|
||||||||||||||
Афон и православная миссия на АлтаеВодружение Алтайской митрополией поклонного креста на горе Синюха В рамках празднования 1000-летия русского монашества на Святой Горе Афон в Алтайском крае в этом году по благословению митрополита Барнаульского и Алтайского Сергия на горе Синюха Колыванского хребта (ее высота 1210 м) был воздвигнут поклонный крест, который является точной копией креста, стоящего на вершине Святой Горы Афон, - сообщает корреспондент портала "Русский Афон". Высота креста 3,5 метра, вес - более 300 килограммов. Видна новая алтайская святыня издалека.
Такой акт символического посвящения Алтая не случаен, поскольку распространение здесь православия в XIX в. происходило при прямом участии афонских старцев и подвижников.
Христианскую проповедь в Алтайском крае осуществляла основанная в 1830 г. выдающимся миссионером прп. Макарием (Глухарёвым) Алтайская духовная миссия. Менее чем за столетие (1830-1920) трудами ее миссионеров из язычества в христианство было обращено более половины коренного населения Горного Алтая и Горной Шории.
Прп. Макарий (Глухарёв) Алтайский
На Иркутском миссионерском съезде 1910 г. Алтайская духовная миссия была признана «образцом и руководителем» для всех духовных миссий Российской империи. Особенно Алтайская миссия отличалась от других своей образовательной, переводческой, литературной и издательской деятельностью. Все основные виды миссионерского делания - проповедь, обучение, богослужение - алтайские миссионеры совершали на родном языке алтайцев и шорцев. Их этнографические и лингвистические труды не утратили своего научного значения вплоть до настоящего времени.
Еще находясь в Тобольске прп. Макарий (Глухарёв) составил правила, определявшие взаимные отношения миссионеров. В основе этих правил лежали традиции афонского иноческого общежития и старчества, воспринятые прп. Макарием через старца Ливерия, ученика афонского старца прп. Паисия (Величковского), и от старцев Глинской пустыни, также тесно связанной со святогорским наследием.
Следуя традициям школы прп. Паисия (Величковского) о совмещении духовного делания с просвещением и литературной деятельностью, алтайские миссионеры уделяли большое внимание внебогослужебным чтениям и собеседованиям среди местного населения. В первое время миссионеры читали новокрещеным алтайцам в их юртах душеполезные книги на их родном языке, перевод которых сами же и осуществляли. Затем стали собирать их вместе для чтения под открытым небом – летом, в помещении – зимой.
С самого начала деятельность Алтайской духовной миссии получила благословение старцев Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря иеросхим. Иеронима (Соломенцова) и схиархим. Макария (Сушкина).
Афонские старцы Макарий (Сушкин) и Иероним (Соломенцов)
Особенно тесными связи Алтайской духовной миссии с Русским на Афоне Свято-Пантелеимоновым монастырем становятся при преемнике прп. Макария (Глухарёва) - архимандрите Владимире (Петрове), будущем архиепископе Казанском.
Начальник Алтайской духовной миссии архим. Владимир (Петров)
Так в 1879 году, к 50-летнему юбилею Алтайской миссии, в дар со Святой Горы Афон была передана из Русской Пантелеимоновой обители икона святого великомученика и целителя Пантелеимона с частицей его святых мощей.
Иконописная мастерская Пантелеимонова монастыря на Афоне
Размеры иконы составляли примерно 1 на 1,5 метра. Доставленная из русской святогорской обители стараниями иеромонаха Арсения (Минина) и по благословению старца Макария (Сушкина), драгоценная святыня была встречена в Томске нарочито по этому случаю приехавшей делегацией сотрудников миссии во главе с ее начальником архимандритом Владимиром (Петровым).
После божественной литургии и молебна, совершенных в Томском кафедральном соборе преосвященным Петром, епископом Томским, святыня вместе с другими чудотворными иконами при многотысячном стечении народа, была пронесена по городу Томску. Далее, сопровождаемая представителями Алтайской миссии и многочисленным "собором православных" она начала свой путь на Алтай.
Этот масштабный крестный ход с афонской иконой, постоянно несомой верующими, продолжался почти два месяца с неумолкаемым пением во время пути и с совершением молебнов, в сопровождении многочисленного народа.
Икона св. влмч. Пантелеимона
При вступлении в предгорья Алтая, афонская святыня была встречена несколькими тысячами старо- и новокрещеннаго населения, и торжественно поставлена в главном стане Алтайской Миссии, селе Улале, в храме Всемилостиваго Спаса.
Практически сразу афонская святыня начала привлекать многочисленных паломников, не только крещенных, но и многих язычников. Так в некогда языческом Алтайском крае стал возрастать культ почитания вмч. Пантелеимона, которого алтайские миссионеры именовали «несменяемым начальником миссии».
С этого исторического эпизода началась практика ежегодного хождения иконы великомученика Пантелеимона по городам и весям Алтая. В отчетах Миссии особо отмечается вызванный этими крестными ходами духовный подъем среди новокрещеных алтайцев.
Случаи особенного духовного подъема отмечались не только среди православных, но и среди некрещеных алтайцев. Образу как бы сопутствовала призывающая благодать, сподвигшая многих язычников ко святому крещению. Чудотворная икона святого Пантелеимона очень быстро обрела известность не только на Алтае, но и по всей Сибири. От самой иконы часто истекало мѵро. Были задокументированы официально неоднократные случаи исцелений больных после молитвы перед чудотворным образом. С иконы делались списки, также пользовавшиеся почитанием.
Описанные события привели к особому почитанию великомученика Пантелеимона среди новокрещеных алтайцев. С момента встречи иконы в 1879 году святой Пантелеимон стал почитаем на Алтае как покровитель миссионерства. Начальник Алтайской духовной миссии архимандрит Владимир (Петров) при встрече иконы сказал: "С этого времени великомученик Пантелеимон есть и будет главный Начальник Миссии, первейший ея Миссионер, небесный руководитель и предстатель". Слова отца Владимира неоднократно оправдались. Впоследствии миссией были построены в крае несколько новых храмов, посвященных святому великомученику Пантелеимону.
Пантелеимонов монастырь на Афоне
Поддержка Алтайских миссионеров Афонским Пантелеимоновым монастырем выражалась не только присылкой икон. Русская святогорская обитель передала Миссии большую библиотеку духовно-просветительских книг. Книги были разосланы по всем миссионерским станам. Миссионеры в этих изданиях находили для себя богатый материал для душеполезных собеседований, которые регулярно проводились с новокрещеными.
За время управления миссией о. Владимиром (1865-1883) в христианство из язычества и ислама было обращено около 7000 человек, построено 28 церквей и молитвенных домов, основано 19 новокрещенских селений, устроено для миссии 30 новых зданий, среди которых были также школы, библиотеки, приюты и лечебницы.
Сотрудники Алтайской миссии, 1880 г. 1. Еп. Владимир (Петров), 2. Прот. Стефан (Ландышев), 3. Игум. Макарий (Парвицкий), 4. Прот. Василий Вербицкий, 5. Иером. Иннокентий (Солодчин), впосл. епископ), 6. Иером. Антоний, 7. Иером. Дометиан
Алтайская духовная миссия занималась активной благотворительностью: обучением алтайцев оседлому ведению хозяйства, земледелию, огородничеству и проч., лечением больных (в частности, делались прививки от оспы), помощью бедным, убогим, слепым и престарелым (хлебом, одеждой, земледельческими орудиями, покупкой скота и проч.).
В 1875 г. стараниями членов миссии в Улале была открыта миссионерская больница, при которой имелась аптека. При лечебнице в 1878 г. был создан приют для малолетних детей. В 1889 г. лечебница в Улале была преобразована в приют, а больница была переведена в Бийск, в 1890 г. на излечении в ней находилось 136 чел. В 1877 г. в Улале также было создано приходское попечительство для помощи бедным. Впоследствии такие попечительства создавались и в др. отделениях миссии. Из них выдавалась помощь пострадавшим от пожаров или наводнений, безродным и сиротам.
Как уже было сказано, в Алтайской духовной миссии всегда уделялось особое внимание образовательной деятельности. «Ученика сделать грамотным» - в этом заключалась педагогическая задача миссионерской школы и ее первая цель. «Из ученика сделать истинного христианина» - такова была воспитательная задача миссионерской школы и ее более высокая цель. Миссионерские школы подразделялись на 3 уровня: двухклассные, одноклассные и школы грамоты.
В 60-80-х гг. XIX в. активно переводились книги на алтайский, шорский и киргизский языки, создавались оригинальные сочинения миссионеров на этих языках. В 1876 г. под руководством архим. Владимира была создана Алтайская переводческо-цензурная комиссия, в деятельности которой принимали участие лучшие воспитанники Бийского миссионерского катехизаторского училища. Наибольший вклад в переводческую деятельность Алтайской духовной миссии внесли прот. Василий Вербицкий, составивший «Словарь алтайского и аладагского наречий тюркского языка» (Каз., 1884) и крестивший за 36 лет служения в миссии 2117 алтайцев, будущий святитель Макарий (Невский), которого новокрещеные алтайцы прозвали «вторым Макарием», и прот. Михаил Чевалков. Благодаря трудам миссионеров сформировался алтайский литературный язык, что в свою очередь стало решающим фактором консолидации различных тюркоязычных народностей Алтая в единый алтайский народ.
Водружение Алтайской митрополией поклонного креста на горе Синюха
В память о тесных духовных связях алтайских миссионеров с Афоном и Русским Свято-Пантелеимоновым монастырем в год 1000-летия русского афонского монашества Алтайской митрополией на горе Синюха и был воздвигнут поклонный крест, являющийся точной копией креста, воздвигнутого русскими святогорцами в XIX в. на вершине Святой Горой Афон.
Материал подготовлен редакцией портала "Русский Афон"
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2544 |