|
||||||||||||||
Опыт историографического исследования темы церковных гонений в 1930-е годы на примере Тамбовской епархииКак представляется, комплексного исследования всего спектра церковно-государственных взаимоотношений, сложившихся на территории Тамбовщины в 1930-е годы, местными историками не проводилось. Тем не менее, вклад в развитие данной темы уже сделан. В публикуемом докладе, который был представлен на научной студенческой конференции «Актуальные вопросы современной богословской науки» (МДА, 2016 г.) автор перечисляет местные исторические краеведческие изыскания с начала 1990-х гг., обращая внимание на раскрываемые в них вопросы. Для меня, как для клирика Тамбовской епархии и митрополии, актуализация данной темы является не только интересным и важным делом, но и, как для любителя церковной истории, опытом изучения истории церковных гонений в одной из провинциальных епархий периода 1930-х гг. Обширный историографический обзор в пределах доклада в формате научной конференции сделать не получится, поскольку в докладе должно быть отражено все разнообразие историографического наследия, сформировавшегося в светской отечественной историографии, а также в церковно-исторической науке и публицистике со второй половины 1930-х гг.; а также должна быть представлена обширная исследовательская тематика, ведь тема церковных гонений непосредственно согласуется и затрагивает изучение деятельности высших партийных и государственных органов по руководству и проведению антирелигиозной политики (Политбюро ЦК РКП(б), Антирелигиозной комиссии ЦК, ГПУ-ОГПУ и т.д.), проблему обновленческого раскола в Русской Православной Церкви, а также вопросы о сущности внутрицерковных расколов, нестроений и смут в Русском Православии (григорианцы, иосифляне и др.), деятельность церковного подполья в СССР, эволюцию церковно-государственных отношений и формирование правовой базы и правоприменительной практики и т.д.: также должна быть раскрыта исследовательская деятельность основных центров по изучению истории Русской Церкви XX века (Православный Свято-Тихоновский университет, Московская духовная академия совместно с Учебным комитетом Русской Православной Церкви, МГУ им. М.В. Ломоносова, Институт российской истории РАН, где по церковно-исторической тематике работали и продолжают заниматься отдельные историки и их научные школы – д.и.н. Фирсов С.Л., д.и.н. Шкаровский М.В.) и деятельность издательств, популяризирующих православную тематику, таких как центр «Православная энциклопедия», издательство Крутицкого Патриаршего подворья.
Поэтому в своем кратком историографическом обзоре по теме мы лишь остановимся на сугубо местных исторических краеведческих изысканиях с начала 1990-х гг., когда, собственно, начинается современный период развития исторической науки, когда наряду с работами общего плана появляются исследования, выполненные на материалах отдельных регионов страны.
Следует отметить такую тенденцию, что во многих регионах в начале 1990-х начали складываться серьезные научные школы по изучению проблемы государственно-церковных взаимоотношений, эволюции религиозной политики; стали проводиться исследования, касающиеся анализа позиции самой Православной Церкви, изменения её ориентации в новых социально-политических условиях, традициях и новациях в религиозной жизни православного населения в 1917–1930-е гг.
На Тамбовщине крупного центра по изучению местной церковной истории не сложилось, тем не менее, сложилась постоянная команда исследователей, которая так или иначе занимается изучением местного церковно-исторического материала, написаны несколько диссертаций и разрозненных по периодам монографий научно-популярного характера, в которых историческому сюжету 1930-х гг. так или иначе было посвящено несколько эпизодов, работа постепенно ведется: изучаются эпизоды деятельности отдельных архиереев, описываются истории и восстанавливаются летописи отдельных местностей и приходов, уже наработана агиографическая база мучеников и краткие биографии лиц, ставших жертвами политических репрессий в регионе[1].
Особого внимания заслуживает работа А.Н. Алленова по проблемам церковно-государственных отношений периода 1920-х гг. «Церковь и власть. Тамбовская епархия в 1917-1927 гг.», базой для которой послужил местный материал государственных архивов[2]. Избранная им проблематика взаимоотношений Русской Православной Церкви и органов государственной власти Тамбовского региона в период 1917–1927-х гг. была поднята впервые в качестве самостоятельной темы научного исследования. Им проанализирован широкий фактический материал по изъятию церковных ценностей, ликвидации монастырей, «церковной революции» и начала обновленчества. Его работа дополнила уже существующие исследования группы тамбовских историков по изучению процессов становления, развития и утверждения атеистических воззрений в Центральной части России, а также партийного руководства атеистическим воспитанием на региональном материале и деятельности комсомола против религии в 1920-е – 1930-е гг. (здесь речь идет о работах историка А.А. Слезина по истории атеистического воспитания молодежи через комсомольские организации и партийные агитационные органы, Союз воинствующих безбожников; аспирантов научной школы А.А.Слезина – Д.Ю.Салогубова и др.[3]).
Срез религиозной жизни народа и условия, в которых она протекала, периода 1920–1930-х гг. отчасти представлены в монографии О.Ю. Левина, Р.Ю. Просветова, А.Н. Алленова «Кирсанов православный»[4]. Однако в этой работе нет строгой линии повествования. Источник устной истории – воспоминания современников – не вплетен в историческую канву должным образом, что могло бы стать несомненной заслугой авторского коллектива, собравшего уникальный вид источника по истории православного Кирсанова. Отмечают о своем упущении и сами авторы (в частности, О.Ю.Левин). В 2012 году авторы дополнили существующее издание новыми историческим фактами[5]. К 235-летию города Кирсанова была выпущена книга «Очерки истории Кирсанова: годы и люди», где также описан отдельный эпизод из церковной истории города в 1920–1930-е гг.[6]
Продолжением избранного курса – написание истории отдельных частей епархии от момента строительства первых храмов до описания житий подвижников благочестия XX века – стала работа «Моршанск православный» И.А. Озарнова, Н.Л. Федосеева, О.Ю. Левина и протоиерея Александра Сарычева[7].
Вклад в исследование истории монашеского общинного движения на Тамбовщине внес моршанский автор И.А. Озарнов, который в научно-популярной форме рассказал об истории и насельницах Моршанского Казанского Прошина монастыря[8]. Его труд укладывается в общероссийскую и региональную тенденцию изучения истории отдельных монастырей и связан с привлечением внимания к возрождению обителей. Так, в «Тамбовских епархиальных ведомостях» появляется все больше публикаций, посвященных конкретным обителям: Кирсановскому Новому Александро-Невскому монастырю, Сухотинскому Знаменскому женскому монастырю, Козловскому Свято-Тихоновскому мужскому монастырю[9].
Кроме того, нами привлекались работы В.А. Кученковой по истории Тамбовских православных храмов и епархиальных святынь – это труды по истории культового зодчества региона, а также биографические очерки о жизни тамбовских архиереев[10]. Однако их в полной мере нельзя назвать работами по истории государственно-церковных отношений, хотя В.А. Кученкова, как автор, и не уклонялась от освящения отдельных вопросов взаимоотношений этих структур. Большое внимание она уделяла описанию архитектурных ансамблей и стилей храмов и монастырских комплексов. В.А.Кученкова, в этом ей следует отдать должное, собрала в своих книгах много исторических фактов, на которые в своих научно-изыскательных работах сегодня опираются исследователи и краеведы. Известен её сборник биографий тамбовских архиереев, он стал для нашей работы своеобразным отправным пунктом для дальнейших поисков в отношении периода 1930-х гг.
Однако книги В.А. Кученковой об архитектуре и строительстве храмов являются не единственной в своем роде работой, в начале 2000-х гг. вышла книга журналиста М. Белых о культовом строительстве в городе Мичуринске, где были затронуты и вопросы приходской жизни городских жителей[11]. Также в «Тамбовских епархиальных ведомостях» появляются отдельные статьи по истории тамбовских храмов, в частности, по истории главного кафедрального собора Тамбова – Спасо-Преображенского[12].
Кроме указанных тем (история отдельных монастырей и соборов) сегодня «Тамбовские епархиальные ведомости» одновременно выступают источником информации о местной церковной жизни, истории епархии и её подвижниках благочестия, как это было в конце XIX – начале XX вв. Что касается периода 1930-х гг., то здесь одним из основных направлений является сбор материалов о новомучениках и исповедниках Российских. О жизни и исповедническом подвиге репрессированного духовенства опубликовано несколько десятков статей протоиерея Александра Сарычева и заведующего историко-архивным отделом епархии О.Ю. Левина[13]. Протоиерей Александр Сарычев также известен как автор книг «В западне Российского безбожия» (издана в Москве в 2003 г.) об иеросхимонахе Павле (Гулынине), пострадавшем в годы репрессий, и «Свет миру» о протоиерее Валентине Ястребцеве[14].
Нельзя не упомянуть, что работа по изучению данного периода указанными авторами, наследниками и продолжателями дела В.А.Кученковой, продолжается. Мы также присоединились к этим исследованиям. В 2015 году вышли две наши работы в научно-богословском журнале «Христианское чтение» о репрессиях в Тамбовской епархии в 1933–1935 гг., об «атеистической колокольной войне» в 1930-е гг. на Тамбовской земле. Моим соавтором является профессиональный историк, к.и.н. С.А.Тарасова. Следует упомянуть, что у нее есть самостоятельные работы по истории Тамбовской епархии. Особенно в этом ряду примечательна ее работа о тамбовском архиерее Вассиане (Пятницком) в период его пребывания на тамбовской земле[15]. Учитывая исторический контекст и процессы, происходившие в религиозной сфере, общественном сознании населения, используя полиметодологизм современного исторического познания, изучение темы церковных гонений в 1930-е годы на примере Тамбовской епархии видится, безусловно, перспективным. Поэтому работа будет продолжена.
Таким образом, комплексного исследования всего спектра церковно-государственных взаимоотношений на территории Тамбовщины в 1930-е гг. среди местных историков не проводилось. Тем не менее, вклад в общую картину темы уже сделан.
[1] Тамбовский мартиролог (1917-1953 гг.). / Под общ. ред. С.А. Чеботарева. Тамбов, 2007. 213 с.; Священнослужители, монашествующие и миряне Тамбовской митрополии, пострадавшие за Христа. В 3т. / Тамб. митрополия; под. общ. ред. митр. Тамб. и Рассказов. Феодосия; сост. протоиер. Александр Сарычев. Тамбов : ОАО «Издательский дом «Мичуринск», 2014.
[2] Алленов А.Н. Церковь и власть. Тамбовская епархия в 1917-1927 гг. Тамбов, ООО "Юлис", 2005. 287 с.
[3] Слезин А.А. Союз воинствующих безбожников: тамбовский след // История Тамбовского края: век XX-й: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Слезина. Тамбов: Изд-во Тамб.гос. техн. ун-та, 2006; Тамбовский комсомол: грани истории. Т.1 (1918-1945) / Под редакцией А.А. Слезина. Тамбов: "Пролетарский светоч", 2008. 467+48с.; Слезин А.А. Безбожие в 1930-е годы — апогей или кризис? // Труды кафедры истории и философии Тамбовского государственного технического университета: Сб. научных статей. Вып. III. СПб., 2005; Салогубов Д.Ю. Выборы в Верховный Совет РСФСР первого созыва в Тамбовской области: официоз и провинциальные реалии [Электронный ресурс] // Вопросы современной науки и практики Университет имени В.И.Вернадского. Выпуск N4(35). 2011. URL: http://vernadsky.tstu.ru/pdf/2011/04/55.pdf (дата обращения: 11.08.2013г.); он же. Общественное настроение в день первых выборов в Верховный Совет РСФСР [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №2(10), 2012. URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/2/salogubov.pdf (12.08.2013г.); он же. Советская избирательная система конца 1930-х годов: конституционный фасад и правоприменительная практика [Электронный ресурс] // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2009. №2. С.79-80. URL: http://gramota.net/articles/issn_1997-292X_2009_2_22.pdf (12.08.2013г.).
[4] Левин О.Ю., Просветов Р.Ю., Алленов А.Н. Кирсанов православный. М.: Пробел, 1999. 175с.
[5] Левин О.Ю., Просветов Р.Ю., Алленов А.Н. Кирсанов православный. Издание 2-е, исправленное и дополненное. Тамбов, 2012. 192с.
[6] Просветов Р.Ю., Канищев В.В. Беленова Е.И. Очерки истории Кирсанова: годы и люди / Под науч. ред. В.В.Канищева. Тамбов: Изд.дом «Мичуринск», 2014. 224с.
[7] Моршанск православный / И.А. Озарнов, Н.Л. Федосеева, О.Ю. Левин; [подгот. к изданию протоиереем Александром Сарычевым]. Тамбов: Пролетарский светоч, 2010. 326 с.
[8] Озарнов И.А. Сказание о Моршанском Казанском Прошином монастыре и его насельницах. К столетию основания. Моршанск: Пролетар. светоч, 2002. 156 с.
[9] Левин О.Ю. Кирсановский Новый Александро-Невский мужской монастырь // Тамбовские епархиальные ведомости. 2010. №8(32). С.30-33; он же, Сергеева Е. Благословение преподобного Серафима Саровского (Сухотинский Знаменский женский монастырь) // Тамбовские епархиальные ведомости. 2010. №11 (35). С.40-48; он же. «У Троицы Святой…» (Козловский Свято-Троицкий мужской монастырь в г.Мичуринске) // Тамбовские епархиальные ведомости. 2011. №2 (38). С.26-31 и др.
[10] Кученкова В. Тамбовские православные храмы. Тамбов, 1992. 184 с.; она же. Святыни Тамбовской епархии. М.: Издательский отдел Московского Патриархата. 1993. 109 с.; она же. Житие архиереев Тамбовских. Тамбов, Компьютерный Центр, 1998. 76 с.
[11] Белых М. Сказания о Козловских храмах. Липецк, 1998. 142 с.
[12] Климкова М.Н. Спасо-Преображенский (Питиримовский) кафедральный собор в Тамбове и воинствующие безбожники // Тамбовские епархиальные ведомости. 2010. №8(32). С.24-29.
[13] Сарычев Александр, протоиерей. Репрессии 1930-х // Тамбовские епархиальные ведомости. 2009.№2(14). С. 42-44; он же. Священник Василий Гаврилович Сазыкин // Тамбовские епархиальные ведомости. 2009. №8(20). С.34-35; Левин О.Ю. Последний вышенский монах архимандрит Рафаил (Брыксин) // Тамбовские епархиальные ведомости. 2008. №9. С. 28-31 и др.
[14] Житие иеросхимонаха Павла в западне российского безбожия. М.: Изд-во «Паломник», 2003. 175 с.; Свет миру. Жизнеописание протоиерея Валентина Петровича Ястребцева. Тамбов: Тамбовская епархия Московского Патриархата, 2008. 82 с.
[15] Тарасова С.А. Тамбовская епархия в 1927-1937 гг.: структура управления, положение епископов, священно- и церковнослужителей // Вестник ТГУ. Серия: Гуманитарные науки: к 375-летию Тамбова. Тамбов. 2011. №8. С. 3458-351; она же. Архиепископ Вассиан (Пятницкий): штрихи к портрету тамбовского архиерея // Вестник ТГУ. Серия: Гуманитарные науки. История и политология. Тамбов. 2011. №12. С.352-355; она же. На краю гибели (Тамбовская епархия в 1920 -1930-е гг.) // Тамбовские епархиальные ведомости. Тамбов. 2012. №2. Тарасов Георгий, священник, Тарасова С.А. Тамбовская епархия в 1933 – 1935 гг. «Кировский поток» репрессий (статья) // Христианское чтение. Научно-богословский журнал Санкт-Петербургской православной духовной академии. СПб. 2015. №5. С.238-248; они же. Изъять «голос Церкви» или борьба с колокольным звоном на Тамбовщине // Христианское чтение. Научно-богословский журнал Санкт-Петербургской православной духовной академии. СПб. 2015. №6. С. 202-218.
Образование и Православие / Богослов.Ru |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2844 |