Развернувшаяся полемика вокруг вопроса взаимодействия РПЦ и государства в сфере просвещения и духовно-нравственного воспитания детей является следствием того, что после советского периода церковь стала чем-то чуждым для сферы образования и России в целом. На данный момент, как государство, так и рПц осознают необходимость взаимодействия, но до сих пор относятся друг к другу с некой осторожностью, стараясь предотвратить отрицательные последствия своих действий и решений. В.И. Рублик отмечает «Современное российское общество переживает нравственный кризис, в основе которого - снижение роли нравственных ценностей, искажение нравственных представлений...Образовательная среда, в которой закладывается адекватная иерархия целей и ценностей жизни человека, является важным средством, проявляющим и формирующим личность» [2, с. 82-83]. Именно поэтому мы вынуждены оглядываться назад, изучая и переоценивая опыт прошлого. При этом безусловного внимания заслуживает вопрос влияния православия на образовательную область Сибирских народов. Огромный вклад в развитие данного вопроса внесли Н.А. Бердяев, А.В. Дулов, Л.П. Меншиков, Ю.П. Зуев, Т.А. Кудрина, Р.А. Лопаткин, Ф.Г. Овсиенко, Н.А. Трофимчук, В.К. Пинкевич, А.А. Сафонов и др.
Вклад РПЦ в просвещение Сибирских народов и поселенцев велик. Православные монастыри явились первыми очагам грамотности в Иркутской области. Например, Вознесенский мужской и Знаменский женский в Иркутске. Школа, учрежденная при Иркутском Вознесенском мужском монастыре в 1725 г., является первой школой Восточной Сибири. Это было второе русское учебное заведение за Уралом после Тобольского архиерейского училища. Создана эта школа была по инициативе Антонио Платковского - архимандрита Вознесенского монастыря. Он уверил Синод, что Иркутску нужна своя местная школа (во-первых, для распространения христианства, во-вторых, для подготовки переводчиков восточных языков, что должно было способствовать развитию торговли с Китаем и Монголией).
На протяжении 20 лет эта школа была единственной в области. Несмотря на то, что знания эта школа давала небольшие, она сыграла ключевую роль в развитии просвещения, формирования слоя грамотных людей в Иркутске. Благодаря просветительской деятельности православных отцов в Сибири были открыты и другие учебные заведения. Священники открывали на свои средства школы в общественных и частных домах и являлись зачастую единственным
источником грамотности в деревнях и небольших поселках Сибири. Такая же ситуация сложилась и в г. Усолье-Сибирское (до конца XIX в. именовавшееся как Иркутский солеваренный завод). При сибирском солеваренном заводе была открыта школа на средства управляющего завода полковника П. Крюкова. С согласия архиепископа Иркутской епархии преподавателем в местной школе стал священник церкви Николай Пономаревский. Как и во всех подобных школах того периода изучение Закона Божьего было обязательным. Позже это учебное заведение было разделено на мужское и женское отделение. Оно стало приходским училищем и полностью находилось на содержании местного прихода.
Ключевым в развитии образования, как Иркутской губернии, так и России целом, является период с середины XIX в. (времени правления Александра II) до 1920-х гг. Данный отрезок времени являлся наиболее значимым для развития образовательной структуры Российского государства. В этот период подготовку и проведение реформы образования Министерство Народного Просвещения (далее МНП) осуществляло в тесном сотрудничестве с РПЦ.
Именно в этот период в Иркутской губернии началось массовое открытие церковноприходских школ, развитие образования в целом. С середины XIX в. образование начало проникать в глубинку, были открыты первые приходские сельские училища (в селениях Тулунское, Витиме, Оёке, Чечуйске, Братске, Марково, Орлинге и др.); только за период с 1859 г. по 1861 г. начинают действовать 8 приходских училищ (Верхнеленское, Знаменское, Бирюльское, Басай-ское, Ольхонское, Хоготовское в Верхнеленском округе, Верхеострожское, Черемховское в Ба-лаганском округе) [3, с. 23].
Как и по всей России в Иркутской губернии духовенство являлось лидером в образовании и привитии культурного наследия. Православная церковь особое влияние оказывала через школу, особенно церковно-приходскую. Вопрос об уровне религиозного воспитания был включен в любой отчет по учебным заведениям Сибири. В отчет должны были входить пути и методы воспитания учеников в плане религиозного воспитания. Например, «ежедневно перед началом уроков ученицы собираются на общую молитву в зале., где хором поют молитвы. Во время великого поста, ежедневно пред утренней молитвой читается Евангелие.». В «Правилах для учеников» городских учебных заведений религиозные обязанности прописывались первым пунктом. К таким обязанностям относилось регулярное посещение церкви в воскресенье и праздничные дни. В правилах было прописано, что последняя неделя поста предназначена для говенья и исповеди и ученики обязаны были предоставлять учебному начальству свидетельства от своего духовника о том, что они были у него на исповеди и причастились святым таинством.
В указанный период школы, как в Иркутской губернии, так и по всей Восточной Сибири делились на одноклассные и второклассные. Выпускники второклассных имели право преподавать в одноклассных школах. Второклассные подразделялись на двуклассные и учительские. В двуклассных обучение продолжалось 4 года, а в учительских - 5 лет. Кроме одноклассных и второклассных существовали школы грамотности, в которых обучение длилось год. Такие школы были предназначены для получения первоначальных знаний. Но постепенно разница между всеми типами церковно-приходских школ стиралась. Количество православных школ постоянно возрастало. В Иркутской губернии к концу 1901 г. насчитывалось 210 таких школ с 228 собственными помещениями; в них обучалось 7 183 ребенка, к концу 1913 г. количество обучающихся увеличилось до 7 593.
Следующий пик пришелся на 1880 - 1890 гг., в Иркутской губернии произошел значительный рост численности церковно-приходских школ, поскольку их содержание обходилось крестьянам значительно дешевле. Иркутск считался центром грамотности по всей Восточной Сибири. Особое внимание на развитие образования уделял во время пребывания на посту Городского головы г. Иркутска (1885-1897 гг.) В.П. Сукачев. В первый же год своего пребывания на посту им была освящена приходская школа с ремесленным уклоном в Рабочей слободе.
Акцент В.П. Сукачев делал на развитие начального образования. Одним из направлений по развитию данного вида образования являлось претворение в жизнь завещания своего дяди И.Н. Трапезникова: строительство четырех зданий для восьми приходских училищ. Строительство этих зданий было завершено к 1890 г. Однако несмотря на то, что они были построены при приходах, училища не были церковно-приходскими.
К указанным училищам относились:
1) Крествоздвиженское училище в приходе Крестовозжвиженской церкви;
2) Успенское училище в приходе не сохранившейся Успенской церкви на Успенской
площади;
3) Знаменское училище в приходе Знаменского монастыря;
4) Глазковское училище в приходе Николо-Иннокентьевской церкви [там же].
То, что данные училища не стали церковно-приходскими сыграл тот факт, что В.П. Сукачев был сторонником светского начального образования. Именно по этой причине к 1897 г. в г. Иркутске было 18 начальных училищ Министерства Народного Просвещения и 6 церковноприходских школ. В Иркутской же губернии, для сравнения, 105/104. В итоге, к 1897 г. по результатам переписи населения (1897 г.), в целом по Сибири грамотного населения было 12,4%, на селе 9,9 %, среди женщин 5,1% и 3,2% соответственно.
В целях нравственного воспитания обучающихся церковно-приходских школ учителям рекомендовалось «преподавание Священной истории сопровождать уроками нравственного назидания применительно к положению учащегося». Единственной проблемой, в которой церковь видела препятствие для усиления религиозности учащихся - комплектование библиотек
учебных заведений. Перевеса в сторону религиозной литературы не было. Например, список приобретенных ученической библиотекой Иркутской городской женской гимназии, составленный в 1888 г. показывает, что по русскому языку и словесности было заказано 32 книги, по педагогике 27, по географии 38, по истории 22, журналов и периодических изданий 7 штук и книг и учебников по Закону Божьему - 14.
Однако основной проблемой всех церковно-приходских школ того периода в Восточной Сибири, как и по всей России, было их материальное положение. Большинство из них находилось совсем в неприспособленных помещениях, зарплата учителей была низкой. По сведениям А.Е. Басалаева, основная масса учителей одноклассных школ получала от 300 до 360 р. в год. Это влияло и на образовательный ценз учителей: количество учителей, со средним, либо начальным (с дополнительным педагогическим классом) образование не превышало половины всех учителей.
Из данных архива имеем следующие статистические данные: в Забайкалье к 1910 г. была 261 школа (2 второклассных, 12 двухклассных, 191 одноклассная и 56 школ грамотности), из них 78 церковно-приходских. Общее число церковно-приходских школ к 1910 г. по всей Восточной Сибири примерно составляло 700-800 с 15-20 тыс. обучающихся. Хотя качество образования таких школ было не высоким, они внесли огромный вклад в распространение первоначальных знаний среди жителей отдаленных местностей. В результате в XX в. Иркутская губерния вошла с 20% грамотностью населения. К 1937 г. неграмотность в области была ликвидирована.
По мнению К.П. Победоносцева именно «православная школа укрепляет «национальное и религиозное единство страны, помогает бороться с религиозным разномыслием» [4, с. 187]. Таким образом, православная школа являлась своего рода инструментом в борьбе с либерализмом и радикальными течениями. В связи с этим, программе создания церковно-приходских школ был придан статус общегосударственной. Начиная со времени Победоносцева для школьных реформ были характерны следующие черты:
1. признание необходимости религиозного воспитания и образования во всех типах школ;
2. особое внимание к образованию детей крестьян и мещан путем создания приходских школ;
3. забота об активном участии приходского духовенства в качестве преподавателей закона Божия в приходских школах;
4. расширение программы религиозного обучения в соответствии с политическими видами правительства [4].
На сегодняшний же момент Россия является многонациональным и многоконфессиональным государством. И как следствие, мы не можем выделять ни одну из религий как главенствующую. Однако если обратиться в прошлое, оказывается интересным тот факт, что большинство населения Российской Федерации являлись именно православными, что подтверждается данными из государственных архивов. Например, в Иркутске на 1890 г. в начальных училищах по вероисповеданиям учащиеся распределялись следующим образом:
Православные-1548 Лютераны-3 Иудеи-77 Магометяне-2
Язычники-2
Старообрядцы-1 [5].
Исходя из этих данных, мы имеем право признать православное вероисповедание одним из базовых для российского общества, поскольку именно РПЦ имеет наибольший опыт во взаимодействии с государством по решению вопроса духовно-нравственного становления детей. Однако не следует забывать, что правовой статус РПЦ на современном этапе сильно разнится с тем, который был установлен в дореволюционной России.
С середины XIX в. до 1920-х гг. взаимоотношение государства и религиозных конфессий в Российской империи базировалось на концепции «православного конфессионализма», которая предполагала союз государства и РПЦ. Привилегированное положение последней было закреплено в «Основных законах Российской империи» Свода законов, где она провозглашалась «первенствующей» и «господствующей». Такое положение РПЦ выражалось, прежде всего, в том, что к ней должен был принадлежать император. На это указывала ст. 41 Основных законов: «император престолом Всероссийским обладающий не может исповедовать никакой иной веры, кроме православной» [6, с. 17].
На тот момент (с середины XIX в. до 1920-х гг.) независимо от типа учебного заведения дети изучали Закон Божий, который значился предметом, имеющим большое воспитательное значение. В начальной и средней школе дооктябрьской России Закону Божьему придавалось огромное значение, преподавателями которого могли быть либо священники, либо светские лица, но закончившие церковно-учительскую семинарию.
Одним из вопросов нравственности подростков, решаемый церковью был алкоголизм. В церковноприходских школах велись «уроки трезвости», выходили в печать пособия, написанные, в основном, священниками. Так же данная проблема обсуждалась на уроках Закона Божьего.
Православие явилось неотъемлемой частью истории Сибирской культуры, что оказало значительное влияние на формирование культурного пространства указанной территории. Следует особо отметить миссионерскую деятельность русской православной церкви на территории Восточной Сибири. Начальные школы для детей коренных народностей Восточной Сибири начали появляться здесь в 1870 гг. Учебный процесс в таких школах был построен по типу церковноприходских. По-прежнему особое внимание уделялось религиозной стороне образования. Контингент в таких школах был достаточно разнообразен. Например, в Иркутской епархии учащимися миссионерских школ были буряты, тунгусы, орочоны. Основную массу учащихся составляли крещенные дети. Единственной проблемой, остро мешающей такой миссионерской деятельности православной церкви, была кадровая недостаточность. Для решения данного вопроса, Иркутский миссионерский комитет в 1898 г. учредил в Ангинской второклассной школе № 12 стипендии имени Святого Иннокентия Московского, предназначавшиеся исключительно детям коренных национальностей. Обязательным условием получения такой стипендии являлось согласие на дальнейшую работу выпускников в качестве катехизаторов и учителей в миссиях Иркутской епархии и Забайкалья. К 1901 г. в Иркутской епархии существовало уже 46 миссионерских школ с 907 учащимися.
В июле 1910 г. в Иркутске был проведен общесибирский миссионерский съезд, на котором было решено открыть новые училища во всех многолюдных улусах, создать сеть специализированных (мужских и женских) инородческих школ во главе с центральной миссионерской школой в Иркутске и рядом походно-передвижных школ - церквей. Поэтому, следует отметить огромный вклад миссионеров-просветителей в дело народного образования, и распространения литературного языка у многих народностей Иркутской губернии.
Духовенство в тот период проводило наблюдение за состоянием начальных народных учебных заведений, занималось улучшением условий учебной деятельности, устройством книжных складов, библиотек, библиотек-читален, религиозно-нравственных чтений. К общественно-благотворительным организациям того времени, занимавшихся развитием народного образования относились братства. Довольно активную благотворительную деятельность осуществляло Иркутское общество «Утоли моя печали», основанного в 1880 г. Целью своей деятельности они видели дальнейшее укреплении народа в истинах православной веры, распространение между иностранцами русского языка и литературы, снабжение учащихся книгами и учебными пособиями, открытие новых церковно-приходских школ и укрепление уже существующих и изыскание средств для помощи семьям священников, посвятивших себя трудам на пользу просвещения, оставшимся без кормильца. В Иркутске так же действовало Иркутское от-
деление «Союза русского народа». Важным мероприятием, проведенным союзом стало учреждение женской, а потом мужской гимназии.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (утв. 09.2009 г.), входящая в стандарт второго поколения, гласит: «духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности» [7, с. 15]. На протяжении многих веков РПЦ занималась решением данной проблемы. На современном этапе, необходимо обратиться к культурному наследию нашей страны, объединить усилия всех заинтересованных лиц в воспитании молодого поколения России. Анализируя опыт прошлого, представляется возможным выработать действенную стратегию по стабилизации духовно-нравственной составляющей на современном этапе, базирующуюся на основных ценностях современного российского общества, и не противоречащую статусу России, как демократической, многонациональной и многоконфессиональной страны.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Егоров О.Г. Идеи православной культуры в контексте школьного образования // Народное образование. 2011. № 6.
2. Рублик В.И. Особенности нравственных представлений у учащихся светской и православной общеобразовательных школ // Иннокентиевские чтения: «Православие. Образование. Культура»: материалы обл. науч.-практ. конф. Иркутск, 2008.
3. Меншиков Л.П. Из истории народного образования Иркутской области: методическое пособие. Иркутск, 2001.
4. Пинкевич В.К. Церковь и государственная политика в отношении образования в конце XIX - начале XX в. // Религия и образование. 2002.
5. Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф. 45. Оп. 1. Д. 4. Л. 110.
6. Сафонов А.А. Правовой статус Русской Православной Церкви в XIX - начале XX века // Юридический журнал. 2008. № 3.
7. ДанилюкА.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина. М., 2009.