Опубликовано 06.03.2018 в рубрике  Церковь и революция в Сибири
 

Тобольский Церковно-Епархиальный Совет. Благочинническим Советам епархии



 

Приближается весна. Еще несколько теплых дней и согретая солнцем земля сбросит свой белый покров. Вся природа оживится. С теплой верой и надеждой на милосердие Божие пахарь-кормилец приступит к полевым работам и бросит в разрыхленную землю свои трудовыя зерна. Да благословит Господь его труд и пошлет ему обильный урожай, ибо в этом один из главнейших залогов спасения нашей исстрадавшейся родины. По истине – наступают великие дни, дни труда и молитвы...

Но как встретит эти дни наше многострадальное сельское духовенство, все служение котораго, как правильно выразился в одной из речей председатель Епархиального съезда 1917 года, давно уже проходит под девизом "отреби быхом миру"?

Распоряжение высшей церковной власти о ведении выборнаго начала при замещении должностей клириков, декреты правительства об отделении церкви от государства и об изъятии из владения и пользования духовенства земельных угодий, доколе не выработаны правовыя нормы и точно не установлены взаимоотношения клира и прихода, ставят ныне православное духовенство пред лицом невероятно тяжелых условий его дальнейшего существования.

В данном случае мы имеем ввиду остановиться подробнее пока только на распоряжении об изъятии из владения и пользования клира земельных угодий.

Церковно-Епархиальный Совет уже обращался к приходам с просьбой воздержаться от подробных указаний соответствующих властей и во всяком случае до обсуждения вопроса предстоящим вскоре съездом духовенства и мирян от преждевременнаго, самовольнаго и непланомрнаго поведения в жизни этой меры. Однако голос его не всеми услышан: в некоторых приходах земли от притча уже отобраны, в других – притчи живут уже под угрозою, что им не дадут засеять ни одной пяди земли, что весной им некуда будет выпустить на пастбище свой истощавший за зиму скот.

Справедливо ли все это? С одной стороны – разве возможно сельскому священнику, живущему в деревне, обойтись без лошади, без коровы, без небольшого, хотя бы, сенокоса и огорода? С другой стороны – разве девиз "вся земля трудящемуся народу" исключает отсюда сельское духовенство? Разве можно считать сельское духовенство, живущее постоянно с народом, его жизнью – аристократией? Разве священник, живущий вне всяких культурных условий, тяжелым трудом зарабатывающий свою и семьи своей жизнь и влачащий зачастую полуголодное существование, капиталист или "буржуй"? Нет – если есть на Руси пролетариат, то во главе его и в первую очередь стоит сельский священник!..

И правильно ли считают граждане-сельчане, что вся земля, которая будет изъята из частнаго владения, из владения казны, б.уделов, монастырей, церквей и духовенства, будет передана именно им в силу только территориальных условий? – Нам думается, что они ошибаются: лишняго никому не дадут, всем трудящимся дадут поровну, по известной трудовой норме; думается – не будет обойдено и духовенство, если не как таковое, то как известная трудовая единица. А сколько на Руси, после пережитой несчастной войны осталось обездоленных, изгнанных из родных углов, оторванных от своих полей! Разве родина не обязана дать и им возможность обратиться к привычному труду?

И так, во имя общаго благополучия и спокойствия, во избежание неприятных разочарований, лучше с этим делом не спешить и от всяких самовольных действий воздержаться... Не много принесет пользы целому сельскому обществу небольшой клочок земли, отобранный у своего батюшки, а сколько горя принесет это ему обездоленному и обнищавшему... Обнищавшему, ибо когда в силу переживаемых событий, пахарь дороже продавал свой хлеб, фабрикант колоссально возвысил цену своих изделий, рабочий получал усиленную плату за свой труд, служащие всех степеней и всех ведомств получали дополнительные большие оклады, ему никто лишняго не давал, он молча страдал, живя одною надеждою на милосердие Божие...

Что же делать?

Союз духовенства, в задачи коего входят защита правовых интересов своих членов, в силу исключительных обстоятельств времени, еще не сорганизовался. Обратиться за содействием доколе не установился прочно правовой порядок в стране не к кому...

В силу такого положения, на защиту интересов сельскаго духовенства в данном случае должны быть призваны существующие уже не местах выборныя организации – благочиннические Советы. Трудно подробно предрешить, что и как им делать, ибо на местах это виднее, но общий план работы представляется нам так: благочиннические Советы, по возможности in corpre, немедленно и непременно до начала полевых работа, посещают в известной постепенности соответствующие приходы благочиния, начиная с тех, где вопрос стоит наиболее остро.

Собрав приходское собрание, после торжественнаго молебствия в храме, согласно полученному Советом благословения епархиальнаго Архипастыря, члены благочинническаго Совета разъясняют прихожанам положение дела и приводят их и причт к известному соглашению в отношении пользования земельными угодьями, поясняя, что соглашение это будет иметь временный характер – доколе соответствующей властью не будут преподаны общие одинаковыя для всех приходов указания. Соглашение это может выразиться в следующих, напр., видах: 1) оставление во временном пользовании причта всей земли, 2) представление причту права пользования земельными угодьями на равных со всеми членами сельскаго общества основаниях и 3) денежная компенсация за изъятую из пользования притча землю с предоставлением ему права пользоваться выгоном.

Несомненно, если благочиннические Советы вдумчиво и сердечно отнесутся к предложенной им задаче, они достигнут большого успеха. Попутно могут быть разрешены и другие вопросы, касающиеся взаимоотношений клира и прихода. Неудача в одном приходе не должна смущать членов благочинническаго Совета: с тем же чувством мира, справедливости и братской любви они должны переезжать в другой приход. И если из всех приходов только в некоторой части они достигнут желательных результатов, то и тогда труды их буду многоценны и многополезны и они свято исполнят свой долг.

6 марта 1918 г. Церковно-Епархиальный Совет.

 

https://www.prlib.ru/item/457626 Тобольские епархиальные ведомости, 1918, №7/8, с. 78-80 Тобольский Церковно-Епархиальный Совет. Благочинническим Советам епархии


Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 7    
  Версия для печати        Просмотров: 1716


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Декабрь 2024 (9)
Ноябрь 2024 (22)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031