|
||||||||||||||
Святогорцы на Руси в XIV — XV вв.После победы Дмитрия Донского над татарами в 1380 году на Руси начался процесс постепенного пробуждения национального духа и возрождения церковно-литературной письменности. Девятью годами позже, в 1389 году, произошло решающее сражение турок и сербов на Косовом поле, приведшее Сербию в итоге к подчинению Османской империи. Обе главных южнославянских страны — Сербия и Болгария — в очень короткий срок перестали существовать как самостоятельные государства. В связи с османской оккупацией началась массовая эмиграция южных славян в трех основных направлениях: на запад — в Италию; на юг — на Афон и в Константинополь; на север — на Русь. Впрочем, в конце XIV века поток южнославянских беженцев приходил на Русь в основном через славянские обители Афона и Константинополя. Это в значительной мере и определило интенсивность церковно-литературного влияния Святой Горы, объектом которого стали древнерусские монастыри. Особенно активно южные славяне сотрудничали с северными соседями в области книгописания. В 1399 году в погребении «по лаврьскому обычаю» великого князя Тверского Михаила Александровича, принявшего перед смертью схиму, участвовали святогорские иноки Савва и Спиридон. Киевский митрополит Киприан (†1406), болгарин или серб по происхождению, долгое время живший в Константинополе и на Афоне, с 1375 г. занял Киевскую кафедру, а с 1389 г. под своим омофором (после полутора десятилетий смут и неурядиц) объединил все части Руси, возглавив единую Русскую Православную Церковь. Он особенно старался развивать местное книгописание, причем по его инициативе книжные собрания московских обителей стали активно пополняться южнославянскими текстами и подлинными рукописями южнославянского происхождения. Можно предположить, что некоторое количество южнославянских рукописей Киприан вывез с собой еще уезжая с родины. Затем, будучи в очередной раз изгнан из Москвы, он пробыл довольно долгое время в Константинополе, где занимался переписыванием церковных книг — «зная по своему первому пребыванию в Москве, что именно там имелось из книжных трудов и чего недоставало». Так как авторитет митрополита в сфере книгописания был на Руси очень высок, то русские переписчики охотно пользовались его собственными рукописями как образцами. Об этом, например, свидетельствует тверской список 1402 года с его «Лествицы». В послесловии к ней есть сведения о том, что она списана с оригинала, находящегося в собственности митрополита Киприана, и что с этой целью рукопись специально привезли в Тверь из Москвы. Среди заслуг митрополита Киприана можно назвать и заботу об «исправлении книжном»: он способствовал замене неисправных богослужебных книг на недавно перенесенные в Москву от южных славян. К первой половине XV века относится церковно-литературная деятельность Григория Цамблака (1364–1419), болгарина из Тырнова. Он в 1415–1419 годах занимал кафедру митрополита Киевского и Литовского, а до своего приезда на Западную Русь долго подвизался на Афоне.
Прп. Сергий Радонежский благословляет св. бл. великого кн. Димитрия Донского на Куликовскую битву. Фрагмент росписи Святых Врат Троицко-Сергиевой Лавры. Начавшееся освобождение Руси от татаро-монгольского ига (1380), хотя еще и не вполне, но заметно упростило поездки афонских подвижников в Москву. Так, при Дмитрии Донском (1359-1389) святогорский инок Дионисий, приехав в Москву, получил от великого князя Кубенский Спасо-Каменский монастырь. Он ввел там устав Святой Горы, привлек к себе множество иноков строгой жизнью; украсил церковь иконами и библиотеку — книгами. Из этой обители вышли потом основатели новых монастырей: преподобные Дионисий Глушицкий, Александр Куштский. При наследнике Дмитрия Донского Василии Дмитриевиче (1389–1425) Дионисий около семи лет был архиепископом Ростовским. Знаменитый книжник, святогорский инок Пахомий Логофет (или Пахомий Серб) прибыл на Русь около 1440 года и составил целую эпоху в лит. творчестве, прежде всего в агиографии и гимнографии. Много путешествуя по русским монастырям, он способствовал созданию связей между основными центрами книжности в Москве и Новгороде, в Троице-Сергиевом и Кирилло-Белозерском монастырях. Он создал жития нескольких русских святых и 15 канонов русским святым. В 1439 году великий князь Московский Василий II Васильевич (Тёмный) обменялся посланиями с афонскими старцами по вопросу о заключенной на Ферраро-Флорентийском Соборе церковной унии. Категорическая позиция святогорских иноков в большой степени определила отношение Русской Церкви к этому событию, предпределив дальнейшую судьбу Восточной Европы. канд. экон. н. Д.В. Зубов Публикуется по книге: «История Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря с древнейших времен до 1735 года». (www.afonit.info)
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 2 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2337 |