|
||||||||||||||
Новогоднее обращение к пастырям и пастве ТомскойГосподь послал нашему отечеству страшную годину. Война с внешними врагами была великим бедствием. Она уносила от нас многих лучших сынов нашей родины. Война прислала нам с полей брани изувеченных, искалеченных наших братьев-героев, защитников своего отечества. Она вспугивала и гнала прочь из родных селений и полей беззащитных и голодных женщин и детей. Они бежали от выстрелов орудий врагов, разрушавших их жилища, уничтожавших их кровью и потом нажитое достояние, делавших их нищими бродящими по миру, ища себе приюта и пропитания в других отдаленных от вражьих станов местах. Война принесла много бедствий нашему отечеству. Но все эти бедствия были терпимы. Они не казались не преодолимыми. Была у всех надежда на победу врагов и скорый мир. А единодушная, объединившая вcех сынов обширной Poccии любовь к своему отечеству, единодушный порыв защиты его, единодушное желание прогнать дерзкого врага, вступившего в пределы нашего отечества, заставляли забывать и тяжкие жертвы и утраты, и те страшные страдания, которые приносила всем кровавая война. Но вот настал мартовский переворот и с ним — кровавый события внутри нашей страны. Думалось, что переворот принесет лучшая времена. Однако по мере того, как углублялась революция, раскол в стране и деление населения на партии стал увеличиваться. Начались междоусобия, погромы, целые войны внутри России. После политической революции началась социальная распря, разрушающая общественную и политическую жизнь страны. Теперь наше отечество стоит на краю пропасти. Полное разстройство путей сообщения, безработица и голод, насилия одной части населения над другой, братоубийственные междоусобия, убийства и разбои, грабежи ведут нашу родину к верной погибели. Но не в этом главная опасность. Внешние непорядки, внешнее разстройство и стихийное бедствие могут довести наше отечество до страшного обеднения, до полного бессилия защищаться пред врагами внешними, до подчинения и рабства им. Может погибнуть русское государство. Это бедствие конечно страшное. Но оно не казалось бы таким, если бы в русском народе сохранился его народный дух, национальная его душа. К нашему несчастью, к крушению государства присоединилось еще полное крушение –народной души. Русский народ переживает в настоящее время и душевную ломку. –Народ – бегоносец, идеалы которого всегда возносились над землею и тяготели к небу, который все вопросы жизни своей решал, опираясь на высокие истины учения Христова; который в своей земной жизни искал прежде всего правды Божией и молился о наступлении Царства Божия и водворении воли Отца Небесного над землею так же, как и на небе,–ныне начинает сходить с этой духовной почвы на почву человеческого, узкопартийного решения социальных вопросов, являясь тяжким нарушителем главных заповедей Христовых: о любви к Богу и любви к ближним. Ныне русский народ возвращается к язычеству. Первый шаг на этом пути сделан нашей интеллигенцией. Давно, давно, но особенно со времени немцелюбивого императора Петра, она встала на эту дорогу и с тех пор в недра русского народа стал вливаться яд неверия, наряду с этим вносились в отношения различных классов народонаселения немецкие формы. Простой народ смотрел и учился неверию и копил ненависть к тем, кого он считал своими учителями и руководителями. Бог поругаем не бывает. Христианство появилось на свет в эпоху, когда человечество также отвратило свое лицо от своего Творца и Промыслителя, когда на место правды Божией старались по ставить правду своего суемудрого ума. Но учение Христа нашло последователей и в греко-римском мире и одержало победу над ним. Шестнадцать веков однако человеческий разум спорил, как исполнить первую заповедь Божию – об отношении человека к Богу. Языческий мир создал феогонию –происхождение богов. Средневековье создало теологию. Толстые томы богословских систем перегружают до сей поры библиотеки Западной Европы. Споры сопровождались войнами и преследованиями друг друга. Лилась кровь христиан от инквизиций, тысячи жизней пожрали на Западе религиозные войны. Тогда человечество вспомнило, что кроме первой заповеди существует вторая, и что нельзя исполнить одной этой заповеди, не исполнив другой. И вот после шестнадцатого века начинается в христианском мире решение второй заповеди Христа – об отношениях людей друг к другу. Но снова человечество впало в ошибки. Оно пытается решать и эту вторую заповедь отдельно от первой. Пытается установить отношения людей на основах любви друг к другу, но не только без любви к Богу, но при полном отрицании и Его существования и промышления о мире. Нужность любви друг к другу для устроения жизни не отрицается, но исключается нужность сверхестественного воздействия на людей. Даже более того. Имеется желание воздвигнуть вторую вавилонскую башню, систему жизни, чтобы дать возможность людям существовать по своей воле и вопреки воле Божией. Хотят дать людям хорошую жизнь, с ея цветами и благоуханиями их, но без участия солнца правды, божественного света и тепла. И получается в человеческом мире тоже, что в мире физическом, когда его лишают света и тепла солнечного. Жизнь в этом мире гибнет. Так ввергается и жизнь духовная в глубокую бездну духовного мрака. Когда люди отвращают свое лицо от Господа, они лишаются разума и истинного понимания жизни. Их отношения тогда путаются и начинается борьба друг с другом, междоусобия и анархия. На людях тогда исполняется речение божественного апостола о римлянах: "глаголющеся быти мудры, объюродеша" (Рим. I ,21-23). Труден путь достижения людям такого состояния, когда люди действительно были бы братьями, равными во всем и свободными в своих действиях от всякой не правды. Тысячелетия проходят, как народы всего мира все силы употребляют на то, чтобы достичь такого состояния. Но прежде, чем приблизиться к такому состоянию, они исчезают с лица земли, оставляя потомству лишь историю неудавшихся своих попыток. Tесен путь, ведущий в то царство, в которое звал Христос говоря: "ищите прежде всего царствия Божия и правды Его, остальное все приложится вам" (Me. VI –33), и о котором говорят его ученики: царство Божие есть правда, марь и радость, о Духе Святом. Где же такое царство Божие, в котором правда царит. Где мир и всеобщая радость между людями? Такое царство люди знают, но идут к нему не тем путем. А потому не приближаются к нему. И оно еще дaлее от нас уйдет, если мы хотим найти его, идя путями борьбы друг с другом, захватами чужой собственности, уничтожением друг друга, местью, насилиями и братоубийством и другими преступлениями. Этот путь ложный и учение о нем в какую бы форму не облекалось, повидимому иногда в логическую, разумную – поведет к погибели тех, кто им пойдет. К достижению Царства Божия и блаженства на земле – один верный путь, который указал Христос: это постепенное совершенствование себя – каждого в отдельности человека, и целых обществ. Из порочных, преступных людей царства правды, мира, свободы, счастья не составить. Преступная натура людей выдает себя: самолюбие не может сжиться с самолюбием других. Только праведники способны жить в пpaвде, в мире и радоваться радостями не своими только, но и других. Для праведных не нужно даже писать строгих и каких ни есть законов. Эти неоспоримый истины мы не должны забывать. И только с точки зрения их и учения евангельского разумевать все происходящие на наших глазах явления нашей общественной и государственной жизни. "Аз есмь путь, истина и живот", – изрек Господь. Другого пути жизни, другой правды нам негде искать. Мы не можем приобщиться всецело к той или другой из этих политических партий и их учений, которые учат иначе, не так, как Божественное Откровение, а тем более, если они отрицают самое значение слова Божия и проповедуют открыто неверие и безбожие. Вот почему, обращаясь к чадам православной Церкви, остающимся верными ея учению, я я архипастырски при зываю всех пастырей и пасомых в годинуиспытаний, ниспосылаемых нашему отечеству, усилить свой молитвенный подвиг. Крепко держаться веры Христовой и не поддаваться соблазнам мира, подражая во всем Самому Христу, искушенному в пустыне от диавола обещанием претворить камни в хлебы, удовлетворять духовную гордость и тщеславие человеческое и наконец дать власть над всем миром (Лук. 4, 3—13). Таковы и те соблазны, которыми ныне смущается народная совесть. Но да не уподобимся евангельским фарисеям и саддукеям, обличенным Спасителем в том, что они, yмея различать знамения небесные, не уразумели знамений времени и просили Спасителя совершить для них чудо (Лк. 16, 1—4). Следуйте же сами и других зовите следовать по пути, на которой призывает Господь, говоря: "приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененные и Я успокою вас; возьмите иго мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим, ибо иго Мое благо и бремя Мое легко" (Mф. И, 28—30). Прислушивайтесь, православные, к голосу заседающего в первопрестольном граде Москве Церковного Всероссийскаго Собора, состоящего из представителей церкви и избранников народа, который в тяжелую пору, ниспосланную нашей родине, следуя заветам предков, прилагает попечение к решению вопросов о нуждах духовных русского народа. Начиная новый год в нашей жизни, каждый из нас да предаст себя и свою дорогую родину воле Божией с крепкой надеждой и верой, что Господь не оставит ее до конца погибнуть и что после тех бедствий и страданий, по истине голгофских, как после голгофы Христа, не только была смерть, но было и воскресение, победа над смертью, – так и с нашей Родиной: она воскреснет для лучшей жизни. Бог мира и любви да пребудет со всеми нами во веки. Аминь. Еп. Анатолий. Томские Епархиальные ведомости №24, 1917 г., с. 395-400
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 2 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1680 |