Главная

НПБИ


Обращение Высокопреосвященнейшего Тихона, Архиепископа Новосибирского и Бердского., к учащим и учащимся Новосибирского Свято-Макарьевского Православного Богословского Института

Новосибирский Свято-Макарьевский православный богословский институт сегодня 

Говорят выпускники

Душа не может быть глухой

Студенты об Институте 

Фоторепортаж


Обновление: 
04 июня 2005 г.

 

 
Студенты об Институте 

В канун празднования 10-летия НСМПБИ некоторым студентам и выпускникам была предложена анкета, в которой они могли выразить свое впечатление о своей учебе в Богословском Институте. Ответы на вопросы этой анкеты предлагаем вашему вниманию.

Чему вы хотели научиться в НСМПБИ? Оправдались ли ваши надежды?

  • До НСМПБИ у меня было два высших образования. Про богословский институт узнал буквально через три месяца после крещения и решил поступать. Мне хотелось получить объемное знание мира. Эта надежда оправдалась.

  • Когда я поступала, я особо не знала, чему хочу научиться. Знала только, что буду учиться в духовном учебном заведении. Было желание побольше узнать о нашей Православной Церкви, о ее истории, традициях, обычаях. Узнать не только для себя, но и для того, чтобы разъяснять другим. Надежды оправдались и даже более чем ожидалось.

  • При поступлении я хотела поближе познакомиться с православной верой, с жизнью Церкви, найти единомышленников, так как в своей семье с началом своего воцерковления я оказалась в полном одиночестве.

  • Конечно, хотелось, прежде всего, разобраться в богослужении, но все-таки конкретных целей перед собой я не ставила. Однако поступление в НСМПБИ считаю для себя промыслительным, впрочем, как и для всех студентов нашей группы. Когда мы делились между собой, что привело нас в институт, то выяснялось, что почти у всех были глубокие духовные причины. В тот период, когда я стала учиться, у меня были очень непростые семейные обстоятельства, нагрузка была сильнейшая. Казалось, учеба вообще не впишется в расписанный по часам распорядок дня, но выяснилось, что наоборот. И так для всех. И конечно же, все мои надежды оправдались в полной мере. 

  • Поступая в институт, я надеялась получить знания, необходимые для работы с детьми. Знания эти получила, но главное, за время учебы я оказалась ближе к церковной жизни, поняла, какое это счастье — служить Богу, трудиться на благо Церкви. 

  • Хотелось разобраться в вопросах экуменизма, а также меня очень интересовали догматические основы православной веры. В институте я научилась умению находить ответы на интересующие меня вопросы. Надеюсь, что научилась умению ощущать и отличать дух православного учения.

Какой предмет, по вашему мнению, был самым трудным, какой самым интересным, какой требует более тщательного изучения?

  • Самым трудным, наверное, был катихизис. А интересных было много. Ветхий и Новый Заветы, общая церковная история, история Русской Православной Церкви, основное богословие, православная психология, миссиология... Трудно выделить самый интересный.

  • Все предметы по-своему трудны.

  • Самый трудный, пожалуй, церковнославянский язык, так как изучать его нужно самостоятельно, в связи с небольшим количеством часов. Очень нравилось пение. Жаль, что его нет после 2-го курса.

  • Самый трудный для меня был катехизис, самый интересный — религиоведение. Более серьезного изучения требует педагогика, но несколько в другом направлении, чем то, какое нам дается. Поскольку большинство выпускников видят себя в будущем в качестве преподавателей в школах, а возможно, и в дошкольных подготовительных группах, то хотелось бы получить специальные педагогические знания, знать, как найти контакт с учащимися, изучить специфику общения с разными возрастными группами, понять, как грамотно составить план занятий, как проводить сами занятия и т.д.

  • Интересны предметы все. Но сейчас я думаю, что наиболее трудный для меня предмет — гуманитарная методология, так как знаний по философии не хватает. А проблема взаимопонимания всегда и везде была трудной.

  • Незабываемы были лекции Владыки Сергия, мы их даже не записывали, а просто слушали. Самыми трудными, но в то же время интересными предметами были пение и история Ветхого Завета на первом и на втором курсах — предметы, которые преподавала матушка Татьяна Реморова. Мы иногда даже не замечали, что уже закончилось наше время занятий. Лекции отца Димитрия Долгушина и отца Димитрия Цыплакова были — просто заслушаешься. А занятия отца ректора были как отеческие наставления. Отец Василий Мезенцев нам очень много дал, также отец Игорь Затолокин. Лекции отца Бориса Пивоварова были потрясающие по глубине.

  • Следует сказать, что все изучаемые предметы по-своему интересны. Неинтересных предметов не было.

  • Самым трудным предметом для меня была психология. Совершенно непонятным — введение в литургику, которое нам преподавали на первом курсе. Думаю, что на 4-5 курсах этот предмет был бы более понятен. Очень увлекательно преподавалась история Отечества. Самыми интересными предметами для меня были Новый и Ветхий Заветы. Мало внимания уделялось Вселенским соборам. Слишком много было, как мне показалось, философии. К сожалению, за время учебы не научилась выступать публично. Возможно, потому, что было мало диспутов.

Какие события за время учебы запомнились больше всего? Например, какой-нибудь поучительный или забавный, а возможно, и чудесный случай на вступительных испытаниях, занятиях, экзаменах, защите дипломной работы.

  • Всегда буду помнить лето 1997 года. Мы переходили на 2-й курс. Сдавали какой-то экзамен, кажется, историю. Сидим во дворе Вознесенского собора, обсуждаем вопросы. А рядом сидит старушка и вижу я, что она недоумевает: кто же мы такие? Наконец, не выдержала и спросила:

    — Ребята, а вы кто будете?

    — Мы — студенты Новосибирского Православного Богословского института.

    — Да разве такой есть?

    — Теперь есть.

    — А кем станете?

    — Одни станут священниками, другие будут народ просвещать, в школах работать. И тогда старушка прослезилась, перекрестилась на храм и говорит:

    — Слава Тебе, Господи! Сподобил дожить до светлого дня! Учить стали...

    Это и осталось у меня в памяти как народная оценка создания Института.

 

  • Помню летнюю сессию на 1-м курсе. Мы почему-то больше всего боялись экзаменов по Священной истории Ветхого Завета и пению. Но когда сдали, то поняли, что не так уж и страшно и «радость велия бысть». Помню, как сдавали историю отцу Виталию Бочкареву. Он любит над студентами во время экзамена подшутить. Были и поучительные случаи и чудесные, но все это сокровенное.

  • Чудеса на экзаменах бывают, когда полностью выложишься в учебе, хорошо помолишься, остальное — Божия помощь. Но могу рассказать один случай. Как-то перед экзаменом не могла себя заставить ночью учить трудный предмет, улеглась спать. Вдруг прорывается водопроводный кран. А так как слива в частном доме нет, мне пришлось всю ночь каждые 15 минут носить ведра на улицу, топить печь и учить предмет. Сдала на «пять».

  • Наш курс мы называем дважды Макарьевским. И связано это со случаем, который произошел на первом курсе. Когда в Бердске отошел ко Господу архимандрит Макарий (Реморов), то мы всей группой поехали на отпевание. После этого мы так сдружились, что стали чувствовать себя одной семьей, дружим и сейчас. Уверены, что это по молитвам отца Макария.

  • Запомнилось, как на первом курсе мы сдавали экзамен по Ветхому Завету. Принимали экзамен очень строго, но давали время на подготовку ответа без ограничения. И вот, когда мы, последние сдавшие экзамен, вышли из помещения приходской школы вместе с преподавателями, то на часах уже было 12 часов ночи!

  • Запомнился очень поучительный случай в первую сессию. При подготовке к экзамену по Новому Завету выучила все, кроме одного вопроса, который показался очень сложным и непонятным. Подумалось, что уж он-то не попадется — вероятность маленькая. Но Промысел Божий не дал мне разлениться. Именно этот вопрос и пришлось разбирать и учить прямо на экзамене. После этого случая старалась изо всех сил тщательно готовиться к экзаменам и хотя не всегда была готова полностью, но Господь покрывал Своей милостью.

Кто из преподавателей и сотрудников НСМПБИ вам особенно запомнились, о ком из них вы хотели бы сказать добрые слова?

  • Наш бессменный староста — теперь священник Димитрий Осипов. Он всегда остается нашим старостой.

  • Лекции по литургике, которые вел отец Александр Реморов. Они нередко выходили за рамки предмета. Стиль отца Виталия Бочкарева — живой рассказ, порой подсвеченный юмором. Лекции отца Бориса Пивоварова по догматическому Богословию — ясная связь истока и современности. Размышления диакона Александра Егорова на темы нравственного Богословия. Различия светской и православной психологии отца Евгения Левченко. Казалось, рождались на глазах лекции гражданских преподавателей — В. Елагина по истории Отечества и В. Сабирова по религиозной философии. А разве можно забыть потрясающие лекции покойного Владыки Сергия? Да и о ком из преподавателей ни вспомни — найдется что-нибудь доброе и интересное...

  • Библиотекари в приходе во имя преподобного Серафима Саровского... Я не помню случая, чтобы они формально отнеслись к нашим просьбам, не помогли всем, чем возможно, в поисках информации. Доброе слово хочется сказать о библиотекаре Танюше Осинцевой (тогда библиотека была в приходе во имя преподобного Серафима Саровского). Это человек, который всегда чем-то поможет. Да и сейчас наши библиотекари — отзывчивые люди, разбирающиеся в своем деле.

  • Добрые слова хотелось бы сказать о всех преподавателях и сотрудниках НСМПБИ. Не встречалось такого, кто бы отказал в помощи или совете. Но особенно своевременны были на первых курсах поддержка и вразумление Татьяны Ивановны Реморовой. Ее наставления помнятся до сих пор. 

  • Доброе слово могу сказать обо всех преподавателях, студентах, библиотекарях. Я заканчиваю второй вуз, и у меня есть, с чем сравнивать. Все работают и учатся не за страх, а за совесть. 

  • Большую поддержку оказывали встречи с Владыкой Тихоном. Таких встреч хочется побольше. 

  • Наш преподаватель по предмету «Богослужебный устав» монахиня Мария (Пивоварова) наряду с теоретической частью занималась с нами и практической отработкой преподаваемого материала. Она учила нас работать с богослужебными книгами и текстами — как их применять в богослужебной практике, учила правильному чтению. Вот один из примеров. Давался текст, например, какой-нибудь псалом. Назначенный преподавателем студент начинал его читать. Она слушала его чтение, а в случае неправильного произношения, не останавливая чтеца, параллельно с его чтением делала необходимые замечания: «Не торопись» (или, наоборот: «Ускорь чтение»); «Читай более распевно»; «Так, правильно»; «Четко произноси окончания слов»; «Над словом (называет слово) неправильно произнес ударение»; «Четче произноси текст» и так далее.

    И так с каждым из нас. Один читает текст, а все остальные следят. Мы от души благодарны ей за такой уникальный прием обучения чтению церковно-славянских текстов. Она действительно работала с нами, взрослыми, как с детьми. А мы в самом деле были детьми, детьми нашего времени, отлученными от Церкви. О преподавателях я уже упоминала. Но очень часто вспоминаются лучистые глаза Владыки Сергия. Когда владыка заболел, мы как-то подошли к его келейнику Никону и сказали, что любим Владыку и ждем его, а через день епископ Сергий скончался. Хочется отметить работников библиотеки, которая тогда находилась в помещении прихода во имя преподобного Серафима Саровского. Очень хорошо встречали и всегда старались помочь в выборе книг. В целом можно отметить, что за все время учебы претензии были к двум-трем преподавателям, не больше.

  • В первую очередь хочется сказать о большой отеческой любви к нам ректора отца Александра Реморова. Матушка Татьяна Ивановна Реморова — строгий и одновременно добрый преподаватель, которая не только давала предмет, но и учила житейской мудрости. Преподавателя предмета «Западные исповедания» отца Александра Матрука мы больше других донимали вопросами по самым различным предметам и всегда получали ответ.

Как полученные вами знания используются в вашей непосредственной деятельности?

  • В основном в моей работе по преподаванию церковной истории группе псаломщиков, в воскресной школе и в 27-й школе, где преподаю предмет «Православная культура России».

  • Как-то не замечала. Пока.

  • Полученные знания вошли в жизнь неотъемлемо. Они используются и на работе, и дома, и во всех других обстоятельствах.

  • Я занимаюсь с двумя маленькими детьми на дому. Родителей интересует воспитание именно православное. Конечно, воспитывает Господь, но от моих знаний тоже кое-что зависит. Важно, чтобы детям до сердца дошло, а для этого и мне нужно глубокое понимание. Этому и учусь в Институте. Кроме того, с детьми пою церковные песнопения, пою, как на клиросе. А это уже не только пение, а богословие. И дети вопросы задают богословские. Через институт я узнала многих священников и преподавателей, которые помогли изменить жизнь мне и моим знакомым. Я бы даже сказала, спасти жизнь и семью.

  • На наш курс поступило около 30 человек, и почти все дошли до конца. Практически все наши выпускники нашли свою нишу в духовном просветительстве. Но духовное развитие идет, не останавливаясь. Что касается той помощи, которую оказывают мне знания в моей непосредственной деятельности — она огромная. 

  • Некоторые темы из учебной программы я рассказываю детям на уроке в воскресной школе. На клиросе очень помогает знание гласов, тропарей, которые мы учили наизусть. К сожалению, не все из нас нашли полученным знаниям практическое применение. Тем не менее, некоторые из нас трудятся в храмах в качестве церковнослужителей (алтарное служение, клиросное пение), кто-то преподает в воскресных школах, а кто-то работает в приходских библиотеках. Надо заметить, что многие из нас собирались после окончания Богословского Института принять участие в духовном просвещении учащихся светских учебных заведений, в частности, школ. Однако эта задача оказалась очень трудной. К сожалению, руководители очень неохотно дают согласие на преподавание в подведомственных им школьных учреждениях духовных дисциплин, часто отказывают, причем по надуманным причинам.

  • Знания, приобретенные в институте, конечно, очень помогают мне самой в различных жизненных ситуациях, в вопросах веры, а также в беседах с людьми, интересующимися вопросами православия. А это случается и на основной работе, в церкви, да и в других местах. Но чувствуется необходимость дальнейшего самостоятельного углубления знаний. Не помню по какому случаю, но мне мой духовный наставник сказал однажды: «Вот ты учишься в институте теории, а здесь (в храме) постигай все на практике». Стараюсь этому совету и следовать.

Поступили бы вы вновь в институт, если бы вам представилась такая возможность?

  • Да.

  • Обязательно. Теперь даже трудно представить, как можно было без всего этого обходиться.

  • Да, я бы поступила обязательно. Даже жаль, что скоро закончу.

  • Только если на другой факультет.

  • По состоянию своей души мы даже не могли воспринять все, что нам давали, но мы все спешили вечером на занятия, как на праздник. Чтобы повторить эти незабываемые минуты, растянувшиеся на несколько лет, я бы поступила вновь.

  • Студенческие годы незабываемы, в каком бы возрасте мы ни учились. Конечно, усталость чувствуется, но немного бы отдохнуть, и еще раз можно было бы поступить.

  • Хотелось бы еще обучиться клиросному пению и иконописи.

Ваши пожелания или критические замечания.
  • Верю — первая Духовная Академия за Уралом появится в Новосибирске! И основу ее заложит НСМПБИ. Может быть, стоит увеличить число предметов за счет сжатия программ. Тогда студенты смогут полнее знакомиться с философией, сравнительным богословием, креативизмом и т.д. И еще пожелание — побольше семинаров.

  • Большую часть экзаменов выносить на зимнюю сессию. Сейчас зимой один-два экзамена, а весной — десять-одиннадцать. По тем предметам, по которым нет экзаменов в данную сессию, зачеты сдавать до начала сессии, на последнем занятии, чтобы перед сдачей экзаменов появились дополнительные дни для подготовки. Перед каждым экзаменом необходимо не менее двух дней на подготовку. Просьба к преподавателям не удлинять свои занятия за счет перерыва между лекциями. Этот перерыв очень нужен студентам, чтобы немного отдохнуть перед следующей лекцией.

  • Случалось, что в библиотеке не всегда находили имеющийся материал. Это касается журнальных статей, которые не все занесены в картотеку. Нужно предоставить возможность нормально готовиться в период сессии. Многие люди очень заняты и возлагают надежды на то, что будет достаточно времени позаниматься в период сессии. Но если зачеты ежедневно или во время семинаров, то такой возможности студенты лишены.

  • От всей души желаю процветания нашему Институту, и чтобы у него было свое здание.

  • Очень горько сознавать, что не всем преподавателям можно задавать вопросы, чтобы не навлечь на себя их гнев. Не все преподаватели готовятся к лекциям: 2-3 ключевые фразы крутят в течение всего занятия. Часто бывали пропуски занятий со стороны преподавателей, причем без всяких предварительных объявлений. Очень обидно бывало в такие дни, когда впустую тратилось время, оторванное от семьи, да и деньги, зря потраченные на проезд, тоже немаловажны. Знаю человека, перед которым часто вставал вопрос: купить булку хлеба или поехать в институт?

  • Хотелось бы, чтобы увеличили фонд институтской библиотеки и количество книг, выдаваемых на руки. И, конечно же, пожелать здравия и благоденствия всем преподавателям, а самому Институту — процветания.

  • Хочется сказать добрые слова в адрес наших преподавателей. Мы благодарны им, мы всех их уважаем, мы всех их любим за их труд, за те знания, которые они нам дали. Дай Бог им доброго здоровья, радости и новых успехов в добрых делах! Желаю здоровья, помощи Божией нашему дорогому Владыке Тихону, Архиепископу Новосибирскому и Бердскому, ректору института протоиерею Александру Реморову, всем преподавателям и сотрудникам НСМПБИ. Всем низкий поклон и сердечная благодарность.


 

№ 1 (45) Май 2005 г, НОВОСИБИРСКИЙ ЕПАРХИАЛЬНЫЙ ВЕСТНИК