Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны
В первый же день войны глава Русской Православной Церкви Местоблюститель Патриаршего престола Митрополит Сергий (Страгородский) обратился с посланием к «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», в котором говорилось о вероломстве фашизма, звучали призыв к борьбе с ним и глубокая вера в то, что мы победим:
«В последние годы мы, жители России, утешали себя надеждой, что военный пожар, охвативший едва не весь мир, не коснется нашей страны, но фашизм, признающий законом только голую силу и привыкший глумиться над высокими требованиями чести и морали, оказался и на этот раз верным себе. Фашиствующие разбойники напали на нашу родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла Шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить наш народ на колени пред неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостью родины, кровными заветами любви к своему Отечеству.
Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божиею помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге пред родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы - православные, родные им и по плоти, и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить Отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может.
Тут есть дело рабочим, крестьянам, ученым, женщинам и мужчинам, юношам и старикам. Всякий может и должен внести в общий подвиг свою долю труда, заботы и искусства.
Вспомним святых вождей русского народа, например, Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и родину. Да и не только вожди это делали (о них иные подумают, что они искали славы). Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов, безвестные имена которых русский народ увековечил в своей славной легенде о богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, разбивших наголову Соловья-разбойника.
Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг.
Если кому, то именно нам нужно помнить заповедь Христову: «Больше сея любви никто же имать, разве кто душу свою положит за други своя». Душу свою полагает не только тот, кто будет убит на поле сражения за свой народ и его благо, но и всякий, кто жертвует собой, своим здоровьем или выгодой ради родины. Нам, пастырям Церкви, в такое время, когда Отечество призывает всех на подвиг, недостойно будет лишь молчаливо посматривать на то, что кругом делается, малодушного не ободрить, огорченного не утешить, колеблющемуся не напомнить о долге и о воле Божией. А если, сверх того, молчаливость пастыря, его не касательство к переживаемому паствой объяснится еще и лукавыми соображениями насчет возможных выгод на той стороне границы, то это будет прямая измена родине и своему пастырскому долгу, поскольку Церкви нужен пастырь, несущий свою службу истинно «ради Иисуса, а не ради хлеба куса», как выражался святитель Димитрий Ростовский. Положим же души своя вместе с нашей паствой. Путем самоотвержения шли неисчислимые тысячи наших православных воинов, полагавших жизнь свою за родину и веру во все времена нашествий врагов на нашу родину. Они умирали, не думая о славе, они думали только о том, что родине нужна жертва с их стороны, и смиренно жертвовали всем и самой жизнью своей.
Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей родины.
Господь нам дарует победу».
Всего же Митрополит Сергий в годы войны обращался к верующим Русской Православной Церкви с 23 посланиями, и во всех них выражалась надежда на конечную победу народа.
Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны проводилась по многим направлениям: патриотические послания к духовенству и пастве, в том числе и на территории, оккупированной противником; ободряющие проповеди пастырей; идейная критика фашизма как антигуманной, античеловеческой идеологии; организация сбора пожертвований на оружие и боевую технику, в пользу детей и семей воинов Красной Армии, а также шефство над госпиталями, детдомами и др.
В храмах начинают возноситься молитвы о даровании победы над фашистами. Эти молитвы сопровождаются патриотическими проповедями, в которых верующие призываются не только молиться о победе, но и сражаться и трудиться для нее.
В молитве, читаемой во всех храмах Русской Православной Церкви за Божественной литургией в годы Великой Отечественной, говорилось:
«Господи Боже сил, Боже спасения нашего, Боже, творяй чудеса един. Призри в милости и щедротах на смиренныя рабы Твоя и человеколюбно услыши и помилуй нас: се бо враги наша собрашася на ны, во еже погубити нас и разорити святыни наша. Помози нам Боже, Спасителю наш, и избави нас славы ради имени Твоего, и да приложатся к нам словеса, реченная Моисеем к людям Израильским: дерзайте, стойте и узрите спасение от Господа, Господь бо поборет по нас. Ей, Господи Боже, Спасителю наш, крепосте и упование и заступление наше, не помяни беззаконий и неправд людей Твоих и не отвратися от нас гневом Своим, но в милости и щедротах Твоих посети смиренныя рабы Твоя, к Твоему благоутробию припадающия; восстани в помощь нашу и подаждь воинству нашему о имени Твоем победити; имже судил еси положити на брани души свои, тем прости согрешения их, и в день праведного воздаяния Твоего воздай венцы нетления. Ты бо еси заступление и победа, и спасение всем, уповающим на Тя и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну, и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Зазвучали молебны великим предкам: святому благоверному князю Александру Невскому, святому благоверному князю Димитрию Донскому.
5 апреля 1942 г. было объявлено в приказе военного коменданта Москвы о разрешении беспрепятственного движения по городу всю пасхальную ночь «согласно традиции», а 9 апреля в Москве впервые за многие годы состоялся крестный ход со свечами. На это время пришлось даже приостановить действие закона о чрезвычайном положении.
В блокадном Ленинграде в тот день в Александро-Невской Лавре был отслужен торжественный молебен по случаю 700-летия победы на Чудском озере. В своем слове митрополит Алексий (Симанский; будущий Святейший Патриарх Алексий I; + 1970) особо отметил, что дата Пасхи совпадает с днем разгрома немецких рыцарей в Ледовом побоище святым князем Александром Невским - небесным покровителем города на Неве. После благословения митрополита Алексия воинские части Ленинградского фронта под развернутыми знаменами двинулись на свои боевые позиции.
Включившись во всенародное патриотическое движение, Церковь развернула деятельность по сбору средств на нужды Великой Отечественной войны. 14 октября 1941 г. Местоблюститель Патриаршего престола Митрополит Сергий призвал «пожертвованиями содействовать нашим доблестным защитникам». Приходские общины стали вносить в Фонд обороны крупные денежные суммы. Только московские храмы за год войны передали Красной Армии более 3 млн. руб. Церковная община из города Горького (Нижнего Новгорода) за этот период передала государству около 1,5 млн. рублей. В осажденном Ленинграде (Санкт-Петербурге) церковные сборы в Фонд обороны к 22 июня 1943 года составили 5,5 млн. рублей, в Куйбышеве (Самаре) – 2 млн. рублей и т.д.
5 июня 1943 г. Церковный совет Успенского храма Новосибирска подписался на заем на сумму 50 тыс. рублей, из которых 20 тысяч внес наличными. Весной 1944 г. верующие Сибири собрали пожертвованиями более двух миллионов рублей.
Реморов И.Н. (в центре) на фронте
В 4-м квартале 1944 г. приходами Новосибирской епархии было внесено 226 500 рублей, а всего в течение 1944 г. приходскими советами из церковных сумм и духовенством собрано и внесено 826 500 рублей, в т.ч.: на подарки бойцам Красной Армии – 120 тыс., на танковую колонну им. Дмитрия Донского – 50 тыс., в фонд помощи инвалидам и раненым – 230 тыс., в фонд помощи детям и семьям фронтовиков – 146 500 руб., для детей фронтовиков Кагановичского района Новосибирска – 50 000 рублей.
По поводу указанных взносов архиепископ Варфоломей (Городцев; + 1956) и благочинный Новосибирских церквей посылали дважды телеграммы Сталину в мае и декабре 1944 г. От Сталина получены ответные телеграммы, в которых была просьба к духовенству епархии обратиться к прихожанам с призывом увеличить помощь фронту, семьям и детям фронтовиков.
Кроме того, в мае 1944 г. приходскими советами и духовенством приобретено за наличный расчет облигаций 3-го государственного военного займа на сумму 200 тыс. руб. (в т. ч. духовенством на 95 тыс. руб.).
Всего за годы войны взносы Церкви и верующих в Фонд обороны превысили 150 млн. рублей.
Движимые желанием помочь Родине в трудную минуту, многие верующие несли свои скромные пожертвования на нужды обороны прямо в храм. В осажденном голодном, холодном Ленинграде, например, неведомые богомольцы принесли и сложили под иконой пакеты с надписью «В помощь фронту». В них оказались золотые монеты. Жертвовали не только золото и серебро, но и деньги, продукты, теплые вещи. Священнослужители передавали деньги в банк, а продукты и вещи – в соответствующие государственные организации.
На собранные Русской Православной Церковью деньги были построены: колонна танков «Дмитрий Донской» для полка, дошедшего до Праги, самолеты для эскадрилий «За Родину» и «Александр Невский».
Боевую технику получили 38-й и 516-й отдельные танковые полки. И как несколько столетий назад преподобный Сергий Радонежский послал в ряды русских войск двоих иноков из числа братии Троицкого монастыря на правую брань с мамаевыми полчищами, так и во время Великой Отечественной войны Русская Православная Церковь направила два танковых полка на борьбу с фашизмом. Два полка, равно как и два воина, немного могли прибавить силы русскому оружию, но они были посланы от Церкви. Видя их в своей среде, российское воинство воочию убеждалось, что на святое дело спасения Родины оно благословляется Православной Церковью.
Личный состав танковых полков показал в сражениях чудеса героизма и доблести, нанося сокрушительные удары врагу.
(К слову, Православная Церковь не оставляла без своей поддержки и внимания инвалидов Великой Отечественной, детей военнослужащих и детей-сирот, чьи родители погибли на фронте, и после окончания войны. Примером может послужить деятельность приходской общины Вознесенской церкви Новосибирска, в I квартале 1946 г. перечислившей для их нужд 100 тыс. рублей в ознаменование выборов в Верховный Совет СССР.)
О существовании религиозных традиций в народной среде свидетельствует тот факт, что в самые тяжелые дни Сталинградской битвы в осажденном городе все же совершались богослужения. В отсутствии священников бойцы и командиры зажигали у икон лампадки, сделанные из снарядных гильз, в том числе у иконы Богородицы зажег свою лампадку и командующий 62-й армией В.И. Чуйков.
На одной из встреч с читателями писатель М.Ф. Антонов рассказывал, что в период подготовки немцев к штурму Москвы русские священники обнесли наш рубеж обороны святыми иконами. Дальше этой линии фашисты не продвинулись. Не довелось встречать документальных подтверждений указанных событий, равно как и опровержений устных рассказов о том, что Маршал Г.К. Жуков всю войну возил с собой икону Казанской Божией Матери, а Маршал Советского Союза Б.М. Шапошников носил финифтевый образок Святителя Николая Чудотворца. Зато вполне достоверным является факт, свидетельствующий о том, что контрнаступление под Москвой началось как раз в день памяти святого благоверного князя Александра Невского.
… Только что освобождена Белоруссия. Не осушены горькие слезы матерей, жен и детей. И в эту трудную для страны годину со своей бедой обратились к Маршалу Жукову прихожане церкви села Омеленец Брестской области: разыскать снятые и вывезенные оккупантами колокола местного храма. И какова была радость, когда вскоре на их имя пришел багаж весом в тонну – три колокола. Их помогли водрузить воины местного гарнизона. Такого благовеста никогда не слышала скромная округа. В победном 1945-м прославленный Маршал зажег лампаду в православной церкви Лейпцига.
Тысячи верующих и священнослужителей различных вероисповеданий самоотверженно сражались с врагом в рядах действующей армии, партизанских отрядах и подполье, являя собой пример служения Богу, Отчизне и своему народу. Многие из них пали на полях сражений, были казнены фашистами. Группенфюрер СС Гейдрих уже 16 августа 1941 года приказал с захватом Москвы арестовать Митрополита Сергия.
Английский журналист А. Верт, посетивший в 1943 году освобожденный советскими войсками город Орел, отмечал патриотическую деятельность православных церковных общин во время немецко-фашистской оккупации. Эти общины, писал он, «неофициально создавали кружки взаимной помощи, чтобы помогать самым бедным и оказывать посильную помощь и поддержку военнопленным… Они (православные храмы) превратились, чего немцы не ожидали, в активные центры русского национального самосознания».
В Орле, например, за это гитлеровцами были расстреляны священники Николай Оболенский и Тихон Орлов.
Священник Иоанн Лойко был заживо сожжен вместе с жителями деревни Хворостово (Белоруссия). Он был отцом четырех сыновей-партизан, и в тяжкий час смерти не оставил Богом данных ему людей, вместе с ними приняв мученический венец.
Многие представители православного духовенства принимали участие в боевых действиях и были награждены орденами и медалями. Среди них диакон Б. Крамаренко, награжденный орденами Славы трех степеней, клирик храма С. Козлов (орден Славы, третьей степени), священник Г.Степанов (медаль «За отвагу»), монахиня Антония (Жертовская) - медаль «За боевые заслуги».
Отец Василий Копычко, в годы войны партизанский связной, был удостоен медалей «Партизану Великой Отечественной войны», «За победу над Германией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне»; священник Н.И. Куницын с 1941 г. воевал, гвардеец, дошел до Берлина, имел пять боевых медалей, двадцать благодарностей от командования.
Солдатскую доблесть проявили священнослужители Новосибирской епархии. Боевыми наградами был отмечен ратный подвиг архимандрита Макария (Реморова), архимандрита Нифонта, протоиерея Александра Смолкина, Анатолия Алексеевича Михеева, старшего пономаря Александро-Невского собора.
Судьбы сотен приходских священников были отмечены высокими наградами. Сразу после Победы Советского Союза над фашистской Германией более 50 из них удостоились медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Примером верного служения Отечеству является вся жизнь архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), к началу войны отбывавшего ссылку в поселке Большая Мурта Красноярского края. Один из талантливейших хирургов своего времени, доктор медицинских наук и профессор хирургии, епископ Лука направил телеграммы в Наркомздрав Н.Н. Бурденко, главному хирургу армии, и «всесоюзному старосте» М.И. Калинину. Опальный архиерей просил использовать его как медика, обещая по окончании войны вернуться в ссылку.
В сентябре 1941 г. Его Преосвященству разрешили переехать в Красноярск и назначили «консультантом всех госпиталей края». Уже на следующий день после приезда профессор приступил к работе, проводя в операционной по 9-10 часов, делая до пяти сложнейших операций. Одновременно с этим он консультировал военных хирургов, читал лекции, писал трактаты по медицине. За научную и практическую разработку новых хирургических методов лечения гнойных ранений епископу Луке была присуждена Сталинская премия I степени, из 200 тысяч рублей которой 130 тысяч перечислил в помощь детям, пострадавшим на войне.
Благородная деятельность Преосвященнейшего Луки была высоко оценена – грамотой и благодарностью Военного Совета Сибирского военного округа.
В 1945 г. Владыка Лука, к тому времени находившийся на Тамбовской кафедре, был удостоен медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Определением Святейшего Синода от 22 ноября 1995 г. архиепископ Симферопольский и Крымский Лука (Войно-Ясенецкий) причислен к лику святых.
Свидетельством сближения Церкви и государства в борьбе против фашизма, высокой оценки ее патриотической деятельности является состоявшаяся в сентябре 1943 г. в Кремле встреча Сталина и руководства Русской Православной Церкви - митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича). На ней были достигнуты договоренности о «возрождении» церковной структуры Русской Православной Церкви – восстановлении патриаршества (престол Церкви пустовал 18 лет) и Синода, об открытии храмов, монастырей, духовных учебных заведений, свечных заводов и иных производств.
К сентябрю 1943 г. насчитывалось 9829 православных храмов, в 1944 г. было открыто еще 208, а в 1945-м – 510.
Решающим фактором войны является не количество и качество оружия (хотя это тоже очень важно), а прежде всего человек, его дух, его способность быть носителем лучших военных традиций своего Отечества.
В годы войны советское непобедимое воинство не делило себя на белорусов, русских, армян, украинцев, грузин, верующих, неверующих. Воины были детьми одной матери – Родины, которым предстояло защитить ее, и они это сделали.
Склоняя головы перед великим подвигом советского народа, сокрушившего фашизм, будем же помнить, изучать, приумножать бесценный и благородный вклад в Победу Русской Православной Церкви, более чем тысячелетие сплачивавшей на защиту Руси все народы, населявшие ее, поднимавшей на смертный бой воинов разных национальностей, разных вероисповеданий. Низкий поклон и вечная благодарность им, отдавшим свою жизнь за Родину!
Поддержите наш сайт
Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
|