный контроль, и чья садистическая жестокость и безудержная разбойничья «вольница» приводила в ужас современников-очевидцев деяний ныне романтизируемых «отаманів Холодного яру»[5].

«Печать антихриста», но не ИНН

Канун «Большого террора» госбезопасность отметила кампанией по борьбе с «антисоветской деятельность попов и церковников, направленной к срыву и дисредитации Всесоюзной переписи населения». Показательные факты о ней можно встретить в докладе от 5 января 1937 г. главе НКВД Украины Всеволоду Балицкому от начальника Одесского областного УНКВД, старшего майора госбезопасности (генерал-майора) Александра (Абрама) Розанова (Розенбардта, расстрелянного уже 8 сентября того же года)[6].

Документ интерес отражением настроений населения, трезвого понимания им международных событий, предчувствия войны, грянувшей в 1941-м, и традиционных апокалиптических страхов, за разговоры о которых тогда можно было реально и быстро поплатиться. На селе, сообщали чекисты, ширятся слухи о том, что перепись населения – предвестник скорой войны. Принявшие в ней участие получают «печать антихриста». Колхозница Ульяна Шелудько заверяла сельчан: «Всех перепишут, а потом будут ложить на всех печать антихриста». Тех, кто пройде перепись – большевики «запишут в свою веру». Правда, бытовали и другие соображения. Колхозница Рожкова наоборот, призывала принять участие в переписи, записываться верующими, тогда «вернут нам все церкви». «Церковник» (активный верующий) Матвей Шаповал считал, что «хоть и власть жидовская, и вера жидовская», а все равно он будет «писаться православным».

Зафиксировано немало высказываний местных священников. В Вознесенском районе якобы «вскрыта группа попов», занимавшихся «антисоветской агитацией», двое священников арестованы. Так, арестованный «поп Сандуленко» считал, что скоро начнется война с Гитлером, он займет всю Украину и «все некрещеные дети буду истреблены», приближаются «ужасные народные бедствия». «Поп Александр Суворов» считал, что война в Испании[7] приведет к поражению в будущем конфликте и распаду советской власти.

«Конституционное право» от НКВД

Однако куда более беспокоило спецслужбу и власти заметное оживление религиозной деятельности и ожиданий народом изменений к лучшему в сфере государственно-церковных отношений, связанные с принятием новой Конституции СССР. Вряд ли будет преувеличением считать, что этот явно неожидавшийся властью подъем религиозных чувств и правосознания людей стал одним из стимулов усилений гонений и террора против Церкви и религии  в целом, широкие возможности для которых и открыла упомянутая «кулацкая операция».

Сам тон и содержанием чекистских документов свидетельствуют, что конституционные нормы о свободе вероисповедания, с энтузиазмом воспринятые клиром и верующими, спецслужбой рассматривались как опасное «контрреволюционное» деяние, а об имплементации норм свободы совести партаппарат и НКВД и слышать не желали.

7 апреля 1937 г. упомянутый А.Розанов докладывал в Киев[8] о «ликвидации ряда дел» (что на чекистском сленге означало аресты участников сфабрикованных НКВД дел о различных «антисоветских организациях»). Всего в Одесской области в связи с этим, за решетку попало свыше 50  «активных участников контрреволюционных церковных и сектантских организаций». «Вина» этих граждан, вдумаемся, состояла в том, что они всерьез восприняли положения нового Основного закона и «пытались использовать в контрреволюционных целях Сталинскую Конституцию».
В качестве одного из примеров приводился Велико-Висковский район (современная Кировоградская область), где «поп Семенов», псаломщик Витвицкий и староста Примишко в доме колхозницы Саенко провели трехдневное моление и крещение детей дошкольного возраста. Прибывшим разгонять моление представителям сельсовета оказали сопротивление и подчеркивали, что действуют по новой Конституции.
Документ конкретизировал основные проявления возрастания нежелательной активности верующих:

подготовка «открытых выступлений» (кстати, тоже дарованных Конституцией!) «религиозников» с требованиям «открытия новых церковных и сектантских организаций», а также – «проведения в Советы своих людей»;
массовое проведение служб и треб на дому у колхозников;
усиление влияния Православия на молодежь, резкий рост крещений детей школьного возраста;
возастание религиозности в немецких национальных районах и колониях (где, понятно, «ожидали прихода Гитлера»;

На этом фоне – «совершенное бездействие» Союза воинствующих безбожников и партийной прессы, неспособность переоборудовать под «культурные учреждения» свыше сотни ранее закрытых храмов области.

Показательны и факты, изложенные в докладной записке (20 апреля 1937 г.) Киевского областного управления (КОУ) НКВД наркому В.Балицкому «Об агентурно-оперативной деятельности VI отделения IVотдела КОУ (церковно-сектантская контрреволюция)»[9]. Документ также фиксирует «заметное усиление деятельности церковников и сектантов в 1936 и первом квартале 1937 года» (т.е. в период обсуждения проекта и принятия Конституции СССР, ее изучения на местах). Отмечалось, что изгнанные из Киева в ходе «паспортизации» священники, монахи, проповедники осели в Житомире, Черкассах, Белой Церкви, Умани и других городах области (в ее тогдашних границах) проводят «энергичную организационную работу» среди верующих, призывая их направлять конституционно обоснованные обращения в местные органы власти и ЦИК (предтечу Верховного Совета) УССР с просьбами об открытии ранее закрытых храмов (в 1936 г. по области – 336) и свободы отправления религиозных обрядов. Особую активость проявляют «фанатично-настроенные женщины».

Своеобразную «программу действий» в свете новых конституционных норм очертил (как сообщалось в приведенном здесь отчете Киевского УНКВД) Игнатий Сергиенко, «домовладелец Никольско-Слободской церкви г.Киева», бывший член «Союза русского народа»[10]. «Если будут выборы по новой Конституции, – говорил он в присутствии конфидента НКВД, – нужно стараться бойкотировать всех коммунистов, начиная с тт. Сталина, Калинина и Молотова. Мы должны к выборной кампании подобрать своих людей – русских, верных родине и православию. Таких людей, которые бы прислушивались к голосу селян и всех обездоленных».

Чекисты честно фиксировали массовые нарушения прав верующих, еще более радикализовавшие ситуацию. При закрытии храмов и молитвенных домов представители райисполкомов и сельсоветов действовали грубо, «нанося оскорбления верующим, выбрасывая и ломая иконы, престолы, кресты, хоругви» на глазах у «церковников».

Разумеется, были приняты меры, в 11 районах области (путем агентурных мероприятий) выступления удалось локализовать, выявить и задержать инициаторов. Заведено 16 групповых дел, по которым в уголовном порядке осуждено 48 человек (не считая, видимо, административных наказаний). Всего в столичной области арестам по упомянутым «проявлениям» тогда подвергли 84 представителя Православной церкви и 142 протестанта различных течений.

О чем свидетельствуют секретные документы госбезопасности? Получается, что принятие вполне демократических норм Конституции СССР о свободе совести и гражданской самодеятельности людей резко (и неожиданно!) оживило подспудную религиозность жителей Украины – и это после примерно 15 лет усиленного наступления государства на Церковь! Более того, население продемонстрировало не только желание жить полноценной жизнью во Христе, но и мирную внепартийную самоорганизацию – вплоть до намерений создания «православной фракции» в местных органах советской власти. Власти с беспокойством увидели реальную картину настроений и «среза сознания» людей. Не удивительно, что через несколько месяцев в общем потоке беззакония такими настойчивыми (почти треть случаев!) стали обращения партийных органов в ЦК ВКП (б) о включении в «контингент» жертв «кулацкой операции» клириков и верующих.

Дмитрий Веденеев, доктор исторических наук

Примечания:

1. «Новомученики і сповідники своїм подвигом ствердили віру» // Священномученик Володимир (Богоявленський) і початок гонінь на Православну Церкву в ХХ столітті. Матеріали Міжнародної наукової конференції (7-8 лютого 2018 р., Свято-Успенська Києво-Печерська Лавра). К.: Фенікс, 2019.С.30
2. ОГА СБУ, ф.16, оп.30 (1951 р.), д. 68, л. 14-15, 118.
3. Одинцов М.И. Патриарх Сергий. М.: Молодая гвардия, 2013. С.275–276.
4. О «белом терроре» Добровольческой армии А.Деникина в Украине см. подробнее: Політичний терор і тероризм в Україні. ХІХ – ХХ ст. Історичні нариси. К.: Наукова думка, 2002. С. 161–177.
5. Мемуаристы описывают, как тысячи возов с вооруженными крестьянами со домочадцы врывались в «бесхозные» города и грабили напропалую. Горожане молились о приходе белых или красных, чей террор все-таки имел определенную «упорядоченность». Отмечается невероятный садизм крестьян при выборе способов умерщвления даже заподозренных в сочувствии к «красным», типа распиливания пилой или разможжения гениталий.
6. ОГА СБУ, ф.16, оп.30 (1951 р.), д. 68, л. 1–5.
7. Имелась в виду гражданская война в Испании 1936–1939 гг, когда СССР оказывал большую военную помощь республиканскому правительству, а Германия и Италия – франкистам.
8. ОГА СБУ, ф.16, оп.30 (1951 р.), д. 68, л. 7–9.
9. ОГА СБУ, ф.16, оп.30 (1951 р.), д. 68, л. 9–14.
10. Консервативная промонархическая массовая общественная организация в царской России (1905–1917 гг.), выступавшая против революционного движения и левой идеологии. В Киеве и украинских губерниях действовали наиболее мночисленные организации Союза. Среди членов Союза – немало известных ученых, писателей, священослужителей и архиереев РПЦ, включая будущих Патриархов Тихона и Алексия І. Ряд членов СРН стали жертвами радикального террора еще в период революции 1905–1907 гг. и последующие годы. С 1918 по отношению к «черносотенцам» велся целенаправленный «красный террор», они являлись одним из приоритетных объектов розыска и репрессий органов ОГПУ-НКВД.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.

Образование и Православие / Источник - https://pravlif...

Читайте также:

20.08.2020 - Красные жернова. Гонения на Церковь в УССР в годы «Большого террора». Ч. 7

31.07.2020 - Красные жернова. Гонения на Церковь в УССР в годы «Большого террора». Ч. 6

10.07.2020 - Красные жернова. Гонения на Церковь в УССР в годы «Большого террора». Ч. 4

23.06.2020 - Красные жернова. Гонения на Церковь в УССР в годы «Большого террора». Ч. 3

06.06.2020 - Красные жернова. Гонения на Церковь в УССР в годы «Большого террора». Ч. 1

 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 1235

Ключевые слова: Кра

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Декабрь 2024 (9)
Ноябрь 2024 (22)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031