|
||||||||||||||
Красные жернова. Гонения на Церковь в УССР в годы «Большого террора». Ч. 5Механизм репрессий против Церкви в Украине в 1937–1938 гг. Продолжение. Начало здесь. Православная
церковь в советский период стала жертвой целенаправленных,
идейно-политически «обоснованных», организационно системных гонений,
апофеозом которых стал Большой террор 1937–1938 годов. Церковь стала
одним из основных объектов государственного насилия,
оперативно-репрессивной деятельности спецслужб, понесла огромный
физический урон. Как отметил Предстоятель Украинской Православной
Церкви, Блаженнейший Онуфрий, Митрополит Киевский и всея Украины, «в
истории нашей Церкви началась новая эпоха, которая ознаменовалась
богоборческими гонениями на веру, жсточайшими репрессиями и физическим
уничтожением епископата, духовенства, монашества и мирян за одно лишь
имя Христово»[1]. В этой части нашего материала мы начинаем анализ
механизма деятельности органов госбезопасности по «разработке» и
репрессированию верующих в Украинской ССР.
Вопреки «духу нашей Конституции»Как отмечалось в нашей предыдущей публикации, 30 июня 1937 г. оперативный приказ № 00447 НКВД СССР «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов» (тогда же получивший неформальное название «кулацкая операция») стал основой «Большого террора» в СССР (условная датировка – август 1937-ноябрь 1938 гг.). Репрессированию, в частности, подлежали ранее осужденые лица, якобы ведшие «антисоветскую деятельность» в местах заключения. Развернулась «чистка» (расстрелы) в лагерях и тюрьмах по доносам агентуры лагерных «оперчастей» и новым сфабрикованным делам, жертвами которых стало немало иерерархов и священослужителей, иные из них были лишены свободы еще в конце 1920-х и получали продления неволи под разными предлогами. Приказ отнес к контингенту преследуемых «осевших на селе» и находившихся в лагерях «церковников» (в т.ч. клир и церковный актив РПЦ) и «сектантов» в категорию враждебных антисоветских элементов, «зачинщиков» политических преступлений и диверсионных актов. Приказ требовал приступить с 5 августа 1937 г. к репрессированию указанных в нем категорий граждан. Маховик беззакония лишь раскручивался, поскольку представителей «церковно-сектантской контрреволюции» подвергали гонениям по сфабрикованным обвинениям и ранее. Если за 1936 – первый квартал 1937 гг. в УССР арестовали 298 и осудили из них 260 представителей «церковно-сектантской контрреволюции» (включая 24 священнослужителей, 6 монахов и 54 мірян канонической Православной церкви), то в январе – ноябре 1937 г. по ряду областей арестовали представителей клира и мірян РПЦ: по Киевской области – 602; Харьковской – 690; Донецькой – 299; Одесской – 471. Всего же за этот период в Украинской ССР (в тогдашних границах, включая Молдавскую автономную ССР) подвергли репрессиям по религиозному признаку 5388 граждан[2]. Рассматривая гонения на Церковь, следует остановиться на таком парадоксальном моменте. Дело в том, что согласно конституционным нормам Союза ССР, религиозная принадлежность или вероисповедание как таковое не могли быть в принципе основанием для религиозного преследования и иных притеснений. Утвержденная Чрезвычайным VIII съездом Советом Союза ССР 5 декабря 1936 года Конституция СССР гарантировала гражданам весь комплекс основных свобод и прав. Значение этого Основного закона не следует нигилистически преуменьшать. По новой Конституции, например, уходили в прошлое гражданско-политические ограничения, обусловленные социальным происходжением человека (пресловутой принадлежностью до 1917 г. к «эксплуататорским классам», категории «бывших людей», куда относили и православное духовенство как представителей, увы, одного из государственных ведомств Российской империи синодального периода). Статья 124 Конституции гласила: «В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признаются за всеми гражданами». Статьи 122 и 123 устанавливали равенство граждан по различным критериям. Статья 125 декларировала: «В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гражданам СССР гарантируется законом: а) свобода слова; Для учета общественных настроений стоит напомнить, что в период подготовки проекта Конституции в постоянную Комиссиию по делам религиозных культов при ЦИК СССР шел поток «настойчивых» обращений верующих – аппелируя к соответствующим статьям проекта, они требовали открытия храмов, свободы проведения крестных ходов, молебнов, открытия религиозных обществ. Вместе с тем, сыпались радикальные предложения о полном устранении религии, предупреждения о том, что «всякое отступление в вопросе ликвидации церквей вызовет новое оживление монашеского и поповского элемента». В докладе о новой Конституции И.Сталин, комментируя внесенные поправки о «запрете отправления религиозных обрядов», заявил: «Я думаю, что эту поправку следует отвергнуть как не соответствующую духу нашей Конституции». Так же глава партии большевиков отверг поправки к ст. 135-й с предложением «лишить избирательных прав служителей культа…, всех бывших людей» – «эксплуататорские классы уничтожены, а Советская власть превратилась в непобедимую силу», пришло время пересмотреть соответствующие нормы…[3]. Для реалистического понимания сущности произошедшего доведется сделать авторское отступление. Отметим, что ко дню принятия Конституции 1936 г. и со времени окончания Гражданской войны и «белого террора»[4] как одной из ее составляющих, прошло не более 15 лет. Для социальной памяти вообще не срок. Были живы, физически вполне «боеспособны» миллионы активных участников основных противоборствующих военно-политических лагерей, различных повстанческих движения, свирепо воевавших против любой попытки установить над селом административный контроль, и чья садистическая жестокость и безудержная разбойничья «вольница» приводила в ужас современников-очевидцев деяний ныне романтизируемых «отаманів Холодного яру»[5]. «Печать антихриста», но не ИННКанун «Большого террора» госбезопасность отметила кампанией по борьбе с «антисоветской деятельность попов и церковников, направленной к срыву и дисредитации Всесоюзной переписи населения». Показательные факты о ней можно встретить в докладе от 5 января 1937 г. главе НКВД Украины Всеволоду Балицкому от начальника Одесского областного УНКВД, старшего майора госбезопасности (генерал-майора) Александра (Абрама) Розанова (Розенбардта, расстрелянного уже 8 сентября того же года)[6]. Документ интерес отражением настроений населения, трезвого понимания им международных событий, предчувствия войны, грянувшей в 1941-м, и традиционных апокалиптических страхов, за разговоры о которых тогда можно было реально и быстро поплатиться. На селе, сообщали чекисты, ширятся слухи о том, что перепись населения – предвестник скорой войны. Принявшие в ней участие получают «печать антихриста». Колхозница Ульяна Шелудько заверяла сельчан: «Всех перепишут, а потом будут ложить на всех печать антихриста». Тех, кто пройде перепись – большевики «запишут в свою веру». Правда, бытовали и другие соображения. Колхозница Рожкова наоборот, призывала принять участие в переписи, записываться верующими, тогда «вернут нам все церкви». «Церковник» (активный верующий) Матвей Шаповал считал, что «хоть и власть жидовская, и вера жидовская», а все равно он будет «писаться православным». Зафиксировано немало высказываний местных священников. В Вознесенском районе якобы «вскрыта группа попов», занимавшихся «антисоветской агитацией», двое священников арестованы. Так, арестованный «поп Сандуленко» считал, что скоро начнется война с Гитлером, он займет всю Украину и «все некрещеные дети буду истреблены», приближаются «ужасные народные бедствия». «Поп Александр Суворов» считал, что война в Испании[7] приведет к поражению в будущем конфликте и распаду советской власти. «Конституционное право» от НКВДОднако куда более беспокоило спецслужбу и власти заметное оживление религиозной деятельности и ожиданий народом изменений к лучшему в сфере государственно-церковных отношений, связанные с принятием новой Конституции СССР. Вряд ли будет преувеличением считать, что этот явно неожидавшийся властью подъем религиозных чувств и правосознания людей стал одним из стимулов усилений гонений и террора против Церкви и религии в целом, широкие возможности для которых и открыла упомянутая «кулацкая операция». Сам тон и содержанием чекистских документов свидетельствуют, что конституционные нормы о свободе вероисповедания, с энтузиазмом воспринятые клиром и верующими, спецслужбой рассматривались как опасное «контрреволюционное» деяние, а об имплементации норм свободы совести партаппарат и НКВД и слышать не желали. 7 апреля 1937 г.
упомянутый А.Розанов докладывал в Киев[8] о «ликвидации ряда дел» (что
на чекистском сленге означало аресты участников сфабрикованных НКВД дел о
различных «антисоветских организациях»). Всего в Одесской области в
связи с этим, за решетку попало свыше 50 «активных участников
контрреволюционных церковных и сектантских организаций». «Вина» этих
граждан, вдумаемся, состояла в том, что они всерьез восприняли положения
нового Основного закона и «пытались использовать в контрреволюционных
целях Сталинскую Конституцию». подготовка
«открытых выступлений» (кстати, тоже дарованных Конституцией!)
«религиозников» с требованиям «открытия новых церковных и сектантских
организаций», а также – «проведения в Советы своих людей»; На этом фоне – «совершенное бездействие» Союза воинствующих безбожников и партийной прессы, неспособность переоборудовать под «культурные учреждения» свыше сотни ранее закрытых храмов области. Показательны и факты, изложенные в докладной записке (20 апреля 1937 г.) Киевского областного управления (КОУ) НКВД наркому В.Балицкому «Об агентурно-оперативной деятельности VI отделения IVотдела КОУ (церковно-сектантская контрреволюция)»[9]. Документ также фиксирует «заметное усиление деятельности церковников и сектантов в 1936 и первом квартале 1937 года» (т.е. в период обсуждения проекта и принятия Конституции СССР, ее изучения на местах). Отмечалось, что изгнанные из Киева в ходе «паспортизации» священники, монахи, проповедники осели в Житомире, Черкассах, Белой Церкви, Умани и других городах области (в ее тогдашних границах) проводят «энергичную организационную работу» среди верующих, призывая их направлять конституционно обоснованные обращения в местные органы власти и ЦИК (предтечу Верховного Совета) УССР с просьбами об открытии ранее закрытых храмов (в 1936 г. по области – 336) и свободы отправления религиозных обрядов. Особую активость проявляют «фанатично-настроенные женщины». Своеобразную «программу действий» в свете новых конституционных норм очертил (как сообщалось в приведенном здесь отчете Киевского УНКВД) Игнатий Сергиенко, «домовладелец Никольско-Слободской церкви г.Киева», бывший член «Союза русского народа»[10]. «Если будут выборы по новой Конституции, – говорил он в присутствии конфидента НКВД, – нужно стараться бойкотировать всех коммунистов, начиная с тт. Сталина, Калинина и Молотова. Мы должны к выборной кампании подобрать своих людей – русских, верных родине и православию. Таких людей, которые бы прислушивались к голосу селян и всех обездоленных». Чекисты честно фиксировали массовые нарушения прав верующих, еще более радикализовавшие ситуацию. При закрытии храмов и молитвенных домов представители райисполкомов и сельсоветов действовали грубо, «нанося оскорбления верующим, выбрасывая и ломая иконы, престолы, кресты, хоругви» на глазах у «церковников». Разумеется, были приняты меры, в 11 районах области (путем агентурных мероприятий) выступления удалось локализовать, выявить и задержать инициаторов. Заведено 16 групповых дел, по которым в уголовном порядке осуждено 48 человек (не считая, видимо, административных наказаний). Всего в столичной области арестам по упомянутым «проявлениям» тогда подвергли 84 представителя Православной церкви и 142 протестанта различных течений. О чем свидетельствуют секретные документы госбезопасности? Получается, что принятие вполне демократических норм Конституции СССР о свободе совести и гражданской самодеятельности людей резко (и неожиданно!) оживило подспудную религиозность жителей Украины – и это после примерно 15 лет усиленного наступления государства на Церковь! Более того, население продемонстрировало не только желание жить полноценной жизнью во Христе, но и мирную внепартийную самоорганизацию – вплоть до намерений создания «православной фракции» в местных органах советской власти. Власти с беспокойством увидели реальную картину настроений и «среза сознания» людей. Не удивительно, что через несколько месяцев в общем потоке беззакония такими настойчивыми (почти треть случаев!) стали обращения партийных органов в ЦК ВКП (б) о включении в «контингент» жертв «кулацкой операции» клириков и верующих. Дмитрий Веденеев, доктор исторических наук Примечания: 1.
«Новомученики і сповідники своїм подвигом ствердили віру» //
Священномученик Володимир (Богоявленський) і початок гонінь на
Православну Церкву в ХХ столітті. Матеріали Міжнародної наукової
конференції (7-8 лютого 2018 р., Свято-Успенська Києво-Печерська Лавра).
К.: Фенікс, 2019.С.30
Образование и Православие / Источник - https://pravlif... |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1235 |