Митрополит Новосибирский и Бердский рассказал о непростой истории своих родителей.
Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон в гостях в редакции «Комсомольская правда».Фото: Влад КОМЯКОВ
Современный человек привык доверять и симпатизировать людям, имеющим
на все свою точку зрения. Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон
обладает чудесным даром слова, его устремления и образ жизни находятся в
ладу, к такому человеку испытываешь доверие. К тому же и тема у нашей
беседы является важной - мы решили поговорить о семье. Владыка сам
читает проповеди, и услышать их или посмотреть в православных изданиях
не составляет труда, но семейная тема поднимается редко. Между тем
история этой отдельно взятой семьи оказалась удивительной - по ней можно
изучать историю нашего государства и нравов.
- Владыка Тихон, повод для нашей беседы есть, и он очень
достойный. Ваш батюшка в этом году отметил юбилей - 100 лет. За этот век
наша страна пережила многое, как все эти события отразились на вашей
семье?
- Григорий Степанович Емельянов родился
1 августа, в день Преподобного Серафима Саровского. Празднует день
рождения дважды - 1 и 14 августа, по старому и новому стилю. Мы к
истории его жизни привыкли, ведь для нас он просто отец, но мне кажется,
он прожил необычную жизнь. Родился в селе под Казанью,
окончить школу не дали. Когда он учился в шестом классе, началось
раскулачивание. Отец его, мой дедушка, Степан Федорович служил в Красной
армии, организовал в селе колхоз. Но в 1930-х годах прислали
провокатора из НКВД, спросили: «Когда
лучше жилось: при царе или при советской власти?» Он похвалил царя… За
это его на 9 лет на Беломорско-Балтийский канал послали, рубить вечную
мерзлоту. Пришел Степан Федорович - ни одного зуба нет, печень
воспаленная, умер в 54 года. Так семью моего деда раскулачили: деда - на
канал, а бабушку и двух сыновей отправили в ссылку в Свирск, под Иркутск, на лесоразработки. Чуть мальчики подросли началась война.
- Наверняка ваш отец много рассказывал про войну…
- Отца моего сначала забрали на маньчжурскую границу, потом перебросили под Москву, в район Подольска.
Он оказался воином-сибиряком. Говорил: «Так много наших войск было,
что, если бы немцам еще такую же армию, никогда бы они Москву не взяли».
Еще говорил, что солдаты слышали о том, что есть катюши и другое
хорошее оружие, но им дали царские трехлинейки без патронов. Отец же был
минометчиком, помнит он, как в Подольске обстреляли колокольню, как
немцы ударили из крупнокалиберных пулеметов, как побежала вся дивизия до
самой Москвы. Как победили в войне, до сих пор не понимает: есть было
нечего, лекарств нет, стрелять нечем. Но вместе с тем был большой
патриотизм, наши герои телами защищали Родину... Вчерашние мальчишки
только из ссылки - и сразу на фронт. У моего отца, 15-летнего мальчика,
была справка - «враждебный элемент советской власти». Брат Константин -
мой дядя - погиб под Веной, подписал себе годков и ушел на фронт. Не стало его за две недели до конца войны.
- Ваши родители ведь познакомились на войне, расскажите об этой встрече.
- На Курской дуге отец простыл, подхватил воспаление легких. В
госпитале его положили на каменный пол, лежать было холодно, хуже, чем
на земле. Сестры пробегают, но все мимо. Одна только поднесла тюфяк и
подсунула под него, оказалось - то была моя будущая мама. Она сама
погрузила на полуторку раненых, сняла с себя шинель и в одной
гимнастерке повезла солдат в тыл. Отец попал в госпиталь в Бийск, а после - опять на фронт. Ранен был один раз.
Через два года они с мамой под Киевом
снова встретились, и опять случайно. Солдаты не хотели ночевать в снегу,
а рядом был хутор, но войск на постое было так много, что в домах
военные спали стоя. Но это все же лучше, чем замерзать на улице. Все
дома в ту ночь были забиты, только один нашелся свободный, но там
ночевали девчата из госпиталя. Хозяйка вызвала одну из девушек
договориться, ей оказалась мама. После этого родители уже не
расставались, а 9 мая 1945 года считают днем своей свадьбы. После Победы
мама демобилизовалась, отец дослуживал.
После войны они поселились в Воронеже,
там жила мамина мама. Она была верующая, тоже из семьи раскулаченных.
Начали дом строить, четверых детей родили. У меня есть три сестры -
Вера, Надежда и Любовь.
Сколько помню из своего детства - отец все время был на работе, по
профессии он бухгалтер. И даже в выходные дни приносил большие стопки
бумаг и считал. Маме всегда говорил: «Катя, учи детей порядку, как в Германии.
У немцев все в баночках, все подписано, у каждой вещи свое место.
Богатая страна, это нам к ним надо было идти, что они к нам пошли?» Так
как мама в госпитале работала, то очень любила чистоту и порядок. Помню
из детства: уходят родители, а мы беремся полы мыть, стирать.
- Расскажите о характере своего отца, какое он на вас оказал влияние?
- Отец никогда не злоупотреблял спиртным и не курил, даже на войне.
Он очень любил читать, у него даже была мечта - быть школьным учителем.
Он выписывал много газет, журналов, брал в библиотеках книги, и я их
тоже с удовольствием читал. Мама по-своему подходила к вопросу, говорила
отцу: «Выпиши журнал «Здоровье», ребята должны разбираться в медицине,
понимать, как устроен организм человека». И сейчас я ее понимаю,
действительно ведь наш организм - это биомашина: как правильно
ухаживаешь за ней, так долго она и прослужит.
Когда отец выходил гулять - брал с собой фотоаппарат и бинокль птичек
рассматривать. Мне в 12 лет тоже подарил фотоаппарат. Ценность его я
понимаю по-своему фотоаппарат позволяет по-другому взглянуть на жизнь. В
повседневности мы видим все, и внимание рассеивается. А когда
заглядываешь в глазок - концентрируешься.
Самое главное - что родители дают пример как в хорошем, так и в
плохом. Все, что в человеке есть, - это то, что он воспринял в семье и
позже. Любовь к чтению - привил нам отец. Он никогда не встречался с
элитой, не имел знакомств с «нужными» людьми и нам говорил: «Учитесь - и
все у вас будет. Надеяться на то, что тебя кто-то в жизни устроит, не
надо: он устроит, а потом вылетит сам, и тебя вслед погонят. А ценный
сотрудник сам по себе всегда нужен».
- Расскажите, как проходил юбилей Григория Степановича?
- К празднику мы готовились. Отец каждый год путешествует, в 99 лет побывал в Крыму. Мы его спрашивали: «Что ты туда собрался?», он ответил: «Новые территории - надо осваивать». В этом году поехал в Сочи.
Выглядит молодо, на фотографии мы с ним одинаково выглядим. Врачи
говорят: биологический возраст отца - 60 лет. Сейчас Григорий Степанович
живет с моей сестрой в Москве. Чувствует себя хорошо - ходит без
палочки, читает без очков, любые математические операции считает в уме.
Мы с отцом очень похожи, даже голос похож. На юбилей Президент России поручил префекту поздравить отца - были вручены фарфоровые часы и
поздравительное письмо. От имени Председателя Совета Федерации В. И. Матвиенко юилейное поздравление Григорию Степановичу вручила Надежда Николаевна Болтенко. Святейший Патриарх Кирилл наградил Григория Степановича орденом Дмитрия Донского второй степени. Патриарший орден вручили в храме. Отпраздновали большой семьей, только внуков и правнуков приехало 17 человек.
Я ранее говорил отцу: «Как мне хочется в Сибири побывать», на что он отвечал, что там только снег и сосны, надо
стараться побывать в центре цивилизации. А вот ведь как - детское
желание реализовалось.
Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон - об инициативе ввести обязательные чтения молитв в Госдуме. Влад КОМЯКОВ
КСТАТИ
О чем еще спросили митрополита?
Госдума не место для чтения молитв.
- Быть или не быть такому новшеству? - спросили мы мнение владыки.
- А КПРФ что будет читать? -
поинтересовался в ответ митрополит. - Давайте не смешивать божий дар с
яичницей. Если бы Дума была православная, тогда можно было бы прочитать
молитвы, а раз там сидят разные люди, мы только будем сталкивать их
лбами. Один будет читать «Аллах акбар», другой - «Отче наш», третий -
еще что-то. Зачем? Делать из людей солдатиков - это лишнее. Не надо
этого делать. Я вот пришел к вам, зачем я буду говорить: «Ну-ка давайте
молитву прочитаем»? Я знаю, что люди разные. Поэтому я сажусь и просто
говорю: «Господи, благослови». Для меня этого достаточно. А то, что
предлагают, - это уже получается своего рода насилие над людьми. Вот
«толерантность» - хорошее слово, надо всегда думать, что рядом с тобой
другие люди, и не переступать их права.
Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон - о нашумевшем фильме "Матильда". Влад КОМЯКОВ
- Не можем не спросить о «Матильде». Ваше отношение к фильму и событиям, которые происходят вокруг него?
- Можно же рассматривать Николая II с точки зрения его достижений в
промышленности, а можно - с точки зрения его похождений. Давайте возьмем
любого чиновника и покажем фильм, где все два часа он будет есть в
ресторане. Возникнет вопрос: а когда же он работает? Так и про эту
«Матильду». Авторы взяли один эпизод, что у Николая II была и Матильда, и
супруга. Но это ведь искажение истории. Если уж вы хотите об этой
личности сказать, то надо говорить в историческом плане, а не так.
Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон - о вандализме на городских кладбищах. Влад КОМЯКОВ
- В Новосибирске участились случаи вандализма. И речь не
только об изуродованном памятнике Николаю II - уже на кладбищах
надгробия опрокидывают...
- Вандализм - из-за духовного уродства. Это не просто потому, что
кому-то не нравится Николай II. Даже если он тебе не нравится… Вот я,
например, не там припарковал машину - это же не значит, что надо ее
топором изрубить. Это как раз говорит о духовном уродстве. Значит, школа
не дает человеку понятия о духовной культуре. Я в Ордынке был, приехал к главе администрации, говорим, что в школах каждый год
идет выбор предметов - основы религиозной культуры или светской этики.
Минобр просит нас, чтобы мы выступили перед учениками и рассказали, что
же такое «основы». А глава говорит: «У нас светское государство, нам
ничего этого не нужно». Ну хорошо, я уехал, через два месяца звонит:
«Владыка, вы бы приехали, у нас два кладбища разгромили, вы бы
поговорили с нашими старшеклассниками». А я отвечаю: «Вы знаете, у вас
же теперь светскую этику преподают. Вот вы вызовите учителя по светской
этике, и пусть он поговорит с ребятишками. Я-то что им скажу? Они же не
изучают основы православной культуры, а я могу только в этой теме с ними
побеседовать». Мы с учителями часто разговариваем, и у них как будто
никаких проблем нет, они ведут себя так, что духовно-нравственных
проблем не существует. Но посмотрите, школьник приходит домой, включает
телевизор, а везде пропаганда уголовной субкультуры. Ведь почитание
своих предков - это культура, могилы наших предков - это святое. А может
ли шансон воспитать уважение к предкам? Может ли тату - воспитать? Это
же все признаки уголовной культуры. В итоге везде право сильного и мат.
Один мой знакомый написал письмо Людмиле Вербицкой,
президенту Российской академии образования: «Почему вы не боретесь с
матом?» Знаете она ответ какой прислала? «Мат - это составная часть
русского языка». А вот у Аристотеля, древнего философа, написано так:
«Мат - это дорога к преступлению». Вы посмотрите, сейчас мат - это язык
чиновников и офицеров. Они удивляются: «А как иначе приказ отдать?» Но
мат - это признак того, что у человека не только слов нет, но и ума не
хватает. Ведь для чего эти матерные слова? Оскорбить, унизить человека.
Офицеры, которые должны быть элитой общества, друг друга только матерят и
все. Я бываю в кадетских корпусах, и офицеры не хотят называть кадетов
господами, хотя это принято, это традиционное обращение. Они им говорят:
товарищи кадеты. А почему? Да потому что если я вас назвал господином,
вас уже неудобно материть.